Автор: Бабцова Елена Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №1" г. Перми
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Разработка урока русского языка по развитию речи 7 класс
Тема: Аспектный анализ художественного текста Алексея Решетова «Дворик после войны»
Раздел: среднее образование
Урок русского языка (Развитие речи) в 7 классе
Аспектный анализ художественного текста
Алексей Решетов «Дворик после войны»
Эпическая миниатюра о Великой Отечественной войне
Цели:
формирование положительного восприятия учебного предмета «Русский язык»;
повышение мотивации к развитию творческого мышления;
воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Личностные УУД:
развитие эмоциональной сферы личности;
воспитание внимательного отношения к слову.
Познавательные УУД:
анализ изучаемых языковых явлений;
расширение круга фоновых знаний.
Коммуникативные УУД:
умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
1.
Первичное предъявление текста – первое читательское впечатление.
Алексей Решетов «Дворик после войны»
1.
Мирный дворик. Горький запах щепок.
2.
Голуби воркуют без конца.
3.
В ожерелье сереньких прищепок
4.
Женщина спускается с крыльца.
5.
Пронеслось на крыльях веретёшко –
6.
То есть непоседа-стрекоза.
7.
Золотая заспанная кошка
8.
Трёт зеленоватые глаза.
9.
У калитки вся в цвету калина,
10.А под ней – не молод и не стар –
11.Сапогом, прошедшим до Берлина,
12.Дядька раздувает самовар.
Ключевые слова-образы
1.
Мирный дворик, запах щепок
2.
Голуби воркуют
3.
В ожерелье женщина
4.
Серенькие прищепки, крыльцо
5.
Веретёшко на крыльях
6.
Непоседа-стрекоза
7.
Золотая заспанная кошка
8.
Зеленоватые глаза
9.
Калитка, в цвету калина
10. Немолодой и нестарый дядька
11.Сапог, прошедший до Берлина
12.Раздуваемый самовар
Где, когда с кем всё это происходит? Что вы себе представляете? Нарисуйте
словесную картину.
Какое общее впечатление у вас создалось от прочитанного текста? Каков
эмоциональный фон, настроение, ощущение? Поделитесь впечатлениями.
Вывод: эта эпическая миниатюра вошла в классику русской поэзии о
Великой Отечественной войне.
2.
Аспектный анализ художественного текста А.Решетова
1.
Произвести морфемный разбор слов, указав части речи и форму:
заспанная, прошедшим,
пронеслось, раздувает, (обратить внимание на видовой суффикс -ва-),
сереньких, зеленоватые (указать значение оценочных суффиксов).
2.
Повторение односоставных предложений.
Произвести синтаксический разбор предложений первой строки. Обратить внимание на
тип односоставных предложений (назывные), полные – неполные.
3.
Повторение необособленных определений.
Найти в тексте и графически выделить приложение (непоседа-стрекоза), несогласованное
определение (в цвету калина).
4.
Повторение тропов и фигур речи.
Найти в тексте примеры синекдохи (сапогом, прошедшим до Берлина), метафоры (в
ожерелье сереньких прищепок), эпитетов (мирный дворик, горький запах, золотая кошка).
5.
Работа над содержанием текста.
Сформулируйте проблемы, отражённые в тексте (отношение к малой родине, проблема
памяти).
6.
Напишите сочинение-рассуждение по тексту Алексея Решетова.
Справочные материалы
Самовар популярен в России вот уже больше двухсот пятидесяти лет. Он является символом
домашнего уюта и гостеприимства, дружеского общения и народных гуляний. Сегодня, к
сожалению, почти не осталось семей, в которых самоварами пользовались бы ежедневно, но по
торжественным случаям этот удивительный агрегат занимает на столе почетное место.
Завтрак с Путиным: самовар для Обамы раздували сапогом
Американскому президенту приготовили сытную трапезу в русском стиле.
За полчаса до приезда Обамы на веранде подмосковной резиденции Путина в Ново-Огарево
стали раздувать самовар по старинной традиции. Официант в красной расшитой косоворотке
забрасывал в самоварную топку щепки. Здесь же на столе лежал настоящий, похожий на
кирзовый, сапог, чтобы «раздухарить» самовар. Чаепитие накрыли на веранде второго этажа. На
воздухе были расставлены кресла, диваны из ротанга. Чайные столы укрыты павловопосадскими
расписными платками.
А зачем раздувать самовар сапогом?
Вообще-то это не только экзотика и русский колорит (когда-то в трактирах официанты-половые
нарочито раздували угольки в самоваре на глазах у почтенного купечества, сняв яловый сапожок).
В принципе, к самовару прилагается, как известно, труба, она и создает тягу.
Дело в том, что сырую погоду (а накануне в Москве и Подмосковье лило хорошо!) или при сыром
топливе (что вряд ли будет, конечно, на даче у Путина) самовар нужно раздувать очень энергично,
трубы не хватит. Тут и годится "народный" способ - с помощью надеваемого на трубу сапога.
Это все равно, как раздувают мехом огонь в камине. Важно, чтобы сапог был мягким, его
“гармошка” ходила легко. Процесс хорошо показан в фильме “Неуловимые мстители”, когда
засланный казачок Гриня раздувает самовар для атамана батьки Бурнаша.
Кстати, на веранде у Путина самовар вазой, что по народной примете означает – дом полная чаша».
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Вчера газета «Вашингтон пост» со ссылкой на высокопоставленного сотрудника администрации
США сообщила, что после встречи с Путиным Обама «твердо убедился в том, что российский
премьер - человек сегодняшнего дня и что его взгляд устремлен в будущее».
РАБОЧИЙ ЛИСТ
учащегося 7 класса
____________________________________ (ФИ)
Урок русского языка (Развитие речи)
Аспектный анализ художественного текста
Автор – Алексей Решетов
Название текста –
______________________________________________(запиши в конце урока)
13. Мирный дворик. Горький запах щепок.
14. Голуби воркуют без конца.
15. В ожерелье сереньких прищепок
16. Женщина спускается с крыльца.
17. Пронеслось на крыльях веретёшко –
18. То есть непоседа-стрекоза.
19. Золотая заспанная кошка
20. Трёт зеленоватые глаза.
21. У калитки вся в цвету калина,
22. А под ней – не молод и не стар –
23. Сапогом, прошедшим до Берлина,
24. Дядька раздувает самовар.
Выпиши ключевые слова-образы
1.
Первое читательское впечатление
Какое общее впечатление у вас создалось от прочитанного текста? Какое настроение
возникает после прочтения стихотворения? Поделитесь своими впечатлениями.
Где и когда, на ваш взгляд, происходят описываемые события? Что вы себе представляете?
Нарисуйте словесную картину.
О чём этот текст? Какова его тема, основная мысль?
2.
Аспектный анализ художественного текста А.Решетова
На морфемном уровне
Произвести морфемный разбор слов, указав части речи и
форму:
заспанная _____________, прошедшим_________________
пронеслось______________, раздувает__________________
сереньких_______________, зеленоватые________________
(указать значение оценочных суффиксов).
На морфологическом уровне
Посчитайте количество
существительных –
прилагательных, причастий –
глаголов –
Сделайте вывод на основе
количественного соотношения частей
речи
На лексическом уровне
Найдите и запишите в столбик напротив стихотворения
ключевые слова-образы. Определите, какой целостный
художественный образ они помогают создать автору.
Запишите название стихотворения.
На стилистическом уровне
Определите тип и стиль речи,
докажите это.
Какие средства выразительности
использует автор для создания
художественного образа
№ строки
Языковое явление и его роль в тексте
Пример
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.