Автор: Петлина Оксана Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 33
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Песочная анимация» Возраст обучающихся 3 – 4 года
Тема: Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Песочная анимация» Возраст обучающихся 3 – 4 года
Раздел: дошкольное образование
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 33 г. Томска
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2022г.
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ №33
_______Е.А. Политыкина
30.08.2022г.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Песочная анимация»
Возраст обучающихся 3 – 4 года
Срок реализации: 1 учебный год
Составитель:
Петлина Оксана Васильевна
Томск 2022г.
1
Содержание программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка…………….………………………………..……3
1.2. Цель и задачи программы…………………………….……………….……10
1.3. Содержание программы………………………............................................ 11
1.3.1. Учебный план. Содержание учебного плана. …………………………..17
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………..18
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график ……………………………………………..18
2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 3-4 лет ………………18
2.2. Условия реализации программы ……………………………………..……20
2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы.21
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов ……..21
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов …21
2.4. Оценочные материалы ………………………………………………………21
2.5. Методические материалы……………………………………………….… ..21
2.6. Список литературы …………………………………………………………..22
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. К. Д.
Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! ».
Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке
строится дом, высаживается дерево, создаётся семья. Через свои ощущения,
через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно
огромные возможности. Терапевтический эффект игры с песком впервые был
замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.
Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без
сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Но
именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого,
что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит
новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния
равновесия,
уходят
тревога
и
страх.
Еще
одно
важнейшее
психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета,
событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте
сказочного
мира,
ребенку
предоставляется
возможность
изменения
дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать
трудности. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к
бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся
выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим
людям. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка
форма деятельности. Работа с кинетическим песком обладает целым рядом
положительных
моментов:
простота;
возраст
ребенка;
эстетичность;
пластичность; безопасность и экологичность.
Kinetic Sand – песок, являющийся чем-то средним между пластилином
и песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо
вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки
превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Кинетический песок на
98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют
огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических
реакций. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных
следов как пластилин. Волшебная текстура массы настолько приятна на
ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и они остаются
довольны от интересной игры.
Песочная терапия – прекрасная возможность выразить своё отношение
к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на
3
мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка. В
настоящее время песочная терапия широко используется во всем мире в
области дошкольного образования.
В
ДОУ
№33
реализуется
основная
общеобразовательная
программа
дошкольного образования, составленная на основе примерной программы
«От рождения до школы». Данная программа направлена на развитие
интереса у дошкольников к различным видам изобразительной деятельности;
совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном
творчестве, но не предполагает проведение занятий по песочной терапии,
использование нетрадиционных техник в продуктивной деятельности, таких
как рисование песком, которые активно используются в дополнительной
программе «Песочная анимация».
Актуальность.
Песочная терапия намного эффективнее, чем стандартные приемы
обучения. В условиях детского сада не только психолог может использовать
песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на
песке.
В
результате мониторинга,
проведенного
с
детьми
в
ДОУ,
у
дошкольников
наблюдается
слабо
развитое
произвольное
внимание,
мышление, недостаточная координация пальцев, кисти руки, у многих детей
имеется недоразвитие мелкой моторики.
Занятия с детьми в песочнице способствуют развитию тактильной
чувствительности, мелкой моторики рук, наглядно-образному мышлению,
восприятию и памяти. Занимаясь играми на песке, ребёнку становится
интересно, он старается сделать красиво, аккуратно и, что немаловажно –
быстро. Игры с песком имеют большое значение для поддержания
психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на
становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее
отношение к людям и всему живому. Во многих случаях игра с песком
выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как,
например,
при
наличии
у
ребенка
эмоциональных
и
поведенческих
нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве
вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить
его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто
можно
использовать
песочницу
в
качестве
психопрофилактического,
развивающего средства.
Частичный перенос коррекционных занятий в
4
песочницу, дает больший воспитательный и образовательный эффект,
нежели стандартные формы обучения. Во - первых усиливается желание
ребенка
узнавать
что-
то
новое,
экспериментировать
и
работать
самостоятельно.
Во
-
вторых,
в
песочнице
развивается
тактильная
чувствительность как основа ручного интеллекта. В – третьих, в играх с
песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные
функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь
и моторика. В – четвертых, совершенствуется предметно – игровая
деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и
коммуникативных
навыков
ребенка.
