Напоминание

Основные проблемы дистанционного обучения из опыта работы


Автор: Лада Владимировна Дьячкова
Должность: Старший преподаватель
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова»
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Основные проблемы дистанционного обучения из опыта работы
Раздел: высшее образование





Назад




ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Жизнь человека в современном обществе трудно представить себе без ежедневного

многократного использования компьютера и без доступа к сети Интернет. Коммуникация

становится в современном мире все более технологически ориентированной, с чем не

может не считаться система образования. Она должна откликаться на вызовы времени

изменением форм обучения, ориентироваться на использование компьютерных и

интернет-технологий. Речь в первую очередь идет о внедрении в процесс обучения

различных обучающих оболочек, онлайн-курсов сетевого обучения, справочных ресурсов

и учебно-методических порталов. Наиболее важным и существенным преимуществом

использования Интернета как обучающей среды является возможность обеспечения

постоянного доступа к образовательным ресурсам для преподавателя, обучающегося или

руководителя образовательной программы или учреждения. Подобная доступность

знаний полностью отвечает требованию непрерывности процесса обучения.

Проблема 1: отсутствие личного общения с преподавателем

Теперь не получится в любое удобное время найти преподавателя, чтобы он объяснил вам

непонятную тему, поставил зачет во внеурочное время или проверил задание. Все

общение в строго регламентированное время, и уговорами повлиять на сроки выполнения

не получится.

Решение: придется приучить себя к дисциплине и фиксированию сложных моментов на

бумаге. Потом, во время занятия можно задать интересующие вопросы и ничего не

упустить.

Проблема 2: технические проблемы в ходе дистанционного обучения

Система образования не может в один миг решить вопрос связи преподавателя с сотнями

студентов по сети для проведения лекции. А что, если один не слышит, а другой не видит?

Нужно до автоматизма довести работу технических средств и программ, чего в

университетах пока не могут сделать.

Для вуза перевести всех на дистанционное обучение связано с огромными финансовыми

затратами. Кроме оснащения всех преподавателей и студентов нужными техническими

средствами и ПО нужно найти и подготовить специальные кадры, которые будут

помогать решать проблемы технического характера в процессе обучения.

Решение: использовать уже готовые решения, популярные во всем мире. Можно взять

успешный опыт онлайн-школ и курсов.

Проблема 3: нет возможности развивать навыки живого общения (с

преподавателями, учащимися, администрацией вуза)

Поиск друзей и знакомых по интересам, налаживание связей и полезных контактов, даже

возможность списать или договориться насчет конспекта – всего этого теперь нет в

дистанционном обучении.

Эта же актуальная проблема ДО в РФ вызывает трудности для учителя при

дистанционном обучении: отсутствие живого контакта не дает понимания, чем живет и

дышит современная молодежь, чтобы развиваться в том же направлении.

Решение: теперь придется надеяться только на себя. А что до живого общения – придется

искать его в других местах: кафе и кино, театрах и выставках. Впрочем, никто не мешает

скооперироваться со студентами своего курса и сделать хорошей традицией собираться

для отмечания сессии вместе.

Проблема 4: не все профессии можно освоить дистанционно

Сначала мы сталкиваемся с тем, что не любую профессиональную практику можно

пройти дистанционно. Например, медицинскую, строительную, на производстве и т.д.

Но теперь перед нами стоит еще более сложная проблема: оказывается, что не каждую

профессию в принципе можно освоить удаленно.

Как делать вскрытие или осматривать место преступления по сети? Как лечить животных

и делать уколы пациентам? Как проводить буровые работы и проводить археологические

раскопки?

Решение: для таких профессий чаще всего существует смешанная система обучения,

когда часть занятий проходит дистанционно, а часть вживую. Поэтому не пугайтесь и

смело учитесь удаленно.

Проблема 5: отсутствие самомотивации и самодисциплины

Не у всех достаточно силы воли и поддержания мотивации к обучению. Все это

осложняется еще и тем, что часто студенты выбирают профессию неосознанно. Они еще

не сталкивались вживую с той профессией, которую выбрали для себя. Отсюда и

отсутствие осознанного желания скорее к ней приступить, к чему приведет лишь

успешное обучение.

Для других хорошим мотиватором является регулярный контроль преподавателя и

личный контакт с педагогическим составом.

Особенно это важно для первокурсников, которые еще не приноровились к местным

правилам и обычаям и не знают, насколько важна самостоятельная работа. А ведь в школе

к этому не готовят (домашнее задание не в счет, оно ни в какие рамки не идет с тем, что

задают в университете).

Решение: пробуйте найти свою мотивацию к обучению – для этого существуют разные

техники. Работайте над самодисциплиной. Если не удается, соберите группу

единомышленников, чтобы помогать друг другу.

