Автор: Наталья Николаевна Питалева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Родничок"
Населённый пункт: Россия, Смоленская область, город Рославль
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Прогулка в зимний лес".
Раздел: дошкольное образование
Тема: "Прогулка в зимний лес"
Цель: формирование экологического сознания дошкольников.
Задачи:
1. Обучающая : обобщить знания детей об изменениях в живой и неживой
природе зимой.
2. Развивающая: развивать познавательный интерес, активизировать
словарь детей.
3. Воспитывающая: воспитывать любовь к природе, желание беречь
природу, не наносить ей вред.
Для достижения цели были использованы следующие формы и методы
работы:
- наглядный метод (иллюстрации)
- словесный (рассказ, худ. слово)
- практический (экспериментирование)
- игровой прием (дид игра, проблемная ситуация)
- прием эмоциональной заинтересованности (загадка, обыгрывание
экспериментальной деятельности).
По содержанию НОД является интегрированный. Решение задач
осуществляется через такие образовательные области:
- познавательное развитие
-социально-коммуникативное развитие
- речевое развитие
Мною была проделана следующая предварительная работа:
Чтение рассказов В. Бианки «В зимнем лесу», Т.А. Шорыгиной «Какие звери
в лесу?!», сказки о животных, рассматривание иллюстраций С. Радкевича
«Встреча с животными», заучивание стихов, пословиц, загадок,
изобразительная деятельность: «В зимнем лесу», «Зимушка-зима», «Птичья
столовая».
Образовательный процесс осуществляется в двух организационных моделях:
1.
Совместная деятельность взрослого и детей.
2.
Самостоятельная деятельность детей.
Присутствовала как монологическая, так и диалогическая речь.
Считаю, что со всеми поставленными задачами справилась.
Материалы и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, аудиозаписи
музыки П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь», «Зимней мелодии»,
метели, хруст снега, презентация «Здравствуй, зимний лес, полный сказок и
чудес!», конверт, "книга зимы", голоса лисы, белки, волка, лося, кабана,
зайца, голоса птиц, бумажные снежинки, пластиковые ложки, тарелки, лупы,
соль.
Используемая источники:
1. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова Сценарии занятий по
экологическому воспитанию дошкольников (средняя,
старшая ,подготовительная группы). – М.:ВАКО, 2005. – 240 с.
2. Л.А.Каменева Как знакомить дошкольников с природой, М., 1983
3. Детская энциклопедия: Я познаю мир./ Под ред. Хинн О. М.:АСТ, 1996.
Содержание:
Воспитатель: Ребята, как много у нас гостей, давайте поздороваемся с ними.
Я сегодня утром нашла письмо. Хотите знать от кого?
Для этого отгадайте загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке были
А в санях сидит царица,
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом -
Все покрыла серебром.
Дети: Зима.
Воспитатель: Может кто-то из вас умеет читать.
Ребенок: (зима)
Воспитатель: Правильно, молодцы.
А что за тройка прилетела?
Дети: (Декабрь, январь, февраль)
Воспитатель: Молодцы. Давайте почитаем письмо. (слайд 1)
На прогулку в зимний лес
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Вам, ребята, не найти!
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдёте!
Много, много интересного
В зимнем вы лесу найдете.
Воспитатель: Зима-кружевница приглашает нас в сказочный лес. Он
сейчас, наверное, очень красивый. Согласны ли вы отправиться в
путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: -Тогда в путь. А как мы с вами должны одеться, чтобы не
замерзнуть в зимнем лесу?
Дети: Одеться потеплее.
(Дети имитируют движения).
Шубу, шапку, рукавички,
Шарфик намотаем теплый,
Валеночки-невелички!
И не страшен снег нам мокрый!
Воспитатель:- Ребята, на чём же нам добраться до леса?
Дети: На лыжах, на снегоходе.
Воспитатель: Давайте прокатимся на лыжах. Ну что, в путь?
Игротреннинг «В лес на лыжах мы пойдем»:
Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,
По сугробам высоко ноги поднимаем,
А по льду совсем легко тихонечко шагаем.
Чтоб в лесу не заблудиться, быстро, быстро мчимся.
Мы деревья и кусты змейкой обойдем,
И к лесной поляне вскоре мы придем.
Вот мы и пришли. (слайд 2)
Звуки хруста снега. (слайд2 включить звук)
Воспитатель: - Что это за звуки?
Дети: -Снег хрустит.
Воспитатель. -Что такое снег?
Дети: -Замерзшая вода.
Воспитатель: -А как это проверить?
Дети: -Принести снег в тепло, он и растает.
Воспитатель: -Хотите узнать почему хрустит снег?
Дети: -Да.
Воспитатель: Тогда проведем опыт.
Воспитатель:
-На что похож снег?
Дети: - Соль, сахар, манная крупа.