Опираясь
на
приемы
работы
в
педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику
по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию
фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более
интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.
Также актуальность программы определяется требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования"), а именно:
с п.1.6. ФГОС ДО программа направлена на "обеспечение вариативности и
разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного
образования,
возможности
формирования
Программ
различной
направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья детей";
п.2.6. "Содержание программы должно обеспечивать развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности";
Программа «Песочная анимация» разработана с учетом принципа
интеграции образовательных областей:
Физическое развитие: развитие мелкой моторики рук; улучшение общего
эмоционального состояния; снятие мышечной напряженности.
Социально-коммуникативное развитие: развитие самооценки и уверенности в
себе; расширение коммуникативных навыков;
способствовать развитию
чувства контроля своего поведения, воспитывать положительные качества
личности: усидчивость, терпение и т. д.
Познавательное
развитие:
развитие
мышления,
памяти,
внимания;
пробуждение
познавательной
активности
детей;
развитие
зрительно-
пространственной ориентировки.
5
Художественно-эстетическое развитие: развитие воображения, творческого
потенциала.
Речевое развитие: обогащение словарного запаса.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Песочная анимация», составленная с опорой на положения Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования
будет
способствовать
интеграции
дошкольного
и
дополнительного
образования, как необходимого условия достижения новых образовательных
результатов.
Программа
«Песочная
анимация»
разработана
с
учетом
следующих
нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
3.
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21
"Гигиенические
нормативы
и
требования
к
обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
4.
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в
редакции от 30.09.2020 г.
5.
Приказ Минпросвещения РФ от 30.09.2020 № 533 «О внесении
изменений в порядок организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации
от 9 ноября 2018 г. № 196»;
6.
Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
7.
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
6
8.
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
9.
Постановление Правительства РФ от 15.09.2020г. № 1441 «Об
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
10.
Постановление администрации Города Томска от 21.10.2013 г. № 1186
«О внесении изменений в постановление администрации Города Томска от
24.03.2011г. № 249 «Об утверждении предельных цен на платные услуги
муниципальных учреждений, подведомственных департаменту образования
администрации Города Томска»;
11.
Распоряжение
департамента
образования
администрации
Города
Томска от 01.11.2013г. № р498 «Об утверждении предельных цен на платные
услуги,
предоставляемые
муниципальными
учреждениями,
подведомственными
департаменту
образования
администрации
Города
Томска»;
12.
Постановление администрации Города Томска от 06.06.2014 г. № 485 и
от
24.04.2014г.
№
326
«О
внесении
изменений
в
постановление
администрации Города Томска от 24.03.2011г. № 249 «Об утверждении
предельных
цен
на
платные
услуги
муниципальных
учреждений,
подведомственных
департаменту
образования
администрации
Города
Томска».
Отличительная особенность программы.
Данная
программа
является
модифицированной,
ее
отличительными
особенностями
является
многогранная
и
комплексная
реализация
концентрированного содержания на стыке природоведения, экологии и
изобразительной
деятельности.
Гибкость
и
вариативность
программы.
Программа предусматривает интегрированное
достижение трёх уровней
воспитательных
результатов.
То
есть
не
идёт
жёсткое
разграничение
содержания
трёх
уровней
по
возрастным
группам,
а
есть
единое
синтетическое обобщение их компетентностного содержания.
Методологической основой для разработки занятий, используемых в
программе являются следующие подходы и концепции:
Программа
«Песочная
анимация»
составлена
с
учётом
следующих
принципов:
Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка,
создание для каждого ситуации успеха.
Доступность:
простота,
соответствие
возрастным
и
индивидуальным
особенностям;
От простого к сложному: научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ.
7
Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих
задач достигается путем использования в работе активных методов и форм
обучения.
Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание
эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает
естественное повышение работоспособности.
Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, к
самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально
сложного задания; «открытие новых знаний».
Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком
способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
Личностно
ориентированное
взаимодействие:
создание
в
творческом
процессе доверительной, стимулирующей творческую активность ребенка
атмосферы.
Учитываются
индивидуальные
психофизиологические
особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит
комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в
процессе совместной (дети - дети, дети - педагог) продуктивно-творческой
деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить,
запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с
разными людьми и многое другое.
Адресат программы – дети в возрасте 3-4 лет.
