Автор: Екатерина Александровна Доставалова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Усть-Качкинская средняя школа"
Населённый пункт: Пермский край, село Усть-Качка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок по теме "Фонетика"
Раздел: среднее образование
МАОУ «Усть-Качкинская средняя школа»
Урок русского языка по теме «Фонетика». 6 класс
(Учитель:Доставалова Екатерина Александровна)
Конспект урока по теме «Фонетика. Гласные и согласные звуки»
Цели деятельности
учителя
1) Образовательная: повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Фоне-
тика» за начальную школу, формирование представления о принципе деления звуков
на гласные и согласные, о роли звуков в речи, знакомство с понятием «фонема».
2) Развивающая: обогащение устной и письменной речи учащихся через умение из-
влекать необходимую информацию из учебно-научных текстов; развитие навыков ра-
боты в группах, самоконтроля.
3) Воспитательная: воспитание интереса к слову и необходимости правильной устной
и письменной речи.
Тип урока
Изучение нового материала
Планируемые об-
разовательные ре-
зультаты
Предметные: знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые де-
лятся звуки речи, иметь представление о смыслоразличительной функции звуков;
уметь различать гласные и согласные звуки по способу их образования, подбирать
примеры.
Метапредметные: способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы,
отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка на основе культуры
своего народа.
Задачи
1. Повторить термины и понятия по теме «Синтаксис». Повторить и систематизиро-
вать знания по теме «Фонетика» за начальную школу. Познакомить с особенностями
образования гласных и согласных звуков. Выявить принцип деления звуков на группы.
Определить роль звуков. Познакомить с терминами звук-смыслоразличитель, фонема.
2. Обогащать речь учащихся. Формировать умение работать с разными источниками
информации (учебник, карточки с текстом, схемы). Формировать умение работать в
группе, оценивать свою и чужую работу, развивать навыки самоконтроля. Развивать
умения слушать и слышать, строить монологическое высказывание и выступать перед
аудиторией.
3. Воспитывать любовь к языку через интерес к слову, умение правильно и красиво го-
ворить.
Методы и формы
обучения
Исследовательский:наблюдение над языковыми явлениями; эвристический метод; ин-
дивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная
Образовательные ре-
сурсы
Учебник Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов «Русский язык .5 кл.», 2015.
Оборудование
Компьютер, телевизор
Наглядно-
демонстрационный
материал
Презентация по теме урока, раздаточный материал, цветовые карточки.
Основные понятия
Звуки речи, фонема, звук - смыслоразличитель
Организационная структура урока
Этап урока
Форма работы Содержание
Деятель-
ность учите-
ля
Деятель-
ность уче-
ника
Формируе-
мые
умения(УУД
)
Организа-
ционный мо-
мент.
Мотивация
учебной дея-
тельности.
Фронтальная.
Работа с презента-
цией.
Беседа.
Эмоциональная,
психологическая
подготовка уча-
щихся к усвоению
изучаемого мате-
риала.
Здравствуйте! Садитесь. Запишите чис-
ло в тетради. (Слайд 1)
- Ребята, помогите мне, отгадать загад-
ку: его не видно, в руки не взять, зато
слышно. (Звук)
- Согласны с этим?
* Закройте глаза, посидите молча и по-
слушайте. (Колокольчик, стук книги,
шелест бумаги, «Ау», «Тс»)
- Расскажите, что вы услышали? (ше-
лест, стук, голос)
- Все ли звуки были одинаковые?
- Чем отличаются? Что или кто издаёт
звуки? (слайд 2).
В: мир, в котором мы живем, - это уди-
вительный мир звуков. Их тысячи: ше-
лест травы, завывание ветра, журчание
Проверяет го-
товность обу-
чающихся к
уроку, создает
эмоциональ-
ный настрой.
Создаёт шумо-
вой фон: ше-
лест бумаги,
звон колоколь-
чика, удар, го-
лосовой при-
зыв «Ау», «Тс»
Настраивают-
ся на плодо-
творную ра-
боту.
Отгадывают
загадку, слу-
шают. Рассу-
ждают, выка-
зывают свои
предположе-
ния, участву-
ют в диалоге с
учителем, на-
блюдают.
Познаватель-
ные: осознают
учебно-позна-
вательную за-
дачу.