Проблема 6: студент не может сравнивать свои достижения с достижениями

сокурсников

Речь идет не об оценках, а о работе на занятиях. Ответ у доски, навыки работы на

семинарах, выступления на конференции и другое – все это позволяет оценить свои

скиллы, навыки окружающих и в итоге стремиться к совершенству. А при ДО этого нет.

Решение: а вот это скорее плюс, ведь теперь вы можете свободно и объективно оценивать

себя без оглядки на окружающих. Однако нет и показателей, куда расти. Можно

попросить преподавателя составить список критериев, по которым вы могли бы

развиваться дальше. Или в общем чате попросите сокурсников смело критиковать вас по

существу. А еще обязательно узнайте все возможные способы обратной связи с

преподавателем и правила общения с ним (удобное время и способ связи).

Проблема 7: отстраненная оценка материала

При традиционном обучении есть шанс, что даже сухой и скучный материал может

увлечь, если преподаватель дает его с огоньком. Эмоциональная окраска и темперамент

живой речи преподавателя могут «заразить» и учеников, облегчить понимание тяжелого

материала.

Решение: смиритесь с тем, что информация – это всего лишь информация. Оценивайте ее

критично, а не по эмоциональной окраске речи преподавателя. Впрочем, всегда можно

найти автора книги по предмету, увлеченного своей сферой и так же увлеченно о ней

рассказывающего.

Проблема 8: преподавателю сложно оценить невербальные показатели усвоения и

понимания материала

Непонятные взгляды, длительное молчание после подачи материала, задаваемые вопросы

– по всему этому можно оценить степень понимания информации. При необходимости

преподаватель может даже найти слабое место и е его пояснить здесь и сейчас, приводя

новые примеры, изменяя темп речи и даже способ подачи материала.

ДО же ограничивается сухой подачей и контролем, потому что такой тесной связи с

учениками нет.

Решение: все недовольства и непонятные моменты привыкайте озвучивать сразу же.

Помните: преподаватель не умеет читать мысли и может даже не видит вас. Помогите ему

увидеть слабые места и устранить их.

Институты дистанционного образования по ошибке воспринимаются как

низкокачественные, даже если отзывы выпускников и работодателей на высоте. Нужно

провести работу по информированию населения о том, что на самом деле такой вид

обучения – новый этап развития системы образования во всем мире, а не способ

удешевить его.

Проблема 9: обезличивание преподавателя и студентов

Когда преподаватель видит перед собой ученика, он видит личность: со своими

достоинствами и недостатками, проблемами и жизненной ситуацией, особенностями

усвоения информации. Все это позволяет подходить к каждому индивидуально. И вот тут

возникают основные сложности дистанционного обучения.

При ДО учеников воспринимают как объектов, общую массу. Это создает определенные

психологические проблемы в организации эффективного дистанционного обучения.

Решение: научитесь видеть здесь свои плюсы. Например, преподаватель не знает вас, а

значит, и умышленно «валить» на экзамене тоже вряд ли кто-то будет. Отношение ко всем

будет равное. А это создает более психологически спокойную среду для учащихся.

Проблема 10: соблазн несамостоятельной учебы и плохого контроля выполнения

домашнего задания

Отсутствие личного контакта и общения приводят к тому, что ученик перестает видеть

смысл и ценность в самостоятельном выполнении работы. А преподаватель не имеет

возможности проверять работу студентов достаточно качественно.

Решение: тут нужно просто созреть и понять, что учеба нужна в первую очередь вам, и

только при самостоятельном обучении в голове отложатся нужные знания. Ну а если раз в

год понадобится помощь на стороне, на знания это никак не повлияет.

Не у всех есть возможности учиться онлайн. И дело не только в деньгах, но и в отсутствии

высококачественной связи во многих регионах России. Это делает ДО затрудненным или

вовсе невозможным.

Многие пугаются, что при ДО ученик остается один на один со своими проблемами. И

пока система не доведена до совершенства и автоматизма, скорее всего так и было бы.

ВЫВОДЫ

Дистанционная форма обучения способна обеспечить постоянный образовательный рост

личности, но существуют определённые проблемы. Дистанционное обучение, по сути,

представляет собой личностно-ориентированную форму обучения. Оно представляет

свободу выбора преподавателя (тьютора), возможность подбора учебного материала в

зависимости от информационной потребности обучающегося. В отличие от заочной

формы средства связи в дистанционном обучении максимально оперативны, учебные

программы и курсы гибки и индивидуальны. Таким образом, дистанционное обучение

заточено больше под индивидуальную работу с обучающимися, под выстраивание

индивидуальных траекторий.



В раздел образования