Автор: Ханафина Альфия Сабитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с Березка
Населённый пункт: Кармаскалинского района д.Кабаково
Наименование материала: Конспект занятия по ПДД
Тема: "Город маленького пешехода" ООД по социально - коммуникативному развитию в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»
д.Кабаково муниципального района Кармаскалинский район
Проект
«Город маленького пешехода»
ООД по познавательному развитию
в старшей группе
Подготовила воспитатель:
Ханафина Альфия Сабитовна
2017 – 2018 уч. год
Тип проекта: познавательно-творчески, групповой,
Длительность проекта: краткосрочный с 13.11.17 по 23.11.17
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители
воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта.
Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и
остаётся очень тревожной. Несмотря на принимаемые меры по снижению
количества дорожно - транспортных происшествий с участием детей и
подростков, уровень детского дорожно-транспортного травматизма
продолжает оставаться недопустимо высок.
Чаще всего участниками дорожно – транспортных происшествий
становятся дети – пешеходы . Основными причинами ДТП, совершённых
по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются дороги в
неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра
вблизи проезжей части. В каждой третьей аварии пострадавшими являются
дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика
детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее
насущных, требующая безотлагательного решения задача. Исходя из выше
сказанного с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному
поведению на улицах, дорогах, в транспорте и Правилам дорожного
движения, выбирая наиболее подходящие для того или иного возраста
формы и методы обучения.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных
ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду,
прочно останется у него навсегда. Поэтому основная задача - обучить детей
дорожной грамоте, привить навыки безопасного поведения на
дороге реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Цель проекта:
Формирование у детей дошкольного возраста основ
безопасного поведения на дорогах на улице и в транспорте.
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
Продолжать знакомить детей с дорожными знаками, формировать у детей
чувство ответственности при соблюдении правил дорожного движения,
внимательность, наблюдательность при выполнения задания, мышление,
память, устную речь и внимание.
Развивающие задачи:
закреплять знания детей о понятиях «дорожные знаки», о правилах
дорожного движения, о сигналах светофора, о значении сигналов (красный,
желтый, зеленый); о том что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по
переходам при разрешающем сигнале светофора, закрепить в речи детей
слова: пешеход, тротуар, названия дорожных знаков. Стимулировать
познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных
навыков.
Воспитательные задачи:
воспитывать общую культуру поведения на дороге на улице и в
общественном транспорте.
Ожидаемый результат:
У детей в результате проведенной работы по правилам дорожного движения
дети дошкольного возраста стали грамотными, дисциплинированными
пешеходами, участниками дорожного движения. У детей сформировались
навыки безопасного поведения на дорогах, а так же пешеходных переходах
дорожных знаках. Они научились применять полученные знания на
практике и ведут себя адекватно в любой дорожной ситуации.
Этапы проекта:
I этап - подготовительный.
1.
Подбор методической литературы по теме проекта.
2 Подбор художественной литературы
3 Подбор наглядно-дидактических пособий.
II этап - основной.
1.
Практическая деятельность.
III этап – заключительный.
Итоговое мероприятие. Открытое занятие по ПДД «Город маленького
пешехода».
Приложение
Беседы с детьми
Беседа с детьми на темы:
1.
«Изучение запрещающих знаков»
2.
«Мы воспитанные пассажиры»
3.
«Наши помощники дорожные знаки»
1.
«Изучение запрещающих знаков».
Цель: Формирование представлений детей о дорожных знаках.
Программные задачи:
1) расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и
правилах дорожного движения;
2) познакомить детей с дорожными знаками:
• указательные («Пешеходный переход»; «Подземный пешеходный
переход»,
• запрещающие («Движение пешеходов запрещено»; «Движение на
велосипедах запрещено»,
• знаки сервиса («Больница»; «Телефон»; «Место остановки автобуса»);
3) закрепить полученные знания о дорожных знаках через
дидактическую игру «Разложи знаки»,
4) воспитывать культуру поведения на улице, вырабатывая потребность
в соблюдении правил дорожного движения.
Материал: Дорожные знаки, макет светофора, игрушка-зайчик Степашка.
Ход:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Три моих волшебных глаза
Управляют всеми сразу.
Я моргну – пойдут машины,
Встанут женщины, мужчины.
Отвечайте вместе, хором
Как зовусь я?. (Светофором).
Воспитатель: (показывает макет светофора) Для чего нужен светофор?
Дети: Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное
движение, чтобы на улицах и дорогах был порядок.
Воспитатель: Что обозначает каждый сигнал светофора?
Ребенок: Красный цвет – опасный цвет,
Это значит – хода нет.
Желтый – не спешите,
И сигнала ждите.
Цвет зеленый говорит:
Вот теперь вам путь открыт!
Воспитатель: Ой, ребята, а кто это к нам пришёл? (появляется зайчонок
Степашка (игрушка) с перевязанной лапкой).
Степашка: Ой, ой, ой! У меня лапка болит.
Воспитатель: А что с тобой случилось, Степашка?
Степашка: Я спешил к вам в гости, и перебегая дорогу попал под
машину. Вот теперь лапка болит.
Воспитатель: Степашка, ты, что не знаешь, что через дорогу перебегать
нельзя? Ребята давайте расскажем Степашке о правилах дорожного
движения. Как вы знаете, по улицам и по дорогам движется много машин, и
если не знать правил дорожного движения, то можно попасть в беду, как
Степашка. Вы все знаете эти правила?
(Ответы детей).
Давайте посмотрим:
– Как называют людей, идущих по улице? (Пешеходы).
– Где можно переходить улицу? (По переходам).
– Какие переходы Вы знаете? (Наземный, подземный).
– Какой переход самый безопасный? (Подземный).
– Что нужно сделать, прежде чем переходить улицу? (Посмотреть –
налево, дойти до середины дороги – посмотреть на право, затем пройти
остальное расстояние).
– Почему опасно перебегать улицу? (Потому что кроме пешеходов на
улицах еще и машины).
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного
движения.
Правил дорожных на свете не мало,
Все бы их выучить Вам не мешало,
Но основное из правил движенья
Знать, как таблицу должны умноженья
На мостовой не играть, не кататься,
Если здоровым хотите остаться!
Физминутка «Светофор».
(Дети хлопают в ладоши). В светофор мы поиграем,
Раз, два, три, четыре, пять.
Предлагаю всем Вам встать.
(Дети встают, ходьба на месте маршируя).
Красный свет нам «Стой!» кричит,
Ждать зеленого велит. (Дети стоят на месте).
(Рывки руками под грудью). Вот и желтый загорелся,
Приготовиться пора
(Приседания). Руки, ноги, разогреем
Начинаем детвора!
(Руки поднять вверх). Вот зеленый загорелся,
(Ходьба на месте маршируя). Можно нам идти вперед,
Будь смелее пешеход.
Степашка: Ребята, посмотрите, что я вам принес. (Показывает
коробочку, а в ней дорожные знаки). Это дорожные знаки, но что они
означают я не знаю. Вы мне поможете разобраться?
