Автор: Вебер Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 21
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие речи посредством технологии по работе с солёным тестом «Тестопластика»»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие речи посредством технологии по работе с солёным тестом
«Тестопластика»»
Подготовил(а):Вебер Е.А.
Красноярск, 2022
Детство – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека,
именно в этот период усиливается связь ребенка с окружающим миром, миром
людей, природы. Происходит приобщение его к общечеловеческим ценностям
и культуре, а также формируется интерес к творчеству.
С детьми невозможно быть в рамках инструкций, с ними мы не работаем,
с ними мы живем!
Тестопластика - это волшебство и, конечно, игра!
Лепить из теста - одно удовольствие! А всего-то нужно для умелых
детских ручек – соль, вода и мука! Забавные игрушки, настенные украшения,
сувениры, подарки и сюрпризы сделают не только счастливым ребенка, но и
окружающих его людей. Изготавливая своими руками оригинальные, легкие и
красивые поделки и игрушки, дети обретают гармонию в себе.:*?(?*(*())*()*()*
Тестопластика является творческой деятельностью, в которой создаются
рельефные и объемные изделия из соленого теста. Прежде всего, она является
основой для развития мелкой моторики рук. По мнению В.М.Бехтеева,
движение рук тесно связано с речью и ее развитием, а простые движения рук
улучшают произношение многих звуков, развивают речь и помогают снять
умственную усталость.
Вывод. С помощью лепки из солёного теста у ребенка происходит
развитие мелкой моторики пальцев и координации движений рук.
Развитие речи у детей дошкольного возраста стоит в прямой зависимости
от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Мио занятия по
тестопластике
помогают
развивать
воображение,
фантазию
творческое
мышление и моторику рук. Существует такая зависимость, то есть сначала
развиваются тонкие движения пальцев рук, и только потом появляется
артикуляция слов. Если развитие пальцев рук отстает, то и речевое развитие
ребенка задерживается.
Постоянное движение вперед, появление нового, переход к более
интересному и сложному, осмысление действий позволяет выделить ряд
достоинств тестопластики, как средства интеллектуального и эстетического
развития детей дошкольного возраста, а именно: природный, экологически
чистый материал, доступность, эластичность, быстро и легко готовится, легко
отмывается, прочность поделки, хорошо сочетается с другими материалами.
Занятия тестопластикой помогают решить ряд задач, а именно:
- развитие произносительной стороны речи;
- развитие связной речи;
- развитие грамматических категорий;
- увеличение и активизация словаря;
- приобщение ребенка к народному искусству;
- развитие фонетико-фонологических процессов;
- реализация духовных, творческих и эстетических способностей;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, художественно-эстетического вкуса;
- обучение грамоте.
Лепка из соленого теста заставляет ребенка концентрировать свое внимания на
самом процессе изготовления сувенира, подели или игрушки, дабы получить
нужный результат, поэтому тестопластика развивает у детей способность
работать руками под контролем сознания,.у них совершенствуется точные
движения пальцев рук и одновременно развивается глазомер.
Во время занятий по тестопластике у ребенка в процессе работы возникает
необходимость соотносить наглядное со словесным и применять в своей
работе. Она имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, а
также стимулирует развитие памяти, воображения, художественного вкуса,
помогает активировать мыслительные процессы ребенка. Лепка из соленого
теста формирует культуру труда, совершенствует трудовые умения детей и
способствует созданию игровых ситуаций.
Приводя детей к игровым ситуациям мы даем им возможность после
изготовления игрушки, поделки окунуться в мир игры, стать сказочными
героями, пройти волшебный путь окружающего мира.
Занятия по тестопластике расширяют круг интересов и общения детей,
воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют им удовлетворять
познавательные интересы. Такие занятия создают приподнятый эмоциональный
фон, что способствует проявлению разнообразных эмоций и чувств, то есть
снятия напряжения, чувства удовлетворения, повышения самооценки, что
благотворно влияет на развитие речи ребенка. Ручная ловкость способствует
развитию необходимых умений и качеств, как подготовки руки к письму.
Использование мной лепки из солёного теста на занятиях по связной речи дает
возможность
изготовить
«сказочные»
атрибуты:
волшебные
пирожки,
молодильные яблочки, зеркало, волшебную палочку, тыкву, туфельку, корыто,
корзинку, золотую рыбку, лягушку и так далее. С этими пособиями дети
активно участвуют в речевом общении, стараются правильно самостоятельно
вести диалог,построить фразы, пересказывать сюжеты рассказов и сказок с
элементами драматизации.
Картины из соленого теста дают возможность детям составлять описательные
рассказы, рассматривать их под разными углами, трогать, прикасаться и
чувствовать. Вот эти полученные ощущения не дают оставаться детям
равнодушными,
они
начинают
осмысливать
события,
фрагменты
представленные в картине, затем объединять их в целые истории, применяя
логические связи отдельных эпизодов. Особый интерес у ребят вызывают
зашифрованные поговорки, стихи и пословицы, они начинают понимать
особый скрытый смысл и дополнительную информацию. Эти впечатления
остаются у детей на всю жизнь.
Хорошая и правильная речь является одним из основных показателей
готовности ребенка к школе.
Мое экспериментирование с тестопластикой обогащает знания детей об
их свойствах и возможностях применения. Оно дает прекрасную возможность
для развития фантазии, воображения логического и абстрактного мышления, а
также стимулирует их к поискам новых способов действий. Мой девиз:
«Никаких скучных занятий! Фокус, чудо и игра будут с нами навсегда!»
Именно такое впечатление производят на детей занятия по тестопластике.