Автор: Абдуллаева Патимат Темевовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №40"
Населённый пункт: г.Махачкала
Наименование материала: методическая разработка
Тема: классный час: "Сохраним нашу планету"
Раздел: среднее образование
МБОУ «СОШ№40» г. Махачкала
Классный час в 6 классе
Тема «Сохраним нашу планету».
Разработал:
классный руководитель 6 класса:
Абдуллаева П.Т.
2022 г.
Цели:
- воспитывать интерес к окружающей среде, бережное отношение к растительному и животному
миру, формировать основы экологической культуры, развивать умения сравнивать,
анализировать, выделять главное, делать выводы
Ход урока:
1. Ребята, сегодня утром я обнаружила необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Пусть на солнечной опушке
Раздаётся звонкий смех.
Приглашаю к себе всех.
- А в конце приглашения подпись:
Я – весёлый медвежонок,
Неуклюжий и смешной.
Скоро я засну в берлоге,
Приходите побыстрей.
- Ну что, ребята, примем приглашение? Отправляемся в путь.
(слайд 1)
2. - Вот мы и в лесу.
(слайд 2)
- Но лес – это не только деревья, трава. Здесь не хватает других растений. Каких?
(кустарников, цветов, ягод, грибов)
(слайд 3)
- Да, растений в лесу очень много. И нет ни одного бесполезного. Какую они пользу приносят?
(выделяют кислород, являются домом и пищей для животных, людей, древесина для мебели, для
лекарств, в парфюмерии)
- Но многие растения стали редкими. Почему?
(их рвут, вытаптывают, вырубают леса для строительства – а растения погибают.)
- Такие растения занесены в Красную книгу.
(слайд 4)
- Для чего нужна Красная книга?
(Она нас информирует, какие растения в опасности, в беде)
- Вот некоторые растения из этой книги. Они растут у нас, в Ленинградской области.
(слайд 5)
- Почему Красная книга, а не «синяя»?
(Красный цвет – сигнал опасности. Стоп –не губите растения)
- Поэтому будем относиться ко всем растениям бережно.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- Выращивайте цветы для букетов сами, на даче, на клумбе. А можно взять и такой цветик-
семицветик. Он непростой. Здесь спрятаны для вас хитрые вопросы.
- Какие цветы боятся дождя? (бумажные)
- Какое растение идёт на изготовление ткани? (лён)
- Назвать раннецветущее растение, занесённое в Красную книгу. (подснежник)
- Назвать растение, которое используют для лечения простуды. (липа, малина)
- Какую траву любят кошки? И сердце лечат этим растением. (валериана)
- Название какого растения говорит, где оно живёт? (подорожник)
- Как поступишь, если встретишь в лесу красиво цветущее растение? (сфотографирую, зарисую,
постою полюбуюсь)
3 . - Цветы нужны не только нам. Кому ещё?
(насекомым, они собирают нектар)
- Лес без насекомых и представить нельзя.
(слайд 6)
Некоторые виды насекомых, несмотря на самую многочисленную группу животного мира, тоже
исчезают. Почему?
(Вырубают леса, где они живут. .ради забавы ловят бабочек.)
- Запомните самые простые правила: не ловите бабочек, стрекоз, божьих коровок, не разоряйте
муравейники, не обрывайте паутину, не убивайте пауков.
4. – Каких животных ещё не хватает? (зверей)
(слайд 7)
- Все звери тоже требуют к себе бережного отношения. А люди к ним относятся по-разному.
Послушайте небольшие экологические рассказы и скажите, а вы как бы поступили на месте ребят
5. – Теперь все жители леса на месте? (нет птиц)
(слайд 8)
- Какую пользу приносят птицы?
(Поедают вредных насекомых, мышей, спасая урожай на полях)
- Птицам тоже достаётся от людей, которые не знают простых правил. А вы знаете?
(Не ловить здоровых птиц, не уносить их домой, не разорять птичьих гнёзд, не брать птенцов из
гнезда, подкармливать, делать кормушки)
6. – Ну, а теперь это – настоящий лес? Мне кажется, чего-то всё-таки не хватает. Закройте глаза.
Почему нет ощущения, что вы в лесу?
(не слышим звуков леса)
- Закройте глазки, посидите, отдохните.
(Звучат голоса птиц)
6. – Теперь уж точно, как будто прогулялись по самому настоящему лесу. Ещё я вам совет хочу
дать:
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с собой,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет, как рукой.
- Лес – наш зелёный друг. Он и воздух очищает, и является кладовой – отдаёт человеку свои дары:
грибы, ягоды, орехи. Про лес народ сочинил даже пословицы и поговорки. У вас на партах
листочки с пословицами. Но пословицы рассыпались. Найдите и соедините линией части
пословиц.
Растение – земли украшение.
Рощи да леса – всему свету краса.
Лес не школа, а всех учит.
По лесу ходи, под ноги гляди.
7. Встреча с медвежонком.
- Кто там топает? Кто стучит?
- А вот и медвежонок, который нас в гости пригласил. Спасибо, медвежонок, за приглашение.
Медвежонок:
- А вам хочу сказать спасибо за то, что много знаете про лес. И хочу показать, какой прекрасный,
удивительный мир вас окружает. Смотрите.
(Музыка, слайды)
А ещё хочу вам дать наказ:
Чтоб могли леса цвести,
И сады, и рощи,
Всё живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
- Спасибо, медвежонок, мы постараемся.
8. – Мы, ребята, в лес пришли, мы его гости. А как гости должны себя вести?
Игра «Светофорчик». Я называю правило поведения в природе, вы – если согласны – показываете
зелёный свет, нет – красный.
Можно ли ломать ветки деревьев, убирать мусор, рвать букеты цветов, ловить птенцов,
подкармливать птиц, ловить лягушек, разрушать муравейники, ловить стрекоз, сажать деревья,
делать кормушки, громко кричать, шуметь в лесу, незнакомые грибы сбивать палкой.
9. – Природа нуждается в защите. Об этом сейчас думает всё население планеты. И это дело не
только взрослых. Школьники тоже могут внести свой вклад. Что можете сделать вы? У вас было
задание: подумать об этом дома, а сегодня рассказать.
Рисунки «Мы помогаем природе»
10. Итог урока.
- Подходит к концу наш классный час. Хочется обратиться к вам с такими словами:
Люби природу! Изучай!
Приумножай! Оберегай!
Ведь нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению, паучок – терпению,
Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте
Солнце учит доброте.
У природы круглый год обучаться нужно,
Ну, а весь лесной народ учит крепкой дружбе.