Автор: Заварзина Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Спб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию № 15"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Расширение общей осведомленности в работе с книгой»
Раздел: дополнительное образование
Доклад по теме:
«Расширение общей осведомленности в работе с книгой»
Воспитатели:
Заварзина Т.М. ,Смирнова М.В.
29 мая 2017 г. вышел указ Президента России № 240 «Об объявлении
в Российской Федерации Десятилетия детства», а 3 июня 2017
г.
Правительством Российской Федерации утверждена Концепция программы
поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.
Целью этих важных документов является создание в России активной среды
для творческого развития детей, для создания читающего детства.
Реализация данной программы направлена на решение главной
проблемы современного кризиса детского чтения – слабой читательской
среды: ребёнок растет в окружении не читающих взрослых и в отсутствии
качественных фондов детской литературы в домашних и школьных
библиотеках. Поэтому решение
общенациональной задачи - воспитание
вдумчивых и увлеченных читателей - лежит в совокупных, совместных
усилиях семьи и школы.
Культура
чтения
современного
школьника
заявлена
среди
ключевых
образовательных результатов на всех этапах обучения. Одним из достижений
ФГОС является понимание необходимости целенаправленного читательского
развития всех субъектов образовательного процесса и включение в основную
образовательную программу школы раздела, связанного с реализацией
междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с
текстом».
Указом Президента России от 9 мая 2017 г. № 203 утверждена «Стратегия
развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -
2030 годы». Целью данной Стратегии является создание условий для
формирования в
России общества знаний.
Согласно Стратегии для
формирования
информационного
пространства
знаний
необходимо
реализовать просветительские проекты, направленные на обеспечение
доступа
к
знаниям,
достижениям
современной
науки
и
культуры;
сформировать безопасную информационную среду на основе популяризации
информационных
ресурсов,
способствующих
распространению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей;
усовершенствовать механизмы обмена знаниями.
Особое значение при формировании
информационной культуры
школьников отводится чтению. Именно чтение является основой работы с
любым видом информации: устной и письменной, традиционной книжной и
новой электронной. Чтение – это сложный интеллектуальный процесс без
которого невозможно обучение в течение всей жизни. Чтение – важнейший
фактор формирования и развития личности. Без серьезного чтения мощь
современной компьютерной техники оборачивается для человека не столько
благом,
сколько
угрозами
и
рисками,
опасностью
манипулирования
сознанием людей.
Книга -
уникальный комплекс очень тонко сбалансированных,
прекрасно приспособленных к человеку «органов», с помощью
которых
осуществляется
сложнейший
процесс
многостороннего
освоения
скрытой
в книге информации.
Как
коммуникативное
устройство книга способствует активизации мыслительных процессов
при ее чтении - усвоении. Книга, книжная форма - содержательная,
активно
воздействующая
форма
передачи
информации,
она
контактирует с человеком по очень широкому фронту, значительно
обогащая восприятие литературного текста и в интеллектуальном, и в
эмоциональном плане.
Умение
работать
с
книгой
-
это
умение
правильно
оценить
произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в
удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным.
Работа с книгой - процесс сложный. Обусловлено это прежде всего тем, что
чтение
научно-литературных
произведений
всегда
связано
с
необходимостью усвоения каких-то новых понятий. Сложно это и потому,
что практически каждая книга оригинальна по своей композиции и
требуются определенные усилия, чтобы понять ход мысли автора.
Умением работать с литературой обладают далеко не все. Наиболее
частые ошибки - отсутствие должной целенаправленности в чтении,
недостаточное использование справочного аппарата, нерациональная форма
записи прочитанного. Все это снижает эффективность умственного труда,
приводит к непроизводительным тратам времени.
Общая
осведомленность
ребенка
направлена
на
выявление
круга
представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и
обосновывать свои выводы. Общая осведомленность входит в число
факторов,
определяющих
уровень
интеллекта,
и
представляет
собой
совокупность знаний и представлений об окружающем мире, его основных
закономерностях, которые человек получает в течение всей жизни из
различных источников. Общую осведомленность еще называют эрудицией,
кругозором.
Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия
считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается
так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с
книгой.
В начальной школе происходит «Эмоциональное созревание ума». Главной
же задачей начальной школы является формирование у детей полноценного
навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим
предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую
информацию, интереса к книге и художественному произведению как
искусству слова.
В связи с тем, что нашими воспитанниками в основном являются дети с
ОВЗ, этот период сдвигается на средний школьный возраст.
Поэтому мы ставим перед собой следующую цель:
Повышение уровня читательской культуры воспитанниц и роста их
читательской активности.
Цель
смыслового
чтения
максимально
точно
и
полно
понять
содержание
текста,
уловить
все
детали
и
практически
осмыслить
информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него
развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь
письменная.
Для реализации данной цели мы ставим следующие задачи:
формирование интереса к книге и потребность в систематическом
чтении
литературных
произведений,
понимание
того,
что
художественное
произведение
—
это
произведение
словесного
искусства;
развитие воображения ребенка, чувство эстетического переживания
прочитанного;
формирование навыка чтения, так как он является той основой, на
которой развиваются все остальные коммуникативно - речевые умения;
формирование у воспитанниц интереса к процессу чтения;
снятие
эмоционального
напряжения
и
тревожности
в
процессе
обучения смысловому чтению и работы с текстом;
преображение
личности
воспитанниц
через
чтение
подлинно
художественных
классических
произведений
и
формирование
нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру;
чтение
разнообразных
по
жанру
и
тематике
произведений
расширяющие кругозор и формирующие познавательные интересы
детей.
Принципиальным
становится
понимание того,
что
для современного
человека главное - не отдельные знания, а умения ими пользоваться и что
необходимо не зубрить и искать готовые ответы, а учиться самостоятельно,
открывать новое.
В своей работе мы используем методы, которые обеспечивают:
активное
участие
самих
воспитанниц
в
поисковой
учебно-
познавательной деятельности, организованной на основе внутренней
мотивации;
организацию
совместной
деятельности,
партнёрских
отношений
обучающих и обучаемых;
обеспечение
диалогического
общения
между
воспитателем
и
воспитанницами,
между
воспитанницами
в
процессе
добывания
знаний.
Умение читать не может считаться способностью, приобретенной в раннем
школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Это
постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е.
качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни
в разных ситуациях деятельности и общения. Под грамотностью чтения
понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и
рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия
в жизни общества.
Рефлексия
текста
предполагает
размышление
о
содержании
или
структуре текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом
случае
можно
говорить
о
понимании
текста,
о
возможности
использования
ребёнком
его
содержания
в
разных
ситуациях
деятельности и общения.
СПАСИБО