Автор: Залитко Ольга Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 16 с. Новопавловка Белоглинского района
Населённый пункт: с.Новопавловка, Белоглинский район, Краснодарский край
Наименование материала: Выступление для педсовета
Тема: Адаптация пятиклассников к новым требованиям средней школы
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 16 Белоглинского района»
Выступление на педсовете по теме:
«Адаптация пятиклассников к новым
условиям обучения»
Кл. руководитель 5 класса
Залитко О.Ю.
10.01.2022 г.
Термин "адаптация"
имеет латинское происхождение и обозначает
приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к
условиям среды.
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность
ребенка к школе" и включает три составляющие:
адаптациюфизиологическую,
психологическую
социальную, или личностную.
Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования
любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и
состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении
взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться
школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и
необходимый
для
дальнейшего
обучения
уровень
развития
психических
функций
свидетельствуют
о
физиологической,
социальной или психологической готовности ребенка.
Какими должны быть пятиклассники
Пятиклассники должны:
•
уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и
формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать
отношения;
•
уметь
правильно
распределять
и
планировать
свое
время,
проявлять
самостоятельность
в
своих
делах
и
в
случае
необходимости обращаться за помощью взрослых;
•
стараться
учиться,
стремиться
овладевать
знаниями,
уметь
заниматься самостоятельно;
•
уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками
и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
•
иметь
постоянные
обязанности
дома,
выполнять
их
без
напоминания, помогать родителям;
•
уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
•
уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный,
правильный выбор
Возникающие проблемы:
•
очень много разных учителей;
•
непривычное расписание;
•
много новых кабинетов;
•
новый классный руководитель;
•
проблемы со старшеклассниками;
•
возросший темп работы;
•
возросший объем работ в классе и д/з;
•
рассогласованность,
даже
противоречивость
требований
отдельных педагогов;
•
ослабление или отсутствие контроля;
•
необходимость
на
каждом
уроке
приспосабливаться
к
своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
•
самостоятельность в работе с текстами;
•
низкий уровень развития речи;
•
слабое развитие навыков самостоятельной работы;
•
своеобразие подросткового возраста
.
Признаки успешной адаптации:
•
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
•
ребенок легко справляется с программой;
•
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных
заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ
попыток выполнить задание самому;
•
удовлетворенность
межличностными
отношениями
–
с
одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
•
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
•
Нежелание
ребёнка
делиться
своими
впечатлениями
о
проведённом дне.
•
Стремление
отвлечь
взрослого
от
школьных
событий,
переключить внимание на другие темы.
•
Нежелания выполнять домашние задания.
•
Негативные
характеристики
в
адрес
школы,
учителей,
одноклассников.
•
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
•
Беспокойный сон.
•
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
•
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Сроки адаптационного периода.
2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся)
2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся).
Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода.
1.Слабые навыки решения математических задач.
2. Плохое владение пересказом текста.
3 Невнимательность и неусидчивость.
4 Частая смена приятелей.
5. Одиночество.
6. Логопедический диагноз.
7. Социальное положение.
8. Физическое и психологическое состояние.
Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание
в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого
ученика.
В 5 классе 25 учеников: 11 девочек и 14 мальчиков.
По физическому развитию
дети разные: есть дети с крепким
физическим развитием и есть дети с хроническими заболеваниями.
По социальному статусу:
есть дети из полных семей, неполных,
малообеспеченных семей, семей с достатком. В классе 1 мальчик
опекаемый.
Поведение: есть дети с хорошим воспитанием, есть дети, требующие
особого внимания со стороны учителей и родителей. 1 учащийся стоит
на контроле в КДН.
Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были
проведены следующие мероприятия:
На начало учебного года я, как классный руководитель ознакомилась с
личными делами учащихся, характеристиками.
Была написана характеристика класса.
Был составлен социальный паспорт класса, план работы класса,
план работы с родителями.
Оформлен классный уголок.
Еженедельно проводятся классные часы, которые носят как
организационный характер, так и тематические.
Было проведено 2 родительских собрания.
Одно из них «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям». Была
предложена памятка в помощь родителям «Трудности адаптации в 5 классе.
Рекомендации для родителей».
Наблюдение за учащимися вовремя и вне учебных занятий
Грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных
особенностей,
психологической
совместимости,
здоровья
и
пожеланиями родителей
Ознакомление учащихся со следующими составляющими обучения в 5
классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена».
«столовая», «правила поведения». «ведение дневника».
Знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в
семье, здоровьем ребёнка.
Сотрудничество с учителями – предметниками.
Проведено анкетирование
На своих уроках обращала внимание на следующее:
По возможности опрашивать каждого ученика за урок не менее 3-5 раз,
т.е.
осуществлять
обратную
связь
и
своевременно
проводить
коррекцию знаний
Ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных
этапах урока)
Стараться
не
только
научить,
а
развивать
мышление
ребёнка
средствами своего предмета
Стараться
интегрировать
задания
с
родственными
учебными
дисциплинами для обогащения знаний и расширения кругозора
учащихся.
Учащиеся 5 класса были вовлечены в подготовку и проведение
совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников и спортивных
соревнований. Участвовали во всех коллективно-творческих делах школы и
класса. Каждый ученик имеет в классе поручение.
В классе между девочками и мальчиками царит доброжелательность и
дружелюбная атмосфера. Что касается мальчиков класса, то за 1 четверть
были несколько случаев выяснений между ними отношений, но серьезных
конфликтов не было. В основном источниками трудных ситуаций были:
______________________________________________________________.
По итогам 2-й четверти в классе: 3 отличника (фамилии); 5 хорошистов
(фамилии). Качество знаний учащихся по итогам 1 полугодия составило 35%.
Это говорит о том, что ученики плохо усваивают программу. Перед концом
2-й четверти были проведены административные контрольные работы по
математике и русскому языку. Качество знаний по русскому языку
составило: за диктант 46,6%, а за грамматику – 33.3%. По математике
качество знаний по итогам контрольной работы составило 33.3 %. Если
посмотреть на уровень обученности учащихся за первую и вторую четверти,
то идет явное снижение качества знаний.
Задачи классного руководителя на II полугодие:
1.Продолжить работу над развитием классного коллектива: добиваться
высокого уровня сплоченности.
2.Создать
условия
для
продвижения
учащихся
в
интеллектуальном
развитии (сохранить
успеваемость
класса –
100%,
добиваться
повышения качества знаний учащихся, добиваться 100% посещаемости).
3. Продолжить развивать интерес к внеклассной деятельности.
Анализ
проведенной
деятельности
показал
развитие
творческой
активности у
детей,
формирование
интеллектуальных
умений,
дети
показали самостоятельность и ответственность.