Воспитатель: Конечно, поможем, Степашка, да, ребята?
Все дорожные знаки делятся на предупреждающие, запрещающие,
предписывающие, указательные. Есть так же знаки сервиса. Сейчас
мы познакомимся с этими знаками.
Воспитатель: Этот знак называется «Пешеходный переход». Это
указательный знак, который указывает место, где нужно
переходить дорогу.
Только для пешехода
Знак на месте перехода
В голубом квадрате –
Переходоуказатель.
Воспитатель: Знает каждый пешеход
Про подземный переход.
Город он не украшает
Но машинам не мешает. (Воспитатель показывает знак «Подземный
пешеходный переход»).
Воспитатель: Среди всех дорожных знаков самые строгие –
запрещающие. Они имеют круглую форму с красной каймой или красным
фоном. Вам надо запомнить следующие знаки:
«Движение пешеходов запрещено».
В дождь и ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено».
(Воспитатель показывает знак «Движение пешеходов запрещено»).
Велосипед на круге красном
Значит ехать здесь опасно!
(Воспитатель показывает детям знак «Движение на велосипедах
запрещено»).
Воспитатель: Дети, среди дорожных знаков есть знаки сервиса, которые
показывают, где находится больница, телефон, место остановки автобуса!
Эти знаки прямоугольной формы с синей полосой.
(Воспитатель показывает детям знаки сервиса).
Дидактическая игра «Разложи знаки»
Воспитатель перемешивает все знаки и просит трех детей разложить их
по назначению: указательные, запрещающие и знаки сервиса.
Затем все остальные дети проверяют правильность выполнения задания
и отвечают на вопросы:
• Как называется знак?
• Какое он имеет значение?
• Какие дорожные знаки встречаются по дороге в детский сад?
Степашка: Спасибо вам, ребята! Теперь я все понял:
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни на перед:
Свои имеют правила,
Шофер и пешеход!
Степашка: А теперь ребята я пойду к своим друзьям и обязательно научу
их соблюдать все правила дорожного движения. До свиданья!
2.
«Мы воспитанные пассажиры»
Конспект занятия по теме «Мы пассажиры». Правила поведения в автобусе
Цели:
• обучающая – Знакомство детей с правилами поведения пассажиров в
автобусе.
• развивающая – Развивать кругозор детей и логическое мышление, память,
речь и другие психические процессы.
• воспитывающая – воспитывать у учащихся дисциплинированность,
вежливость, уважительное отношение к водителю и другим пассажирам.
Оснащение занятия:
- Ноутбук или телевизор с DVD проигрывателем;
- мультфильм «В автобусе» из серии «Смешарики. Азбука безопасности»
Ход занятия:
1. Приветствие;
2. Игра на повторение. Дети сидят на стульчиках. Педагог кидает мяч по
очереди каждому ребенку, при этом называя его по имени, ребенок
возвращает мяч педагогу, называя какой-нибудь транспорт. Названия
транспорта повторять нельзя.
3. Повтор темы прошлого занятия.
Педагог: Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии?
(Ответы детей.)
Давайте с вами вспомним, кто такие пассажиры?
(Ответы детей.)
Какой бывает пассажирский транспорт?
(Ответы детей.)
Где нужно ждать транспорт?
(Ответы детей.)
Правила поведения на остановке?
(Ответы детей.)
II. Изложение нового материала
Педагог: Молодцы, ну вот мы с вами дождались автобус, сели в него, а
как мы должны вести себя дальше? Давайте с вами снова посмотрим
мультфильм, а потом вы мне расскажете, как нужно, и как нельзя вести
себя в автобусе.
(Просмотр мультфильма «В автобусе» из серии обучающих фильмов
«Смешарики. Азбука безопасности».)
Педагог: Ну что ж. а теперь, расскажите мне, что же не так делал Крош в
мультфильме, и как он должен был себя вести.
(Ответы детей.)
Далее ответы детей обобщаются, и выводятся следующие правила
поведения:
1. В автобусе нельзя придерживать двери руками.
2. Нельзя высовываться наружу из дверей и окон.
3. Нельзя ходить, бегать и прыгать во время движения автобуса.
4. Нужно держаться за поручни или спинки сидений.
5. Нельзя отвлекать водителя разговорами.
6. В автобусе нужно сесть на сиденье рядом с мамой или папой.
7. Если нет места сесть, нужно стоять возле мамы (папы) и держаться за
сиденье.
8. Нельзя громко разговаривать и капризничать.
9. Нужно при выходе из автобуса заплатить за проезд.
III. Закрепление пройденного материала
Педагог: А теперь давайте с вами вспомним, что нового вы сегодня
узнали на занятии.
(Ответы детей.)
IV. Подвижные игры и игры на внимание.
1. Педагог: Молодцы, ребята, а вы знаете, как называют пассажиров,
которые не платят за проезд? Их называют зайцами!
А теперь давайте сыграем с вами в игру, которая так и называется
«Зайцы».
2. «Тайные детективы»
3. «Дорожное-недорожное»
Художественно-
эстетическое развитие:
РИСОВАНИЕ
Тема: «Дорожные знаки»
Задачи: учить рисовать дорожные знаки. Расширять знания детей о
дорожных знаках и их назначениях.
Рассматривание картин, иллюстраций «Улица города»
Рассматривание рисунков со знаками «Движение запрещено», «Опасность»,
«Поворот налево запрещено» и др.
Аппликация:
Тема: «Светофор – друг безопасности»
Задачи: Продолжать отрабатывать умение вырезать предметы круглой
формы из бумаги в виде квадратов, срезая углы способом закругления.
Учить составлять изображения из частей. Закреплять умение аккуратно
приклеивать изображение
Лепка:
Тема «Светофорчики»
Задачи: привлечь детей к изображению светофора из пластилина;
применять прием отщипывания и раскатывания; формировать интерес к
работе с пластилином; развивать мелкую моторику, воспитывать желание к
выполнению и соблюдению ПДД; закрепить представления о светофоре и
знании сигналов светофора (красный, желтый, зеленый) .
Речевое развитие
1. Для чего нужен светофор? Волшебный светофорчик»
Загадывание загадок про знаки.
Заучивание считалки «Стоп, машина, стоп, мотор».
«Волшебный светофор»
Цель: Сформировать знания (целостное представление) о СВЕТОФОРЕ.
Развить навыки поведения на дороге.
Ресурсы: Сказка «Для чего нужен светофор»; заранее изготовленный макет
Светофора; стихи на тему Светофора; видеопроектор для показа
мультфильма «Хочу всё знать. О светофоре и машинах»; атрибуты для
подвижной игры (сигнальные кружки красный и зелёный, музыка для
подвижной игры); материал для творческой деятельности (на выбор:
пластилин цветной, картон, цветная бумага, клей, ножницы, коробки от
йогурта; дидактическая игра «Светофор»
Подготовительный Этап
Воспитатель:
- Ребята, сегодня в гости к нам пришёл светофор
- Очень хочет с Вами познакомится!
