Напоминание

Урок по теме "Фонетика"


Автор: Екатерина Александровна Доставалова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Усть-Качкинская средняя школа"
Населённый пункт: Пермский край, село Усть-Качка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок по теме "Фонетика"
Раздел: среднее образование





Назад




МАОУ «Усть-Качкинская средняя школа»

Урок русского языка по теме «Фонетика». 6 класс

(Учитель:Доставалова Екатерина Александровна)

Конспект урока по теме «Фонетика. Гласные и согласные звуки»

Цели деятельности

учителя

1) Образовательная: повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Фоне-

тика» за начальную школу, формирование представления о принципе деления звуков

на гласные и согласные, о роли звуков в речи, знакомство с понятием «фонема».

2) Развивающая: обогащение устной и письменной речи учащихся через умение из-

влекать необходимую информацию из учебно-научных текстов; развитие навыков ра-

боты в группах, самоконтроля.

3) Воспитательная: воспитание интереса к слову и необходимости правильной устной

и письменной речи.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые об-

разовательные ре-

зультаты

Предметные: знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые де-

лятся звуки речи, иметь представление о смыслоразличительной функции звуков;

уметь различать гласные и согласные звуки по способу их образования, подбирать

примеры.

Метапредметные: способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы,

отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка на основе культуры

своего народа.

Задачи

1. Повторить термины и понятия по теме «Синтаксис». Повторить и систематизиро-

вать знания по теме «Фонетика» за начальную школу. Познакомить с особенностями

образования гласных и согласных звуков. Выявить принцип деления звуков на группы.

Определить роль звуков. Познакомить с терминами звук-смыслоразличитель, фонема.

2. Обогащать речь учащихся. Формировать умение работать с разными источниками

информации (учебник, карточки с текстом, схемы). Формировать умение работать в

группе, оценивать свою и чужую работу, развивать навыки самоконтроля. Развивать

умения слушать и слышать, строить монологическое высказывание и выступать перед

аудиторией.

3. Воспитывать любовь к языку через интерес к слову, умение правильно и красиво го-

ворить.

Методы и формы

обучения

Исследовательский:наблюдение над языковыми явлениями; эвристический метод; ин-

дивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная

Образовательные ре-

сурсы

Учебник Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов «Русский язык .5 кл.», 2015.

Оборудование

Компьютер, телевизор

Наглядно-

демонстрационный

материал

Презентация по теме урока, раздаточный материал, цветовые карточки.

Основные понятия

Звуки речи, фонема, звук - смыслоразличитель

Организационная структура урока

Этап урока

Форма работы Содержание

Деятель-

ность учите-

ля

Деятель-

ность уче-

ника

Формируе-

мые

умения(УУД

)

Организа-

ционный мо-

мент.

Мотивация

учебной дея-

тельности.

Фронтальная.

Работа с презента-

цией.

Беседа.

Эмоциональная,

психологическая

подготовка уча-

щихся к усвоению

изучаемого мате-

риала.

Здравствуйте! Садитесь. Запишите чис-

ло в тетради. (Слайд 1)

- Ребята, помогите мне, отгадать загад-

ку: его не видно, в руки не взять, зато

слышно. (Звук)

- Согласны с этим?

* Закройте глаза, посидите молча и по-

слушайте. (Колокольчик, стук книги,

шелест бумаги, «Ау», «Тс»)

- Расскажите, что вы услышали? (ше-

лест, стук, голос)

- Все ли звуки были одинаковые?

- Чем отличаются? Что или кто издаёт

звуки? (слайд 2).

В: мир, в котором мы живем, - это уди-

вительный мир звуков. Их тысячи: ше-

лест травы, завывание ветра, журчание

Проверяет го-

товность обу-

чающихся к

уроку, создает

эмоциональ-

ный настрой.

Создаёт шумо-

вой фон: ше-

лест бумаги,

звон колоколь-

чика, удар, го-

лосовой при-

зыв «Ау», «Тс»

Настраивают-

ся на плодо-

творную ра-

боту.

Отгадывают

загадку, слу-

шают. Рассу-

ждают, выка-

зывают свои

предположе-

ния, участву-

ют в диалоге с

учителем, на-

блюдают.

