Напоминание

Метод проектов в начальной школе


Автор: Андреева Нина Вячеславовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУСОШ №3
Населённый пункт: город Железноводск, Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Автор статьи: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 3 г.-

к. Железноводска Андреева Нина Вячеславовна

Метод проектов в начальной школе.

Метод

проекта

зародился

во

второй

половине

XIX

века

в

сельскохозяйственных

школах

США

и

основывался

на

теоретических

концепциях

«прагматической

педагогики»,

провозгласившей

принцип

«обучение посредством делания». Основоположником этой школы был Джон

Дьюи (1859-1952) [6; 99]. Согласно его воззрениям, ценно то, что полезно

людям,

что

имеет

практический

результат

и

направлено

на

благо

всего

общества. Обучение в его школе должно было проходить как трудовая и игровая

деятельность, в процессе которой ребенку прививается вкус к самообучению и

саморазвитию.

Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовывались в XIX и начале

XX века его последователями, в том числе и в России. Они хорошо были

известны

С.Т.

Шацкому,

В.Н.

Сороке-Росинскому.

Наиболее

полно

и

эффективно метод проектов использовал в своей работе А.С. Макаренко.

С середины 90-х годов прошлого века метод проекта вновь приобретает

широкую

популярность.

Процесс

модернизации

образования,

выдвинув

на

первый

план

вопросы

проектирования

содержания

и

обеспечения

компетентностно-ориентированного

обучения,

потребовал

применения

соответствующих технологий, в частности, метода проекта [4;5]. Современный

проект является элементом научного творчества учащихся, составной частью

современных педагогических технологий [2; 39].

В настоящее время педагогика рассматривает проектный метод с двух

точек зрения. Первая - определяет метод проекта как дидактический метод

обучения,

который

используется

в

учебном

процессе

наряду

с

другими

дидактическими

методами:

проблемным

изложением

материала,

наглядным,

практическим,

частично-поисковым

и

т.д.

Метод

проекта

включает

в

себя

совокупность

приемов

и

операций,

которые

используются

для

овладения

определенной областью теоретических и практических знаний. Он довольно

легко адаптируется к особенностям всех учебных заведений, несет в себе черты

универсальности.

С о

в т о р о й

т о ч к и

з р е н и я , метод

проекта рассматривается как

педагогическая технология. Она включает в себя достаточно разнообразные

методы, среди которых можно выделить исследовательский, анализ материала

учебной

и

нормативно-справочной

литературы,

методы

сбора

и

обработки

информации, практические и другие. Эти методы входят составной частью в

педагогическую

технологию,

образуя

единую

систему,

направленную

на

достижение целей обучения [1; 90].

Проектная

деятельность

младших

школьников

не

только развивает

ребенка, но и выполняет важную дидактическую задачу: снижает противоречие

1

между естественно-научной и гуманитарной составляющих процесса обучения.

Причем

учителя

начальных

классов

располагают

для

этого

наибольшими

возможностями.

Метод

проектов

можно

представить

как

способ

организации

педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и ученика,

способ

взаимодействия

с

окружающей

средой,

поэтапная

практическая

деятельность по достижению поставленной цели.

Проектное

обучение

является

непрямым,

и

в

нем

ценны

не

только

результаты, но и еще в большей степени сам процесс.

Проектное

обучение

стимулирует

истинное

учение

самих

младших

школьников, потому что оно: личностно ориентировано, использует множество

дидактических подходов, самомотивируемо, позволяет учиться на собственном

опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение учащимся,

использующим продукт своего труда.

Именно

метод

проектов

позволяет

совместить

акцент

с

процесса

пассивного накопления учеником сумм знаний на овладение им различными

способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов,

что способствует активному формированию творческой личности, способной

решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Необходима роль учителя как руководителя проекта. При работе над

проектом

учитель помогает

ученикам

в

поиске

нужных

источников,

сам

является

источником

информации,

координирует

весь

процесс,

поощряет

учеников, поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы

учеников над проектом.

Важно заметить, что работа в качестве учителя - руководителя проектов

очень

важна

и

полезна.

Руководство

деятельностью

учащихся

позволяет

совершенствовать умение дифференцированно подходить к обучению ребят.

Кроме того, и для самого педагога важно включение в исследовательскую

деятельность, открытие для себя нового, как в содержании преподаваемого

материала, так и в методике его преподавания. Рутина жизни, традиционность

поурочной организации учебного процесса часто не позволяют осуществить и

собственную, и ученическую исследовательскую работу. Вот почему важно

использование инновационных методов в работе учителя, умение пользоваться

методом проектов - показатель прогрессивной методики обучения и развития

учащихся.

Работа по методу проектов, как замечает И.С. Сергеев,– это относительно

высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство

общеизвестных

методов

обучения

требуют

наличия

лишь

традиционных

компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и

учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному

проекту совершенно особые:

1.

Необходимо

наличие

социально

значимой

задачи

(проблемы)

исследовательской, информационной, практической.

2

2.

Выполнение

проекта

начинается

с

планирования

действий

по

разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в

частности – с определения вида продукта и формы презентации.

3.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е.,

если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая

- конкретный результат, готовый к использованию [5].

В

настоящее

время

проекты

классифицируются

по

нескольким

направлениям: по доминирующей деятельности учащихся, по комплексности и

характеру контактов, по продолжительности.

В

современной

педагогике

метод

проектов

используется

не

вместо

систематического

предметного

обучения,

а

наряду

с

ним как

компонент

системы образования.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой

конкретный продукт!

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы

самих

участников

проекта.

