Автор: Ханафина Альфия Сабитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с Березка
Населённый пункт: Кармаскалинского района д.Кабаково
Наименование материала: Проект
Тема: "По следам осени" ООД по познавательному развитию в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
:
Тип проекта
познавательно, творческий.
Длительность проекта
: краткосрочный.
По составу участников
: групповой.
Сроки реализации:
с 17 по 28 октября (2 недели).
Участники проекта:
дети старшей группы 5-6 лет
воспитатели
родители воспитанников
:
Актуальность проекта
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет
практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в
свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое
образование будет более эффективным, если изучать природу через
эмоциональное
восприятие и через
прямой
контакт
ребенка
с
природой. Одним из важнейших направлений в работе с детьми старшего
возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует,
расширению, уточнению чувств, отношений, знаний. В период детства дети
дошкольного возраста только начинают познавать мир, явления природы. В
этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в
увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень,
явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации
наблюдений: собирать природный материал для развития творчества,
иллюстрации. Участие детей в этом проекте позволить ознакомить их с
представлением об осени – как время года, ее характерных признаках,
развить творческие способности, связную речь.
:
Цель проекта
Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года,
ее признаках и явлениях.
Задачи
•
Образовательные задачи
:
- углубить представления об изменениях в природе осенью; привлечь
внимания к окружающим природным объектам; пополнить и обогатить
знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
•
:
Развивающие задачи
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями
неживой природы;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира,
разнообразия его красок и форм;
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов,
созреваемых в осенний период;
•
:
Воспитательные задачи
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его
общения с природой.
•
:
Ожидаемый результат
- Углубить и расширить знания об осени, ее признаках и дарах;
- Пополнить словарный запас;
- Развить навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
- Стимулировать познавательные интересы и расширить кругозор;
- Развить художественно-творческие навыки.
Этапы работы над проектом.
•
1 этап - подготовительный.
Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
Поставка цели и задачи.
Подбор методической, справочной литературы по выбранной теме.
Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
•
2 этап – основной.
Практическая деятельность.
17.10.2022 – понедельник.
ФЭМП «Собираем грибочки».
Цели: Учить детей сравнивать две группы предметов, устанавливать
соотношения больше-меньше, поровну. Закрепить прямой количественный
и порядковый счет. Уточнить знания детей о форме, геометрических
фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
Уточнить значение понятий: слева, справа, рядом, под, в середине.
Развивать мелкую моторику.
Рисование в старшей группе «Осеннее дерево»
Цель: Учить изображать осеннее дерево на листе бумаги.
Сюжетно – ролевая игра « На прогулке в осеннем лесу»
Цель: учить детей взаимоотношению в игре, воспитывать дружелюбие,
желание играть вместе.
18.10.2022 – вторник.
Прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Времена
года», А. Вивальди «Времена года»;
Цель: воспитывать интерес к музыкально – художественному искусству,
умение чувствовать выразительные особенности музыкальных и
художественных образов.
Рисование: «Ветка рябины»
Цель: Формировать умение передавать характерные особенности ветки
рябины: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение
красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании
акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и
концом), нетрадиционным способом (печатание ягод ватными палочками).
Д/И «Овощи». Цель: учить детей образовывать множественное число
имен существительных.
19.10.2022 – среда.
Чтение художественной литературы А.С.Пушкина «Уж небо осенью
дышало».
Цель: учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы.
Отгадывание загадок на осеннюю тематику.
Цель: закрепление знаний детей об особенностях осени, природных
явлениях, актуализация знаний детей о птицах, растениях в данный период
времени года.
Сюжетно-ролевая игра «На прогулке в осеннем лесу»;
Цель: развивать воображение, фантазию, творчество, развивать правильное
взаимоотношение детей в коллективе, согласовывать свои действия с
партнерами в игре.
20.10.2022 – четверг.
Пение: « Вот и осень к нам пришла».
Лепка: «Грибы»
Цель: развивать познавательные, умственные способности и положительные
нравственные качества детей старшего дошкольного возраста, используя
различные виды деятельности при изучении темы «Грибы»; закреплять
умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной
формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить передавать
некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края шляпок грибов,
утолщающиеся ножки.
Дыхательная гимнастика «Ветерок».
Цель: укрепление дыхательной мускулатуры; развитие верхних дыхательных
путей,
развивать
речевое
дыхание,
то
обеспечивает
правильное
произношение.