Познаватель-

ные: осознают

учебно-позна-

вательную за-

дачу.

Регулятивные:

планируют

необходимые

действия, опе-

рации.

Коммуника-

тивные: обме-

ниваются мне-

ниями, учатся

понимать пози-

цию однокласс-

ника, в том чис-

ле и отличную

от своей.

ручья, пение птиц, человеческие голоса.

- Что произойдёт, если мы закроем уши

ладонями?

- Хотели бы вы жить в таком мире? По-

чему?

В: Да, наступит тишина, беззвучие; мир

потеряет половину своих прелестей.

2. Актуали-

зация.

Индивидуальная

работа

Работа с кросс-

вордом

*О чём сегодня на уроке пойдёт речь? (о

звуках)

* Говорить на уроке мы будем о зву-

ках, которые произносит человек.

(слайд 3-11):

Чтобы сформулировать тему урока, раз-

гадаем кроссворд и повторим изучен-

ные ранее термины и понятия.

Вопросы:

1)Её носит школьник. Она изменяется у

слова (форма).

2) Из чего состоит словосочетание?

(слова)

3) В нём выражается законченная

мысль?

( предложение)

4) Он строится из предложений

екст).

5) Знак завершения (точка).

6) Он состоит из 33 букв в русском язы-

Показывает на-

бранный кросс-

ворд на интер-

активной доске

и раздает рас-

печатанные ва-

рианты, задает

вопросы,

контролирует

выполнение,

поощряет уче-

ников жетона-

ми.

Решают

кроссворд, от-

вечая на во-

просы.

Формулируют

тему урока,

ставят цель и

задачи позна-

вательной де-

ятельности.

Познаватель-

ные: устанав-

ливают при-

чинно-след-

ственные связи,

делают выводы.

Регулятивные:

осознают недо-

статочность

своих знаний

Коммуника-

тивные: фор-

мулируют свою

точку зрения и

обосновывают

ее

3 Целепола-

гание.

ке? (алфавит).

7) Ученик получает за ответы в школе

на уроках? (оценка).

8) Раздел лингвистики, который изуча-

ет строение словосочетаний и предло-

жений (синтаксис).

- слайд12: Какое ключевое слово полу-

чилось? (фонетика)

- Назовите тему урока

Слайд 13 Фонетика. (Запись в тетради)

-Что мы будем делать на уроке?

(Вспомним, что изучает фонетика. Ка-

кие бывают звуки? Сколько их?

Все звуки одинаковые? На какие

группы делятся? Почему? Зачем нуж-

ны звуки? (слайд 14)

-Что должны сделать, чтобы ответить на

эти вопросы? (Рассмотреть примеры,

понаблюдать, сравнить)

4. Выявле-

ние затруд-

нения

Беседа, обсужде-

ние результатов

предыдущего эта-

па.

запись

предложе-

-Вспомните, что изучает фонетика?

(Звуки речи.)

- На какие группы делятся звуки? (Глас-

ные и согласные). Допишем в тему

(Слайд 15): Фонетика. Гласные и со-

гласные звуки.

-Зачем нужны звуки? (1. Из звуков об-

разуются слова.)

* (слайд 16)

Задает вопросы

ученикам.

Обдумывают

ответы на во-

просы, вы-

двигают гипо-

тезы; слуша-

ют и читают

стихи, осозна-

ют, что зна-

ний недоста-

точно для

полных отве-

тов.

Личностные:

осознают свои

трудности и

стремятся к их

преодолению.

Познаватель-

ные: устанав-

ливают при-

чинно-след-

ственные связи,

делают выводы.

Регулятивные:

ния в тет-

радь с объяс-

нением ор-

фограмм.

На имя вашего класса пришло не пись-

мо, а телеграмма. Прочитайте её: Ребя-

та зпт приглашаем вас принять уча-

стие в конкурсе новогодних игрушек

тчк победителей ждут призы тчк.

- Что необычно в тексте телеграммы?

Что за странные слова?

-Что обозначают? Как догадались?

- Были пропущены буквы, обозначаю-

щие какие звуки?

- Зачем нам нужны гласные звуки? (по-

могают произносить слова).

** Но Вы так легко узнали эти слова,

определили значение. Зачем нужны зву-

ки, гласные и согласные?

.

осознают недо-

статочность

своих знаний.

