Автор: Лада Владимировна Дьячкова
Должность: Старший преподаватель
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова»
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Основные проблемы дистанционного обучения из опыта работы
Раздел: высшее образование
ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Жизнь человека в современном обществе трудно представить себе без ежедневного
многократного использования компьютера и без доступа к сети Интернет. Коммуникация
становится в современном мире все более технологически ориентированной, с чем не
может не считаться система образования. Она должна откликаться на вызовы времени
изменением форм обучения, ориентироваться на использование компьютерных и
интернет-технологий. Речь в первую очередь идет о внедрении в процесс обучения
различных обучающих оболочек, онлайн-курсов сетевого обучения, справочных ресурсов
и учебно-методических порталов. Наиболее важным и существенным преимуществом
использования Интернета как обучающей среды является возможность обеспечения
постоянного доступа к образовательным ресурсам для преподавателя, обучающегося или
руководителя образовательной программы или учреждения. Подобная доступность
знаний полностью отвечает требованию непрерывности процесса обучения.
Проблема 1: отсутствие личного общения с преподавателем
Теперь не получится в любое удобное время найти преподавателя, чтобы он объяснил вам
непонятную тему, поставил зачет во внеурочное время или проверил задание. Все
общение в строго регламентированное время, и уговорами повлиять на сроки выполнения
не получится.
Решение: придется приучить себя к дисциплине и фиксированию сложных моментов на
бумаге. Потом, во время занятия можно задать интересующие вопросы и ничего не
упустить.
Проблема 2: технические проблемы в ходе дистанционного обучения
Система образования не может в один миг решить вопрос связи преподавателя с сотнями
студентов по сети для проведения лекции. А что, если один не слышит, а другой не видит?
Нужно до автоматизма довести работу технических средств и программ, чего в
университетах пока не могут сделать.
Для вуза перевести всех на дистанционное обучение связано с огромными финансовыми
затратами. Кроме оснащения всех преподавателей и студентов нужными техническими
средствами и ПО нужно найти и подготовить специальные кадры, которые будут
помогать решать проблемы технического характера в процессе обучения.
Решение: использовать уже готовые решения, популярные во всем мире. Можно взять
успешный опыт онлайн-школ и курсов.
Проблема 3: нет возможности развивать навыки живого общения (с
преподавателями, учащимися, администрацией вуза)
Поиск друзей и знакомых по интересам, налаживание связей и полезных контактов, даже
возможность списать или договориться насчет конспекта – всего этого теперь нет в
дистанционном обучении.
Эта же актуальная проблема ДО в РФ вызывает трудности для учителя при
дистанционном обучении: отсутствие живого контакта не дает понимания, чем живет и
дышит современная молодежь, чтобы развиваться в том же направлении.
Решение: теперь придется надеяться только на себя. А что до живого общения – придется
искать его в других местах: кафе и кино, театрах и выставках. Впрочем, никто не мешает
скооперироваться со студентами своего курса и сделать хорошей традицией собираться
для отмечания сессии вместе.
Проблема 4: не все профессии можно освоить дистанционно
Сначала мы сталкиваемся с тем, что не любую профессиональную практику можно
пройти дистанционно. Например, медицинскую, строительную, на производстве и т.д.
Но теперь перед нами стоит еще более сложная проблема: оказывается, что не каждую
профессию в принципе можно освоить удаленно.
Как делать вскрытие или осматривать место преступления по сети? Как лечить животных
и делать уколы пациентам? Как проводить буровые работы и проводить археологические
раскопки?
Решение: для таких профессий чаще всего существует смешанная система обучения,
когда часть занятий проходит дистанционно, а часть вживую. Поэтому не пугайтесь и
смело учитесь удаленно.
Проблема 5: отсутствие самомотивации и самодисциплины
Не у всех достаточно силы воли и поддержания мотивации к обучению. Все это
осложняется еще и тем, что часто студенты выбирают профессию неосознанно. Они еще
не сталкивались вживую с той профессией, которую выбрали для себя. Отсюда и
отсутствие осознанного желания скорее к ней приступить, к чему приведет лишь
успешное обучение.
Для других хорошим мотиватором является регулярный контроль преподавателя и
личный контакт с педагогическим составом.
Особенно это важно для первокурсников, которые еще не приноровились к местным
правилам и обычаям и не знают, насколько важна самостоятельная работа. А ведь в школе
к этому не готовят (домашнее задание не в счет, оно ни в какие рамки не идет с тем, что
задают в университете).
Решение: пробуйте найти свою мотивацию к обучению – для этого существуют разные
техники. Работайте над самодисциплиной. Если не удается, соберите группу
единомышленников, чтобы помогать друг другу.
