Авторы: Рожина Елена Трофимовна, Черкашина Зинаида Петровна
Должность: учителя литературы
Учебное заведение: МБОУ "Мюрюнская СОШ № 1 им. Г.В.Егорова (*с углубленным изучением отдельных предметов)"
Населённый пункт: с.Борогонцы Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Сёценарий литературного вечера,посвященного творчеству А.С. Пушкина
Тема: "В те дни, когда в садах Лицея..."
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЮРЮНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
имени Г. В. ЕГОРОВА
(с углубленным изучением отдельных предметов)»
«В ТЕ ДНИ, КОГДА В САДАХ ЛИЦЕЯ…»
(литературно-музыкальная композиция)
Литературный кружок «
ОЙДУО
»:
Баишев Никита, 9б
Копырин Сидор, 8б,
Сивцева Юлия, 7б,
Прудецкая Варя, 7б,
Старостин Миша, 7б,
Васильев Рустам, 7б,
Пермяков Коля, 7б,
Алексеева Алеана, 7б,
Иванов Агей, 6а,
Копырин Толя, 6а,
Старостин Аина, 6а,
Тимофеева Вера, 6а,
Семенова Катя, 6а
Руководители:
РОЖИНА Е.Т., учитель русского языка и литературы
ЧЕРКАШИНА З.П., учитель русского языка и литературы
Сценарий:
РОЖИНА Елена Трофимовна, учитель русского языка и литературы
ЧЕРКАШИНА ЗИНАИДА ПЕТРОВНА, учитель русского языка и литературы
БОРОГОНЦЫ – 2017
2
Действующие лица и исполнители:
Пушкин – Коля ПЕРМЯКОВ
Пущин – Сидор КОПЫРИН
Кюхля – Агей ИВАНОВ
Корсаков – Миша СТАРОСТИН
Горчаков - Рустам ВАСИЛЬЕВ
Дельвиг - Толя КОПЫРИН
Анет – Вика ПРУДЕЦКАЯ
Лизонька – Алеана АЛЕКСЕЕВА
Жюли – Аина СТАРОСТИНА
Катенька – Катя СЕМЕНОВА
Мари - Юлия СИВЦЕВА
Натали - Вера ТИМОФЕЕВА
Профессор Кошанский – Никита Баишев
3
«В ТЕ ДНИ, КОГДА В САДАХ ЛИЦЕЯ…»
(литературно-музыкальная композиция)
От автора
Деревья на бульваре снова
Полны, как песня, красотой.
Стоит волшебный мастер слова,
Великий Пушкин предо мной.
России сын увенчан славой,
В сердцах народных он живет,
Кудрявый, стройный, худощавый
Он устремляет взор вперед.
В Якутии его творенья
мы изучаем с юных лет,
Они как зов, как наставленье
Как брата старшего привет.
Я песням у него учился,
Певец народа своего.
К нему пришел и поклонился
Священной памяти его.
Стоит волшебный мастер слова
Великий Пушкин предо мной.
Деревья на бульваре снова
Полны как песня красотой.
(Семен Данилов «У памятника»)
Есть имена как солнце!
Имена как музыка!
Как яблоки в расцвете!
Я говорю о Пушкине…
Я говорю о Пушкине…
И снова на душе отрадно и светло…
Давайте, отправимся мы в Пушкинское племя,
Отправимся мы в Царское Село!
В «лицейской республике» жизнь идет своим чередом…
Лицеисты занимаются, читают, гуляют, танцуют, проказничают и, конечно, влюбляются.
Но главное, самое любимое увлечение, - это стихосложение.
В лицее начинают появляться свои поэты:
Иван Пущин «Большой Жанно»,
Вильгельм Кюхельбеккер «Кюхля»,
Антон Дельвиг и…
«Наш виртуоз» Николай Корсаков
4
НО живой, веселый, непоседливый егоза ПУШКИН был лучше всех!
Пушкин.
В те дни, когда в садах Лицея,
Я безмятежно процветал,
Читал украдкой Апулея,
А Цицерона не читал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и черных глаз…
Меня задорные друзья
Тогда французом называли,
Тогда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я…
Но вдруг студенческая келья
Вдруг озарилась: МУЗА в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны…
Корсаков
- Браво, Пушкин, браво! Как всегда у тебя прекрасно получилось…
Господа, а кто из вас выполнил задание нашего профессора? Кто написал стихи на тему
«Восход солнца»?
Пушкин
- А что? Ты хочешь поразить нас великолепной поэмой?
Корсаков
- Нет, Саша, нет… Дальше первой строчки у меня не пошло … (смеется)
Кюхля
- А ты все-таки прочти…
Пущин
- А Пушкин тебе поможет.
Корсаков (становится в позу)
- Блеснул на западе румяный царь природы…
Пущин
5
-Вот здорово! Солнце у Корсакова восходит на западе!
Кюхля
- Экий удалец! Тут, пожалуй, и Пушкин тебе не поможет.
Пушкин (в раздумье)
- Ну, отчего же… (повторяет медленно)
Блеснул на западе румяный царь природы…
И изумленные народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать или вставать… (все смеются)
Дельвиг
-Тише, тише, господа! Профессор идет.
(Лицеисты встают. Входит профессор Кошанский)
Кошанский
- Здравствуйте, мои юные друзья! ну что ж, начнем, пожалуй.
Пущин
- Николай Федорович, почитайте нам что-нибудь.
Все наперебой:
- Державина! Ломоносова!
