Автор: Попова Елена Михайловна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: КОГОБУ"СШ с.Лаж Лебяжского района"
Населённый пункт: с.Ветошкино
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.
Раздел: среднее образование
План-конспект урока по биологии 6 класс
Тема урока: Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: сформировать у обучащихся представление о покрытосеменных
растениях как наивысшем этапе в развитии растительного мира.
Планируемый результат: усвоить понятие Покрытосеменные, уметь
различать растения класса Однодольные от растений класса Двудольные.
Задачи урока
Образовательная: раскрытие особенностей строения и жизнедеятельности
покрытосеменных растений, знакомство с их классификацией.
Воспитывающая:
развитие интереса к предмету, воспитание умения
уважительно относится к ответам своих одноклассников, сопереживать им.
Воспитание бережного отношения к природе.
Развивающая:
развитие
познавательных мотивов, направленных на
добывание новых знаний.
Оборудование: слайд-презентация, ТСО, карточки с заданиями
Биология 6 кл : учебник И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. М:
Вентана-Граф. 2020
Описание хода урока
Название технологических этапов
урока и их содержание
Формируемые УУД
1.
Организационный момент (2мин):
Доброе
утро,
ребята!
Присаживайтесь.
Вспомните
правила работы на уроке.
- Хорошо себя вести.
- Активно работать.
-
Уважительно
относится
к
ответам
своих
одноклассников.
2.
Мотивирование (самоопределение) к учебной
деятельности (3 мин):
Ребята, мы с вами изучаем ботанику. Что же это за наука?
(ответы)
А какая наука изучает классификацию растений?
(систематика)
На доске вы видите таблицу классификации растений.
Внимательно посмотрите и проверьте, все ли правильно
расставлено.( находят ошибки)
Какую
группу
растений
мы
еще
не
изучали?
(Покрытосеменные)
Давайте попробуем сформулировать тему урока вместе.
«Отдел
Покрытосеменные.
Общая
характеристика и значение»
Сегодня
мы
начинаем
изучать
отдел
Покрытосеменные растения.
Каковы наши задачи на сегодня? (учитель помогает их
сформулировать, записывает на доске):
познакомиться с общей характеристикой отдела
Покрытосеменные;
выяснить преимущества покрытосеменных над
голосеменными;
познакомиться с особенностями однодольных и
двудольных растений.
- самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
- внутренняя позиция
школьника (Л);
- учебно-познавательная
мотивация (Л);
- познавательная
инициатива (Р);
- постановка
познавательной цели (П);
- планирование,
прогнозирование (Р);
1.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального
затруднения (5 мин):
Чтобы решить поставленные задачи, нам придется
вспомнить кое-что из ранее изученного.
- Строение цветка ( 1 ученик выполняет задание
на магнитной доске)
- мотивационная основа
учебной деятельности (Л);
- смыслообразование (Л);
- анализ, синтез,
сравнение, обобщение,
сериация, классификация,
аналогия (П);
- структурирование
знаний (П);
Остальные делятся на группы .
Вам необходимо распределить изображения
растений на вашем столе по группам:
1 гр – низшие и высшие
2 гр – споровые и семенные
3 гр – голосеменные и покрытосеменные
- смысловое чтение,
осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
форме, (П);
- построение логической
цепи рассуждений (П);
- достаточно полное и
точное выражение своих
мыслей в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации (К);
- развитие этических
чувств и регуляторов
морального поведения
(Л);
- постановка учебной
задачи в сотрудничестве с
учителем (Р);
- формулирование и
аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникации (К);
- учет разных мнений,
координирование в
сотрудничестве разных
позиций (К);
- волевая саморегуляция
(Р)
4.
Выявление места и причины затруднения (5 мин): (если
дети по каким-то причинам затрудняются выполнить задание,
учитель выявляет причину и вместе с учащимися находит пути ее
решения). Взаимопроверка
- учебно-познавательный
интерес (Л);
- смыслообразование (Л);
5.
Переход к новой теме (10 мин): Знакомство с
Покрытосеменными растениями . Работа с презентацией.
-
Сейчас мы с Вами познакомимся с отделом
Покрытосеменные растения.
Далее идут слайды друг за другом, дети записывают со
слайдов и параллельно слушают пояснения учителя.
СЛАЙД 3.
«Покрытосеменные как самые совершенные растения
достигли своего максимума в количестве известных
человеку видов – более 350 000 видов. Кто помнит
сколько Голосеменных?». (ответ)
СЛАЙД 4.
«У покрытосеменных появляется новый орган
размножения – цветок. Как вы думаете, почему
такие цветы яркие и выделяющиеся? Не только для
того, чтобы радовать нас с вами»
- самоопределение (Л);
- постановка
познавательной цели (П);
- познавательная
инициатива (Р);
- планирование,
прогнозирование (Р);
- построение логической
цепи рассуждений (П);
- построение речевых
высказываний (П);
- выбор наиболее
эффективных способов
решения задач (П);
- определение основной и
второстепенной
информации (П);
- планирование учебного
(Чтобы привлекать насекомых и птиц, для переноса
пыльцы)
СЛАЙД 5.
