Напоминание

"Прогулка в зимний лес".


Автор: Наталья Николаевна Питалева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Родничок"
Населённый пункт: Россия, Смоленская область, город Рославль
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Прогулка в зимний лес".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: "Прогулка в зимний лес"

Цель: формирование экологического сознания дошкольников.

Задачи:

1. Обучающая : обобщить знания детей об изменениях в живой и неживой

природе зимой.

2. Развивающая: развивать познавательный интерес, активизировать

словарь детей.

3. Воспитывающая: воспитывать любовь к природе, желание беречь

природу, не наносить ей вред.

Для достижения цели были использованы следующие формы и методы

работы:

- наглядный метод (иллюстрации)

- словесный (рассказ, худ. слово)

- практический (экспериментирование)

- игровой прием (дид игра, проблемная ситуация)

- прием эмоциональной заинтересованности (загадка, обыгрывание

экспериментальной деятельности).

По содержанию НОД является интегрированный. Решение задач

осуществляется через такие образовательные области:

- познавательное развитие

-социально-коммуникативное развитие

- речевое развитие

Мною была проделана следующая предварительная работа:

Чтение рассказов В. Бианки «В зимнем лесу», Т.А. Шорыгиной «Какие звери

в лесу?!», сказки о животных, рассматривание иллюстраций С. Радкевича

«Встреча с животными», заучивание стихов, пословиц, загадок,

изобразительная деятельность: «В зимнем лесу», «Зимушка-зима», «Птичья

столовая».

Образовательный процесс осуществляется в двух организационных моделях:

1.

Совместная деятельность взрослого и детей.

2.

Самостоятельная деятельность детей.

Присутствовала как монологическая, так и диалогическая речь.

Считаю, что со всеми поставленными задачами справилась.

Материалы и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, аудиозаписи

музыки П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь», «Зимней мелодии»,

метели, хруст снега, презентация «Здравствуй, зимний лес, полный сказок и

чудес!», конверт, "книга зимы", голоса лисы, белки, волка, лося, кабана,

зайца, голоса птиц, бумажные снежинки, пластиковые ложки, тарелки, лупы,

соль.

Используемая источники:

1. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова Сценарии занятий по

экологическому воспитанию дошкольников (средняя,

старшая ,подготовительная группы). – М.:ВАКО, 2005. – 240 с.

2. Л.А.Каменева Как знакомить дошкольников с природой, М., 1983

3. Детская энциклопедия: Я познаю мир./ Под ред. Хинн О. М.:АСТ, 1996.

Содержание:

Воспитатель: Ребята, как много у нас гостей, давайте поздороваемся с ними.

Я сегодня утром нашла письмо. Хотите знать от кого?

Для этого отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке были

А в санях сидит царица,

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом -

Все покрыла серебром.

Дети: Зима.

Воспитатель: Может кто-то из вас умеет читать.

Ребенок: (зима)

Воспитатель: Правильно, молодцы.

А что за тройка прилетела?

Дети: (Декабрь, январь, февраль)

Воспитатель: Молодцы. Давайте почитаем письмо. (слайд 1)

На прогулку в зимний лес

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Вам, ребята, не найти!

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдёте!

Много, много интересного

В зимнем вы лесу найдете.

Воспитатель: Зима-кружевница приглашает нас в сказочный лес. Он

сейчас, наверное, очень красивый. Согласны ли вы отправиться в

путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: -Тогда в путь. А как мы с вами должны одеться, чтобы не

замерзнуть в зимнем лесу?

Дети: Одеться потеплее.

(Дети имитируют движения).

Шубу, шапку, рукавички,

Шарфик намотаем теплый,

Валеночки-невелички!

И не страшен снег нам мокрый!

Воспитатель:- Ребята, на чём же нам добраться до леса?

Дети: На лыжах, на снегоходе.

Воспитатель: Давайте прокатимся на лыжах. Ну что, в путь?

Игротреннинг «В лес на лыжах мы пойдем»:

Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,

По сугробам высоко ноги поднимаем,

А по льду совсем легко тихонечко шагаем.

Чтоб в лесу не заблудиться, быстро, быстро мчимся.

Мы деревья и кусты змейкой обойдем,

И к лесной поляне вскоре мы придем.

Вот мы и пришли. (слайд 2)

Звуки хруста снега. (слайд2 включить звук)

Воспитатель: - Что это за звуки?

Дети: -Снег хрустит.

Воспитатель. -Что такое снег?

Дети: -Замерзшая вода.

Воспитатель: -А как это проверить?

Дети: -Принести снег в тепло, он и растает.

Воспитатель: -Хотите узнать почему хрустит снег?

Дети: -Да.

Воспитатель: Тогда проведем опыт.

Воспитатель:

-На что похож снег?

Дети: - Соль, сахар, манная крупа.

Воспитатель:

Возьмем крупную соль. Она насыпана у нас на тарелках.