Воспитатель:
Возьмем крупную соль. Она насыпана у нас на тарелках.
Давайте рассмотрим ее поближе. Для этого возьмем лупу и рассмотрим соль
поближе. Из чего она состоит?
Дети: -Из кристалликов.
Воспитатель: -Теперь берём ложку и попробуйте надавить ею на соль
несколько раз. Ребята, что вы слышите?
Дети: - Слышен скрипящий или хрустящий звук .
Воспитатель: -Как вы думаете, откуда появился такой звук?
Дети: - Это ломаются кристаллики соли.
Воспитатель: -Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный
день.
Вывод. Воспитатель: -Из чего состоит снег?
Дети: - Снег состоит из снежинок.
Воспитатель: -Что же с ними происходит, когда мы на них наступаем?
Дети: - Кристаллики снежинок ломаются, поэтому слышен треск.
Воспитатель: -Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать
невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под
вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что
снег скрипит.
Воспитатель: - Когда вы нажимали ложкой на соль, что появлялось на
ровной поверхности?
Дети: (ямочки, следы от ложки).
Воспитатель: - Почему?
Дети: (Соль мягкая, рыхлая).
Воспитатель: - А на снегу остаются следы? Почему?
Воспитатель: -Ну что, пойдем дальше?
По дороге мы идем,
Нам сугробы нипочем.
Мы сугробы перепрыгнем
И под елкой отдохнем.
Воспитатель: - Смотрите, дети, здесь какая-то книга! Это книга зимы. Её
могут прочитать даже те, кто не умеют читать. На этих листах мы видим
разные рисунки. Что это за рисунки?
Дети: -Это следы зверей.
Воспитатель: - Попробуйте, определить, чьи это следы? А отгадав следы,
расскажем кто, где живет? Как вы догадались, что это след … зайца? (лапки
мягкие, оставляют ровные округлые ямки) и т.п.
На экране появляется изображение следов зверей (слайд 3-16)
Дети узнают их хозяев и называют, при правильном определении появляется
изображение животного. Тут же после отгадки следа животного определяем,
как называется его домик. (Лиса в норе, мышка в норке, волк в логове, белка
в дупле, заяц под кустом и на лежках, лось на лежках, кабан в зарослях
кустарников). Воспитатель: - Молодцы! А хотели бы вы оказаться зимой в
лесу?
Дети: -Нет.
Воспитатель: -Почему?
Дети: - Холодно, темно, голодно.
Воспитатель: -Как помочь зверюшкам?
Дети: -Лосям -сено, кабанам - соли, белкам - орешков и т.д. (слайд 17)
Воспитатель:
- Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй
Только чур не забывай.
Дети: -Что в лесу нельзя шуметь.
Воспитатель: -Почему?
Дети: -Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки!
Воспитатель: -Ну что, идем дальше?
Друг за другом мы встаем
Бодро, весело идем!
Поднимай повыше ногу.
Проложи себе дорогу.
Побежим мы поскорее,
Ножки с ручками согреем.
Слышим голоса птиц. (слайд18)
Воспитатель: -Угадайте, какие птицы так "разговаривают"?
- Почему нет на экране ласточек, стрижей, соловья, кукушки? (улетели
осенью в теплые края).
- Мы не сможем с вами пройти дальше, пока не выполним одно задание:
соберем пазлы.
(Пока собирают спросить, как можно помочь птицам зимой) (слайд19)
Воспитатель: -Ну что, идем дальше?
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам
Дальше по лесу идем.
Много-много интересного
Мы еще в лесу найдем.
Звуки вьюги. (слайд20)
Воспитатель: -Дети, какой поднялся ветер. Что это такое?
Дети: -Вьюга, метель, снегопад, пурга.
Воспитатель: -Посмотрите, сколько снега , а вот и снежинки прилетели. А
давайте проверим, кто самый внимательный: нужно найти две совершенно
одинаковые снежинки. (На столе лежат вырезанные из бумаги снежинки.)
Дети ищут, но не находят.
Воспитатель: Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а
что общего у всех снежинок?
Дети: - Лучики.
Воспитатель: -Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но
похожих нет.
Все снежинки одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.
Воспитатель: -Ой, а на этой снежинке что-то написано! Как вы думаете, кто
оставил здесь запись? Да, верно, это зима-волшебница постаралась.(на одной
из снежинок что-то написано)
Славно вы повеселились, (слайд 21)
Поиграли, порезвились.
Но, послушайте: сейчас
Вам даю такой наказ-
Птиц, зверей оберегайте
И всегда им помогайте!
А кто умеет добрым быть,
Тот сможет природу беречь и любить!
Воспитатель: -Какие чудеса показала вам зима в своем лесу?
Чему научила?
Воспитатель: - А нам пора возвращаться в детский сад. Предлагаю вам
отгадывать загадки зимы на нашем зимнем участке на прогулке.