Напоминание

"По следам осени" ООД по познавательному развитию в старшей группе


Автор: Ханафина Альфия Сабитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с Березка
Населённый пункт: Кармаскалинского района д.Кабаково
Наименование материала: Проект
Тема: "По следам осени" ООД по познавательному развитию в старшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




:

Тип проекта

познавательно, творческий.

Длительность проекта

: краткосрочный.

По составу участников

: групповой.

Сроки реализации:

с 17 по 28 октября (2 недели).

Участники проекта:

дети старшей группы 5-6 лет

воспитатели

родители воспитанников

:

Актуальность проекта

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет

практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в

свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое

образование будет более эффективным, если изучать природу через

эмоциональное

восприятие и через

прямой

контакт

ребенка

с

природой. Одним из важнейших направлений в работе с детьми старшего

возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует,

расширению, уточнению чувств, отношений, знаний. В период детства дети

дошкольного возраста только начинают познавать мир, явления природы. В

этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в

увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень,

явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации

наблюдений: собирать природный материал для развития творчества,

иллюстрации. Участие детей в этом проекте позволить ознакомить их с

представлением об осени – как время года, ее характерных признаках,

развить творческие способности, связную речь.

:

Цель проекта

Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года,

ее признаках и явлениях.

Задачи

Образовательные задачи

:

- углубить представления об изменениях в природе осенью; привлечь

внимания к окружающим природным объектам; пополнить и обогатить

знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;

:

Развивающие задачи

- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями

неживой природы;

- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира,

разнообразия его красок и форм;

- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов,

созреваемых в осенний период;

:

Воспитательные задачи

- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его

общения с природой.

:

Ожидаемый результат

- Углубить и расширить знания об осени, ее признаках и дарах;

- Пополнить словарный запас;

- Развить навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

- Стимулировать познавательные интересы и расширить кругозор;

- Развить художественно-творческие навыки.

Этапы работы над проектом.

1 этап - подготовительный.

Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

Поставка цели и задачи.

Подбор методической, справочной литературы по выбранной теме.

Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.

2 этап – основной.

Практическая деятельность.

17.10.2022 – понедельник.

ФЭМП «Собираем грибочки».

Цели: Учить детей сравнивать две группы предметов, устанавливать

соотношения больше-меньше, поровну. Закрепить прямой количественный

и порядковый счет. Уточнить знания детей о форме, геометрических

фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

Уточнить значение понятий: слева, справа, рядом, под, в середине.

Развивать мелкую моторику.

Рисование в старшей группе «Осеннее дерево»

Цель: Учить изображать осеннее дерево на листе бумаги.

Сюжетно – ролевая игра « На прогулке в осеннем лесу»

Цель: учить детей взаимоотношению в игре, воспитывать дружелюбие,

желание играть вместе.

18.10.2022 – вторник.

Прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Времена

года», А. Вивальди «Времена года»;

Цель: воспитывать интерес к музыкально – художественному искусству,

умение чувствовать выразительные особенности музыкальных и

художественных образов.

Рисование: «Ветка рябины»

Цель: Формировать умение передавать характерные особенности ветки

рябины: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение

красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании

акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и

концом), нетрадиционным способом (печатание ягод ватными палочками).

Д/И «Овощи». Цель: учить детей образовывать множественное число

имен существительных.

19.10.2022 – среда.

Чтение художественной литературы А.С.Пушкина «Уж небо осенью

дышало».

Цель: учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы.

Отгадывание загадок на осеннюю тематику.

Цель: закрепление знаний детей об особенностях осени, природных

явлениях, актуализация знаний детей о птицах, растениях в данный период

времени года.

Сюжетно-ролевая игра «На прогулке в осеннем лесу»;

Цель: развивать воображение, фантазию, творчество, развивать правильное

взаимоотношение детей в коллективе, согласовывать свои действия с

партнерами в игре.

20.10.2022 – четверг.

Пение: « Вот и осень к нам пришла».

Лепка: «Грибы»

Цель: развивать познавательные, умственные способности и положительные

нравственные качества детей старшего дошкольного возраста, используя

различные виды деятельности при изучении темы «Грибы»; закреплять

умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной

формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить передавать

некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края шляпок грибов,

утолщающиеся ножки.

Дыхательная гимнастика «Ветерок».