Возрастные особенности:
На протяжении всего дошкольного возраста у детей художественный
замысел крайне неустойчив, легко разрушается, рождается только после
действия.
Ребенок
не
задумывается
о
возможностях
практической
реализации образов, которые он создает, у ребенка комбинации образов
практически
бесперспективны.
Он
фантазирует
ради
того,
чтобы
фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания
новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную
окрашенность.
У детей до 4 лет создание новых образов протекает
непреднамеренно. Поэтому несмотря на то, что они с удовольствием
фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь»
отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют
руководить деятельностью воображения. В 3-4 года у детей возрастают
творческие проявления в ручном труде. Для того чтобы воображать,
ребёнку нужно что-то делать: играть, рисовать, строить или рассказывать.
Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него
возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается
над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных,
предметов.
Воображение
дошкольника
остается
в
основном
непроизвольным. Предметом фантазии - то, что сильно взволновало,
увлекло, поразило.
8
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного
круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для
ребенка
не
только
членом
семьи,
но
и
носителем
определенной
общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию
приводит
к
противоречию
с
его
реальными
возможностями.
Это
противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим
видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры
является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами
предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами.
Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с
игрушками
и
предметами-заместителями.
Продолжительность
игры
небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя
ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом
возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность
ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они
только начинают формироваться. Графические образы бедны. Дети уже
могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики
имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого
вылепить простые предметы. Конструктивная деятельность в младшем
дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по
образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается
перцептивная
деятельность.
Дети
от
использования
предэталонов
—
индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам —
культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и
внимание. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. В
младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое
особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в
качестве
заместителей
других.
Взаимоотношения
детей
обусловлены
нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они
могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают
основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития
детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор
сделан
на
применении
дидактических
игр
и
игровых
упражнений.
Содержание игр направляет на организацию игрового взаимодействия
ребенка
со
сверстниками,
развивает
умение
правильно
выстраивать
отношения
в
игровых
ситуациях,
самостоятельно
или
с
помощью
9
воспитателя.
Программа
определяет
содержание
и
организацию
образовательного процесса для детей и направлена на формирование общей
культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
обеспечивающих
социальную
успешность,
сохранение
и
укрепление
здоровья детей.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на один год
обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения
программы –32 часа.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – подгрупповая (5-
10 человек) работа в одновозрастном постоянном составе.
Режим занятий - 1 раз в неделю; периодичность - с сентября по май
включительно; продолжительность – для детей 3-4 лет: 15 минут.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: развитие эмоционально-личностной сферы и мелкой моторики рук у
детей младшего дошкольного возраста посредством песочной игротерапии.
Задачи работы с детьми 2- 3 лет:
Образовательные:
Формировать умение создавать выразительный образ своими руками;
Пробуждать познавательную активность детей;
Обогащать словарный запас;
развивающие:
развивать фантазию, изобретательность, моторику рук;
развивать тактильно-кинетическую чувствительность;
Развивать творческое воображение и способности;
Развивать зрительно-пространственную ориентировку;
воспитывающие:
воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со
сверстниками;
совершенствовать коммуникативные навыки;
способствовать развитию объективной самооценки;
воспитывать стремление к усидчивости, терпению.
Система педагогической работы с детьми на занятиях художественным
творчеством включает в себя следующие направления:
художественно – эстетическое развитие;
10
познавательное развитие;
развитие эмоциональной сферы;
развитие воображения, фантазии, творческих способностей детей;
развитие
тактильно-кинетической
чувствительности
и
мелкой
моторики.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план. Содержание учебного плана.
Название
раздела, темы
Формы
проверки
реализации
программы
Содержание
Количе
ство
часов
Практи
ка
1.
Вводное
занятие.
Знакомство с
песком
Песок сухой и мокрый. Что можно делать с сухим и
мокрым песком? (копать, лепить, пересыпать). На
этом занятии дети быстро раскрепощаются, т.к. вид
песочницы в помещении их очень удивляет и
одновременно с тем радует.
1
2.
Отпечатки
наших рук
На кинетическом песке дети делают отпечатки своих
ладошек, по показу взрослого или самостоятельно
украшают их камешками, цветочками и т.п. Это
занятие вызовет у детей огромный интерес. Сначала у
них возникает желание потрогать отпечаток руки
взрослого,
а
потом
они
позволяет
прикасаться
взрослому к своим отпечаткам.
