Напоминание

"Изменение имен существительных по падежам"


Автор: Безлюдова Анна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Суоярвская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: г. Суоярви
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Изменение имен существительных по падежам"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Изменение существительных по падежам».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цели:

знакомство с понятием “изменение слова по падежам”;

наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в

формах разных падежей;

учить решать проблемные задачи.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке;

проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое

предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по

предложенному плану.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в

тексте; делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

учиться работать в паре; развивать умение договариваться, распределять роли,

осуществлять совместный поиск решения.

Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить

познавательную активность.

Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, таблица

“Изменение имен существительных по падежам”, карточки для работы в паре,

памятка.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Наш урок – он необычный,

Отправляемся в поход.

В зимний лес – он неподвижный,

И загадочный порой.

2. Проверка д.з.

Домашнее задание дано на карточках (работаем в парах)

В парах по рядам, у каждого ряда свои слова. По вариантам 1 вар – называет сова, 2

вар – определяет падеж.

3. Вступительная беседа.

- Когда вы шли сегодня в школу, вы обратили внимание на погоду сегодня?

- Постарайтесь описать, какая сегодня была погода с утра? (хмурая, пасмурная и т.д.)

- Закроем глаза и шёпотом произнесем слово зима…. Какое чувство у вас возникло?

(Стало грустно, холодно, а может быть кому-то стало радостно, так как он любит зиму

потому что…)

- А каким вы представляете зимний лес?

4.Минутка чистописания.

- А вот каким видит зимний лес С. Есенин.

На доске: Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна. (С. Есенин)

- А кто такой С. Есенин? (русский поэт)

- О чем писал свои стихи С. Есенин? (о природе, о родине)

Запишите эти строки себе в тетрадь. А для того, чтобы вы лучше представили красоту

зимнего леса и точно также красиво записали их, вам будет помогать музыка Петра

Ильича Чайковского из цикла «Времена года»

- Почему автор пишет, что лес дремлет?

- Найдите во второй строчке имена существительные и обозначьте падеж.

- Форма какого падежа является начальной для всех имен существительных? (Им. п.

ед. ч.)

- Есть ли здесь имена существительные в начальной форме?

- Назовите их.

- Поставьте остальные имена существительные в начальную форму, определите род.

5.Диктант – цепочка.

Я вам буду диктовать по три слова. Если слово не запомнили – пропустите его.

(МОРОЗ, МЕТЕЛЬ, СНЕГОПАД. СНЕГИРЬ, ЛЫЖНИК, СЕВЕРНЫЙ)

- Кто записал все слова?

- Какое слово вызвало затруднение в написании?

- Прочитайте еще раз эти слова и найдите лишнее?

- Почему вы так решили?

- В каком падеже стоят имена существительные? (Им. п.)

- А как по-другому можно назвать изменение имен существительных по падежам?

(склонением)

6.Самостоятельная работа (по группам)

- Раз, два, три, четыре, пять

Будем слово СНЕГ склонять.

1 группа – просклонять слово СНЕГ.

2 группа – Даны три предложения, определить падеж у слова снег.

3 группа – Закончить предложения и определить падеж имен существительных у

слова снег.

- Что происходит с существительным при склонении? (изменяется окончание)

7.Физкультминутка. (под музыку песни «Кабы не было зимы…»)

8.Работа у доски. (сначала в парах, потом проверка у доски)

Вдруг в лесу пошёл снег и закрыл несколько букв в следующем задании. Ваша задача

восстановить это предложение.

На старой б..рёзе (П.п.) с..дела любопытная с..ничка (И.п.). Она с интересом

наблюдала за д..тьми под деревом.

- Объясните написание пропущенных букв?

- Подчеркните главные члены в первом предложении.

- Определите падеж подлежащего?

- Почему вы так считаете? ( подлежащее всегда стоит в И.п.)

- А как же определить падеж имен существительных?

- Ребята, на столе лежат памятки с началом предложения, вы должны закончить

данные предложения и сделать вывод.

ПАМЯТКА.

1)Выяснить, главным или второстепенным членом предложения является данное имя

существительное. Если имя существительное является подлежащим, то оно стоит в

И.п.

2)Если имя существительное является второстепенным членом предложения, нужно

найти словосочетание с данным существительным и поставить к нему вопрос от

связанного с ним члена предложения. По вопросу и предлогу определить падеж.

Давайте, откроем учебник и еще раз прочитаем данное правило. (Дома правило

выучить!)

9. Индивидуальная работа. (Составление СИНКВЕЙНА по теме урока)

- Какое слово больше всего запомнили?

- Составьте синквейн.

1 строка – 1 слово (1 сущ.)

2 строка – описание двумя словами ( 2 прилагательных)

3 строка – описание действия ( 3 глагола)

4 строка – фраза из 4 слов, выражающая свое отношение.

5 строка – 1 слово – синоним темы.

Ребята составляют синквейн, читают.

10. И в конце нашего похода мы посетим с вами музей Зимы, где она выставила

картины, показывающие красоту зимней природы. Рассмотрите их внимательно.

Представьте, что именно эта картина пропала (показываю карточку)

- Постарайтесь ей дать словесное описание так, чтобы можно было узнать её. (дети

дают словесное описание, а один указывает картину)

11. Итог урока.

На такой необычной ноте мы завершаем наш урок.

- Какое задание из предложенных на уроке, вы бы хотели, чтобы повторилось снова?

- а теперь возьмите пульт в руки, и проголосуйте на вопрос: Понравился ли Вам наш

урок или нет?

12. Записываем д.з. Оценивание. Спасибо за урок.



В раздел образования