Автор: Андреева Нина Вячеславовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУСОШ №3
Населённый пункт: город Железноводск, Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов в начальной школе
Раздел: начальное образование
Автор статьи: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 3 г.-
к. Железноводска Андреева Нина Вячеславовна
Метод проектов в начальной школе.
Метод
проекта
зародился
во
второй
половине
XIX
века
в
сельскохозяйственных
школах
США
и
основывался
на
теоретических
концепциях
«прагматической
педагогики»,
провозгласившей
принцип
«обучение посредством делания». Основоположником этой школы был Джон
Дьюи (1859-1952) [6; 99]. Согласно его воззрениям, ценно то, что полезно
людям,
что
имеет
практический
результат
и
направлено
на
благо
всего
общества. Обучение в его школе должно было проходить как трудовая и игровая
деятельность, в процессе которой ребенку прививается вкус к самообучению и
саморазвитию.
Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовывались в XIX и начале
XX века его последователями, в том числе и в России. Они хорошо были
известны
С.Т.
Шацкому,
В.Н.
Сороке-Росинскому.
Наиболее
полно
и
эффективно метод проектов использовал в своей работе А.С. Макаренко.
С середины 90-х годов прошлого века метод проекта вновь приобретает
широкую
популярность.
Процесс
модернизации
образования,
выдвинув
на
первый
план
вопросы
проектирования
содержания
и
обеспечения
компетентностно-ориентированного
обучения,
потребовал
применения
соответствующих технологий, в частности, метода проекта [4;5]. Современный
проект является элементом научного творчества учащихся, составной частью
современных педагогических технологий [2; 39].
В настоящее время педагогика рассматривает проектный метод с двух
точек зрения. Первая - определяет метод проекта как дидактический метод
обучения,
который
используется
в
учебном
процессе
наряду
с
другими
дидактическими
методами:
проблемным
изложением
материала,
наглядным,
практическим,
частично-поисковым
и
т.д.
Метод
проекта
включает
в
себя
совокупность
приемов
и
операций,
которые
используются
для
овладения
определенной областью теоретических и практических знаний. Он довольно
легко адаптируется к особенностям всех учебных заведений, несет в себе черты
универсальности.
С о
в т о р о й
т о ч к и
з р е н и я , метод
проекта рассматривается как
педагогическая технология. Она включает в себя достаточно разнообразные
методы, среди которых можно выделить исследовательский, анализ материала
учебной
и
нормативно-справочной
литературы,
методы
сбора
и
обработки
информации, практические и другие. Эти методы входят составной частью в
педагогическую
технологию,
образуя
единую
систему,
направленную
на
достижение целей обучения [1; 90].
Проектная
деятельность
младших
школьников
не
только развивает
ребенка, но и выполняет важную дидактическую задачу: снижает противоречие
1
между естественно-научной и гуманитарной составляющих процесса обучения.
Причем
учителя
начальных
классов
располагают
для
этого
наибольшими
возможностями.
Метод
проектов
можно
представить
как
способ
организации
педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и ученика,
способ
взаимодействия
с
окружающей
средой,
поэтапная
практическая
деятельность по достижению поставленной цели.
Проектное
обучение
является
непрямым,
и
в
нем
ценны
не
только
результаты, но и еще в большей степени сам процесс.
Проектное
обучение
стимулирует
истинное
учение
самих
младших
школьников, потому что оно: личностно ориентировано, использует множество
дидактических подходов, самомотивируемо, позволяет учиться на собственном
опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение учащимся,
использующим продукт своего труда.
Именно
метод
проектов
позволяет
совместить
акцент
с
процесса
пассивного накопления учеником сумм знаний на овладение им различными
способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов,
что способствует активному формированию творческой личности, способной
решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
Необходима роль учителя как руководителя проекта. При работе над
проектом
учитель помогает
ученикам
в
поиске
нужных
источников,
сам
является
источником
информации,
координирует
весь
процесс,
поощряет
учеников, поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы
учеников над проектом.
Важно заметить, что работа в качестве учителя - руководителя проектов
очень
важна
и
полезна.
Руководство
деятельностью
учащихся
позволяет
совершенствовать умение дифференцированно подходить к обучению ребят.
Кроме того, и для самого педагога важно включение в исследовательскую
деятельность, открытие для себя нового, как в содержании преподаваемого
материала, так и в методике его преподавания. Рутина жизни, традиционность
поурочной организации учебного процесса часто не позволяют осуществить и
собственную, и ученическую исследовательскую работу. Вот почему важно
использование инновационных методов в работе учителя, умение пользоваться
методом проектов - показатель прогрессивной методики обучения и развития
учащихся.
Работа по методу проектов, как замечает И.С. Сергеев,– это относительно
высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство
общеизвестных
методов
обучения
требуют
наличия
лишь
традиционных
компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и
учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному
проекту совершенно особые:
1.
Необходимо
наличие
социально
значимой
задачи
(проблемы)
–
исследовательской, информационной, практической.
2
2.
Выполнение
проекта
начинается
с
планирования
действий
по
разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в
частности – с определения вида продукта и формы презентации.
3.
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е.,
если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая
- конкретный результат, готовый к использованию [5].
В
настоящее
время
проекты
классифицируются
по
нескольким
направлениям: по доминирующей деятельности учащихся, по комплексности и
характеру контактов, по продолжительности.
В
современной
педагогике
метод
проектов
используется
не
вместо
систематического
предметного
обучения,
а
наряду
с
ним как
компонент
системы образования.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой
конкретный продукт!
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы
самих
участников
проекта.