- А Вы хотите?
- Хочет с Вами подружиться!
- Чтобы Вы все его помнили и на дороге всегда следили за светофором, за
его сигналами, т. е. соблюдали правила поведения на дороге/проезжей
части.
- Давайте с ним познакомимся!
- Он расскажет Вам много интересного и полезного!
- Он очень хочет с Вами поиграть!
Дети:
Отвечают на вопросы
Ресурсы:
Макет СВЕТОФОРА (заранее изготовленный)
Воспитатель:
Читает сказку «Для чего нужен светофор»:
Были на свете такие времена, когда никакого светофора на улице и в
помине не было. Как же тогда все передвигались? Как хотели. Карета –
налево, телега – направо, пешеход – прямо. Полная неразбериха! И
конечно, случались аварии.
Надоело это человеку. И решил он поставить на улице регулировщика,
чтобы тот показывал, кому куда ехать. Но и регулировщик устал. Ему
покушать, отдохнуть надо. И решили его тогда заменить механическим
трёхглазым регулировщиком. Горит красный глаз – нельзя ехать, горит
жёлтый – подожди, зелёный – проезжай, не бойся. И для пешеходов есть
свой светофор, правда он двуглазый. Горит зелёный – иди, красный – стой!
Чтобы на улице был порядок, придумали светофор, он показывает, кто в
какой момент должен ехать или идти.
Дети слушают сказку
Ресурсы:
Книга сказок
Воспитатель:
Понравилась Вам сказка? О чём она? Кто такой светофор? Кто придумал?
Для чего? Что есть у светофора? Сколько «глаз»? Какого цвета?
Дети отвечают на вопросы
Воспитатель:
- Сейчас я Вам прочитаю стихотворение, а потом мы с Вами поиграем
Читает стихотворение:
Если видишь красный свет,
Стой на месте, хода нет!
А зелёный свет горит,
Проходите, путь открыт!
Дети слушают стихотворение
Ресурсы:
Стихотворение СВЕТОФОР
Воспитатель:
Подвижная игра «Светофор»:
Дети встают в ряд напротив воспитателя.
Если воспитатель показывает «красный свет», то дети стоят на месте.
Если воспитатель показывает зелёный сигнал – смело шагают вперёд.
Дети:
Выполняют игровые действия
Ресурсы:
Сигнальные кружки красный и зелёный, музыка
Воспитатель:
Показывает детям мультфильм
Дети смотрят мультфильм
Ресурсы:
Видеопроектор для показа мультфильма
«Хочу всё знать. О светофоре и машинах»
Воспитатель:
Спрашивает, понравился ли мультфильм?
О чём рассказывается в мультфильме?
Просит рассказать, какие бывают светофоры (для машин, для пешеходов);
Какие цвета есть на светофоре?
В какой последовательности расположены?
Для чего нужен светофор?
Он полезен для людей или нет?
Предлагает рассказать друг другу о пользе светофора
Дети:
Отвечают на вопросы
Рассказывают друг другу о светофоре
Воспитатель:
Предлагает самостоятельно сделать светофор из представленных на выбор
материалов
Дети выбирают материал
Ресурсы:
Материал для творческой деятельности: пластилин цветной, картон,
цветная бумага, клей, ножницы, коробки от йогурта.
Воспитатель:
Предлагает детям дидактическую игру «Светофор»
Дети:
Играют в игру
Ресурсы:
Дидактическая игра «Светофор»
Итоговый Этап
Воспитатель:
Вывод:
Светофор очень важен и очень нужен!
Он наш помощник!
Но помогает он только тем, кто с ним дружит – на проезжей части
внимательно! следит за его сигналами и соблюдает все правила!
Загадки для детей по
ПДД
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведет
Пешеходный…… (переход).
* * *
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Нужно ехать, знайте, дети,
Только на…… (велосипеде).
* * *
Что мне делать, как мне быть?
Нужно срочно позвонить.
Должны знать и ты, и он
В этом месте…… (телефон).
* * *
Вот идут четыре братца
По наезженной дороге,
Но они совсем не ноги,
Никогда не расстаются,
Два следа за ними вьются. Колеса.
* * *
Что за чудо синий дом?
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины
И питается бензином. Автобус.
* * *
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь. Светофор.
* * *
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баки нет.
Это мой … Велосипед
1.Близко – широка,
издалека – узка.
(ДОРОГА)
2.Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, мигают –
Людям помогают.
(СВЕТОФОР)
3. Железная сова
На ветке, у дороги,
Три глаза разноцветных
Смотрят очень строго.
(СВЕТОФОР)
4. Там, где сложный перекресток,
Он – машин руководитель.
Там, где он, легко и просто,
Он для всех – путеводитель.
Кто это?
(РЕГУЛИРОВЩИК)
5. Командуя жезлом, он всех направляет,
И всем перекрёстком один управляет.
Он словно волшебник, машин дрессировщик,
А имя ему - ...
(РЕГУЛИРОВЩИК!)
6. Что за лошадь, вся в полоску,
На дороге загорает?
Люди едут и идут,
А она – не убегает.
(ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД)
7. Железные звери
Рычат и гудят.
Глаза, как у кошек,
Ночами - горят.
(МАШИНЫ)
8. Его работа – пять колёс,
Другого не дано:
Под ним четыре колеса,
В руках – ещё одно.
(ШОФЁР)
9. Полосатая указка,
Словно палочка из сказки.
(ЖЕЗЛ)
10. Что за зебра без копыт:
Не под нею пыль летит,
А над нею вьюга пыли
И летят автомобили.
(ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД)
11. Впереди и сзади,
И по бокам - окошки.
Что за странный домик
На округлых ножках?
(АВТОМОБИЛЬ)
12. Ночь темна. Уж солнца нет.
Чтобы ночь пришла без бед,
Нужен людям маячок –
Одноногий светлячок.
(ФОНАРЬ)
13. Полосатые лошадки
Поперёк дорог легли-
Все авто остановились
Если здесь проходим мы.
(Переход-зебра)
14. Какое животное помогает нам
переходить улицу?
(Зебра)
15. Какой свет нам говорит:
«Проходите – путь открыт»
(Зелёный)
16. Какой свет нам говорит:
«Вы постойте – путь закрыт!»
(Красный)
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
Д/и: «Собери знак» (Разрезные картинки)
Д/и: « Угадай, какой знак?»
Д/и: «Путешествие на машине».
Д/и: «Соблюдай ПДД»
Д/и: «Подбери знак»
Д/и: «Дорожные знаки»
«Угадай, какой знак?»
Цели: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о
правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно
пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал: Кубики с наклеенными на них дорожными знаками:
предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.
Ход игры:
1-й вариант. Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики.
Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть
знаки этой группы.
2-й вариант. Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих
кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.
3-й вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их.
Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а
остальные отгадывают этот знак по описанию.
