Напоминание

«Расширение общей осведомленности в работе с книгой»


Автор: Заварзина Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Спб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию № 15"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Расширение общей осведомленности в работе с книгой»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад по теме:

«Расширение общей осведомленности в работе с книгой»

Воспитатели:

Заварзина Т.М. ,Смирнова М.В.

29 мая 2017 г. вышел указ Президента России № 240 «Об объявлении

в Российской Федерации Десятилетия детства», а 3 июня 2017

г.

Правительством Российской Федерации утверждена Концепция программы

поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.

Целью этих важных документов является создание в России активной среды

для творческого развития детей, для создания читающего детства.

Реализация данной программы направлена на решение главной

проблемы современного кризиса детского чтения – слабой читательской

среды: ребёнок растет в окружении не читающих взрослых и в отсутствии

качественных фондов детской литературы в домашних и школьных

библиотеках. Поэтому решение

общенациональной задачи - воспитание

вдумчивых и увлеченных читателей - лежит в совокупных, совместных

усилиях семьи и школы.

Культура

чтения

современного

школьника

заявлена

среди

ключевых

образовательных результатов на всех этапах обучения. Одним из достижений

ФГОС является понимание необходимости целенаправленного читательского

развития всех субъектов образовательного процесса и включение в основную

образовательную программу школы раздела, связанного с реализацией

междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с

текстом».

Указом Президента России от 9 мая 2017 г. № 203 утверждена «Стратегия

развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -

2030 годы». Целью данной Стратегии является создание условий для

формирования в

России общества знаний.

Согласно Стратегии для

формирования

информационного

пространства

знаний

необходимо

реализовать просветительские проекты, направленные на обеспечение

доступа

к

знаниям,

достижениям

современной

науки

и

культуры;

сформировать безопасную информационную среду на основе популяризации

информационных

ресурсов,

способствующих

распространению

традиционных

российских

духовно-нравственных

ценностей;

усовершенствовать механизмы обмена знаниями.

Особое значение при формировании

информационной культуры

школьников отводится чтению. Именно чтение является основой работы с

любым видом информации: устной и письменной, традиционной книжной и

новой электронной. Чтение – это сложный интеллектуальный процесс без

которого невозможно обучение в течение всей жизни. Чтение – важнейший

фактор формирования и развития личности. Без серьезного чтения мощь

современной компьютерной техники оборачивается для человека не столько

благом,

сколько

угрозами

и

рисками,

опасностью

манипулирования

сознанием людей.

Книга -

уникальный комплекс очень тонко сбалансированных,

прекрасно приспособленных к человеку «органов», с помощью

которых

осуществляется

сложнейший

процесс

многостороннего

освоения

скрытой

в книге информации.

Как

коммуникативное

устройство книга способствует активизации мыслительных процессов

при ее чтении - усвоении. Книга, книжная форма - содержательная,

активно

воздействующая

форма

передачи

информации,

она

контактирует с человеком по очень широкому фронту, значительно

обогащая восприятие литературного текста и в интеллектуальном, и в

эмоциональном плане.

Умение

работать

с

книгой

-

это

умение

правильно

оценить

произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в

удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным.

Работа с книгой - процесс сложный. Обусловлено это прежде всего тем, что

чтение

научно-литературных

произведений

всегда

связано

с

необходимостью усвоения каких-то новых понятий. Сложно это и потому,

что практически каждая книга оригинальна по своей композиции и

требуются определенные усилия, чтобы понять ход мысли автора.

Умением работать с литературой обладают далеко не все. Наиболее

частые ошибки - отсутствие должной целенаправленности в чтении,

недостаточное использование справочного аппарата, нерациональная форма

записи прочитанного. Все это снижает эффективность умственного труда,

приводит к непроизводительным тратам времени.

Общая

осведомленность

ребенка

направлена

на

выявление

круга

представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и

обосновывать свои выводы. Общая осведомленность входит в число

факторов,

определяющих

уровень

интеллекта,

и

представляет

собой

совокупность знаний и представлений об окружающем мире, его основных

закономерностях, которые человек получает в течение всей жизни из

различных источников. Общую осведомленность еще называют эрудицией,

кругозором.

Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия

считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается

так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с

книгой.

В начальной школе происходит «Эмоциональное созревание ума». Главной

же задачей начальной школы является формирование у детей полноценного

навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим

предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую

информацию, интереса к книге и художественному произведению как

искусству слова.

В связи с тем, что нашими воспитанниками в основном являются дети с

ОВЗ, этот период сдвигается на средний школьный возраст.

Поэтому мы ставим перед собой следующую цель:

Повышение уровня читательской культуры воспитанниц и роста их

читательской активности.

Цель

смыслового

чтения

максимально

точно

и

полно

понять

содержание

текста,

уловить

все

детали

и

практически

осмыслить

информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него

развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь

письменная.

Для реализации данной цели мы ставим следующие задачи:

формирование интереса к книге и потребность в систематическом

чтении

литературных

произведений,

понимание

того,

что

художественное

произведение

это

произведение

словесного

искусства;

развитие воображения ребенка, чувство эстетического переживания

прочитанного;

формирование навыка чтения, так как он является той основой, на

которой развиваются все остальные коммуникативно - речевые умения;

формирование у воспитанниц интереса к процессу чтения;

снятие

эмоционального

напряжения

и

тревожности

в

процессе

обучения смысловому чтению и работы с текстом;

преображение

личности

воспитанниц

через

чтение

подлинно

художественных

классических

произведений

и

формирование

нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру;

чтение

разнообразных

по

жанру

и

тематике

произведений

расширяющие кругозор и формирующие познавательные интересы

детей.

Принципиальным

становится

понимание того,

что

для современного

человека главное - не отдельные знания, а умения ими пользоваться и что

необходимо не зубрить и искать готовые ответы, а учиться самостоятельно,

открывать новое.

В своей работе мы используем методы, которые обеспечивают:

активное

участие

самих

воспитанниц

в

поисковой

учебно-

познавательной деятельности, организованной на основе внутренней

мотивации;

организацию

совместной

деятельности,

партнёрских

отношений

обучающих и обучаемых;

обеспечение

диалогического

общения

между

воспитателем

и

воспитанницами,

между

воспитанницами

в

процессе

добывания

знаний.

Умение читать не может считаться способностью, приобретенной в раннем

школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Это

постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е.

качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни

в разных ситуациях деятельности и общения. Под грамотностью чтения

понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и

рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения

собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия

в жизни общества.

Рефлексия

текста

предполагает

размышление

о

содержании

или

структуре текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом

случае

можно

говорить

о

понимании

текста,

о

возможности

использования

ребёнком

его

содержания

в

разных

ситуациях

деятельности и общения.

СПАСИБО



В раздел образования