Автор: Федорова Людмила Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУСОШ №2
Населённый пункт: город Ессентуки, Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей на уроках истории
Раздел: среднее образование
Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории
В
наше
время
существует
потребность
в
людях
творческих
и
нестандартно
мыслящих.
Сегодня,
когда
перестраивается
мышление,
как
никогда
осознается
необходимость
повысить
внимание
к
процессу
формирования
личности,
дать
ей
возможность
свободного
творческого
развития.
Развитие
творческих
способностей
будет
способствовать
разностороннему
развитию
личности
и
преобразование
им
окружающего
мира. Обращение к Концепции общего среднего образования подтверждает
актуальность
данной
проблемы,
так
как
в
ней
говорится,
что
основным
смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Главная
цель школы - способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее
творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета
индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
При
традиционном
способе
преподавания
учитель
часто
ставит
ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой
постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает
развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в
интеллектуальном
и
нравственном
отношении.
Еще
В.А.
Сухомлинский
говорил: "Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов
ежедневно,
безделье
месяцы
и
годы.
Это
развращает"[3,
с.14].
Другой
отечественный педагог М.В. Остроградский писал: " …Скука является самой
опасной
отравой.
Она
действует
беспрестанно;
она
растет,
овладевает
человеком и влечет его к наибольшим излишествам"[4, с.33].
Встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как
сделать
учение
интересным
для
учащихся?
Как
разбудить
в
ученике
стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Творческая
способность –
это
способность
увидеть
или
найти
проблему,
мобилизовать
необходимые
знания
для
выдвижения
гипотезы,
способность теоретически и практически проверять её и в результате создать
оригинальный продукт, научное открытие, решение задачи и т. п.
Творческие
способности,
как
и
другие,
развиваются
только
в
деятельности их упражняющей.
Развитие творческих способностей школьников на уроках истории
будет
осуществляться
эффективнее
при
реализации
следующих
педагогических условий:
- применение в учебном процессе методов, содействующих развитию
у
учащихся
логического
мышления,
инициативы,
активности
и
самостоятельности.
Особая
роль
в
решении
этой
задачи
принадлежит
проблемному обучению.
-
включение
элементов
исследования
в
различные
виды
учебной
деятельности учащихся;
- приобщение к изобретательству на уроках и внеклассных занятиях;
-
организация
индивидуальных
учебных
заданий
творческого
характера.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории
Существует
множество
приемов,
развивающих
творче ские
способности на уроке, благодаря которым развиваются главные качества,
необходимые для успеха в любом деле - творческий склад ума, нацеленность
на
творчество,
развивается
логическое
мышление.
Успешное
развитие
творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих
от
ученика
творческого
подхода.
Задания
должны
быть
посильны
для
основной массы учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих
возможностях.
Для формирования творческой личности, способной к саморазвитию,
необходимо следующее:
развивать творческую активность учащихся;
включать учащихся в творческую деятельность;
вносить проблемность в учебный процесс;
развивать
качества
творческого
мышления:
самостоятельность,
критичность и т. п.
В
о снове
обучения
применяю
следующие
с о в р е м е н н ы е
педагогические технологии:
1. «Технология интерактивного обучения» - обучение, погруженное в
общение,
основанное
на
взаимодействии,
получении
конкретного
опыта,
осмыслении его и применении на практике;
2.
«Технология
проектного
обучения»
-
создаю
условия
для
реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы,
разработкой
поэтапной
программы
действий
от
замысла
до
готового
продукта;
3.
«Технология
развития
критического
мышления»
-
целевое
назначение которой, в формировании таких гражданских умений и навыков,
как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмыслить опыт, логично
выстроить цепь доказательств, выразить себя.
Развитие творческих способностей на уроках истории способствует
формированию и развитию личностных качеств учащихся: ответственности,
инициативности,
креативности,
изобретательности,
самостоятельности,
способности к самоорганизации, самосовершенствованию, самореализации,
способности
принимать
нестандартные
решения,
адаптироваться
в
современных сложных социально-экономических реалиях.
Творчество - это созидание нового и прекрасного, оно противостоит
разрушению,
шаблону,
банальности,
отсталости,
оно
наполняет
жизнь
радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека
в атмосферу вечного поиска.
Список использованной литературы
1.
Гин А.А. О творческих учебных задачах Электронный ресурс. / А.А. Гин.
2.
Евтушенко С.В. Педагогика творчества: учебно-методическое пособие. –
М., 2006.
3.
Енина Л. Развитие творческих способностей детей/ Л. Енина /Палитра
педагога. - 2002. - № 1 .- С . 14-17.
4.
Пузыни Т.Г. Педагогическая поддержка в творчестве учащихся Текст. /
Т.Г. Пузыни // Ярославский педагогический вестник. — 2004.- № 3. С. 32-
41.
5.
Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб., 2002.