«Путешествие на машинах»
Цель: Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на
улицах.
Материал: Игровое поле, фишки.
Ход игры:
На игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков,
останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто
первый дойдет до моря.
«Правила поведения»
Цели: Закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные
ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице;
научить необходимым мерам предосторожности.
Материал: Разрезные картинки.
Ход игры:
На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти
картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного
движения, чего нельзя делать и как надо поступать.
«Соблюдай правила дорожного движения»
Цели: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать
правила дорожного движения, воспитывать умение быть вежливыми,
внимательными друг к другу.
Материал: Игровое полотно, дорожные знаки, машинки, фигурки людей.
Ход игры:
Дети выбирают себе машинки и фигурки людей, ориентируясь по
нарисованной ситуации, проводят своих персонажей по игровому полю.
«Подбери знак»
Цели: Учить детей сравнивать дорожные знаки по значению; развивать у
детей наблюдательность.
Материал: Карточки, на которых изображены образцы знаков,
отличающихся по форме, цвету; дорожные знаки различного значения и
вида.
Ход игры:
Пред каждым ребенком лежит карточка, на которой изображен образец
знака, ребенку необходимо подобрать к образцу другие знаки,
соответствующие по форме, цвету, затем необходимо объяснить значение
знаков на карточке.
«Дорожные знаки»
Цели: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить
известные дорожные знаки; познакомить с новыми понятиями:
«железнодорожный поезд без шлагбаума», «островок безопасности».
Материал: Дорожные знаки
Ход игры:
Зачитать детям стихотворение о каком-либо дорожном знаке, кто отгадает,
получает этот знак. Побеждает ребенок, набравший знаков больше других.
Сюжетно-ролевые
игры :
«Улица города»
ЦЕЛЬ: Закрепить у детей знания правил дорожного движения;
познакомить детей со знаками, обозначающие пешеходные переходы;
расширить знания о правилах поведения детей на улице; довести до
сознания детей, к чему может провести нарушение правил дорожного
движения; воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость,
отзывчивость, умение оказать помощь другому.
МАТЕРИАЛ: Машинки, куклы, обруч, самокат, клюшка, шайба, маска
зайца, петушка, мишки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Где бы вы ни были: в городе большом или маленьком, в деревне, в селе, -
везде надо строго соблюдать правила дорожного поведения. Это
необходимо для безопасности пешеходов и транспорта, для того, чтобы не
мешать дорожному движению.
Для пешеходов и водителей есть специальные правила. Многие из них
вы знаете. Давайте вспомним, как надо ходить по улице и переходить
дорогу.
Какие вы знаете правила для пешеходов?
1. По улице надо идти спокойным шагом.
2. Идти только по тротуару, по правой стороне.
3. Улицу нужно переходить только при зеленом сигнале светофора.
4. Улицу нужно переходить только по переходам. Если улица широкая,
то пешеходы не всегда успевают её перейти. И те, кто не успел перейти
улицу, должны остановиться на середине - на островке безопасности.
Значит, где должны останавливаться пешеходы, если при переходе их
застал красный свет? на островке безопасности или линии, разделяющей
транспортные потоки противоположных направлений (на середине
проезжей части).
5. Нельзя играть, кататься на санках, самокатах и коньках на дороге.
Есть ещё правила, которые должны знать и всегда о них помнить и
взрослые и дети, - это правила чуткости, внимания, отзывчивости, оказания
помощи друг другу, и особенно старикам и инвалидам.
Кто хочет рассказать, как должны выполняться эти правила?
(Предложить рассказать нескольким детям)
Затем дети надевают шапочки - маски зайца, петушка и мишки, шапочки
с огоньками светофора: красным, желтым, зеленым.
Читают стихи о светофоре:
У светофора окошечка три,
При переходе на них посмотри.
Ребенок в шапочке с красным окошком:
Если в окошечке красный горит,
"Стой! не спеши!" - он говорит.
Красный свет - идти опасно!
Подожди, постой немножко!
Не рискуй собой напрасно!
Ребенок в желтой шапочке:
Если вдруг желтое вспыхнет окошко,
Подожди, постой немножко!
Ребёнок в зеленой шапочке:
Если в окошке зеленый горит,
Ясно, что путь пешеходу открыт.
Зелёный свет зажегся вдруг -
Теперь идти мы можем.
Шофёрам и прохожим.
Воспитатель:
А теперь посмотрите, что случается с теми, кто не выполняет правил
дорожного движения.
(Дети импровизируют различные действия в момент чтения
стихотворных строк)
Ребёнок:
Мы частенько замечаем,
И для вас изображаем,
Шалунов на мостовой,
Тех, кто к правилам движенья
Не имеет уважения
И рискует головой.
Чтоб несчастья избежать,
Просим им не подражать!
1-я картина:
Вдоль по улице гонялся,
С клюшкою мальчишка,
Хорошо, что жив остался, -
В синяках на в шишках.
Воспитатель: Можно ли играть на дороге? Где должны играть дети?
2-я картина:
По дороге катается мальчик на самокате.
Ты не в цирке! Здесь дорога!
Подвернется руль немного:
Ну кого ты удивишь?
Под машину угодишь!
Воспитатель:
Где можно кататься на самокате?
3-я картина:
Люба катает по дороге обруч.
Как Любу не боятся?
Попадёт она в беду!
Воспитатель:
Где должна играть Люба с обручем?
4-я картина: Мальчик а маске зайчика перебегает дорогу наискосок.
А это что ещё за мода?
Перебегать наискосок?
Ты видел знаки перехода?
А где дорогу пересек?
Воспитатель:
Где должны играть дети?
6-я картина: Мамы с детьми (Девочки с куклами) встали на переходе и
разговаривают между собой, оставив детей на дороге.
Заболтались две мамаши
и забыли все на свете,
Оглянитесь! Это ваши
Под машину лезут дети!
Воспитатель: Для чего необходимо выполнять правила уличного
движения?
ОТВЕТ: Нужно правила движенья, выполнять без возражения!
«Пешеходы»
Цель: Создание условий для закрепления социального опыта детей на
практике при выполнении правил ПДД.
Закрепить знания о группах дорожных знаков (предупреждающие,
запрещающие, информационно указательные).
Воспитывать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ: Рассказать детям:
1. Об обязанностях пешеходов.
2. О том, где разрешается ходить.
3. О правилах пешехода в общественных местах.
4. О том, что запрещается пешеходам.
5. О классификации дорожных знаков (предупреждающие,
запрещающие,
информационно указательные и др.)
АТРИБУТЫ:
1. Набор дорожных знаков, пешеходная дорожка, знак «Дети», руль.
2. Дорожные знаки
3. Атрибуты для полицейского.
СОЗДАНИЕ ПРБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ:
1. Дети отправляются на экскурсию по городу.
Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдая правила дорожного
движения (пешеходный переход).
2. Ситуация: Нет дорожных знаков.
Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков.
3. Ситуация: Полицейский приносит знаки дорожного движения.