1
3.
Домики
для
животных
Детям предлагается построить домики для любимых
животных, фигурки которых они сами выбирают из
коробки.
Можно
использовать
пластиковые
геометрические фигуры, а можно строить пещерки из
песка.
1
4.
Волшебные
секретики
Подготовить разноцветные камешки, искусственные
листья, цветочки и т.п. Предлагается игра: зарывать в
песок «секретики», а затем откапывать их, искать.
1
5.
Упражнение "
Необыкновен
ные следы".
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с
силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок
ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных
направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок
расслабленными/напряженными пальцами рук делает
1
11
поверхность песка волнистой (в разных
направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми
пальцами, имитируя движение насекомых (можно
полностью погружать руки в песок, встречаясь под
песком руками друг с другом, - "жучки
здороваются").
6.
Рисование на
песке
Детям предлагается нарисовать на песке картинки –
солнышко, цветок, домик, дерево. Дети рисуют
пальчиками.
1
7.
Загадка
Взрослый загадывает загадку ребенку, он отгадывает,
В песочнице закопана отгадка. Откопав то, что
спрятано, ребенок проверяет правильность ответа.
1
8.
Красивые
фигуры
Онлайн
фотовыставк
а
В группе
Работа с формочками. Дети учатся набивать в
формочку песок, аккуратно выбивать его оттуда,
создавая красивые фигуры – цветы, животные, рыбки.
1
9.
Упражнение «
Песочный
дождик»
Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из
своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети
повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди,
кладут на песок ладонь с расставленными пальцами,
взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а
ребёнок, открыв глаза, показывает этот палец.
1
10.
Транспорт
Постройки из песка – дороги, мостики, гаражи.
Количество игрушек постоянно увеличивается, и дети
встают перед выбором, заполнить все пространство
песочницы игрушками, либо оставить место для
передвижения машинок.
1
11.
Автогонщик
Проведите на влажном песке извилистую линию. Для
маленькой
машинки
она
станет
настоящей
автотрассой. Можно на трассе поставить флажки
(палочки), которые вовремя гонки постараться не
сбить.
1
12.
Дорожки
из
песка
Покажите ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и
медленно высыпать его, создавая различные формы,
например дорожки (к домику зайчика или
медвежонка).
1
13.
Игра
«
Посмотрите,
кто пришёл к
нам в гости»
Предварительно из песка педагог делает фигуру
какого-либо животного. Дети собираются вокруг
песочницы и отгадывают загадку педагога.
Зеленые мы, как трава,
Наша песенка: "Ква-ква".
1
12
(Лягушка)
Педагог просит составить рассказ про этого
животного. Педагог задаёт наводящие вопросы детям.
Какого бывает цвета? Где живёт? Как кричит? Чем
питается? Педагог предлагает детям сделать
угощение для животного.
14.
Упражнение
«Нарисуй
снежинку»
Онлайн
фотовыставк
а
В группе
Детям предлагается ёмкость с зеркальной
поверхностью и воронка. Из воронки надо насыпать
песок, на поверхность, выполняя рисунок по показу
педагога.
1
15
Игра «В
Гости киска к
нам пришла»
Предварительно из песка педагог делает фигуру кота.
Дети собираются вокруг песочницы и отгадывают
загадку педагога.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
Педагог просит составить рассказ про этого
животного. Педагог задаёт наводящие вопросы детям.
Какого цвета? Где живёт? Как кричит? Чем питается?
Педагог предлагает детям сделать угощение для
животного.
1
16
Археология
Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе
раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен
догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета.
Пусть малыш раскопает один из них и расскажет о
том, что он раскопал
1
17
Пекарня
Предложить ребенку испечь «пирожки», «торты»,
«пироги» разного размера и формы.
А потом посчитать их. Угостить кукол, разрезав
пирог на 2, 4 части. Таким образом, ребенок
знакомиться в игре с математическими понятиями:
половинка, четвертинка.
1
18
Игра
«День
рождения
петушка»
Онлайн
фотовыставк
а
В группе
Сегодня у петушка день рождения. К нему придут в
гости те животные, с которыми он встречался в
сказках. Давайте вспомним, какие сказки про петушка
мы знаем, и кто может прийти в гости к петушку
(ответы детей). На песочнице появляются герои
сказок (лягушка, медведь, кот и т.д.) Дети, а давайте
1
13
теперь приготовим угощение для гостей петушка.
