Автор: Дегтярева Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Тулунинская средняя общеобразовательная школа им П.В.Аммосова"
Населённый пункт: с Тулуна, Усть-Алданского района, РС(Я)
Наименование материала: доклад
Тема: Воспитание и развитие личности ребенка через внеклассну. деятельность.
Раздел: начальное образование
Автор: Дегтярева Т.И.
Школа: МБОУ «Тулунинская СОШ»
Тема: Воспитание и развитие личности ребенка через внеклассную деятельность.
Введение.
Выдающийся психолог Б.М.Теплов писал: “Главное условие, которое надо
обеспечить в детском творчестве – искренность. Без неё все другие достоинства теряют
значения. Этому условию удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребёнка
самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной
педагогической стимуляции”. Если же дети начнут петь, танцевать, рисовать, сочинять не
ради удовольствия от самого этого занятия, а чтобы, например, выступить на утреннике,
их произведения тут же утратят естественность, непосредственность, а значит, и ценность.
Очень важно участие взрослого в создании ребёнком творческого продукта. Ребёнку
помогает творить взрослый, который принимает на себя функции внутреннего критика и
частично – созидателя. Педагог реально участвует в детском творчестве, а следовательно
руководит его развитием.
В концепции модернизации российского образования определена приоритетность
воспитания. Развивающемуся обществу нужны современно - образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации
выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, готовы к
межкультурному взаимодействию.
Известный психолог Л.С.Выготский писал: «…творчество…является нормальным
и постоянным спутником детского развития,
творческая работа учащихся - это
деятельность,
где
наиболее
полно
реализуется
потенциал
ребенка».
Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять
среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.
Способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом
одаренности, таланта. Развитие в наших детях качеств творческой личности становится
одной из важнейших задач современной школы. Исходя из вышесказанного поставила
цель.
Цель:
создание условий для творческого развития личности ребёнка и развитие
коммуникативных навыков.
Для реализации намеченной цели, определила следующие задачи:
изучение
личности
ребёнка
(индивидуальных
и
возрастных
особенностей;
интересов; склонностей; способностей); Дневник классного руководителя.
изучение и анализ направленности интересов учащихся;
взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями
учащихся и лицами их заменяющими;
выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы
воспитания детского коллектива;
формирование портфолио учащихся.
нахождение путей представления детских творческих достижений.
Формирование способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и
воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных
учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность - все
это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.
Огромную роль в формировании творческих способностей ребенка играет искусство:
литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, так как именно
искусство пробуждает у детей дошкольного возраста творческое начало, формирует и
развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир.
Проведение праздников развивает у детей желание участвовать в празднике,
выступать перед родителями и сотрудниками детского сада, младшими детьми;
привлекает к активному участию в подготовке и проведении праздника; расширяет
музыкальные
впечатления,
совершенствует
импровизационные способности
детей.
Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях развивает
коммуникативные способности: общение друг с другом, творческое использование
музыкальных впечатлений, навыков и умений в повседневной жизни, а также
эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение материала
и высокая активность, желание дальнейшего участия в творчестве.
МО учителей начальных классов ТСОШ и воспитателей ДОУ «Татыйык» уже много
лет работает по проекту «Детство» по направлениям – развитие вокальных (кружок
«Ымыылар ыллыыллар»), двигательных навыков (танцевальный кружок, секции),
эмоциональности,
интеллекта,
артистических
способностей,
коммуникативных
особенностей ребенка (кружок «Приходи, сказка», клуб «Юный книголюб») и развитие
экологической грамотности. В дошкольном возрасте мои учащиеся занимались во многих
кружках. У них был воспитан устойчивый интерес к пению, танцу, декламации. В каждом
виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания,
которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих
силах.
Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел (КТД): День
знаний, праздник мам, Новогодний праздник, 23 февраля, 8 марта, День именинника,
литературные праздники клуба «Юный книголюб», совместные походы родителей и
детей, мероприятия «Праздник Букваря», “До свидания, детский сад!», «До свидания,
начальная школа!», Последний звонок, эко мероприятия «Парад овощей», «День Земли».
В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого,
устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний
мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а следовательно, и
для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей.
изучила особенности характера и поведения;
исследовала интересы учащихся, их склонности к какому-либо виду деятельности;
И получила такие результаты.
После получения этих результатов, я помогла учащимся определиться с выбором
кружка. В нашей школе десятый год работает клуб читателей «Юный книголюб» и
вокальный кружок «Ымыылар ыллыыллар», С 2005 года учащиеся с большой охотой
занимаются в фольклорном ансамбле «Туьулгэ», и в прошлом году мы в своем классе
организовали ансамбль «Мичийээнэ».
Мы с учителями МО вместе планировали и
проводили
воспитательные
мероприятия,
игры,
конкурсы,
викторины,
концерты,
выставки; участвовали в республиканских, улусных и школьных конкурсах. Эти
мероприятия оставляли не только яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, но
и побуждали к дальнейшей творческой деятельности, к желанию познать себя и свои
возможности. Я считаю, что содержание деятельности учащихся начальных классов во
внеурочное время-это, прежде всего единство игровой и познавательной деятельности.
Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в
интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Ни один ребёнок в моём классе
не остался в стороне. Все дети с удовольствием посещали кружки, занимались в
ансамблях «Туьулгэ» и «Мичийээнэ». Учитель должен быть заинтересован в творческих
успехах и достижениях своих учеников, должен уметь прийти к ним на помощь,
поддержать их инициативу, одобрить выбор или решение детей, указать на ошибки, не
обидев ребёнка.
Хотя классные часы и не значатся в расписании уроков начальной школы, такие
часы общения были нам необходимы. Мы говорили о дружбе, доброте, бескорыстии и
благородии, красоте, щедрости, честности, трудолюбии, уважении и заботе, бережливости
и многом другом. Очень часто дети были сами инициаторами таких бесед. Вместе с
детьми мы решали, какой праздник и когда нам организовать, кто какой вклад внесёт в
общее
дело.
Много
было
у
нас
коллективных
творческих
дел:
Праздник
«Прощай ,Азбука», познавательные игры, предметные декады, концерт «Эргичий, о5о
саас», конкурсы «Сааскы мичээрдэр», «Уолаанчык», «Маленький принц», «На балу у
Золушки», проект «Парад овощей»., Идэьэ -2008, конкурс новогодних принцесс, шефство
с 4 «а» классом МСШ-2, день Земли - Охрана окружающей среды – классные часы, часы
труда. осенние, весенние походы.
Важную роль в формировании творческой личности ребёнка играет такая
совместная деятельность воспитателя, учителя, родителей и детей, которая направлена на
формирование творческого портфеля учащегося. Творческий портфель (портфолио) – это
накопитель его творческих достижений, показатель его творческого роста. Этот портфель
формируется ребёнком в подготовительной группе под руководством воспитателей,
учителя
с
участием
родителей,
а
по
мере
взросления
ребёнка
и
роста
его
самостоятельности им самим. Ребёнок по своему желанию вносит в портфель свои
творческие работы: рисунки, аппликации, сочинения и другие виды работ; представляет
свои творческие достижения и победы в виде: грамот, дипломов, благодарственных
писем; самостоятельно или с помощью учителя, родителей анализирует свои достижения.
Задача учителя: направлять, координировать эту работу, поощрять самостоятельность и
творчество детей.
Описанный мною опыт работы имеет положительные результаты. Важным для себя
считаю проанализировать, какими стали дети в процессе развития и воспитания. Какими
жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к
людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны,
милосердны, честны, отзывчивы. Это позволяют мне сделать мои наблюдения и анализ
уровня воспитанности; творческой и познавательной активности; успехи и достижения
учащихся в познавательной и творческой деятельности.
Что же мы имеем на выпуске из 4-го класса?
Проследить, как происходило становление творческой личности, мне помогает диаграмма
творческой и познавательной активности учащихся.
На протяжении четырех лет уровень творческой и познавательной активности
учащихся возрастает за счёт вовлечения учащихся во внеклассную работу; кружки,
секции; привлечению к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах,
олимпиадах,
турнирах; индивидуальной работе
с учащимися
и
их родителями;
формированию их самостоятельности и творчества; повышению уровню творческой и
познавательной активности способствовало создание условий для развития учащихся;
стимулирование и поощрение учащихся; становление положительной мотивации.
На конец 4 класса у 89% учащихся высокий уровень познавательной и творческой
активности. Дети активно участвуют во всех мероприятиях, проявляют инициативу, у них
высокая
познавательная
самопроизвольная
и
творческая
активность;
интерес
к
познавательной и творческой (самостоятельной) деятельности; стремление к преодолению
трудностей в процессе самостоятельной деятельности; огромное желание преподнести
результат своей самостоятельной творческой и познавательной деятельности; желание
улучшить (повысить) качество этого результата. У 80% учащихся средний уровень
творческой
и
познавательной
активности.
У
них
преобладает
эмоционально-
импульсивное отношение к деятельности; положительное отношение к творческой и
познавательной деятельности проявляется часто, но главным образом под воздействием
эмоций; участвовать в мероприятиях не отказываются, но инициативу не проявляют (или
проявляют редко); трудности преодолевают с помощью взрослых, постоянно ожидают
помощи и побуждений учителя.
Рост уровня творческой и познавательной активности очевиден на протяжении с 1-
го по 4-й класс, но основным своим результатом я считаю интеллектуальные и творческие
достижения
воспитанников. Учащиеся
показывали высокий уровень творческой и
познавательной активности не только в пределах класса, но и на уровне школы и улуса.
Дети с удовольствием принимали участие в подготовке и проведении общешкольных
мероприятий ( утренников, конкурсов). Они пели, танцевали, рисовали, декламировали
стихи, исполняли олонхо и отрывки из пьес и с удовольствием демонстрировали свои
достижения. Принимали участие в международном фестивале «Культура мира на земле
олонхо», в региональном, республиканском конкурсе олонхосутов, в улусном песенном
конкурсе “Муру дуорааннара” и “Полярная звезда”; принимали участие в улусных,
республиканских конкурсах рисунков; в улусных конкурсах чтецов и олимпиадах.
Кроме этого, хочу отметить, что воспитанники отличаются любознательностью,
организованностью, инициативностью, неисчерпаемой энергией творчества, стремлением
реализовывать свои
творческие способности, самостоятельностью, дружелюбием,
трудолюбием.
Завершить свою работу хочу словами В.А.Сухомлинского: “Через сказку, фантазию, игру,
через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”.