Напоминание

Воспитание и развитие личности ребенка через внеклассну. деятельность.


Автор: Дегтярева Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Тулунинская средняя общеобразовательная школа им П.В.Аммосова"
Населённый пункт: с Тулуна, Усть-Алданского района, РС(Я)
Наименование материала: доклад
Тема: Воспитание и развитие личности ребенка через внеклассну. деятельность.
Раздел: начальное образование





Назад




Автор: Дегтярева Т.И.

Школа: МБОУ «Тулунинская СОШ»

Тема: Воспитание и развитие личности ребенка через внеклассную деятельность.

Введение.

Выдающийся психолог Б.М.Теплов писал: “Главное условие, которое надо

обеспечить в детском творчестве – искренность. Без неё все другие достоинства теряют

значения. Этому условию удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребёнка

самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной

педагогической стимуляции”. Если же дети начнут петь, танцевать, рисовать, сочинять не

ради удовольствия от самого этого занятия, а чтобы, например, выступить на утреннике,

их произведения тут же утратят естественность, непосредственность, а значит, и ценность.

Очень важно участие взрослого в создании ребёнком творческого продукта. Ребёнку

помогает творить взрослый, который принимает на себя функции внутреннего критика и

частично – созидателя. Педагог реально участвует в детском творчестве, а следовательно

руководит его развитием.

В концепции модернизации российского образования определена приоритетность

воспитания. Развивающемуся обществу нужны современно - образованные, нравственные,

предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации

выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, готовы к

межкультурному взаимодействию.

Известный психолог Л.С.Выготский писал: «…творчество…является нормальным

и постоянным спутником детского развития,

творческая работа учащихся - это

деятельность,

где

наиболее

полно

реализуется

потенциал

ребенка».

Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять

среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом

одаренности, таланта. Развитие в наших детях качеств творческой личности становится

одной из важнейших задач современной школы. Исходя из вышесказанного поставила

цель.

Цель:

создание условий для творческого развития личности ребёнка и развитие

коммуникативных навыков.

Для реализации намеченной цели, определила следующие задачи:

изучение

личности

ребёнка

(индивидуальных

и

возрастных

особенностей;

интересов; склонностей; способностей); Дневник классного руководителя.

изучение и анализ направленности интересов учащихся;

взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями

учащихся и лицами их заменяющими;

выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы

воспитания детского коллектива;

формирование портфолио учащихся.

нахождение путей представления детских творческих достижений.

Формирование способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и

воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных

учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность - все

это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.

Огромную роль в формировании творческих способностей ребенка играет искусство:

литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, так как именно

искусство пробуждает у детей дошкольного возраста творческое начало, формирует и

развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир.

Проведение праздников развивает у детей желание участвовать в празднике,

выступать перед родителями и сотрудниками детского сада, младшими детьми;

привлекает к активному участию в подготовке и проведении праздника; расширяет

музыкальные

впечатления,

совершенствует

импровизационные способности

детей.

Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях развивает

коммуникативные способности: общение друг с другом, творческое использование

музыкальных впечатлений, навыков и умений в повседневной жизни, а также

эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение материала

и высокая активность, желание дальнейшего участия в творчестве.

МО учителей начальных классов ТСОШ и воспитателей ДОУ «Татыйык» уже много

лет работает по проекту «Детство» по направлениям – развитие вокальных (кружок

«Ымыылар ыллыыллар»), двигательных навыков (танцевальный кружок, секции),

эмоциональности,

интеллекта,

артистических

способностей,

коммуникативных

особенностей ребенка (кружок «Приходи, сказка», клуб «Юный книголюб») и развитие

экологической грамотности. В дошкольном возрасте мои учащиеся занимались во многих

кружках. У них был воспитан устойчивый интерес к пению, танцу, декламации. В каждом

виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания,

которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих

силах.

Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел (КТД): День

знаний, праздник мам, Новогодний праздник, 23 февраля, 8 марта, День именинника,

литературные праздники клуба «Юный книголюб», совместные походы родителей и

детей, мероприятия «Праздник Букваря», “До свидания, детский сад!», «До свидания,

начальная школа!», Последний звонок, эко мероприятия «Парад овощей», «День Земли».

В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого,

устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний

мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а следовательно, и

для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей.

изучила особенности характера и поведения;

исследовала интересы учащихся, их склонности к какому-либо виду деятельности;

И получила такие результаты.

После получения этих результатов, я помогла учащимся определиться с выбором

кружка. В нашей школе десятый год работает клуб читателей «Юный книголюб» и

вокальный кружок «Ымыылар ыллыыллар», С 2005 года учащиеся с большой охотой

занимаются в фольклорном ансамбле «Туьулгэ», и в прошлом году мы в своем классе

организовали ансамбль «Мичийээнэ».

Мы с учителями МО вместе планировали и

проводили

воспитательные

мероприятия,

игры,

конкурсы,

викторины,

концерты,

выставки; участвовали в республиканских, улусных и школьных конкурсах. Эти

мероприятия оставляли не только яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, но

и побуждали к дальнейшей творческой деятельности, к желанию познать себя и свои

возможности. Я считаю, что содержание деятельности учащихся начальных классов во

внеурочное время-это, прежде всего единство игровой и познавательной деятельности.

Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в

интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Ни один ребёнок в моём классе

не остался в стороне. Все дети с удовольствием посещали кружки, занимались в

ансамблях «Туьулгэ» и «Мичийээнэ». Учитель должен быть заинтересован в творческих

успехах и достижениях своих учеников, должен уметь прийти к ним на помощь,

поддержать их инициативу, одобрить выбор или решение детей, указать на ошибки, не

обидев ребёнка.

Хотя классные часы и не значатся в расписании уроков начальной школы, такие

часы общения были нам необходимы. Мы говорили о дружбе, доброте, бескорыстии и

благородии, красоте, щедрости, честности, трудолюбии, уважении и заботе, бережливости

и многом другом. Очень часто дети были сами инициаторами таких бесед. Вместе с

детьми мы решали, какой праздник и когда нам организовать, кто какой вклад внесёт в

общее

дело.

Много

было

у

нас

коллективных

творческих

дел:

Праздник

«Прощай ,Азбука», познавательные игры, предметные декады, концерт «Эргичий, о5о

саас», конкурсы «Сааскы мичээрдэр», «Уолаанчык», «Маленький принц», «На балу у

Золушки», проект «Парад овощей»., Идэьэ -2008, конкурс новогодних принцесс, шефство

с 4 «а» классом МСШ-2, день Земли - Охрана окружающей среды – классные часы, часы

труда. осенние, весенние походы.

Важную роль в формировании творческой личности ребёнка играет такая

совместная деятельность воспитателя, учителя, родителей и детей, которая направлена на

формирование творческого портфеля учащегося. Творческий портфель (портфолио) – это

накопитель его творческих достижений, показатель его творческого роста. Этот портфель

формируется ребёнком в подготовительной группе под руководством воспитателей,

учителя

с

участием

родителей,

а

по

мере

взросления

ребёнка

и

роста

его

самостоятельности им самим. Ребёнок по своему желанию вносит в портфель свои

творческие работы: рисунки, аппликации, сочинения и другие виды работ; представляет

свои творческие достижения и победы в виде: грамот, дипломов, благодарственных

писем; самостоятельно или с помощью учителя, родителей анализирует свои достижения.

Задача учителя: направлять, координировать эту работу, поощрять самостоятельность и

творчество детей.

Описанный мною опыт работы имеет положительные результаты. Важным для себя

считаю проанализировать, какими стали дети в процессе развития и воспитания. Какими

жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к

людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны,

милосердны, честны, отзывчивы. Это позволяют мне сделать мои наблюдения и анализ

уровня воспитанности; творческой и познавательной активности; успехи и достижения

учащихся в познавательной и творческой деятельности.

Что же мы имеем на выпуске из 4-го класса?

Проследить, как происходило становление творческой личности, мне помогает диаграмма

творческой и познавательной активности учащихся.

На протяжении четырех лет уровень творческой и познавательной активности

учащихся возрастает за счёт вовлечения учащихся во внеклассную работу; кружки,

секции; привлечению к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах,

олимпиадах,

турнирах; индивидуальной работе

с учащимися

и

их родителями;

формированию их самостоятельности и творчества; повышению уровню творческой и

познавательной активности способствовало создание условий для развития учащихся;

стимулирование и поощрение учащихся; становление положительной мотивации.

На конец 4 класса у 89% учащихся высокий уровень познавательной и творческой

активности. Дети активно участвуют во всех мероприятиях, проявляют инициативу, у них

высокая

познавательная

самопроизвольная

и

творческая

активность;

интерес

к

познавательной и творческой (самостоятельной) деятельности; стремление к преодолению

трудностей в процессе самостоятельной деятельности; огромное желание преподнести

результат своей самостоятельной творческой и познавательной деятельности; желание

улучшить (повысить) качество этого результата. У 80% учащихся средний уровень

творческой

и

познавательной

активности.

У

них

преобладает

эмоционально-

импульсивное отношение к деятельности; положительное отношение к творческой и

познавательной деятельности проявляется часто, но главным образом под воздействием

эмоций; участвовать в мероприятиях не отказываются, но инициативу не проявляют (или

проявляют редко); трудности преодолевают с помощью взрослых, постоянно ожидают

помощи и побуждений учителя.

Рост уровня творческой и познавательной активности очевиден на протяжении с 1-

го по 4-й класс, но основным своим результатом я считаю интеллектуальные и творческие

достижения

воспитанников. Учащиеся

показывали высокий уровень творческой и

познавательной активности не только в пределах класса, но и на уровне школы и улуса.

Дети с удовольствием принимали участие в подготовке и проведении общешкольных

мероприятий ( утренников, конкурсов). Они пели, танцевали, рисовали, декламировали

стихи, исполняли олонхо и отрывки из пьес и с удовольствием демонстрировали свои

достижения. Принимали участие в международном фестивале «Культура мира на земле

олонхо», в региональном, республиканском конкурсе олонхосутов, в улусном песенном

конкурсе “Муру дуорааннара” и “Полярная звезда”; принимали участие в улусных,

республиканских конкурсах рисунков; в улусных конкурсах чтецов и олимпиадах.

Кроме этого, хочу отметить, что воспитанники отличаются любознательностью,

организованностью, инициативностью, неисчерпаемой энергией творчества, стремлением

реализовывать свои

творческие способности, самостоятельностью, дружелюбием,

трудолюбием.

Завершить свою работу хочу словами В.А.Сухомлинского: “Через сказку, фантазию, игру,

через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”.



В раздел образования