19
Волшебные
превращения
Соединение нескольких видов цветного песка и при
этом получение удивительных сочетаний, которые в
виде необычных образов активно включаются в игру.
1
20
Шли
по
дорожке
Воспитатель вместе с малышом шагают по песку,
оставляя следы, при этом можно использовать слова
такой потешки: "Большие ноги шли по дороге: То-о-
п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по
дорожке:
Топ-топ-топ!
Топ!
Топ-топ-топ!
Топ!"
Взрослый и ребёнок могут изменять эту игру,
изображая того, кто может оставлять большие и
маленькие
следы.
Большие
следы
оставляет
косолапый медведь. Маленькие следы оставит после
себя маленькая белочка.
1
21
Необыкновен
ные следы
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с
силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок
ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных
направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок
расслабленными/напряженными пальцами рук делает
поверхность песка волнистой (в разных
направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми
пальцами, имитируя движение насекомых (можно
полностью погружать руки в песок, встречаясь под
песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
1
22
Нарисуй
картинку
Педагог предлагает ребятам вспомнить, на чем
рисуют
художники
свои
картины.
Предлагает
представить, что все мы художники по «песочным»
картинам,
а вместо кистей у нас - пальчики.
Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог
добивается проговаривания вслух действий детей.
Украшают работы бросовым оборудованиеом.
1
23
Секретик
Педагог закапывает игрушку в песок, а ребенок на
ощупь должен узнать, что спрятано, не раскрывая
кулачок.
1
24
Сорока
-
ворона
Наберите песок в кулачки, поднимите их
повыше и медленно сыпьте песок, как «дождик».
1
14
У вас здорово получается. А вы помните потешку
«Сорока-ворона»?
(показываю картинку)
Сорока-ворона кашу варила
Сорока-ворона деток кормила
Этому дала, и этому дала.
И самому маленькому
Из большой миски
Да большой ложкой.
Всех накормила!
Дети проговаривают слова потешки и
имитируют действия.
По взмаху волшебной палочки песочницы
превращаются в сад и огород.
Давайте посадим сад – дети выставляют
игрушечные деревца и огород. После
выполнения задания дети рассказывают, что где
растет.
«Поднялся наш огород. Все под
солнышком растет.
В огороде много гряд –
Тут и репа и салат.
Тут и свекла и горох.
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год»
25
Ловкие
пальчики
Эта игра способствует развитию мелкой моторики
рук. Пальцы ходят по песку, «прыгают», «играют на
пианино», выполняют зигзагообразные движения.
1
26
Забор
Онлайн
фотовыставк
а
В группе
Постройка заборчика вокруг игрушечного домика.
Предлагается
из
кинетического
песка
слепить
заборчик путем накладывания комочков друг на
друга.
1
27
Кто выше?
Задача — построить башню как можно выше. Можно
выстраивать башню из кирпичиков, можно делать из
самодельных кубиков или из шариков.
1
28
Змейки
Возьми Змейку за голову или хвост и проведи по
песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку,
плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет
Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки,
палочки.
1
15
Змейки на песке играли
Письма не прочесть никак!
И хвостом слова писали,
Как узнать ей о змеятах?
За узором шли петельки
- Что случилось? Где? И как?
Это письма Маме-змейке.
Ты теперь у нас волшебник!
Но пронесся ветерок
Напиши скорей слова,
И засыпал все в песок.
Помоги ты маме-змейке
И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства
29
Комочки
Детям предлагается лепить из песка комочки и
складывать
их
рядом
друг
с
другом.
Далее
предлагается сравнить комочки – у кого более
круглый, аккуратный, у кого получился больше, у
кого – меньше.
1
30
Необыкновен
ные следы
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с
силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок
ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных
направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок
расслабленными/напряженными пальцами рук делает
поверхность песка волнистой (в разных
направлениях).
"Бегут
жучки-паучки"
-
ребенок двигает всеми
пальцами, имитируя движение насекомых (можно
полностью погружать руки в песок, встречаясь под
1
16
песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
31
Археология
Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе
раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен
догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета.
Пусть малыш раскопает один из них и расскажет о
том, что он раскопал
1
32
Рисование на
песке
Онлайн
фотовыставк
а
В группе
Детям предлагается нарисовать на песке картинки –
солнышко, цветок, домик, дерево. Дети рисуют
пальчиками.
