Автор: Безлюдова Анна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Суоярвская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: г. Суоярви
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Изменение имен существительных по падежам"
Раздел: начальное образование
Тема: «Изменение существительных по падежам».
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цели:
знакомство с понятием “изменение слова по падежам”;
наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в
формах разных падежей;
учить решать проблемные задачи.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке;
проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое
предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по
предложенному плану.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в
тексте; делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
учиться работать в паре; развивать умение договариваться, распределять роли,
осуществлять совместный поиск решения.
Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить
познавательную активность.
Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, таблица
“Изменение имен существительных по падежам”, карточки для работы в паре,
памятка.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Наш урок – он необычный,
Отправляемся в поход.
В зимний лес – он неподвижный,
И загадочный порой.
2. Проверка д.з.
Домашнее задание дано на карточках (работаем в парах)
В парах по рядам, у каждого ряда свои слова. По вариантам 1 вар – называет сова, 2
вар – определяет падеж.
3. Вступительная беседа.
- Когда вы шли сегодня в школу, вы обратили внимание на погоду сегодня?
- Постарайтесь описать, какая сегодня была погода с утра? (хмурая, пасмурная и т.д.)
- Закроем глаза и шёпотом произнесем слово зима…. Какое чувство у вас возникло?
(Стало грустно, холодно, а может быть кому-то стало радостно, так как он любит зиму
потому что…)
- А каким вы представляете зимний лес?
4.Минутка чистописания.
- А вот каким видит зимний лес С. Есенин.
На доске: Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна. (С. Есенин)
- А кто такой С. Есенин? (русский поэт)
- О чем писал свои стихи С. Есенин? (о природе, о родине)
Запишите эти строки себе в тетрадь. А для того, чтобы вы лучше представили красоту
зимнего леса и точно также красиво записали их, вам будет помогать музыка Петра
Ильича Чайковского из цикла «Времена года»
- Почему автор пишет, что лес дремлет?
- Найдите во второй строчке имена существительные и обозначьте падеж.
- Форма какого падежа является начальной для всех имен существительных? (Им. п.
ед. ч.)
- Есть ли здесь имена существительные в начальной форме?
- Назовите их.
- Поставьте остальные имена существительные в начальную форму, определите род.
5.Диктант – цепочка.
Я вам буду диктовать по три слова. Если слово не запомнили – пропустите его.
(МОРОЗ, МЕТЕЛЬ, СНЕГОПАД. СНЕГИРЬ, ЛЫЖНИК, СЕВЕРНЫЙ)
- Кто записал все слова?
- Какое слово вызвало затруднение в написании?
- Прочитайте еще раз эти слова и найдите лишнее?
- Почему вы так решили?
- В каком падеже стоят имена существительные? (Им. п.)
- А как по-другому можно назвать изменение имен существительных по падежам?
(склонением)
6.Самостоятельная работа (по группам)
- Раз, два, три, четыре, пять
Будем слово СНЕГ склонять.
1 группа – просклонять слово СНЕГ.
2 группа – Даны три предложения, определить падеж у слова снег.
3 группа – Закончить предложения и определить падеж имен существительных у
слова снег.
- Что происходит с существительным при склонении? (изменяется окончание)
7.Физкультминутка. (под музыку песни «Кабы не было зимы…»)
8.Работа у доски. (сначала в парах, потом проверка у доски)
Вдруг в лесу пошёл снег и закрыл несколько букв в следующем задании. Ваша задача
восстановить это предложение.
На старой б..рёзе (П.п.) с..дела любопытная с..ничка (И.п.). Она с интересом
наблюдала за д..тьми под деревом.
- Объясните написание пропущенных букв?
- Подчеркните главные члены в первом предложении.
- Определите падеж подлежащего?
- Почему вы так считаете? ( подлежащее всегда стоит в И.п.)
- А как же определить падеж имен существительных?
- Ребята, на столе лежат памятки с началом предложения, вы должны закончить
данные предложения и сделать вывод.
ПАМЯТКА.
1)Выяснить, главным или второстепенным членом предложения является данное имя
существительное. Если имя существительное является подлежащим, то оно стоит в
И.п.
2)Если имя существительное является второстепенным членом предложения, нужно
найти словосочетание с данным существительным и поставить к нему вопрос от
связанного с ним члена предложения. По вопросу и предлогу определить падеж.
Давайте, откроем учебник и еще раз прочитаем данное правило. (Дома правило
выучить!)
9. Индивидуальная работа. (Составление СИНКВЕЙНА по теме урока)
- Какое слово больше всего запомнили?
- Составьте синквейн.
1 строка – 1 слово (1 сущ.)
2 строка – описание двумя словами ( 2 прилагательных)
3 строка – описание действия ( 3 глагола)
4 строка – фраза из 4 слов, выражающая свое отношение.
5 строка – 1 слово – синоним темы.
Ребята составляют синквейн, читают.
10. И в конце нашего похода мы посетим с вами музей Зимы, где она выставила
картины, показывающие красоту зимней природы. Рассмотрите их внимательно.
Представьте, что именно эта картина пропала (показываю карточку)
- Постарайтесь ей дать словесное описание так, чтобы можно было узнать её. (дети
дают словесное описание, а один указывает картину)
11. Итог урока.
На такой необычной ноте мы завершаем наш урок.
- Какое задание из предложенных на уроке, вы бы хотели, чтобы повторилось снова?
- а теперь возьмите пульт в руки, и проголосуйте на вопрос: Понравился ли Вам наш
урок или нет?
12. Записываем д.з. Оценивание. Спасибо за урок.