Продукт
заранее
определен
и
может
быть
использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно
оценить реальность использования продукта на практике и его способность
решить поставленную проблему.
Исследовательский
проект по
структуре
напоминает
н ау ч н о е
исследование.
Он
включает
обоснование
актуальности
избранной
темы,
обозначение
задач
исследования,
обязательное
выдвижение
гипотезы
с
последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом
используются
методы
современной
науки:
лабораторный
эксперимент,
моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный
проект направлен
на
сбор
информации
о
каком-то
объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой
аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в
Интернете.
Результатом
такого
проекта
может
быть
и
создание
информационной среды класса или школы.
Творческий
проект предполагает
максимально
свободный
и
нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи,
театрализации,
спортивные
игры,
произведения
изобразительного
или
декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой
проект.
Разработка
и
реализация
такого
проекта
наиболее
сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или
исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается
открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли
разрешен конфликт и заключен договор?
Виды
презентационных
проектов могут
быть
различными,
например:
воплощение,
деловая
игра,
демонстрация
видеофильма
–
продукта,
выполненного на основе информационных технологий, диалог исторических
или литературных персонажей, защита на Ученом Совете, иллюстративное
сопоставление
фактов,
документов,
событий,
эпох,
цивилизаций,
научная
3
конференция,
отчет
исследовательской
экспедиции,
реклама,
ролевая
игра,
соревнования, спектакль, спортивная игра, телепередача, экскурсия.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект,
обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои
мысли,
идеи,
анализировать
свою
деятельность,
предъявляя
результаты
рефлексии,
анализа
групповой
и
индивидуальной
самостоятельной
работы,
вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как
именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный
материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени,
показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных
знаний и умений. Вид продукта определяет форму проведения презентации.
Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или
развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:
-
кратко,
достаточно
полно
и
лаконично(укладываясь
в
10-12
минут)
р а с с к а з а т ь
о
п о с т а н о в к е
и
р е ш е н и и
з а д а ч и
п р о е к т а ;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку
ц е л и
и
з а д а ч
п р о е к т а ,
в ы б р а н н ы й
п у т ь
р е ш е н и я ;
-
анализировать
ход
поиска
решения
для
аргументации
выбора
способа
решения;
-
д е м о н с т р и р о в а т ь
н а й д е н н о е
р е ш е н и е ;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы,
адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых
отыскивать решение.
Учитывая
безусловные
достоинства
проектного
метода
и
возрастные
возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в
начальном звене школьного обучения.
Нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов
и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять
классно-урочную
систему
и
становиться
некоторой
панацеей,
его
следует
использовать
как
дополнение
к
другим
«видам
прямого
или
косвенного
обучения». Метод проектов наряду с другими активными методами обучения
может
эффективно
применяться
в
начальных
классах.
При
этом
учебный
процесс
по
методу
проектов
существенно
отличается
от
традиционного
обучения.
Методические рекомендации по формированию проектной деятельности
младших школьников.
При организации проектной деятельности необходимо учитывать
возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы
детских
работ
лучше
выбирать
из
содержания
учебных
предметов или близких им областей.
После
выбора
темы
начинается
сбор информации.
Для
этого
используются
различные
источники:
книги,
справочники,
энциклопедии.
М о г у т
б ы т ь
и с п о л ь з о в а н ы
с в е д е н и я
и з
х у д о ж е с т в е н н ы х ,
4
мультипликационных,
научно-популярных
и
документальных
фильмов
и
телепередач.
Длительность
выполнения
проекта
целесообразно
ограничивать
одним уроком ( может быть сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями
в режиме урочно – внеурочных занятий.
В
процессе
работы
над
проектом
проводить
с
младшими
школьниками
экскурсии,
прогулки-наблюдения,
социальные
акции.
К
организации и проведению экскурсий привлекаются родители.
При выполнении проектов дети могут работать группами.
Учитель
по
необходимости
помогает
и
контролирует
ход
деятельности
учащихся,
удачные
находки
во
время
работы
над
проектом
желательно сделать достоянием всего класса.
В
процессе
работы
над
проектами
дети
готовят
мини-доклады,
пишут сочинения, оформляют стенды, фотоальбомы, выставки.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения,
оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
Помочь
ученикам
произвести
самооценку
проекта,
помочь
учащимся
оценить
процесс
проектирования
с
помощью
вопросов.
Также
нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации.
Если
проект
долгосрочный,
то
в
нем
целесообразно
выделять
промежуточные
этапы,
каждый
из
которых
может
заканчиваться
ярким,
запоминающимся
мероприятием,
который
создает
у
детей
позитивный
эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом
Список литературы
1. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: Учеб. для студ.
пед.
вузов
О.Ю.
Богданова,
С.А.
Леонов,
В.Ф.
Чертов;
Под
ред.
О.Ю.
Богдановой. - М.: ACADEMA, 2000. - 400с.
2.
Борисенко
Н.А.
Как
мы
работали
над
проектом,
или
технология
исследовательской
деятельности
учащихся.
Литература
в
школе.
2002.
№7.
С.39-42.)
3.
Матяш
Н.
В.,
Симоненко
В.
Д.
Проектная
деятельность
младших
школьников. - М.: Вентана-Нрафф, 2002. - 112 с
4. Никонова Т.В. Метод учебного проекта как личностно-ориентированная
развивающая педагогическая технология: Методические рекомендации
Т.В.
Никонова. - Пермь: ПОИПКРО, 2005. - 52с.
5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.,
2005.)
6. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. Завуч.
2003. №6. С.96-111.
5