Коммуника-

тивные: зада-

ют вопросы с

целью получе-

ния необходи-

мой для реше-

ния проблемы

информации.

5. Построе-

ние проекта

и выход из

затрудни-

тельной си-

туации

Индивидуальная

работа.

Работа в группе

Раскрытие сущно-

сти новых поня-

тий, усвоение но-

вых способов

учебной и ум-

ственной деятель-

ности учащихся.

Беседа о роли фо-

немы как смысло-

различительной

единице.

* Перед вами на столах два стихотворе-

ния. Вы их прослушаете в исполнении...

Александр Шибаев:

Закричал охотник: «Ой!»

Двери гонятся за мной!

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

-Что вызвало у вас улыбки?

Борис Заходер.

… Вот что сказка говорит:

Задаёт вопро-

сы. Организует

групповую ра-

боту учащихся.

Осваивают

новые лин-

гвистические

термины и по-

нятия.

Выдвигают

гипотезы.

Класс раз-

Личностные:

приобретают

новые знания,

умения, совер-

шенствуют

имеющиеся.

Познаватель-

ные: извлекают

необходимую

информацию из

выступлений

одноклассни-

ков.

Регулятивные:

планируют

Жили-были

Кот и Кит.

Кот – огромный,

Просто страшный!

Кит был маленький,

Домашний.

Кит мяукал,

Кот пыхтел.

Кит купаться не хотел.

Как огня воды боялся.

Кот всегда над ним смеялся!

Кит царапался, кусался.

Добрый КОТ

Ни с кем не дрался…

Разбирались целый год,

Кто тут Кит и где тут Кот.

Обсуждали, не спешили

И в конце концов решили:

« В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка, опечатка…

- Почему произошла такая путаница?

- К какому выводу можно прийти, читая

данные стихотворения? Зачем нужны

звуки? (Каждый звук помогает разли-

чать слова по смыслу.)

(слайд 17)

Такие звуки называются смыслораз-

личители, а их роль в слове –смыслораз-

делён на 6

групп: «Био-

логи-1»,

«Биологи-2»,

«Биологи-3»,

«Языковеды»,

« Знатоки»,

«Математи-

ки».

1) Группа

«Биологи»

рассказывает

об образова-

нии

гласных(Б-3)

и согласных

звуков (Б-1,

2), пользуясь

учебником и

схемой.

(слайд19-21)

2) Группа

«Языковеды»

объясняют

связь жанра

скороговорки

с темой урока,

используя ма-

териал учеб-

ника и упраж-

нения.

(Слайд 22)

3) Группа

« Математи-

ки» вспоми-

нает, на какие

необходимые

действия, опе-

рации, действу-

ют по плану.

Коммуника-

тивные: осу-

ществляют сов-

местную дея-

тельность в

группах с уче-

том конкрет-

ных учебно-

познавательных

задач.

Личностные:

осознают необ-

ходимость за-

боты о здоро-

вье.

Слайд 18

Физкульт-

минутка:

Руки кверху

поднимаем,

А потом их

опускаем,

А потом их

развернём,

И к себе ско-

рей при-

жмём.

А потом бы-

стрей, бы-

стрей хло-

пай, хлопай

веселей.

личительная.

Красиво звучит термин?...(нет)

Физкультминутка!!!

_____________________________

* Мы ответили на вопрос «Зачем нужны

звуки» (из них образуются слова и они

помогают различать слова). Но почему

именно делятся на гласные и согласные?

Все ли звуки одинаковые? И почему по-

ставлен знак вопроса (Гипотезы)

* Чтобы ответить на этот вопрос пора-

ботаем в группах: «Биологи»,

«Математики», «Знатоки», «Языкове-

ды».

Выступление групп

*! «Знатоки»: Почему стоял ? Краси-

вый термин фонема.

Запись предложения: слайд 26: Звук-

смыслоразличитель называется фоне-

ма.

**Обозначаем квадратными скобка-

ми на письме.

группы делят-

ся все звуки

речи, подсчи-

тывает коли-

чество глас-

ных и соглас-

ных букв,

гласных и со-

гласных

звуков в рус-

ском языке.