Давайте рассмотрим ее поближе. Для этого возьмем лупу и рассмотрим соль

поближе. Из чего она состоит?

Дети: -Из кристалликов.

Воспитатель: -Теперь берём ложку и попробуйте надавить ею на соль

несколько раз. Ребята, что вы слышите?

Дети: - Слышен скрипящий или хрустящий звук .

Воспитатель: -Как вы думаете, откуда появился такой звук?

Дети: - Это ломаются кристаллики соли.

Воспитатель: -Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный

день.

Вывод. Воспитатель: -Из чего состоит снег?

Дети: - Снег состоит из снежинок.

Воспитатель: -Что же с ними происходит, когда мы на них наступаем?

Дети: - Кристаллики снежинок ломаются, поэтому слышен треск.

Воспитатель: -Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать

невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под

вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что

снег скрипит.

Воспитатель: - Когда вы нажимали ложкой на соль, что появлялось на

ровной поверхности?

Дети: (ямочки, следы от ложки).

Воспитатель: - Почему?

Дети: (Соль мягкая, рыхлая).

Воспитатель: - А на снегу остаются следы? Почему?

Воспитатель: -Ну что, пойдем дальше?

По дороге мы идем,

Нам сугробы нипочем.

Мы сугробы перепрыгнем

И под елкой отдохнем.

Воспитатель: - Смотрите, дети, здесь какая-то книга! Это книга зимы. Её

могут прочитать даже те, кто не умеют читать. На этих листах мы видим

разные рисунки. Что это за рисунки?

Дети: -Это следы зверей.

Воспитатель: - Попробуйте, определить, чьи это следы? А отгадав следы,

расскажем кто, где живет? Как вы догадались, что это след … зайца? (лапки

мягкие, оставляют ровные округлые ямки) и т.п.

На экране появляется изображение следов зверей (слайд 3-16)

Дети узнают их хозяев и называют, при правильном определении появляется

изображение животного. Тут же после отгадки следа животного определяем,

как называется его домик. (Лиса в норе, мышка в норке, волк в логове, белка

в дупле, заяц под кустом и на лежках, лось на лежках, кабан в зарослях

кустарников). Воспитатель: - Молодцы! А хотели бы вы оказаться зимой в

лесу?

Дети: -Нет.

Воспитатель: -Почему?

Дети: - Холодно, темно, голодно.

Воспитатель: -Как помочь зверюшкам?

Дети: -Лосям -сено, кабанам - соли, белкам - орешков и т.д. (слайд 17)

Воспитатель:

- Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй

Только чур не забывай.

Дети: -Что в лесу нельзя шуметь.

Воспитатель: -Почему?

Дети: -Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки!

Воспитатель: -Ну что, идем дальше?

Друг за другом мы встаем

Бодро, весело идем!

Поднимай повыше ногу.

Проложи себе дорогу.

Побежим мы поскорее,

Ножки с ручками согреем.

Слышим голоса птиц. (слайд18)

Воспитатель: -Угадайте, какие птицы так "разговаривают"?

- Почему нет на экране ласточек, стрижей, соловья, кукушки? (улетели

осенью в теплые края).

- Мы не сможем с вами пройти дальше, пока не выполним одно задание:

соберем пазлы.

(Пока собирают спросить, как можно помочь птицам зимой) (слайд19)

Воспитатель: -Ну что, идем дальше?

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам

Дальше по лесу идем.

Много-много интересного

Мы еще в лесу найдем.

Звуки вьюги. (слайд20)

Воспитатель: -Дети, какой поднялся ветер. Что это такое?

Дети: -Вьюга, метель, снегопад, пурга.

Воспитатель: -Посмотрите, сколько снега , а вот и снежинки прилетели. А

давайте проверим, кто самый внимательный: нужно найти две совершенно

одинаковые снежинки. (На столе лежат вырезанные из бумаги снежинки.)

Дети ищут, но не находят.

Воспитатель: Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а

что общего у всех снежинок?

Дети: - Лучики.

Воспитатель: -Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но

похожих нет.

Все снежинки одинаковы на цвет –

Но близнецов, поверьте, нет.

Найти похожих здесь нельзя –

Мороз старался, и не зря.

Воспитатель: -Ой, а на этой снежинке что-то написано! Как вы думаете, кто

оставил здесь запись? Да, верно, это зима-волшебница постаралась.(на одной

из снежинок что-то написано)

Славно вы повеселились, (слайд 21)

Поиграли, порезвились.

Но, послушайте: сейчас

Вам даю такой наказ-

Птиц, зверей оберегайте

И всегда им помогайте!

А кто умеет добрым быть,

Тот сможет природу беречь и любить!

Воспитатель: -Какие чудеса показала вам зима в своем лесу?

Чему научила?

Воспитатель: - А нам пора возвращаться в детский сад. Предлагаю вам

отгадывать загадки зимы на нашем зимнем участке на прогулке.



В раздел образования