1
итого
32
1.4. Планируемые результаты
Вторая младшая группа.
Знакомство с различными материалами и их свойствами;
Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие
мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния;
Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность,
уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и
т. д.);
Повышение тактильно-кинетической чувствительности,
познавательной активности и мелкой моторики рук;
Повышение уровня развития психических познавательных процессов;
Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных
навыков детей;
Повышение самооценки дошкольника;
Воспитание положительных нравственных качеств личности.
Подведение
итоговых
результатов
освоения
программы
осуществляется
с помощью беседы и наблюдений. Также планируется
проведение тематических выставок, на которых будут выставлены работы
каждого ребенка, чтобы ребенок видел успехи других, и гордился своим.
17
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график с детьми 3 – 4 лет на 2022 – 2023 учебный год.
№
п/п
Месяц
Число
Время
проведения
занятия
Форма
занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Место
проведе
ния
Форма
контр
оля
1.
Сентябрь
7.09
16.00
НОД
1
Вводное занятие.
Знакомство с
песком
В группе
2.
Сентябрь
14.09
16.00
НОД
1
Отпечатки наших
рук
В группе
Выстав
ка в
группе
.
3.
Сентябрь
21.09
16.00
НОД
1
Домики для
животных
В группе
4.
Сентябрь
26.09
16.00
НОД
1
Волшебные
секретики
В группе
5.
Октябрь
4.10
16.00
НОД
1
Упражнение
"Необыкновенны
е следы".
В группе
6.
Октябрь
10.10
16.00
НОД
1
Рисование на
песке
В группе
7.
Октябрь
17.10
16.00
НОД
1
Загадка
В группе
8.
Октябрь
24.10
16.00
НОД
1
Красивые
фигуры
В группе
Онлай
н
фотов
ыставк
а
в
группе
9.
Ноябрь
1.11
16.00
НОД
1
Упражнение
«Песочный
дождик»
В группе
10.
Ноябрь
7.11
16.00
НОД
1
Транспорт
В группе
11.
Ноябрь
14.11
16.00
НОД
1
Автогонщик
В группе
12.
Ноябрь
21.11
16.00
НОД
1
Дорожки из
песка
В группе
13.
Декабрь
5.12
16.00
НОД
1
Игра «
Посмотрите, кто
пришёл к нам в
В группе
18
гости»
14.
Декабрь
12.12
16.00
НОД
1
Упражнение
«Нарисуй
снежинку»
В группе
Онлай
н
фотов
ыставк
а
в
группе
15.
Декабрь
19.12
16.00
НОД
1
Игра «В Гости
киска к нам
пришла»
В группе
16.
Декабрь
26.12
16.00
НОД
1
Археология
В группе
18.
Январь
9.01
16.00
Игра «День
рождения
петушка»
Игра
«День
рождени
я
петушка
»
Онлай
н
фотов
ыставк
а
в
группе
19.
Январь
16.01
16.00
НОД
1
Волшебные
превращения
Волшеб
ные
превращ
ения
20.
Январь
23.01
16.00
НОД
1
Шли по дорожке
Шли по
дорожке
21.
Февраль
1.02
16.00
НОД
1
Необыкновенные
следы
Необык
новенны
е следы
22.
Февраль
6.02
16.00
НОД
1
Нарисуй
картинку
Нарисуй
картинк
у
23.
Февраль
21.02
16.00
НОД
1
Секретик
Секрети
к
24.
Февраль
28.02
16.00
НОД
1
Сорока - ворона
Сорока -
ворона
25.
Март
7.03
16.00
НОД
1
Ловкие пальчики
Ловкие
пальчик
и
26.
Март
14.03
16.00
НОД
1
Забор
Забор
Онлай
н
фотов
ыставк
а
в
19
группе
27.
Март
21.03
16.00
НОД
1
Кто выше?
Кто
выше?
28.
Апрель
04.04
16.00
НОД
1
Змейки
В группе
29.
Апрель
11.04
16.00
НОД
1
Комочки
В группе
30.
Апрель
18.04
16.00
НОД
1
Необыкновенные
следы
В группе
31.
Апрель
25.04
16.00
НОД
1
Археология
В группе
32.
Май
17.05
16.00
НОД
1
Рисование на
песке
В группе
Выстав
ка в
группе
Количество учебных недель
Количество учебных дней
32
Продолжительность каникул
31.12.2
022-
9.01.22
г.