Задача детей: помочь правильно расставить знаки.
Ход занятия.
Воспитатель обращается к детям. Ребята, давайте с вами поиграем в
сюжетно-ролевую игру «Пешеходы».
-Дети сейчас мы с вами отправимся на экскурсию по городу.
-Для того, чтобы игра началась нам нужно распределить роли.
Скажите мне пожалуйста на чём мы отправимся на экскурсию (дети
перечисляют виды транспорта).
-А какой вид транспорта нам лучше всего подойдёт и почему?
Дети - Мы поедем на автобусе. Он может поместить большее количество
людей.
Воспитатель: - А что нам ещё нужно для игры?
Дети предлагают взять для игры дорожные знаки, схему пешеходного
перехода.
Воспитатель: Чтобы наше путешествие было безопасным, мы закажем
спецавтобус. Как вы думаете, он будет чем-то отличаться от обычного
автобуса?
Дети: У спецавтобуса есть знак и надпись «Дети».
Дети распределяют роли, выбирают: водителя, полицейского,роль
экскурсовода воспитатель берёт на себя.
Дети строят автобус, занимают места. Мальчики уступают места
девочкам.
Дети давайте с вами вспомним правила поведения в
общественном транспорте:
1. Нужно уступать место пожилым людям, а также инвалидам,
женщинам и маленьким детям.
2. Во время движения нельзя стоять на ступеньках и прислоняться к
дверям.
3. Нельзя бегать по салону. При торможении можно получить травму.
4. Нельзя громко говорить и кричать
Экскурсовод: Прошу всех занять свои места. Мы с вами сейчас на
экскурсию по нашему городу. В нашем городе очень много замечательных
мест. Поехали.
Первая наша остановка-памятник. Прошу всех на выход.
Дети выходят из автобуса.
Воспитатель. Ребята, нам нужно перейти проезжую часть,
а пешеходного перехода нет что нам делать?
Дети вспоминают правила перехода дороги, появляется полицейский у
него в руках знак «Пешеходный переход». Воспитатель спрашивает, что это
за знак, где он устанавливается. Дети рассказывают, и полицейский
устанавливает знак.
Все переходят дорогу.
Экскурсовод. Этот памятник построен в честь наших прадедов,
участников Великой Отечественной войны. Гости города, обязательно,
посещают этот памятник, возлагают цветы (Фото).
Далее экскурсовод обращает внимание на памятник воинам
интернационалистам (Фото).
Экскурсовод. Сейчас мы с вами поедем к самолёту. Он установлен в
честь лётчиков, служивших здесь.
Экскурсовод. Прошу всех в автобус, экскурсия продолжается.
(Раздаётся звук мотора, который не может завестись).
Воспитатель. Товарищ водитель, что случилось?
Водитель. У автобуса поломка.
Воспитатель. Как нам быть? Что делать?
Дети. Нужно починить автобус.
Воспитатель. Как мы найдём автомастерскую?
Дети. По дорожному знаку.
Появляется полицейский с дорожными знаками: «Техническое
обслуживание», «Пункт питания», «Больница», «Зона отдыха».
Дети рассказывают, что обозначают эти знаки. Расставляют знаки вместе
с полицейским.
Экскурсовод. Автобус починили, наша экскурсия продолжается.
Все занимают свои места. Поехали.
Экскурсовод. Вот мы с вами приехали к самолёту. Посмотрите какой он
большой и красивый. Что ж нам пора возвращаться домой. Занимайте свои
места, мы едем назад в детский сад.
Воспитатель. Ребята вам понравилась наша экскурсия? Давайте
поблагодарим нашего водителя за безопасную поездку. Если захотите мы
можем продолжить нашу экскурсию на прогулке.
«Поездка на автобусе»
Цель: освоение ролевой линии и развитие механизма идентификации
Задачи:
• совершенствовать умение объединяться в игре, принимать роль,
выполнять игровые действия, позволяющие создавать единый
смысловой сюжет;
• подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов,
используя косвенные методы руководства;
• развивать социальные отношения играющих за счет осмысления
профессиональной деятельности взрослых.
Методические рекомендации.
В процессе игрового общения с детьми взрослый занимает позицию
воспитателя-суфлера, когда взрослый общается преимущественно с
позиции игрового персонажа, но может на время занимать позицию
воспитателя. Так в случае, если у детей возникают проблемы в процессе
общения с игровым персонажем, взрослый делает по нему «стоп-кадр»,
после чего становится в позицию воспитателя-суфлера, который помогает
детям преодолеть трудности и выстроить полноценное игровое общение.
Для расширения представлений детей о различных аспектах
обыгрываемой сферы социальной действительности необходимо знакомить
детей с реальными предметами. Например: Обратиться к родителям с
просьбой принести на короткое время предметы и атрибуты, имеющие
отношения к профессии водителя, кондуктора (талоны на бензин, визитки
городского такси, билеты и др.)
Задания и предложения детям в процессе развертывания сюжетной
линии.
1. Выполнение роли водителя маршрутного такси.
2. Выполнение роли кондуктора: объявление остановок, обилечивание
пассажиров.
3. Постройка автобуса, газели
4. Ремонт автобуса бригадой автослесарей
Игровые ситуации для развития и обогащения сюжетной игры:
1. Педагог вносит в группу руль, сумочку с билетами.
2. Рассматривание рекламных визиток и буклетов о пассажирском
транспорте.
3. Педагог принимает на себя роль приезжей из другого города.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№ 7»
4. Водитель объявляет, что автобус сломался.
5. У водителя и кондуктора обеденный перерыв.
Примерный план развития сюжета игры.
Воспитатель вносит в группу новые предметы руль и сумочку с
билетами. Предлагает детям подумать и сказать, кому эти предметы
пригодятся?
Воспитатель: Дети, каждый день мы спешим по своим делам, кому в
магазин, кому на работу, кому ребенка отвести в детский сад. Как вы
думаете, на чем можно быстро добраться до места?
Ответы детей:
- на трамвае
- на газелле
- на автобусе
Воспитатель: Догадайтесь, отгадав загадку, кто водит транспорт?
«Встаем мы очень рано, Ведь наша забота - Всех отвозить по утрам на
работу».
Дети: шофер, водитель.
Воспитатель: Дети, а на чем нам лучше поехать, чтобы все поместились,
всем места хватило?
Дети: на автобусе.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, из чего мы можем
построить автобус, да такой, чтобы всем место хватило?
Дети предлагают свои варианты, строят автобус, используя
строительный материал, стульчики. Распределение роли водителя и
кондуктора можно организовать виде кастинга. Воспитатель предлагает
детям ответить на вопросы: Что должен знать водитель
маршрутного автобуса? Каким должен быть кондуктор с пассажирами? Для
остальных желающих детей воспитатель предлагает различные
предметы (фен, посуда, шприц, калькулятор и др.) и угадать, кому они
нужны в работе. Таким образом, остальные дети тоже приобретают
роль (продавец, врач, парикмахер и др.).