Цель: укрепление дыхательной мускулатуры; развитие верхних дыхательных

путей,

развивать

речевое

дыхание,

то

обеспечивает

правильное

произношение.

21.10.2022 – пятница.

Чтение художественной литературы «Как птицы и звери к зиме

готовятся» Г.Снегирев.

Цель: закреплять знания детей о подготовке диких животных к зиме.

П/и «У медведя во бору»;

Цель: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу,

навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному

направлению, развивать речь.

Чтение произведения К. Чашева «Деревья спят»;

Цель: расширять и закреплять представление детей о деревьях, особенностях

их роста, о пользе в природе.

Словесная игра «Да или нет» на приметы осени.

Цель: закрепление знаний у детей о представлении характерных признаках

осени и осенних явлениях.

24.10.2022 – понедельник.

Рисование «Осенние листья»

Цель: учить детей рисовать осенние листья, обводя шаблон карандашом,

передавать колорит осенних листьев акварельными красками.

Игра – пантомима «Был у зайца огород».

Цель: развивать пантомимические навыки.

Слушание музыкальных произведений: «Здравствуй, осень» слова

Е.Благининой, муз. В.Витлина.

Цель: воспитывать интерес к музыкально – художественному искусству,

умение чувствовать выразительные особенности музыкальных и

художественных образов.

25.10.2022 – вторник.

Ознакомление с окружающим миром.

Беседа «Лесные жители осенью», «Осенний лес», «Овощи и фрукты»,

«Осенние хлопоты людей».

Цель: дать детям более полное представление о диких животных и

особенностях их приспособления к окружающей среде, обобщить

представления детей о характерных особенностях времени года – осень.

Настольно – печатные игры: «Времена года»

Цель: закрепление знаний о временах года.

Подвижная игра «Съедобное – несъедобное»

Цель: развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном

предмете, быстроту мышления. Научить детей делить предметы на две

категории: съедобные несъедобные.

26.10.2022 – среда.

Рассматривание репродукции картин: И.И.Левитан «Золотая осень».

Цель: Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать

художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту

осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.

Предложить детям рассмотреть репродукцию картины, обращая внимание на

цветовое многообразие осенних листьев, любуясь переливами цвета.

Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с

помощью цвета, обратить внимание на особенности сочетания теплых и

холодных цветовых тонов. Вызвать у детей желание нарисовать золотую

осень.

Просмотр детского интерактивного развивающего журнала (Мультик)

«Золотая осень»

Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке».

Цель: совершенствовать умение рассказывать по картине. Обогащать

представление детей о том, какие деревья растут в лесу. Воспитывать

бережное отношение к лесу.

27.10.2022 – четверг.

Рассматривание и беседа с детьми по картине И.С.Остроухова «Золотая

осень».

Цель: познакомить

детей с содержанием картины, закрепить умение

различать цветовые оттенки осенней листвы.

Пальчиковая гимнастика « У медведя во бору».

Цель: развивать двигательную

и речевую активность детей, умение

соотносит свои действия со словами, быстро реагировать на словесный

сигнал, развивать выдержку.

Аппликация «Колючий Ежик».

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к природе посредством

аппликации.

Физкультминутка «Солнышко и дождик».

Цель: развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания, воображения.

28.10.2022 – пятница.

Проведение осеннего праздника «Пчелкина аптека».

Д/И «Отгадай загадку»

Цель: определить умение понимать отношение между объектами на основе

отгадывания описательных, с отрицанием, простых метафорических загадок,

умение объяснить, почему именно такой ответ.

Настольно – печатная игра «Времена года».

Цель: закрепление знаний о временах года.

3 этап – заключительный.

Подведение итогов проекта.

- Выставка «Осенние фантазии»,

- Оформление раздевалки с использованием детских работ

- Проведение осеннего праздника «Пчелкина аптека».

Результаты реализации проекта:

В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и

представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних

даров.

На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в

процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней

тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. Появилось

желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и

небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над

общим проектом;

Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Социально-

коммуникативное

развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Семья – Собираемся на

прогулку в лес», «Семейный праздник», «Магазин

«Овощи и Фрукты». Игра-пантомима «Был у зайца

огород». Дидактические игры: «Собери урожай»,

«Времена года», « «Отгадай загадку »,

«Знатоки осенней природы», «Парные картинки».

Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом»,

«Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме»;

Настольно – печатные игры: «Времена года», «Что к

чему…»,

Трудовая деятельность:

участие в уборке участка «Чистый детсад»

сбор природного материала на прогулке (сбор шишек,

семян, листочков для гербария)

уборка опавшей листвы

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Почему нельзя бегать с ветками и палками»

Познавательное

развитие

Беседы на тему:

Какие есть народные названия осенних месяцев.

Какие сезонные изменения происходят в осенние время.

Какие приметы вы осени знаете?

Как это явление называется? (листопад) из каких слов

состоит?

Какого цвета бывают осенью листья?

Что вы можете сказать о птицах?

Что происходит с днем и ночью?

Что делают животные осенью?

Как называется первый месяц осени?

ФЭМП: д\и «Посчитай сколько…», «Где спрятались

листочки», Ознакомление с окружающим:

«Осенний лес. Дары леса», «Овощи и фрукты»,

«Приметы осени»,«В гости к осени», «Лесные жители

осенью», «Что мы знаем о лесе и его жителях», «Что

такое листопад», «Осенние хлопоты людей», «Осень. Что

ты о ней знаешь?»

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или

фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Дидактические игры: «Винегрет», «Чудесный мешочек»,

«Во саду ли, в огороде». «Вершки-корешки», «Четвёртый

лишний», «С какого дерева листок?».

Сюжетно-ролевые игры: «Уборка урожая», «Магазин

«Фрукты-овощи».

Настольные игры: Домино «Овощи-фрукты»,

Здоровье и

физическое

развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров!»

Подвижные игры:

«По тропинке» ,«Съедобное - несъедобное!», «Я знаю 3

названия!», «Осенние листочки», «Вороны и собачка!»,

«Перелёт птиц», «Гуси – лебеди», «Поймай грибок»,

«Вершки - корешки», «Овощи - фрукты»;

Физкультминутки:

Физкультминутка: «Солнышко и дождик», «По

тропинке»

«Клён», «Листопад», «Грибы», «Осень», «Дождь»,

«Птички».

Пальчиковая гимнастика:

«Листья», «Дождик, дождик», «Ветер», «Овощи к

обеду», «Варим мы компот», «Мы капусту рубим…»,

«Огород»;

Речевое развитие

Рассматривание сюжетных картин и беседа по

содержанию: И. Левитан «Осенний день», «Золотая

осень»

Беседы: «Овощная аптека», «Листья золотые», «дары

осени».

Чтение пословиц и поговорок об осени, разгадывание

загадок.

Чтение стихов об осени: И. Бунин. «Листопад»

(отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру

кружат...», Ирина Галавина «Королева Осень», Ахмед

Ерикеев «Натупила осень». Война грибов и ягод» обр. В

Даля, «Воробьишка» М. Горького, «Заяц и еж » Бр.

Гримм, «Листопад» (отрывок) И Бунин, «Уж небо

осенью дышало…» (отрывок) А. Пушкин, «Осенние

листья по ветру летят» А. Майков, Чтение стихотворения

Ю. Тувима «Овощи»

Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова,

«Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев.

Чтение рассказа "Последний лист" П. Молчанова

Разгадывание загадок об осени

Творческое рассказывание детей по темам:

«Приметы осени», «Мы гуляли на участке»

«Что я видел в парке?»

Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в

лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь

внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие

(признак)», «Оденем куклу на прогулку», «Скажи

наоборот».

Художественно-

эстетическое

развитие

Аппликация:

«Колючий ежик»

«Что нам осень принесла?!»

Рисование: «Осенние листья», «Осеннее дерево»

«Ветка рябины»

Лепка

«Овощи», «Грибочки» Рассматривание картины

Левитана «Золотая осень»; «Осень в деревни».

Самостоятельная художественная деятельность:

Аппликация «Ветка рябины»

Рисование «Чем нам осень нравится»

«Наш участок осенью»

«Как звери готовятся к зиме»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Пение:

«Солнечный лучик» слова и музыка Е.Еремеевой

«Осень, как рыжая кошка», «Дождик ходит по дорожке».

Хоровод «Вот и осень к нам пришла»

Танец «Дождик ходит по дорожке», «Ягодки».

Приложения

Беседа с детьми

Дидактические игры

Загадки, стихи

Сюжетно – ролевые

игры

Комплекс

гимнастики после

сна

Художественно –

эстетическое

развитие



В раздел образования