Регулятивные:
планируют
необходимые
действия, опе-
рации.
Коммуника-
тивные: обме-
ниваются мне-
ниями, учатся
понимать пози-
цию однокласс-
ника, в том чис-
ле и отличную
от своей.
ручья, пение птиц, человеческие голоса.
- Что произойдёт, если мы закроем уши
ладонями?
- Хотели бы вы жить в таком мире? По-
чему?
В: Да, наступит тишина, беззвучие; мир
потеряет половину своих прелестей.
2. Актуали-
зация.
Индивидуальная
работа
Работа с кросс-
вордом
*О чём сегодня на уроке пойдёт речь? (о
звуках)
* Говорить на уроке мы будем о зву-
ках, которые произносит человек.
(слайд 3-11):
Чтобы сформулировать тему урока, раз-
гадаем кроссворд и повторим изучен-
ные ранее термины и понятия.
Вопросы:
1)Её носит школьник. Она изменяется у
слова (форма).
2) Из чего состоит словосочетание?
(слова)
3) В нём выражается законченная
мысль?
( предложение)
4) Он строится из предложений
(текст).
5) Знак завершения (точка).
6) Он состоит из 33 букв в русском язы-
Показывает на-
бранный кросс-
ворд на интер-
активной доске
и раздает рас-
печатанные ва-
рианты, задает
вопросы,
контролирует
выполнение,
поощряет уче-
ников жетона-
ми.
Решают
кроссворд, от-
вечая на во-
просы.
Формулируют
тему урока,
ставят цель и
задачи позна-
вательной де-
ятельности.
Познаватель-
ные: устанав-
ливают при-
чинно-след-
ственные связи,
делают выводы.
Регулятивные:
осознают недо-
статочность
своих знаний
Коммуника-
тивные: фор-
мулируют свою
точку зрения и
обосновывают
ее
3 Целепола-
гание.
ке? (алфавит).
7) Ученик получает за ответы в школе
на уроках? (оценка).
8) Раздел лингвистики, который изуча-
ет строение словосочетаний и предло-
жений (синтаксис).
- слайд12: Какое ключевое слово полу-
чилось? (фонетика)
- Назовите тему урока
Слайд 13 Фонетика. (Запись в тетради)
-Что мы будем делать на уроке?
(Вспомним, что изучает фонетика. Ка-
кие бывают звуки? Сколько их?
Все звуки одинаковые? На какие
группы делятся? Почему? Зачем нуж-
ны звуки? (слайд 14)
-Что должны сделать, чтобы ответить на
эти вопросы? (Рассмотреть примеры,
понаблюдать, сравнить)
4. Выявле-
ние затруд-
нения
Беседа, обсужде-
ние результатов
предыдущего эта-
па.
запись
предложе-
-Вспомните, что изучает фонетика?
(Звуки речи.)
- На какие группы делятся звуки? (Глас-
ные и согласные). Допишем в тему
(Слайд 15): Фонетика. Гласные и со-
гласные звуки.
-Зачем нужны звуки? (1. Из звуков об-
разуются слова.)
* (слайд 16)
Задает вопросы
ученикам.
Обдумывают
ответы на во-
просы, вы-
двигают гипо-
тезы; слуша-
ют и читают
стихи, осозна-
ют, что зна-
ний недоста-
точно для
полных отве-
тов.
Личностные:
осознают свои
трудности и
стремятся к их
преодолению.
Познаватель-
ные: устанав-
ливают при-
чинно-след-
ственные связи,
делают выводы.
Регулятивные:
ния в тет-
радь с объяс-
нением ор-
фограмм.
На имя вашего класса пришло не пись-
мо, а телеграмма. Прочитайте её: Ребя-
та зпт приглашаем вас принять уча-
стие в конкурсе новогодних игрушек
тчк победителей ждут призы тчк.
- Что необычно в тексте телеграммы?
Что за странные слова?
-Что обозначают? Как догадались?
- Были пропущены буквы, обозначаю-
щие какие звуки?
- Зачем нам нужны гласные звуки? (по-
могают произносить слова).
** Но Вы так легко узнали эти слова,
определили значение. Зачем нужны зву-
ки, гласные и согласные?
.
осознают недо-
статочность
своих знаний.