Автобус построен, роли распределены, можно отправляться в путь. По
пути следования маршрутного автобуса кондуктор объявляет пассажирам
остановки, обилечивает, желает доброго дня.
Подвижные игры и
упражнения:
Игра «Веселый трамвайчик»
Мы веселые трамвайчики,
Мы не прыгаем как зайчики,
Мы по рельсам ездим дружно.
Эй, садись к нам, кому нужно!
Дети делятся на две команды. Одна команда - трамвайчики. Водитель
трамвая держит в руках обруч. Вторая команда - пассажиры, они занимают
свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного
пассажира, который занимает свой место в обруче. Конечная остановка на
противоположной стороне зала.
Игра – аттракцион «Внимание, пешеход»
Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цвета
сигналов светофора.
Регулировщик — показывает ребятам, выстроившимся перед ним в
шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде
красного жезла делают шаг назад, при виде желтого — стоят, при виде
зеленого — два шага вперед. Того, кто ошибется, регулировщик штрафует
— лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
Победителю вручается значок, открытка, книжка и т. п.
Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»
Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик
дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих,
произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир.
Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро
назвать какое-либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар,
обочина и т. д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием
какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить - светофор,
переход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного
движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.
Игра «Дорожное – не дорожное»
Игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка отделяется
от другой на один шаг (можно играть на широкой лесенке), игроки встают
за последнюю черту и водящий бросает им поочередно мяч, называя
различные слова. Если звучит «дорожное» слово - игрок должен поймать
мяч, «не дорожное» - пропустить или отбросить, при соответствии
действий игрока названному слову, игрок переходит к следующей черте (на
следующую ступеньку). Выигрывает и становится водящим тот, кто первый
пересечет последнюю черту.
Игра «Заяц»
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
«Если я купил билет,
кто я: заяц или нет?»
(А. Шибаев)
«Кондуктор» трамвая продает билеты пассажирам, которые усаживаются
на стулья - сидячие места в трамвае. Но стульев, на один меньше, чем
пассажиров. Как только все билеты проданы, и кто-то остается без билета,
кондуктор догоняет этого «зайца», а безбилетник убегает.
Игра «Запомни сигналы регулировщика»
Здесь на посту в любое время
Стоит знакомый постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
Подготовка. Дети делится на команды, в каждой из них выбирают
капитана. Команды располагаются за стартовыми линиями — одна
напротив другой. Расстояние между командами 20—30 м.
Посередине площадки, между двумя линиями, которые ограничивают
полосу шириной 2—3 м, в шахматном порядке раскладывают флажки.
Содержание игры. По сигналу регулировщика дорожного движения
(красный свет - руки вытянуты в стороны или опущены - стой; желтый свет
- правая рука с жезлом перед грудью - приготовиться; зеленый свет -
регулировщик обращен к пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или
опущены — иди) игроки быстро подбегают к флажкам и стараются собрать
их как можно больше. Через установленное время по команде
регулировщика дорожного движения дети возвращаются на места, быстро
строятся в шеренгу. Капитаны собирают и подсчитывают флажки,
принесенные их игроками. За каждый флажок начисляется одно очко.
Побеждает команда, набравшая больше очков.
Правила игры:
1. Во время перебежки игроку разрешается собирать любое количество
флажков, лежащих на земле.
2. Запрещается отнимать флажки друг у друга.
3. За линии, ограничивающие место для флажков, заступать нельзя.
4. Капитаны команд играют на равных правах со всеми.
Игра «Иду по дорожке»
Игроки идут по дорожке, называя на каждый шаг, например, названия
дорожных знаков и др. Побеждает сделавший больше шагов и назвавший
больше слов.
Игра «Кого назвали – тот и ловит»
Играющие располагаются по кругу. В центре - регулировщик дорожного
движения (водящий). Он называет имя одного из стоящих по кругу и
бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какой-либо вид
транспорта и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал мяч, или не
назвал слово, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был
регулировщиком.
Игра «Лови — не лови»
Участники игры, 6-8 человек, выстраиваются шеренгой в полушаге друг от
друга. Ведущий находится в 4-5 шагах от игроков с мячом, бросает его
любому игроку, при этом произносит слова, например: «дорога»,
«переход», «дорожный знак» и т.п. (в этом случае мяч надо ловить), или
слова, обозначающие любые другие предметы (в этом случае мяч ловить не
следует).
Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При
повторной ошибке он выбывает из игры. Очень важно, чтобы сначала
водящий произнес слово, а потом бросил мяч.
Игра «Найди жезл»
Игра «Найди пару»
Играющим раздаются полоски бумаги с изображениями дорожных знаков.
Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, то есть партнера с такой
же картинкой. Пары становятся в круг. Усложнения: каждая пара
рассказывает, что обозначает их дорожных знак.
Игра «Необычный дорожный знак»
В этой игре детям предлагается придумать необычный дорожный знак.
Нужно выбрать какой-нибудь из предметов окружающего мира и
попробовать перенести его свойства на дорожный знак. При этом
возможны самые фантастические, самые невероятные варианты. Педагог
предлагает детям задумать какой-нибудь предмет живой или неживой
природы (кошка, дерево, цветок, дом, и др.). Педагог спрашивает: «Может
ли необычный дорожный знак чем-то напоминать кошку?» Дети отвечают:
«Может!»
Игра «Огни светофора»
На светофоре - красный свет! Опасен путь - прохода нет! А если желтый
свет горит, - он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди -
свободен путь - переходи.
В игре все дети - «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения
показывает на «светофоре» желтый свет, то все ученики выстраиваются в
шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый
свет - можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете -
все замирают на месте. Ошибившийся - выбывает из игры.
Когда переходишь улицу - следи за сигналами светофора.
Игра «Перекресток»
Ведущий встает в центре перекрестка — это светофор. Дети делятся на две
группы — пешеходы и автомобили. Раздается свисток ведущего.
Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если
допускаются нарушения правил дорожного движения, ведущий свистит,
называет имя нарушителя. Тот выбывает из игры. Побеждают те, у кого не
будет ошибок.
Для победителей организуется автопробег на трехколесных велосипедах и
самокатах.
Физкультминутка
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)
Людям машет: Не ходи!
(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)
Приглашает нас идти (шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
Игра «Собери светофор»
Командам вручается жезл и объясняется задание: каждый участник
команды должен участвовать в сборке светофора из прямоугольников.
Побеждает команда, раньше и без ошибок закончившая сборку светофора.
В двух коробках находятся по семь серых прямоугольников и по одному
цветному: красный, желтый и зеленый. По сигналу участники команд
подбегают к коробкам, вынимают из коробок прямоугольники,
возвращаются на место, передавая жезл следующему, каждый следующий
участник берет из коробки другой прямоугольник, продолжая сборку
светофора. Прямоугольники кладут один на другой в следующей
последовательности: серый, серый, красный, серый, желтый, серый,
зеленый, серый, серый, серый.