21.10.2022 – пятница.
Чтение художественной литературы «Как птицы и звери к зиме
готовятся» Г.Снегирев.
Цель: закреплять знания детей о подготовке диких животных к зиме.
П/и «У медведя во бору»;
Цель: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу,
навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному
направлению, развивать речь.
Чтение произведения К. Чашева «Деревья спят»;
Цель: расширять и закреплять представление детей о деревьях, особенностях
их роста, о пользе в природе.
Словесная игра «Да или нет» на приметы осени.
Цель: закрепление знаний у детей о представлении характерных признаках
осени и осенних явлениях.
24.10.2022 – понедельник.
Рисование «Осенние листья»
Цель: учить детей рисовать осенние листья, обводя шаблон карандашом,
передавать колорит осенних листьев акварельными красками.
Игра – пантомима «Был у зайца огород».
Цель: развивать пантомимические навыки.
Слушание музыкальных произведений: «Здравствуй, осень» слова
Е.Благининой, муз. В.Витлина.
Цель: воспитывать интерес к музыкально – художественному искусству,
умение чувствовать выразительные особенности музыкальных и
художественных образов.
25.10.2022 – вторник.
Ознакомление с окружающим миром.
Беседа «Лесные жители осенью», «Осенний лес», «Овощи и фрукты»,
«Осенние хлопоты людей».
Цель: дать детям более полное представление о диких животных и
особенностях их приспособления к окружающей среде, обобщить
представления детей о характерных особенностях времени года – осень.
Настольно – печатные игры: «Времена года»
Цель: закрепление знаний о временах года.
Подвижная игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном
предмете, быстроту мышления. Научить детей делить предметы на две
категории: съедобные несъедобные.
26.10.2022 – среда.
Рассматривание репродукции картин: И.И.Левитан «Золотая осень».
Цель: Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать
художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту
осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.
Предложить детям рассмотреть репродукцию картины, обращая внимание на
цветовое многообразие осенних листьев, любуясь переливами цвета.
Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с
помощью цвета, обратить внимание на особенности сочетания теплых и
холодных цветовых тонов. Вызвать у детей желание нарисовать золотую
осень.
Просмотр детского интерактивного развивающего журнала (Мультик)
«Золотая осень»
Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке».
Цель: совершенствовать умение рассказывать по картине. Обогащать
представление детей о том, какие деревья растут в лесу. Воспитывать
бережное отношение к лесу.
27.10.2022 – четверг.
Рассматривание и беседа с детьми по картине И.С.Остроухова «Золотая
осень».
Цель: познакомить
детей с содержанием картины, закрепить умение
различать цветовые оттенки осенней листвы.
Пальчиковая гимнастика « У медведя во бору».
Цель: развивать двигательную
и речевую активность детей, умение
соотносит свои действия со словами, быстро реагировать на словесный
сигнал, развивать выдержку.
Аппликация «Колючий Ежик».
Цель: Развитие у детей познавательного интереса к природе посредством
аппликации.
Физкультминутка «Солнышко и дождик».
Цель: развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания, воображения.
28.10.2022 – пятница.
Проведение осеннего праздника «Пчелкина аптека».
Д/И «Отгадай загадку»
Цель: определить умение понимать отношение между объектами на основе
отгадывания описательных, с отрицанием, простых метафорических загадок,
умение объяснить, почему именно такой ответ.
Настольно – печатная игра «Времена года».
Цель: закрепление знаний о временах года.
3 этап – заключительный.
Подведение итогов проекта.
- Выставка «Осенние фантазии»,
- Оформление раздевалки с использованием детских работ
- Проведение осеннего праздника «Пчелкина аптека».
Результаты реализации проекта:
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и
представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних
даров.
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в
процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней
тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. Появилось
желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и
небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над
общим проектом;
Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Социально-
коммуникативное
развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Семья – Собираемся на
прогулку в лес», «Семейный праздник», «Магазин
«Овощи и Фрукты». Игра-пантомима «Был у зайца
огород». Дидактические игры: «Собери урожай»,
«Времена года», « «Отгадай загадку »,
«Знатоки осенней природы», «Парные картинки».
Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом»,
«Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме»;
Настольно – печатные игры: «Времена года», «Что к
чему…»,
Трудовая деятельность:
участие в уборке участка «Чистый детсад»
сбор природного материала на прогулке (сбор шишек,
семян, листочков для гербария)
уборка опавшей листвы
Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»
Беседы по ОБЖ:
«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»
«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»
«Почему нельзя бегать с ветками и палками»
Познавательное
развитие
Беседы на тему:
Какие есть народные названия осенних месяцев.
Какие сезонные изменения происходят в осенние время.
Какие приметы вы осени знаете?
Как это явление называется? (листопад) из каких слов
состоит?
Какого цвета бывают осенью листья?
Что вы можете сказать о птицах?
Что происходит с днем и ночью?
Что делают животные осенью?
Как называется первый месяц осени?
ФЭМП: д\и «Посчитай сколько…», «Где спрятались
листочки», Ознакомление с окружающим:
«Осенний лес. Дары леса», «Овощи и фрукты»,
«Приметы осени»,«В гости к осени», «Лесные жители
осенью», «Что мы знаем о лесе и его жителях», «Что
такое листопад», «Осенние хлопоты людей», «Осень. Что
ты о ней знаешь?»
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или
фрукт?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Дидактические игры: «Винегрет», «Чудесный мешочек»,
«Во саду ли, в огороде». «Вершки-корешки», «Четвёртый
лишний», «С какого дерева листок?».
Сюжетно-ролевые игры: «Уборка урожая», «Магазин
«Фрукты-овощи».
Настольные игры: Домино «Овощи-фрукты»,
Здоровье и
физическое
развитие
Беседы:
«Как одеваться осенью?»
«Если хочешь быть здоров!»
Подвижные игры:
«По тропинке» ,«Съедобное - несъедобное!», «Я знаю 3
названия!», «Осенние листочки», «Вороны и собачка!»,
«Перелёт птиц», «Гуси – лебеди», «Поймай грибок»,
«Вершки - корешки», «Овощи - фрукты»;
Физкультминутки:
Физкультминутка: «Солнышко и дождик», «По
тропинке»
«Клён», «Листопад», «Грибы», «Осень», «Дождь»,
«Птички».
Пальчиковая гимнастика:
«Листья», «Дождик, дождик», «Ветер», «Овощи к
обеду», «Варим мы компот», «Мы капусту рубим…»,
«Огород»;
Речевое развитие
Рассматривание сюжетных картин и беседа по
содержанию: И. Левитан «Осенний день», «Золотая
осень»
Беседы: «Овощная аптека», «Листья золотые», «дары
осени».
Чтение пословиц и поговорок об осени, разгадывание
загадок.
Чтение стихов об осени: И. Бунин. «Листопад»
(отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру
кружат...», Ирина Галавина «Королева Осень», Ахмед
Ерикеев «Натупила осень». Война грибов и ягод» обр. В
Даля, «Воробьишка» М. Горького, «Заяц и еж » Бр.
Гримм, «Листопад» (отрывок) И Бунин, «Уж небо
осенью дышало…» (отрывок) А. Пушкин, «Осенние
листья по ветру летят» А. Майков, Чтение стихотворения
Ю. Тувима «Овощи»
Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова,
«Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев.
Чтение рассказа "Последний лист" П. Молчанова
Разгадывание загадок об осени
Творческое рассказывание детей по темам:
«Приметы осени», «Мы гуляли на участке»
«Что я видел в парке?»
Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в
лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь
внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие
(признак)», «Оденем куклу на прогулку», «Скажи
наоборот».
Художественно-
эстетическое
развитие
Аппликация:
«Колючий ежик»
«Что нам осень принесла?!»
Рисование: «Осенние листья», «Осеннее дерево»
«Ветка рябины»
Лепка
«Овощи», «Грибочки» Рассматривание картины
Левитана «Золотая осень»; «Осень в деревни».
Самостоятельная художественная деятельность:
Аппликация «Ветка рябины»
Рисование «Чем нам осень нравится»
«Наш участок осенью»
«Как звери готовятся к зиме»
Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Осенняя песнь»
А. Вивальди «Осень»
Пение:
«Солнечный лучик» слова и музыка Е.Еремеевой
«Осень, как рыжая кошка», «Дождик ходит по дорожке».
Хоровод «Вот и осень к нам пришла»
Танец «Дождик ходит по дорожке», «Ягодки».
Приложения
Беседа с детьми
Дидактические игры
Загадки, стихи
Сюжетно – ролевые
игры
Комплекс
гимнастики после
сна
Художественно –
эстетическое
развитие