Коммуника-
тивные: зада-
ют вопросы с
целью получе-
ния необходи-
мой для реше-
ния проблемы
информации.
5. Построе-
ние проекта
и выход из
затрудни-
тельной си-
туации
Индивидуальная
работа.
Работа в группе
Раскрытие сущно-
сти новых поня-
тий, усвоение но-
вых способов
учебной и ум-
ственной деятель-
ности учащихся.
Беседа о роли фо-
немы как смысло-
различительной
единице.
* Перед вами на столах два стихотворе-
ния. Вы их прослушаете в исполнении...
Александр Шибаев:
Закричал охотник: «Ой!»
Двери гонятся за мной!
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке.
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.
-Что вызвало у вас улыбки?
Борис Заходер.
… Вот что сказка говорит:
Задаёт вопро-
сы. Организует
групповую ра-
боту учащихся.
Осваивают
новые лин-
гвистические
термины и по-
нятия.
Выдвигают
гипотезы.
Класс раз-
Личностные:
приобретают
новые знания,
умения, совер-
шенствуют
имеющиеся.
Познаватель-
ные: извлекают
необходимую
информацию из
выступлений
одноклассни-
ков.
Регулятивные:
планируют
Жили-были
Кот и Кит.
Кот – огромный,
Просто страшный!
Кит был маленький,
Домашний.
Кит мяукал,
Кот пыхтел.
Кит купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
Кот всегда над ним смеялся!
Кит царапался, кусался.
Добрый КОТ
Ни с кем не дрался…
Разбирались целый год,
Кто тут Кит и где тут Кот.
Обсуждали, не спешили
И в конце концов решили:
« В этой сказке нет порядка.
В ней ошибка, опечатка…
- Почему произошла такая путаница?
- К какому выводу можно прийти, читая
данные стихотворения? Зачем нужны
звуки? (Каждый звук помогает разли-
чать слова по смыслу.)
(слайд 17)
Такие звуки называются смыслораз-
личители, а их роль в слове –смыслораз-
делён на 6
групп: «Био-
логи-1»,
«Биологи-2»,
«Биологи-3»,
«Языковеды»,
« Знатоки»,
«Математи-
ки».
1) Группа
«Биологи»
рассказывает
об образова-
нии
гласных(Б-3)
и согласных
звуков (Б-1,
2), пользуясь
учебником и
схемой.
(слайд19-21)
2) Группа
«Языковеды»
объясняют
связь жанра
скороговорки
с темой урока,
используя ма-
териал учеб-
ника и упраж-
нения.
(Слайд 22)
3) Группа
« Математи-
ки» вспоми-
нает, на какие
необходимые
действия, опе-
рации, действу-
ют по плану.
Коммуника-
тивные: осу-
ществляют сов-
местную дея-
тельность в
группах с уче-
том конкрет-
ных учебно-
познавательных
задач.
Личностные:
осознают необ-
ходимость за-
боты о здоро-
вье.
Слайд 18
Физкульт-
минутка:
Руки кверху
поднимаем,
А потом их
опускаем,
А потом их
развернём,
И к себе ско-
рей при-
жмём.
А потом бы-
стрей, бы-
стрей хло-
пай, хлопай
веселей.
личительная.
Красиво звучит термин?...(нет)
Физкультминутка!!!
_____________________________
* Мы ответили на вопрос «Зачем нужны
звуки» (из них образуются слова и они
помогают различать слова). Но почему
именно делятся на гласные и согласные?
Все ли звуки одинаковые? И почему по-
ставлен знак вопроса (Гипотезы)
* Чтобы ответить на этот вопрос пора-
ботаем в группах: «Биологи»,
«Математики», «Знатоки», «Языкове-
ды».
Выступление групп
*! «Знатоки»: Почему стоял ? Краси-
вый термин фонема.
Запись предложения: слайд 26: Звук-
смыслоразличитель называется фоне-
ма.
**Обозначаем квадратными скобка-
ми на письме.
группы делят-
ся все звуки
речи, подсчи-
тывает коли-
чество глас-
ных и соглас-
ных букв,
гласных и со-
гласных
звуков в рус-
ском языке.