«Вспомним строение цветка, семязачаток спрятан
глубоко в завязи пестика, а не как у Голосеменных
лежит на поверхности. Зачем растениям это
нужно?» (ответ)
«Семязачаток надежно защищает семя от
неблагоприятных условий, у семени больше шансов
правильно созреть и накопить больше питательных
веществ. Что появляется у яблони, когда она
отцветет?»(яблоки).
СЛАЙД 6.
«Правильно, у Покрытосеменных появляется новый
орган – плод. Для чего он нужен?» Ученики
говорят, что для защиты семени, чтоб оно не
повредилось и пр..
«Плод образуется из завязи пестика. Посмотрите на
слайде представлены различные виды плодов .
Какие это растения?» (Ученики называют).
СЛАЙД 7.
«Покрытосеменные приспособились к различным
условиям, начиная от жаркого и сухого климата
пустынь, заканчивая самым холодным материком –
Антарктидой. За короткое лето, где успевает
расцвести интересное растение Колобанус Кито, его
вы можете видеть справа на слайде»
А какие растения цветут в пустыне?» (кактусы)
СЛАЙД 8.
«Также покрытосеменные приспособились
размножаться с различными типами опыления».
(Учитель объясняет по схеме предствленной на
слайде)
СЛАЙД 9.
«У покрытосеменных появляются наиболее
развитые ткани: ситовидные трубки, сосуды и
трахеиды, что позволяет растениям ускорять обмен
веществ. А для чего?» ( чтоб быстрее расти и
развиваться)
СЛАЙД 10.
«У покрытосеменных самые распространенные
жизненные формы: начиная от деревьев, заканчивая
травами.». (Ученики называют примеры)
А сейчас я предлагаю немного размяться»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
сотрудничества (К);
- формулирование и
аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникации (К);
«Я буду называть различные растения
покрытосеменные, а вы делать движения. Если это
дерево – руки тянем вверх, если это трава –
приседаем, ну а если кустарник или кустарничек –
прыгаем. Как только слышим растение не из отдела
покрытосеменные, значит физкультминутка
закончена.»
«Малина, смородина, груша, береза, одуванчик,
ромашка, липа, черника, ежевика, тюльпан,
ландыш, сосна…»
СЛАЙД 11.
«Также у покрытосеменных растений существует
двойное оплодотворение. МЫ с вами уже
проходили, теперь в парах расскажите друг другу
основные этапы, подсказка на картинке на слайде».
4 минуты рассказывают друг другу, совместно
вспоминают, записывают в тетрадь. Затем
проверяем по слайду СЛАЙД 12.
«Отдел покрытосеменные имеет очень важное
значение для человека, он из древне использует
растения в хозяйстве.
В нашем учебнике представлены 9 основных
значений покрытосеменных для человека.
Самостоятельно выписываем в течении 7 минут,
затем совместно проверим»
СЛАЙД 13.
«В отделе Покрытосеменные существует 2 класса
класс однодольные и класс двудольные. На слайде
вы можете видеть основные характеристики
классов, к которым мы еще вернемся на следующих
уроках».
6.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5
мин):
Игра «Биологическая разминка» (группы работают
по карточкам)
В предложенном перечне признаков отметьте те
признаки, которые соответствуют классу Однодольных
или классу Двудольных растений. Каждому из вас
достанется какой-то один класс. (Работы проверяют
соседи справа).
1. Главный корень хорошо выражен.
2. Мочковатая корневая система.
3. Травянистые, реже деревянистые растения.
4. Растения имеют камбий
5. Листья простые с дуговым или параллельным
- анализ, сравнение,
классификация (П);
- самостоятельный учет
выделенных ориентиров
действия в новом учебном
материале (Р);
- волевая саморегуляция
(Р);
- познавательная
инициатива (Р);
жилкованием
6. Зародыш с двумя семядолями
7. Листья простые или сложные, большинство с
сетчатым жилкованием
8. Растения не имеют камбий
9. Главный корень не развивается
10. Стержневая корневая система
11. Цветы в основном четырёхчленные или
пятичленные
12. Цветы трехчленные
Взаимопроверка (ответы на доске).
Критерии оценки: 1 ошибка – «4»
Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12
2-3 ошибки – «3»
Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10,
11……………………………………………4 и более – «2»
7.
Закрепление материала (5 мин.):
Для закрепления полученных знаний я предлагаю
вам выполнить упражнение в. Пользуясь текстом
учебника, вам необходимо найти ошибки в
сравнительной таблице голосеменные с
покрытосеменные растения.
- контроль (Р)
- способность грамотно
формулировать
высказывания (К)
8.
Рефлексияучебной деятельности на уроке (5 мин):
Ребята, наш урок подходит к концу. Запишите
домашнее задание: §24, выучить понятия
Покрытосеменные, двудольные и однодольные.
А теперь давайте подведем итог проделанной нами
работы.
(Дети выполняют упражнение «Закончи фразу»)
- внутренняя позиция
школьника (Л);
- самооценка на основе
критерия успешности (Л);
- рефлексия способов и
условий действия (П);
- эмпатия (Л);
ПРИЛОЖЕНИЯ