(слайд 23-24)

4) Группа

«Знатоки»,

используя до-

полнительные

источники,

коротко

рассказывает

о Бодуэне де

Куртенэ , его

достижениях

в области фо-

нетики, о фо-

неме.

(слайд 25-26)

Каждая груп-

па слушает

выступление,

оценивает

своих од-

ноклассников.

Записывают

предложение,

Объясняют

орфограммы.

6. Примене-

ние знаний и

умений в но-

вой ситуа-

ции

1) Индивидуаль-

ная работа

Слайд 27: Выполните упражнение по

заданию.

Кто больше? Заменяя каждый раз один

звук, образуйте новые слова от данного

[ком] - …

Организует ра-

боту учащихся

по учебнику

Выполняют

упражнение

на основе тек-

ста учебника.

В сотрудниче-

стве с учи-

телем и од-

ноклассника-

ми делают

выводы о

необходимо-

сти знать

смыслораз-

личи-

тельную

функцию фо-

нем.

Личностные:

приобретают

новые знания,

умения, совер-

шенствуют

имеющиеся.

Познаватель-

ные: читают и

слушают, из-

влекая нужную

информацию, а

также самосто-

ятельно нахо-

дят ее в матери-

алах учебника.

Регулятивные:

планируют

необходимые

действия.

Коммуника-

тивные: фор-

мулируют соб-

ственные мыс-

ли, высказыва-

ют свое мне-

ние, корректи-

руют ответы

одноклассни-

ков,

учатся работать

в паре.

7. Самостоя-

тельная ра-

бота с про-

веркой по

эталону

Выполните тест: Соотнесите понятия из

левого столбика с понятиями в правом

столбике.

(Слайд №28)

Организует ра-

боту учащихся

с тестом

Самостоя-

тельно выпол-

няют задание,

обмениваются

работами, а

Личностные:

приобретают

знания, умения,

совершенству-

ют имеющиеся.

1Фонетика

1 обозначение звуков на

письме

2 Буква

2 единица фонетики

3 Звук

3 наука о звуках

4 Фонема

4 смысло-

различи-

тель

а затем проверьте правильность выпол-

нения задания и оцениваем себя (Слайд

№29).

1 -3 «5» -0

2-1 «4» -1

3-4 «3» -2

4-2 «2» -3

затем прове-

ряют, сверяя с

правильными

ответами и

оценивая ра-

боту по сле-

дующим кри-

териям:

«5» - 0 оши-

бок

«4» - 1 ошиб-

ка

«3» - 2 ошиб-

ки

«2» - более 3

ошибок

Познаватель-

ные: извлекают

нужную инфор-

мацию из мате-

риалов учебни-

ка.

Регулятивные:

контролируют

учебные дей-

ствия, замечают

допущенные

ошибки.

Коммуника-

тивные: осу-

ществляют сов-

местную дея-

тельность в па-

рах с учетом

конкретных

учебно-позна-

вательных за-

дач.

8 . Домашнее

задание

1Теория,

2.Упр.263. Или составить слова с кор-

нем -фон-, включить в предложения

(Слайд №30).

Объясняет

сущность до-

машнего

задания

Слушают и

уточняют за-

дание, задают

вопросы.

Коммуника-

тивные: слу-

шают, задают

вопросы для

уточнения по-

следовательно-

сти работы.

9. Рефлексия

Беседа

-(Слайд №31)

Вспомним цели, кото-

рые мы ставили в начале урока. Достиг-

ли ли мы их?

- Выберите для себя начало фразы и вы-

скажите вслух:

- Сегодня я узнал…

Предлагает де-

тям продол-

жить фразы с

целью проана-

лизировать ра-

боту на всех

этапах урока.

Проводят

самооценку

по предло-

женным фра-

зам и анкете.

Познаватель-

ные: осуще-

ствляют для ре-

шения учебных

задач операции

анализа, синте-

за, сравнения,

делают выводы.

- Сегодня было интересно…

-Я понял, что…

- Сегодня я научился…

- Я не совсем понял…

- Я не понял…

* Выберите смайлик, соответствующий

вашему состоянию на уроке. и поставьте

его номер на полях.

Спасибо за работу на уроке. Слайд 32

Регулятивные:

адекватно оце-

нивают свои

достижения,

осознают воз-

никающие

трудности,

ищут пути их

преодоления.



В раздел образования