Автор: Новикова Татьяна Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №93
Населённый пункт: Республика Коми, город Сыктывкар
Наименование материала: конспект музыкального занятия для подготовительной группы
Тема: "Как Зарань с ребятами солнце искали"
Раздел: дошкольное образование
Конспект музыкального занятия с элементами социо-игровой технологии.
«Как Зарань с ребятами искали солнце»
Цель:
Приобщение дошкольников к культуре народа коми средством
музыки.
Задачи: 1.Познакомить дошкольников с коми народными музыкальными
инструментами:
историей
создания,
некоторыми
особенностями
изготовления, приёмами игры на инструментах.
2. Дать названия инструментов на коми языке: шур-шар, зиль-зёль, сярган,
сера палич.
3. Развивать слуховое внимание и музыкальную память.
4. Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой Родине, к
мастерам-умельцам.
Ход занятия:
Муз.рук.: Здравствуйте ребята! В зал заходим хороводным шагом под
музыку. Все стараемся, носочек тянем. (Дети зашли в зал, встали в круг)
Давайте попривествуем друг друга песней.
Здоровалка «Я здороваюсь везде»(фортепиано)
Муз.рук.: Ребята, а какое у нас время года сейчас? (Зима)
Верно, зима. Я приготовила для вас вот такой инструмент, давайте вспомним,
как он называется? (верно, треугольник) С помощью треугольника вам
необходимо назвать, какая бывает зима?! (Например :хо-лод-на-я, вол-шеб-
на-я, но-во-год-ня-я и т.д.)
Муз.рук: Молодцы, всё верно.
Шла я к вам на занятие и нашла вот такую коробочку. Давайте попробуем её
открыть. (Открывают). Ребята, что в ней лежит? (Письмо) А кто-нибудь из
вас умеет читать? (Да), давай Лера, прочти нам его. (Ребята, помогите!
Злой Яг Морт похитил солнце и затащил его в сундук, а без солнца не
наступит Весны! А освободить его мы сможем, выполнив задания, а
какие задания, вы узнаете с помощью загадок .)
Ребята, поможем Зарань освободить солнце? (Да)
Ну тогда достаём первую загадку и читаем.
1 загадка: Тот, кто песни не поёт,
А слушает, называется ребята, ….(слушатель). Верно, давайте
побудем слушателями, присядем на стульчики, и послушаем музыкальное
произведение, подумаем, какой характер музыки? Какие чувства передаёт
музыка? И что можно представить, слушая это произведение.
«Баба Яга» И.В. Блинникова
Муз.рук. :Какой характер музыки? (Яркая, страшная, стремительная,
быстрая)
Какие чувства передаёт музыка? (чувство тревоги, беспокойства)
А что вы представили, слушая это произведение? (ответы)
Сейчас мы прослушали произведение, которое называется Баба Яга,
сочинила его композитор Ирина Викторовна Блинникова.
Давайте закроем глаза и послушаем это произведение ещё раз, и каждый
представит себе свою Бабу Ягу.
Муз.рук: Ну что, с первым заданием справились, давайте достанем
следующую загадку и посмотрим, какое задание нас ждёт дальше.
Загадка:(Нужен музыке не только исполнитель, нужен тот, кто будет
петь)Ответ: исполнитель
Муз.рук.: Конечно, а что мы можем исполнить?(Песню), но прежде чем
исполнить песню, давайте подготовим наши голоса.
Дыхательная разминка «Снег- снежок»
Давайте вспомним игру про снежок.(Описание)
1.Снег-снег, снег снежок , белая метелица,
Снег-снег, снег снежок, на дорожки стелется,
Снег-снег, снег снежок, тает на ладошке.
2.Мы налепим снежки, с ними поиграем,
И в друг друга снежки весело кидаем,
Нам тепло во дворе , не замёрзнут ушки.
Накатаем мы снег, в белый ком большущий.
Из этого кома вылетают маленькие снежинки и поют песни, и первая
снежинка поёт звук :ААААААААААА, вторая снежинка полетела, она
самая весёлая и всегда улыбается, поёт звук: ИИИИИИИИ, следующая
снежинка полетела , она самая низкая и поёт звук: УУУУУУУУУУ.
Муз. Рук.: Молодцы, а теперь давайте вспомним скороговорку про орешки.
Артикуляционная гимнастика «Орешки»
Описание: Решки, решки, решки, решки,
Мы грызём орешки, мы грызём орешки,
Сидя на тележке.
Муз.рук.: Молодцы, а теперь давайте распоёмся.
Распевка «Снежок»
Муз.рук.: Ну что, голоса мы подготовили для пения , давайте вспомним
песню, с которой мы познакомились на прошлом занятии. Я вам сыграю
мелодию, а вы вспомните , как называется эта песня и про кого она?
Песня «Оладушки у бабушки»
Муз.рук.: Давайте исполним 1 куплет, поём чётко, звонко, выразительно.
А мыс вами ещё одну коми песню знаем, давайте исполним её,
представим ,что мы на концерте. Солисты у нас будут Маша и Лера, а
остальные подпевают только припев.
Песня «Ловъя ва»
Муз.рук.: Ещё с одним заданием мы справились, давайте откроем
следующую загадку, и посмотрим, какое задание нас ждёт дальше.
Загадка: Коллектив музыкантов, что вместе играют
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой.(Оркестр)
Муз.рук.: верно, оркестр, и следующее задание нам предстоит поиграть в
оркестре.
Перед вами лежат перепутанные пазлы, необходимо взять каждому по
1пазлу и собрать из них коми музыкальный инструмент, у каждого должна
получиться своя команда, вам надо рассказать, как этот инструмент
называется, и для чего его использовали раньше.
(Шур-шар –инструмент использовали для убаюкивания малыша, сера
палич- инструмент использовали как стиральную доску, зиль-зёль-игрушка,
похожая на ручеёк, тотшкодан- с помощью колотушки раньше подавались
сигналы сбора на обед для людей, круговая трещётка -)
Муз.рук.: Молодцы, всё верно рассказали, а теперь давайте сыграем на этих
инструментах. Я буду дирижёром, а вы будете исполнителями.
Оркестр «Коми плясовая»
Ещё с одним заданием мы справились, давайте достанем следующую загадку
и отгадаем её.
Загадка: Под музыку танцы, под музыку встряска, зовётся понятно
всем ,просто. То…(пляска)
Муз.рук.: Верно, пляска, давайте найдём себе пару, встанем в круг и
исполним пляску с ложками.
Танец «Марья Моль»
Молодцы, со всеми заданиями мы справились ,давайте попробуем открыть
сундук. (Открыли), а теперь выложим это солнце на мольберте.
Ну, что ребята. Помогли мы Зарань освободить солнце?(да)
Перед вами я разложила разных размеров изображений солнца, если у вас
были сложности на занятии, то возьмите маленькое солнце, если вам было
всё понятно, возьмите большое солнце.
Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся.
Выходим из зала хороводным шагом.