(зимни
е)
31.05.2
023-
31.08.2
023 г.
(летни
е)
Дата начала и окончания учебных периодов
01.09.2
022-
31.05.2
023
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение: помещение (группа), столы,
стулья (для детей разного возраста);
•
Песок ;
•
Лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
•
Миниатюрные игрушки ( люди , животные, растения, насекомые)
•
Кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса)
•
Камешки
•
Бусинки
•
Пуговки
•
Кисточки
•
Набор мелкой посуды
•
Палочки
•
Веточки
20
2.2.2. Информационное обеспечение:
Фотоаппаратура, компьютер с выходом в интернет (в методическом
кабинете), магнитофон, музыкальные диски.
2.2.3. Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие педагог дополнительного
образования.
2.3.
Формы
аттестации (способы проверки результатов освоения
программы).
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
анализ продуктов творчества детей, заполнение листов наблюдений, онлайн
фотовыставка на сайте ДОО, журнал посещаемости, грамоты (при наличии
конкурсов в образовательной среде).
2.3.2.
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов: онлайн фотовыставка на сайте ДОО, тематическое открытое
занятие – ежегодно 2 раз в год, выставки в группе, конкурсы (при наличии в
образовательной среде). фотоотчет для родителей по Whatsapp.
2.4. Оценочные материалы
Наблюдение, критерии освоения: основная образовательная программа
дошкольного
образования
МАДОУ№33,
образовательная
область
«Художественно-эстетическое развитие»
2.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы и приемы обучения:
Наглядные:
показ иллюстраций, фотографий, графических изображений,
готовой работы; метод демонстрации (наблюдение за последовательностью),
просмотр презентаций.
Словесные: слушание, пояснение, объяснения, ситуативный разговор,
беседа, рассказ;
Практические: игровые, упражнения, соавторство, экспонирование (фото и
видео выставки работ), элементы театрализации; пальчиковая гимнастика.
Форма
организации
образовательного
процесса:
групповая
в
количестве не более 10, воспитанники в возрасте 3-4 лет.
Формы организации НОД: групповая форма.
Формы организации учебного занятия: НОД, онлайн фотовыставка.
Педагогические технологии:
Технология развивающего обучения (под развивающим обучением
понимается новый активно – деятельностный способ обучения, идущий
на смену объяснительно-иллюстративному. Знания - не конечная цель
обучения, а средство развития ребёнка.)
21
Технология исследовательской деятельности (В каждом ребёнке есть
неутолимая жажда новых открытий. Любознательность, постоянное
стремление
экспериментировать,
самостоятельный
поиск
новых
сведений рассматриваются как важнейшие черты детского поведения)
Личностно-ориентированные
технологии
(Личностно
–
ориентированные технологии обеспечивают комфортные и безопасные
условия в развитии детей, реализации их природных качеств. Личность
ребёнка в этой технологии открыта для воспитания и усвоения новых
знаний, осознанного и ответственного выбора в различных ситуациях)
Игровая технология (Игровая технология строится как целостное
образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и
объединённой общим содержанием, сюжетом, персонажем)
Формы работы в этом направлении разнообразны: беседы и разговоры с
детьми,
наблюдения,
проектирование,
художественно-творческая
деятельность, коллективные работы, работа по микрогруппам, в парах,
рассматривание иллюстраций, картин, организация экспресс выставок.
Методы и приемы:
1.
Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя
работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки),
элементы экспериментирования, наблюдения;
2.
Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря»,
«проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);
3.
Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений
литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра
(потешки, прибаутки);
4.
Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и
иллюстраций, моделирование);
5.
Релаксация;
6.
Концентрация;
7.
Функциональная музыка;
8.
Сказкотерапия;
9.
Методическое обеспечение программы.
2.6. Список литературы
1.
Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010.
- №2.
2.
Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-
волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная
педагогика. – 2007.
22
3.
Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная
педагогика. – 2004.
4.
Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной
сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010
5.
Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006.
6.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.:
«Речь», 2005
7.
Кузуб Н., Осипук Э., В гостях у Песочной Феи. Организация
педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста
8.
Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей.
//Дошкольная педагогика. – 2006
9.
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке:
Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
10.Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере
детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.
: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
11.Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3,
2004.
1.
Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб. : Речь,
2006.
23