Кошанский
- Что ж, прочту вам из Ломоносова…
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха,
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покои сладки и в труде!
- А теперь, господа-лицеисты, вдохновленные гением Ломоносова, будем пробовать перья.
Опишите-ка мне, пожалуйста, стихами розу.
6
(Лицеисты принимаются за работу:
Кюхля, обхватив голову руками, задумался.
Дельвиг пишет и тут же комкает свой лист.
Пущин рассеянно кусает кончик пера.
Пушкин увлеченно пишет).
Кошанский
- Ну что ж, господа, время вышло. Начнем. Кто хочет прочесть первым? (лицеисты
молчат). Пущин, может быть, Вы начнете?
Пущин
- Увы, Николай Федорович, у меня ничего не выходит!
Кошанский
- Жаль. А вы, Дельвиг, я вижу исписали немало бумаг. Что ж, и у Вас не вышло?
Дельвиг
- Что-то не клеится, профессор…(вздыхает)
Кошанский
- Печально, а я на Вас рассчитывал…
Дельвиг
- Пусть Пушкин прочтет свои стихи. Вон, как у него глаза горят!
Кюхля
- Да, да… Пусть Пушкин прочтет!
Кошанский
- Ну что ж, читайте, Пушкин.
Пушкин (после небольшой паузы)
- Роза.
Где наша роза,
Друзья мои!
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.
(Раздаются одобрительные возгласы лицеистов)
Кошанский (удовлетворенно улыбаясь)
- Стихи стоят того, чтобы нам их узнать. Хорошо, Пушкин, очень хорошо!
(Звучит Вальс С.Прокофьева)
От автора
- В лицее у них было много первого:
первые стихи, первые разочарования, первая
любовь… А случались еще счастливые дни, когда лицеисты получали приглашения на
вечер к директору Малиновскому или на бал в один из почтенных домов царскосельских
жителей. Друзья были счастливы, наконец-то они увидятся с теми, кому посвящали свои
стихи. Они будут петь, танцевать, музицировать…
(Звучит «Сентиментальный вальс» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.
В зал входят лицеисты, приветствуя хозяйку бала и знакомых барышень)
Пущин (обращаясь к барышне, сидящей за роялем)
- Чудесно, Катенька, браво!
Жюли
- Sharmant, прелестный вальс. Господа, располагайтесь поудобнее.
Анет
- А знаете, господа, что теперь в Царском Селе переписывают и военные, и барышни?.. И
даже литераторы из одной заветной тетради в другую?
Мари
- И что же?
Анет
- Прелестные стихи лицеиста Александра Пушкина. Такие мелодичные, прямо готовый
романс.
Жюли
- Александр, это же про тебя…Прочти же поскорее.
Пушкин
- Анет, прочти лучше ты…
Мари
- Не смущайся, Анет, прочти. И автору будет приятно.
Анет
- Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой…
Слыхали ль вы?
Встречали ль вы в пустынной тьме ночной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,
Слыхали ль вы?
Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?
Жюли
- Какие чудные стихи. Надо попросить господина Корсакова, чтобы сочинил музыку к
ним. Я уверена, получится изумительный романс.
Мари
- Это просто прелесть! Сейчас же перепишу в свой альбом.
Корсаков
- Ох, уж эти мне альбомы!
Альбом красавицы есть список послужной,
Где всякий смелою рукой
Свое суждение о них писать несется.
(берет в руки альбом Мари)
Листы сии раскрыв, я в них нашел, что ты
Любезна и добра и ангел красоты,
Так что мне ничего сказать не остается…
Мари (обращаясь к Пушкину)
- Кстати, Александр, вы давно обещали написать мне стихи в альбом.
Пушкин
- Извольте, милая Мари!
(читает «К Маше», преклоняя колено на последних строках)
Вчера мне Маша приказала
В куплеты рифмы набросать,
И мне в награду обещала
Спасибо в прозе написать.
Спешу исполнить приказанье,
Года не смеют погодить:
Еще семь лет и обещанье,
Ты не исполнишь, может быть.
И уж не вспомните поэта!,
О Маша, Маша, поспеши-
И за четыре мне куплета
Мою награду напиши.
Мари
- Благодарю, mon ami! А в награду обещаю вам первый танец.
Кюхля.
- Что-то загрустил наш Корсаков совсем.
Дельвиг
- Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном!
(Корсаков берет гитару)
Жюли.
- Ах, как хорошо! А Лизонька нам споет!
(радостно хлопает в ладоши)
Мари
-
Спой
свой
любимый
романс.
А
мы
с
господином
Корсаковым
тебе
будем
аккомпанировать.
(Лизонька исполняет романс)
Кюхля (Подходит, целует руку)
- Позвольте пригласить вас на танец.
(Раздаются звуки вальса.
Лицеисты приглашают барышень на танец.
Все танцуют.
Внезапно музыка прекращается, и танцоры замирают, не завершив танец)
От автора
Они
были
обычными лицеистами… Лицеистами, из которых вышли
Поэты,
Министры, Офицеры, Дипломаты, Неугомонные путешественники, Декабристы…
В детстве все они читали повести о легендарных греческих и римских героях…
При жизни и вскоре после смерти они сами станут Легендой, Преданием,
Гордостью России!
Без лицея, без этой дружбы лицеистов Пушкин не стал бы тем Пушкиным, которого
мы знаем и любим…
А пока они танцуют…
А пока они танцуют…
Мчатся годы, зимы, весны…
До встречи, кров уединенья
И царскосельские поля!
Свобода ждет вас у порога,
Зовет вас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум!