Напоминание

Конспект занятие по развитию речи в старшей "Б" группе. Тема : "Звуковая культура речи : работа со звуками ж-ш.


Автор: Анисимова Татьяна Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №15"
Населённый пункт: Алтайский край г.Алейск
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Конспект занятие по развитию речи в старшей "Б" группе. Тема : "Звуковая культура речи : работа со звуками ж-ш.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 15» г. Алейск

Конспект

Занятия по развитию речи

в старшей "Б"группе

Тема занятия: Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Выполнила:

Воспитатель

Анисимова Т.Е.

2022г.

Программное содержание: Упражнять детей в отчетливом произнесении

слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в

различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать

звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со

звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи;

отрабатывать речевое дыхание.

Материалы:

предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах,

раздаточный материал (кружочки, цветы, жуки), игрушка ослик.

Ход занятия

Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздароваемся.

Воспитатель загадывает загадки.

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)»

Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со

звука [ж].

Слушай еще одну загадку:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко

И умылся серой лапкой.

-Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].

-Как вы думаете с какими звуками мы будем сегодня играть?

-Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].

- а сейчас давайте немножко разомнем наши пальчики, поиграем с вами в

игру «Кошка»

Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,

(Ребенок сжимает и разжимает кулачки)

И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

(Сжимаем кулаки)

Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,

(Пальчики поочередно «здороваются»)

Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.

(Пальчики отскакивают друг от друга)

Воспитатель: Молодцы, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас

потрудится наш язычок.

Подготовка артикуляционного аппарата . Покажите

- Покажите . как жужжит пчела, шмель? ( Ж-ж-ж…)

- Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Улыбка»

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их

кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в

сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь,

чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель: а теперь давайте пройдем на стульчики.

Воспитатель: напоминает детям, что звук ш – это песня змеи, а звук ж–

песня жука. Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети

должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное

движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки

перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог

помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим

движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить

задание еще раз.

У вас на столах лежат кружочки, каким они цветом (желтого, зеленого).

Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Дети, как и в

предыдущем задании, показывают(кружочки желтого и зеленого цвета),

какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с легким

интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем

мальчики. Предлагаемые слова для игры:

Жираф, шар, журавль, кошка, жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка,

жеребёнок, машина, шапка, гараж, снежинка, ежи, ковш, золушка.

Воспитатель

предлагает

выучить

и

произнести

чистоговорки,

с

использованием звуков «Ж», «Ш».

Объясняет, что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные

шутки, которые нужны для правильного произношения.

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.- быстрее

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстро

4. Жа-жа-жа, я поймал ужа.- тихо

5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно

6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. - тихо

Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется

«Четвертый лишний»

Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки,

одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти

лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

1. Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя,

почему?

В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

2. Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя,

почему?

В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

3. Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя,

почему?

В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы.

Физкультминутка:

В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны

Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат

Вот направо полетел, поворот туловища вправо

Вот налево полетел, поворот туловища влево

Жук на нос хочет сесть, показывать

Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился, сели-встали

Зажужжал и закружился

Ж-ж-ж.

Жук наверх полетел руки вверх

И на потолок присел

На носочки мы привстали, на носочках

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно

Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши

Чтобы улететь он смог.

Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие

длинные

уши.

Воспитатель

сообщает,

что

сейчас

дети

услышат

стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так,

как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение Р. Х.

Фархади «Про ослика»:

У ослика был день рождения.

И он принимал поздравления.

Барбос ему сена принес,

Коза подарила овес.

Вошли торопливо барашки.

Они принесли две ромашки.

Тянули осленка за ушки

Лошадки, овечки и хрюшки.

И ушки росли-подрастали

И к вечеру длинными стали.

Воспитатель просит детей повторить последнюю строку так, чтобы сразу

почувствовалось, какой длины стали уши у ослика: «Дли-и-и-инными стали»

(хоровое и индивидуальные повторения).

Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки,

овечки и хрюшки». Воспитатель уверяет, что здесь есть три слова со

звуком ш.

Педагог ставит на свой стол три цилиндра одинакового цвета и один –

другого цвета. Воспитатель просит назвать слова со звуком ш. (Ушки,

лошадки, хрюшки.) По мере называния слов убирает один за другим три

цилиндра. Затем привлекает внимание детей к оставшемуся цилиндру и

говорит, что в стихотворении есть слово со звуком ж. Читает первые три

строчки. Дети называют слово рождение.

«Поскольку у ослика „рождение“, надо спеть ему песенку про каравай, –

продолжает разговор воспитатель. – Начало песенки вы будете петь хором, а

оставшуюся часть – со слов „Вот такой ширины, вот такой ужины“ –

исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?»

Воспитатель ставит перед ребенком ослика (игрушка, картинка). Дети хором

поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку

продолжает ребенок-солист. Он же выбирает следующего солиста, передав

ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза. По его

окончании воспитатель спрашивает, какие звуки слышатся в словах ширины,

ужины.

Упражнения на развитие тонкой моторики. У меня в руках трафареты

желудей и шапок. Мне бы очень хотелось, чтобы теперь поработали ваши

пальчики (дети обводят трафареты и штрихуют). Совместное рассматривание

работ.

Рефлексия. Итог.

– Если сегодня на занятии вам было трудно, посадите своего жука на синий

цветок, если легко – на красный.

– С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по

развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми

заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж. Молодцы!



В раздел образования