(слайд 23-24)
4) Группа
«Знатоки»,
используя до-
полнительные
источники,
коротко
рассказывает
о Бодуэне де
Куртенэ , его
достижениях
в области фо-
нетики, о фо-
неме.
(слайд 25-26)
Каждая груп-
па слушает
выступление,
оценивает
своих од-
ноклассников.
Записывают
предложение,
Объясняют
орфограммы.
6. Примене-
ние знаний и
умений в но-
вой ситуа-
ции
1) Индивидуаль-
ная работа
Слайд 27: Выполните упражнение по
заданию.
Кто больше? Заменяя каждый раз один
звук, образуйте новые слова от данного
[ком] - …
Организует ра-
боту учащихся
по учебнику
Выполняют
упражнение
на основе тек-
ста учебника.
В сотрудниче-
стве с учи-
телем и од-
ноклассника-
ми делают
выводы о
необходимо-
сти знать
смыслораз-
личи-
тельную
функцию фо-
нем.
Личностные:
приобретают
новые знания,
умения, совер-
шенствуют
имеющиеся.
Познаватель-
ные: читают и
слушают, из-
влекая нужную
информацию, а
также самосто-
ятельно нахо-
дят ее в матери-
алах учебника.
Регулятивные:
планируют
необходимые
действия.
Коммуника-
тивные: фор-
мулируют соб-
ственные мыс-
ли, высказыва-
ют свое мне-
ние, корректи-
руют ответы
одноклассни-
ков,
учатся работать
в паре.
7. Самостоя-
тельная ра-
бота с про-
веркой по
эталону
Выполните тест: Соотнесите понятия из
левого столбика с понятиями в правом
столбике.
(Слайд №28)
Организует ра-
боту учащихся
с тестом
Самостоя-
тельно выпол-
няют задание,
обмениваются
работами, а
Личностные:
приобретают
знания, умения,
совершенству-
ют имеющиеся.
1Фонетика
1 обозначение звуков на
письме
2 Буква
2 единица фонетики
3 Звук
3 наука о звуках
4 Фонема
4 смысло-
различи-
тель
а затем проверьте правильность выпол-
нения задания и оцениваем себя (Слайд
№29).
1 -3 «5» -0
2-1 «4» -1
3-4 «3» -2
4-2 «2» -3
затем прове-
ряют, сверяя с
правильными
ответами и
оценивая ра-
боту по сле-
дующим кри-
териям:
«5» - 0 оши-
бок
«4» - 1 ошиб-
ка
«3» - 2 ошиб-
ки
«2» - более 3
ошибок
Познаватель-
ные: извлекают
нужную инфор-
мацию из мате-
риалов учебни-
ка.
Регулятивные:
контролируют
учебные дей-
ствия, замечают
допущенные
ошибки.
Коммуника-
тивные: осу-
ществляют сов-
местную дея-
тельность в па-
рах с учетом
конкретных
учебно-позна-
вательных за-
дач.
8 . Домашнее
задание
1Теория,
2.Упр.263. Или составить слова с кор-
нем -фон-, включить в предложения
(Слайд №30).
Объясняет
сущность до-
машнего
задания
Слушают и
уточняют за-
дание, задают
вопросы.
Коммуника-
тивные: слу-
шают, задают
вопросы для
уточнения по-
следовательно-
сти работы.
9. Рефлексия
Беседа
-(Слайд №31)
Вспомним цели, кото-
рые мы ставили в начале урока. Достиг-
ли ли мы их?
- Выберите для себя начало фразы и вы-
скажите вслух:
- Сегодня я узнал…
Предлагает де-
тям продол-
жить фразы с
целью проана-
лизировать ра-
боту на всех
этапах урока.
Проводят
самооценку
по предло-
женным фра-
зам и анкете.
Познаватель-
ные: осуще-
ствляют для ре-
шения учебных
задач операции
анализа, синте-
за, сравнения,
делают выводы.
- Сегодня было интересно…
-Я понял, что…
- Сегодня я научился…
- Я не совсем понял…
- Я не понял…
* Выберите смайлик, соответствующий
вашему состоянию на уроке. и поставьте
его номер на полях.
Спасибо за работу на уроке. Слайд 32
Регулятивные:
адекватно оце-
нивают свои
достижения,
осознают воз-
никающие
трудности,
ищут пути их
преодоления.