Проблема 6: студент не может сравнивать свои достижения с достижениями
сокурсников
Речь идет не об оценках, а о работе на занятиях. Ответ у доски, навыки работы на
семинарах, выступления на конференции и другое – все это позволяет оценить свои
скиллы, навыки окружающих и в итоге стремиться к совершенству. А при ДО этого нет.
Решение: а вот это скорее плюс, ведь теперь вы можете свободно и объективно оценивать
себя без оглядки на окружающих. Однако нет и показателей, куда расти. Можно
попросить преподавателя составить список критериев, по которым вы могли бы
развиваться дальше. Или в общем чате попросите сокурсников смело критиковать вас по
существу. А еще обязательно узнайте все возможные способы обратной связи с
преподавателем и правила общения с ним (удобное время и способ связи).
Проблема 7: отстраненная оценка материала
При традиционном обучении есть шанс, что даже сухой и скучный материал может
увлечь, если преподаватель дает его с огоньком. Эмоциональная окраска и темперамент
живой речи преподавателя могут «заразить» и учеников, облегчить понимание тяжелого
материала.
Решение: смиритесь с тем, что информация – это всего лишь информация. Оценивайте ее
критично, а не по эмоциональной окраске речи преподавателя. Впрочем, всегда можно
найти автора книги по предмету, увлеченного своей сферой и так же увлеченно о ней
рассказывающего.
Проблема 8: преподавателю сложно оценить невербальные показатели усвоения и
понимания материала
Непонятные взгляды, длительное молчание после подачи материала, задаваемые вопросы
– по всему этому можно оценить степень понимания информации. При необходимости
преподаватель может даже найти слабое место и е его пояснить здесь и сейчас, приводя
новые примеры, изменяя темп речи и даже способ подачи материала.
ДО же ограничивается сухой подачей и контролем, потому что такой тесной связи с
учениками нет.
Решение: все недовольства и непонятные моменты привыкайте озвучивать сразу же.
Помните: преподаватель не умеет читать мысли и может даже не видит вас. Помогите ему
увидеть слабые места и устранить их.
Институты дистанционного образования по ошибке воспринимаются как
низкокачественные, даже если отзывы выпускников и работодателей на высоте. Нужно
провести работу по информированию населения о том, что на самом деле такой вид
обучения – новый этап развития системы образования во всем мире, а не способ
удешевить его.
Проблема 9: обезличивание преподавателя и студентов
Когда преподаватель видит перед собой ученика, он видит личность: со своими
достоинствами и недостатками, проблемами и жизненной ситуацией, особенностями
усвоения информации. Все это позволяет подходить к каждому индивидуально. И вот тут
возникают основные сложности дистанционного обучения.
При ДО учеников воспринимают как объектов, общую массу. Это создает определенные
психологические проблемы в организации эффективного дистанционного обучения.
Решение: научитесь видеть здесь свои плюсы. Например, преподаватель не знает вас, а
значит, и умышленно «валить» на экзамене тоже вряд ли кто-то будет. Отношение ко всем
будет равное. А это создает более психологически спокойную среду для учащихся.
Проблема 10: соблазн несамостоятельной учебы и плохого контроля выполнения
домашнего задания
Отсутствие личного контакта и общения приводят к тому, что ученик перестает видеть
смысл и ценность в самостоятельном выполнении работы. А преподаватель не имеет
возможности проверять работу студентов достаточно качественно.
Решение: тут нужно просто созреть и понять, что учеба нужна в первую очередь вам, и
только при самостоятельном обучении в голове отложатся нужные знания. Ну а если раз в
год понадобится помощь на стороне, на знания это никак не повлияет.
Не у всех есть возможности учиться онлайн. И дело не только в деньгах, но и в отсутствии
высококачественной связи во многих регионах России. Это делает ДО затрудненным или
вовсе невозможным.
Многие пугаются, что при ДО ученик остается один на один со своими проблемами. И
пока система не доведена до совершенства и автоматизма, скорее всего так и было бы.
ВЫВОДЫ
Дистанционная форма обучения способна обеспечить постоянный образовательный рост
личности, но существуют определённые проблемы. Дистанционное обучение, по сути,
представляет собой личностно-ориентированную форму обучения. Оно представляет
свободу выбора преподавателя (тьютора), возможность подбора учебного материала в
зависимости от информационной потребности обучающегося. В отличие от заочной
формы средства связи в дистанционном обучении максимально оперативны, учебные
программы и курсы гибки и индивидуальны. Таким образом, дистанционное обучение
заточено больше под индивидуальную работу с обучающимися, под выстраивание
индивидуальных траекторий.