Напоминание

Адаптация пятиклассников к новым требованиям средней школы


Автор: Залитко Ольга Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 16 с. Новопавловка Белоглинского района
Населённый пункт: с.Новопавловка, Белоглинский район, Краснодарский край
Наименование материала: Выступление для педсовета
Тема: Адаптация пятиклассников к новым требованиям средней школы
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 16 Белоглинского района»

Выступление на педсовете по теме:

«Адаптация пятиклассников к новым

условиям обучения»

Кл. руководитель 5 класса

Залитко О.Ю.

10.01.2022 г.

Термин "адаптация"

имеет латинское происхождение и обозначает

приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к

условиям среды.

Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность

ребенка к школе" и включает три составляющие:

адаптациюфизиологическую,

психологическую

социальную, или личностную.

Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования

любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и

состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении

взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться

школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и

необходимый

для

дальнейшего

обучения

уровень

развития

психических

функций

свидетельствуют

о

физиологической,

социальной или психологической готовности ребенка.

Какими должны быть пятиклассники

Пятиклассники должны:

уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и

формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать

отношения;

уметь

правильно

распределять

и

планировать

свое

время,

проявлять

самостоятельность

в

своих

делах

и

в

случае

необходимости обращаться за помощью взрослых;

стараться

учиться,

стремиться

овладевать

знаниями,

уметь

заниматься самостоятельно;

уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками

и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

иметь

постоянные

обязанности

дома,

выполнять

их

без

напоминания, помогать родителям;

уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;

уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный,

правильный выбор

Возникающие проблемы:

очень много разных учителей;

непривычное расписание;

много новых кабинетов;

новый классный руководитель;

проблемы со старшеклассниками;

возросший темп работы;

возросший объем работ в классе и д/з;

рассогласованность,

даже

противоречивость

требований

отдельных педагогов;

ослабление или отсутствие контроля;

необходимость

на

каждом

уроке

приспосабливаться

к

своеобразному темпу, особенностям речи учителей;

самостоятельность в работе с текстами;

низкий уровень развития речи;

слабое развитие навыков самостоятельной работы;

своеобразие подросткового возраста

.

Признаки успешной адаптации:

удовлетворенность ребенка процессом обучения;

ребенок легко справляется с программой;

степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных

заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ

попыток выполнить задание самому;

удовлетворенность

межличностными

отношениями

с

одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

Нежелание

ребёнка

делиться

своими

впечатлениями

о

проведённом дне.

Стремление

отвлечь

взрослого

от

школьных

событий,

переключить внимание на другие темы.

Нежелания выполнять домашние задания.

Негативные

характеристики

в

адрес

школы,

учителей,

одноклассников.

Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

Беспокойный сон.

Трудности утреннего пробуждения, вялость.

Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Сроки адаптационного периода.

2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся)

2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся).

Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода.

1.Слабые навыки решения математических задач.

2. Плохое владение пересказом текста.

3 Невнимательность и неусидчивость.

4 Частая смена приятелей.

5. Одиночество.

6. Логопедический диагноз.

7. Социальное положение.

8. Физическое и психологическое состояние.

Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание

в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого

ученика.

В 5 классе 25 учеников: 11 девочек и 14 мальчиков.

По физическому развитию

дети разные: есть дети с крепким

физическим развитием и есть дети с хроническими заболеваниями.

По социальному статусу:

есть дети из полных семей, неполных,

малообеспеченных семей, семей с достатком. В классе 1 мальчик

опекаемый.

Поведение: есть дети с хорошим воспитанием, есть дети, требующие

особого внимания со стороны учителей и родителей. 1 учащийся стоит

на контроле в КДН.

Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были

проведены следующие мероприятия:

На начало учебного года я, как классный руководитель ознакомилась с

личными делами учащихся, характеристиками.

Была написана характеристика класса.

Был составлен социальный паспорт класса, план работы класса,

план работы с родителями.

Оформлен классный уголок.

Еженедельно проводятся классные часы, которые носят как

организационный характер, так и тематические.

Было проведено 2 родительских собрания.

Одно из них «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям». Была

предложена памятка в помощь родителям «Трудности адаптации в 5 классе.

Рекомендации для родителей».

Наблюдение за учащимися вовремя и вне учебных занятий

Грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных

особенностей,

психологической

совместимости,

здоровья

и

пожеланиями родителей

Ознакомление учащихся со следующими составляющими обучения в 5

классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена».

«столовая», «правила поведения». «ведение дневника».

Знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в

семье, здоровьем ребёнка.

Сотрудничество с учителями – предметниками.

Проведено анкетирование

На своих уроках обращала внимание на следующее:

По возможности опрашивать каждого ученика за урок не менее 3-5 раз,

т.е.

осуществлять

обратную

связь

и

своевременно

проводить

коррекцию знаний

Ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных

этапах урока)

Стараться

не

только

научить,

а

развивать

мышление

ребёнка

средствами своего предмета

Стараться

интегрировать

задания

с

родственными

учебными

дисциплинами для обогащения знаний и расширения кругозора

учащихся.

Учащиеся 5 класса были вовлечены в подготовку и проведение

совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников и спортивных

соревнований. Участвовали во всех коллективно-творческих делах школы и

класса. Каждый ученик имеет в классе поручение.

В классе между девочками и мальчиками царит доброжелательность и

дружелюбная атмосфера. Что касается мальчиков класса, то за 1 четверть

были несколько случаев выяснений между ними отношений, но серьезных

конфликтов не было. В основном источниками трудных ситуаций были:

______________________________________________________________.

По итогам 2-й четверти в классе: 3 отличника (фамилии); 5 хорошистов

(фамилии). Качество знаний учащихся по итогам 1 полугодия составило 35%.

Это говорит о том, что ученики плохо усваивают программу. Перед концом

2-й четверти были проведены административные контрольные работы по

математике и русскому языку. Качество знаний по русскому языку

составило: за диктант 46,6%, а за грамматику – 33.3%. По математике

качество знаний по итогам контрольной работы составило 33.3 %. Если

посмотреть на уровень обученности учащихся за первую и вторую четверти,

то идет явное снижение качества знаний.

Задачи классного руководителя на II полугодие:

1.Продолжить работу над развитием классного коллектива: добиваться

высокого уровня сплоченности.

2.Создать

условия

для

продвижения

учащихся

в

интеллектуальном

развитии (сохранить

успеваемость

класса –

100%,

добиваться

повышения качества знаний учащихся, добиваться 100% посещаемости).

3. Продолжить развивать интерес к внеклассной деятельности.

Анализ

проведенной

деятельности

показал

развитие

творческой

активности у

детей,

формирование

интеллектуальных

умений,

дети

показали самостоятельность и ответственность.



В раздел образования