Игра «Собери картинку»
От каждой команды («Светофор», «Автомобиль», «Пешеход» или др.) при
помощи считалки выбирается игрок для участия в игре. Необходимо
собрать разбросанные на дороге части картинки, чтобы получилась
картинка с тем же изображением, что и название команды
.
Физкультминутка
Я в деревню этим летом (руки на плечи круговые движения вперед)
Ездил на машине с дедом (руки на плечи круговые движения назад)
На дороге здесь порой
Нет разметки никакой (прямую ногу вперед на носок поочередно)
Ну и как тогда нам быть
Как ее переходить? (прямую ногу назад на носок поочередно)
Если нет машин то можно (грозим пальцем одной руки)
Только очень осторожно (грозим пальцем другой руки)
Влево-вправо посмотреть (руки на поясе повороты головой)
Не бежать и не лететь (грозим пальцем поочередно меняя руки)
И без лишней суеты
Перейдешь дорогу ты (ходьба с высоким подниманием колен)
Работа с родителями:
Консультации:
1.
«Безопасность детей – в наших руках»
2.
«Родителям – о безопасности дорожного движения»
3.
«Дорожная азбука»
4.
«Дисциплина на улице – залог безопасности».
1.
«Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»
ПОМНИТЕ!
Воспитатели – не доучили,
Родители – не досмотрели,
ГИБДД – не доорганизовало
Водитель – не среагировал,
а в результате – ребенок пострадал
в дорожно-транспортном
происшествии.
Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым.
И каждый уверен, что его-то сообразительный малыш под колесами
автомобиля уж точно не окажется. Но если ребенок вовремя не пришел
домой, родители начинают волноваться: «все ли благополучно? »,
придумывая различные варианты развития событий, судорожно обзванивая
друзей и знакомых, с которыми, возможно находится их дитя. Только бы
ничего не случилось! Это извечная человеческая боязнь случая в наше
время и обоснована она тем, что вот уже несколько десятков лет
несчастные случаи, как угроза здоровью и жизни ребенка, опережают
болезни.
В ДТП дети попадают не просто так. Одни выбегают поиграть на
проезжую часть дороги, догоняя свой мяч, другие выходя на дорогу не
посмотрев по сторонам, а виноваты в этом мы, взрослые это мы не научили
детей, не подсказали, не предостерегли. 95% несчастных случаев с детьми
на дорогах возникает в ситуациях, когда детям кажется, что опасности нет
или они успеют перебежать дорогу перед транспортом, или переходят
дорогу вне пешеходного перехода. Ежегодно на дорогах России погибают
около 1, 5 тысяч детей, 24 тысячи получают ранения. И это не просто
цифры. Дорога - угроза жизни детей. Достаточно изучить "истории
болезней" детей, пострадавших от травм, полученных в результате
дорожно-транспортного происшествия, побеседовать с врачом — хирургом
или травматологом, чтобы понять простую истину: Из каждых двадцати
случаев
девятнадцать,
оказывается,
типичны,
-
часто
повторяются,
возникают в одних и тех же стандартных ситуациях, число которых не так
уж велико. Ситуации эти можно знать, а поведению в них — научить. А
значит,
несчастье
можно
предотвратить!
Только
следуя
всем
установленным правилам и требованиям, Вы сможете сохранить жизнь и
здоровье детей.
Главным в воспитании законопослушного гражданина (в том числе и
как
участника
дорожного
движения)
для
родителей
должен
быть
принцип «Делай, как я». Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного
движения, он должен не просто их знать - у него должен сформироваться
навык безопасного поведения на дороге. Даже если вы опаздываете:
- все равно переходите дорогу там, где это разрешено Правилами;
- в собственном автомобиле соблюдайте скоростной режим;
- пристегивайтесь ремнями безопасности и не позволяйте находиться
детям до 12 лет на переднем сиденье.
Наглядный пример родителей будет куда эффективнее, чем сотни раз
повторенные слова «не ходи на красный свет».
Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной
ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на
улице, осторожными и внимательными! Знайте, если Вы нарушаете
Правила дорожного движения, ваш ребенок будет поступать так же!
Учите ребенка не спешить при переходе улицы, переходить проезжую
часть только тогда, когда обзору никто и ничто не мешает, прежде чем
перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки. Оказавшись
рядом
со
стоящим
автобусом,
предложите
ребенку
остановиться,
внимательно осмотреться, не приближается ли машина.
В детском возрасте отсутствует навык безопасного поведения на
улицах и дорогах, умение наблюдать: осматривать свой путь, замечать
автомобиль, оценивать его скорость, направление движения, возможность
внезапного появления автомобиля из-за стоящего транспорта, из-за кустов,
киосков, заборов.
Дорога от дома в детский сад и обратно идеально подходит для того,
что бы дать ребенку знания, формировать у него навыки безопасного
поведения на улице. У ребенка целая гамма привычек формируется с
самого раннего детства. Именно поэтому, начиная с 1, 5-2 лет необходимо
формировать у него комплект «транспортных» привычек.
Сопровождая
ребенка,
родители
должны
соблюдать
следующие
требования:
Из дома выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти
не спеша.
Перед
переходом
проезжей
части
обязательно
остановитесь.
Переходите дорогу размеренным шагом.
Приучайте
детей
переходить
проезжую
часть
только
на
пешеходных переходах.
Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта
и других предметов, закрывающих обзор.
Увидев
трамвай,
троллейбус,
автобус,
стоящей
на
противоположной стороне не спешите, не бегите.
Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с
ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать
внимание на дороге.
Переходите улицу строго под прямым углом.
Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора,
предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода.
При переходе и на остановках общественного транспорта крепко
держите ребенка за руку.
Из транспорта выходите впереди ребенка, чтобы малыш не упал.
Привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на
дороге.
Покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин.
Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД.
К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и
соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:
Играй только в стороне от дороги.
Переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, на
перекрестках по линии тротуара.
Переходи улицу только шагом, не беги.
Следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу.
Посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо.
Не пересекай путь приближающемуся транспорту
Трамваи всегда обходи спереди.
Входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда
он стоит.
Не высовывайся из окна движущегося транспорта.
Выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к
тротуару или обочине дороги.
Не выезжай на велосипеде на проезжую часть.
Если ты потерялся на улице - не плач. Попроси взрослого
прохожего или полицейского помочь.
Все понятия ребенок усвоит прочно, если его знакомят с правилами
дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используя для этого
соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с
малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с
транспортом, пешеходами. Обратите внимание на нарушителей, отметив,
что, нарушая правила, они рискуют попасть в беду.
Не пугайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не
менее вреден, чем безопасность и невнимательность!
Уважаемые родители! Помните!
На улице крепко держите ребёнка за руку!
Выработайте у ребёнка привычку всегда перед выходом на дорогу
остановиться, оглядеться, и только потом переходить улицу.
Ребёнок учится законам улицы у родителей.