Продукт

заранее

определен

и

может

быть

использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно

оценить реальность использования продукта на практике и его способность

решить поставленную проблему.

Исследовательский

проект по

структуре

напоминает

н ау ч н о е

исследование.

Он

включает

обоснование

актуальности

избранной

темы,

обозначение

задач

исследования,

обязательное

выдвижение

гипотезы

с

последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом

используются

методы

современной

науки:

лабораторный

эксперимент,

моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный

проект направлен

на

сбор

информации

о

каком-то

объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой

аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в

Интернете.

Результатом

такого

проекта

может

быть

и

создание

информационной среды класса или школы.

Творческий

проект предполагает

максимально

свободный

и

нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи,

театрализации,

спортивные

игры,

произведения

изобразительного

или

декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой

проект.

Разработка

и

реализация

такого

проекта

наиболее

сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или

исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается

открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли

разрешен конфликт и заключен договор?

Виды

презентационных

проектов могут

быть

различными,

например:

воплощение,

деловая

игра,

демонстрация

видеофильма

продукта,

выполненного на основе информационных технологий, диалог исторических

или литературных персонажей, защита на Ученом Совете, иллюстративное

сопоставление

фактов,

документов,

событий,

эпох,

цивилизаций,

научная

3

конференция,

отчет

исследовательской

экспедиции,

реклама,

ролевая

игра,

соревнования, спектакль, спортивная игра, телепередача, экскурсия.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект,

обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои

мысли,

идеи,

анализировать

свою

деятельность,

предъявляя

результаты

рефлексии,

анализа

групповой

и

индивидуальной

самостоятельной

работы,

вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как

именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный

материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени,

показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных

знаний и умений. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или

развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

-

кратко,

достаточно

полно

и

лаконично(укладываясь

в

10-12

минут)

р а с с к а з а т ь

о

п о с т а н о в к е

и

р е ш е н и и

з а д а ч и

п р о е к т а ;

- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку

ц е л и

и

з а д а ч

п р о е к т а ,

в ы б р а н н ы й

п у т ь

р е ш е н и я ;

-

анализировать

ход

поиска

решения

для

аргументации

выбора

способа

решения;

-

д е м о н с т р и р о в а т ь

н а й д е н н о е

р е ш е н и е ;

- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы,

адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых

отыскивать решение.

Учитывая

безусловные

достоинства

проектного

метода

и

возрастные

возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в

начальном звене школьного обучения.

Нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов

и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять

классно-урочную

систему

и

становиться

некоторой

панацеей,

его

следует

использовать

как

дополнение

к

другим

«видам

прямого

или

косвенного

обучения». Метод проектов наряду с другими активными методами обучения

может

эффективно

применяться

в

начальных

классах.

При

этом

учебный

процесс

по

методу

проектов

существенно

отличается

от

традиционного

обучения.

Методические рекомендации по формированию проектной деятельности

младших школьников.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать

возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы

детских

работ

лучше

выбирать

из

содержания

учебных

предметов или близких им областей.

После

выбора

темы

начинается

сбор информации.

Для

этого

используются

различные

источники:

книги,

справочники,

энциклопедии.

М о г у т

б ы т ь

и с п о л ь з о в а н ы

с в е д е н и я

и з

х у д о ж е с т в е н н ы х ,

4

мультипликационных,

научно-популярных

и

документальных

фильмов

и

телепередач.

Длительность

выполнения

проекта

целесообразно

ограничивать

одним уроком ( может быть сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями

в режиме урочно – внеурочных занятий.

В

процессе

работы

над

проектом

проводить

с

младшими

школьниками

экскурсии,

прогулки-наблюдения,

социальные

акции.

К

организации и проведению экскурсий привлекаются родители.

При выполнении проектов дети могут работать группами.

Учитель

по

необходимости

помогает

и

контролирует

ход

деятельности

учащихся,

удачные

находки

во

время

работы

над

проектом

желательно сделать достоянием всего класса.

В

процессе

работы

над

проектами

дети

готовят

мини-доклады,

пишут сочинения, оформляют стенды, фотоальбомы, выставки.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения,

оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Помочь

ученикам

произвести

самооценку

проекта,

помочь

учащимся

оценить

процесс

проектирования

с

помощью

вопросов.

Также

нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации.

Если

проект

долгосрочный,

то

в

нем

целесообразно

выделять

промежуточные

этапы,

каждый

из

которых

может

заканчиваться

ярким,

запоминающимся

мероприятием,

который

создает

у

детей

позитивный

эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом

Список литературы

1. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: Учеб. для студ.

пед.

вузов

О.Ю.

Богданова,

С.А.

Леонов,

В.Ф.

Чертов;

Под

ред.

О.Ю.

Богдановой. - М.: ACADEMA, 2000. - 400с.

2.

Борисенко

Н.А.

Как

мы

работали

над

проектом,

или

технология

исследовательской

деятельности

учащихся.

Литература

в

школе.

2002.

№7.

С.39-42.)

3.

Матяш

Н.

В.,

Симоненко

В.

Д.

Проектная

деятельность

младших

школьников. - М.: Вентана-Нрафф, 2002. - 112 с

4. Никонова Т.В. Метод учебного проекта как личностно-ориентированная

развивающая педагогическая технология: Методические рекомендации

Т.В.

Никонова. - Пермь: ПОИПКРО, 2005. - 52с.

5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.,

2005.)

6. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. Завуч.

2003. №6. С.96-111.

5



В раздел образования