Пусть Ваш пример послужит правильному поведению на улице не
только вашего ребёнка, но и других детей.
Для того, что бы вы всегда были спокойны за своего ребенка, и он
чувствовал себя уверенно на дороге, советуем Вам:
напоминайте основные Правила дорожного движения своему
ребенку каждый день;
никогда в присутствии ребенка не нарушайте Правила движения;
при переходе проезжей части держите ребенка за руку;
учите его ориентироваться на дороге, быть осторожным и
внимательным, никогда не перебегать дорогу перед близко идущим
транспортом;
учите его переходить проезжую часть только по пешеходным
дорожкам, на зеленый сигнал светофора;
не позволяйте своему ребенку играть на дороге.
Еще раз помните! Дорога полна неожиданностей: она не терпит
шалости- наказывает без жалости! Лишь строгое соблюдение Правил
станет залогом безопасности вас и вашего ребенка!
2. «Правила безопасности для детей. Безопасность на
дорогах»
Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до
середины дороги - направо.
Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они
обозначаются специальным знаком « Пешеходный переход»
Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со
светофором.
Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми
по краю навстречу машинам.
Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус,
трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно
обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного
перехода и по нему перейти улицу.
Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо
остановиться.
Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.
Рекомендации для родителей
1. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со
стороны проезжей части;
2. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы,
остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде
транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство
останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
3. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств
у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль,
мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья,
закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за
препятствием опасности.
4. При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их
отсутствии на тротуаре или обочине.
5. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на
перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет
переходить где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным
шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и
рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что
это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото- транспортными
средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели
друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите
ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает
транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из
переулка, со двора дома;
6. При посадке и высадке из общественного транспорта:
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок
постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после
полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть
под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его
отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как
можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном
месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
7. При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не
разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не
оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на
заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может
перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
Памятка для родителей: Безопасные шаги на пути к безопасности на
дороге.
Что должны знать родители о своем ребенке?
В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он
уверен, что машина останавливается мгновенно.
В 6 лет - боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые;
не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная
машина;
не
умеет
правильно
распределять
внимание
и
отделять
существенное от незначительного.
В 7 лет - более уверенно отличать правую сторону дорогу от левой.
В 8 лет –
- может мгновенно отреагировать на отклик и т.д.;
- имеет опыт пешеходного передвижения на дороге;
- активно осваивает основные навыки езды на велосипеде;
- умеет определять источник шума; - устанавливать связь между величиной
предмета, его удаленностью и временем (чем ближе автомобиль, тем он
больше).
3. «Дорожная азбука»
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны,
увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков,
растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-
транспортных
происшествий.
Никого
не
оставляют
равнодушным
неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются
и дети.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются
сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил
дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей
на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего
возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется
это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим
поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до
приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные
возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не
выработалась
способность
предвидеть
возможность
возникновения
опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они
безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и
внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным
выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь
веселую игру.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них
навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего
возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила,
усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их
соблюдение - потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения
на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием
ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств
личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в
своих действиях.
Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно - идеальный момент
для формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед
ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех
без исключения правил дорожного движения.
Правила безопасного поведения на улице
На улице нужно быть очень внимательным, не играть на проезжей
части.
Прежде чем переходить дорогу по пешеходному переходу «зебра»,
нужно сначала остановиться и посмотреть налево, затем посмотреть
направо и еще раз налево. Если машин поблизости нет, можно переходить
дорогу.
Дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо. Если машин
близко нет, то смело переходить дальше.
Переходить через дорогу нужно спокойно. Нельзя выскакивать на
проезжую часть.
Даже если загорелся зеленый свет светофора, прежде чем ступить на
дорогу, следует внимательно посмотреть по сторонам, убедиться, что все
машины остановились.
Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с
правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте
для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге.
Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит
на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент
нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для
пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что, нарушая
правила, они рискуют попасть под транспорт.
Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные
впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада,
самому найти дорогу домой или, наоборот, «привести» вас утром в детский
сад.
Не запугивайте ребенка улицей - панический страх перед транспортом
не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!
Полезно прочитать ребенку стихотворения:
«Про одного мальчика» С. Михалкова,
«Меч» С. Маршака,
«Для пешеходов» В. Тимофеева,
«Азбука безопасности» О. Бедарева,
«Для чего нам нужен светофор» О. Тарутина.
Полезно рассмотреть с ребенком набор красочных рисунков «Красный,
желтый, зеленый», «Пешеходу-малышу». Купите ребенку игрушечные
автомобили, автобусы, светофоры, фигурки постовых - регулировщиков и
др. и организуйте игры по придуманному вами сюжету, отражающие
любые ситуации на улице. Игра - хорошее средство обучения ребенка
дорожной грамоте.
ПОМНИТЕ!!! Все взрослые являются примером для детей!
Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не
только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном
соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы
оградить детей от несчастных случаев на дорогах!
4. «Дисциплина на улице - залог безопасности»
Наиболее
распространённые
причины
дорожно-транспортных
происшествий:
-выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко
идущим транспортом: мало кто из наших детей имеет привычку
останавливаться
перед
переходом
проезжей
части,
внимательно
её
осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать
с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время
движения.
- выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого
препятствия: наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя
из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем
выйти из-за кустарника или сугробов.
- игра на проезжей части: наши дети привыкли, что вся свободная
территория - место для игр.
- ходьба по проезжей части: даже при наличии рядом тротуара большая
часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего
со всевозможными нарушениями.
Никакой злонамеренности в большей части нет. На поведение детей на
дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть
особую значимость возрастных особенностей детей:
• Физиологические
Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда
может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только
те звуки, которые ему интересны.
Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора
ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на
расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в
10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения
взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не
замеченными. Он видит только то, что находится напротив. Реакция у
ребёнка по сравнению со взрослыми, значительно замедленная. Времени,
чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого
пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять
решение и действовать, уходит примерно 1 секунда. Ребёнку требуется для
этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться,
поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием.
Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему
ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть
секунды. Надёжная ориентация «налево - направо» приобретается не ранее,
чем в семилетнем возрасте.
• Психологические
У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного
движения транспортных средств, т. е. ребёнок убеждён, основываясь на
аналогичных
движениях
из
микромира
игрушек,
что
реальные
транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и
игрушечные. Разделение игровых и реальных условий происходит у
ребёнка уже в школе постепенно.
Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив
предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может
устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже
перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся
мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.
Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на
дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для
других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в
условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им
недооценивается.
Результат проекта
У детей в результате проведенной работы по правилам дорожного движения
дети дошкольного возраста станут грамотными, дисциплинированными
пешеходами, участниками дорожного движения. У детей сформируются
навыки безопасного поведения на дорогах, а так же пешеходных переходах
дорожных знаках. Они научатся применять полученные знания на практике
и будут вести себя адекватно в любой дорожной ситуации.