Автор: Мягкова Лилия Зуфаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 33
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественной направленности «Пластилинография» Возраст обучающихся 6-7 лет
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественной направленности «Пластилинография» Возраст обучающихся 6-7 лет
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида №33 г. Томска
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ №33
___________ Е.А. Политыкина
Педсовет № ___от___________2022г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Пластилинография»
Возраст обучающихся 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Мягкова Лилия Зуфаровна
Томск - 2022г.
Содержание программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………….…3
1.2 Цель и задачи программы………………………………………………….…7
1.3 Содержание программы……………………………………………………....8
1.3.1.Учебный план. Содержание учебного плана
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………..13
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график занятий………..........................................14
2.2. Условия реализации программы…………………………………………...17
2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6 Список литературы…………………………………………………………18
Приложение
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
2
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Пластилинография»
-
художественной направленности
ориентирована на развитие творческих
способностей и воображения посредством рисования пластилином.
Актуальность разработанной программы определяется потребностями
участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их
законных представителей). По итогам проведенного анкетирования 85%
выразили желание получить образовательную услугу по освоению данной
образовательной программы. Также актуальность программы определяется
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного
образования
(далее
ФГОС
ДО,
приказ
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования"), а именно:
с
п.1.6.
ФГОС
ДО
программа
направлена
на
"обеспечение
вариативности
и
разнообразия
содержания
Программ
и
организационных
форм
дошкольного
образования,
возможности
формирования
Программ
различной
направленности
с
учетом
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья
детей";
п.2.6.
"Содержание
программы
должно
обеспечивать
развитие
личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности";
Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилинография» в
соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»,
ориентирована
на
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
в
художественно-эстетическом развитии,
формировании общей
культуры
воспитанников
ДОО.
В
процессе
освоения
программы воспитанники
приобщаются к познанию окружающего мира, формируется художественный
вкус, чувство прекрасного, поскольку рисование пластилином один из самых
необычных способов творческой деятельности, дети создают на плоскости
неповторимые шедевры своими руками. С добавлением фактуры простой
пластилин можно превратить в пейзаж, звездное небо, лес или море.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше
внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития
талантливой,
творческой
личности.
В
целом
ряде
исследований
и
методических разработок (Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков,
Е.А. Флёрина, Н.Б. Халезова, С.Г. Якобсон) показаны различные аспекты
творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов
художественной деятельности. Специалисты в области развития, говорят о
том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо
начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в
3
пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит
важная
роль
в
формировании
головного
мозга,
его
познавательных
способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его
мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему
возможность легко обучаться новому. Развитие навыков мелкой моторики
важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует
использования точных, координированных движений руки и пальцев,
которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять
множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления
нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением
более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной
поверхности,
с
применением
нетрадиционных
техник
и
материалов.
Основной
материал
—
пластилин,
а
основным
инструментом
в
пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень
умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша
тем, что она доступна детям среднего дошкольного возраста, позволяет
быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в
творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень
важно для работы с детьми.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для
развития и обучения детей:
способствуют
развитию
таких
психических
процессов,
как:
внимание, память, мышление, а также развитию творческих
способностей.
способствуют
развитию
восприятия,
пространственной
ориентации, сенсомоторной координации детей.
у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук,
движения обеих рук становятся более согласованными, а движения
пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к
освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему
способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с
детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей
знаний.
Интегрированное
построение
образовательной
деятельности
дает
ребенку возможность:
Реализовывать
познавательную
активность.
Материал
имеет
практическую направленность, опирается на имеющийся у детей
жизненный опыт, помогает выделить сущность изучаемых объектов и
явлений,
активизирует
образы
и
представления,
хранящиеся
в
долговременной памяти.
4
Обогащать словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения
практических действий с пластилином с детьми ведется непрерывный
разговор. Такая организация деятельности стимулирует речевую
активность детей, речевое подражание, формирование и активизацию
словаря, понимание речи окружающих.
Развивать сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из
центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В
дошкольном
возрасте
происходит
развитие
общих
сенсорных
способностей: цвет, форма, величина.
Нетрадиционная
техника
рисования
пластилином
воспитывает
тактильные и термические свойства кончиков и подушечек пальцев.
Поверхность кожи на пальцах соответствуют определенным участкам
коры головного мозга, в которых разделяются и дифференцируются
раздражения, приходящие из близко расположенных друг от друга
рецепторов кожи.
Реализовывать
впечатления,
знания,
эмоциональное
состояние в
изобразительном творчестве.
Таким
образом,
дополнительная
общеразвивающая
программа
«Пластилинография», составленная с опорой на положения Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования
будет
способствовать
интеграции
дошкольного
и
дополнительного
образования, как необходимого условия достижения новых образовательных
результатов.
Программа «Пластилинография» разработана с учетом следующих
нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» [14];
Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об
утверждении
Концепции
развития
дополнительного
образования
детей»[16];
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» [13];
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей» [17];
Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России)
от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» [18];
Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [19];
«Санитарные
правила
СП
2.4.
3648-20
«Санитарно
-
5
эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания
и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление администрации города Томска от 24.03.2011 г. №249
«Об утверждении предельных цен на платные услуги муниципальных
учреждений,
подведомственных
департаменту
образования
администрации города Томска;
Устав МАДОУ № 33 г. Томска;
Программа разработана для детей 5-6 лет.
Возрастные особенности: старший дошкольный возраст играет особую роль
в развитии ребенка, в этот период жизни начинают формироваться новые
психологические механизмы деятельности и поведения.
Познавательная активность ребенка с каждым днем растет. Ребенок
стремится к обследованию предметов.
Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим
материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности
ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность,
особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином,
напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на
прямую взаимосвязь между степенью развития у ребенка фантазии и его
складывающимися интеллектуальными способностями.
Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие
фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы
предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный
момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и
формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период
жизни являются для ребенка дополнительным речевым органом. Функции
двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если
развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то
задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при
этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование
пластилином
благотворно скажется
и
на
развивающемся
вербальном
аппарате ребёнка.
В процессе деятельности с пластилином ребенок развивает свои
творческие
способности,
интерес
к
эстетическому
оформлению
окружающего мира.
Объем и срок освоения программы:
программа рассчитана один
учебный года обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для
освоения программы – 36 часов.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
– групповая
работа в одновозрастном постоянном составе.
6
Режим занятий - 1 раз в неделю, периодичность - с сентября по май
включительно; продолжительность - 25 минут.
1.2 Цель и задачи программы «Пластилинография»
Цель:
Развитие мелкой моторики, мускулатуры кистей рук у детей
дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
1.
Формировать изобразительные умения в технике пластилинографии.
2.
Развивать
зрительно-моторную
координацию,
мелкую
моторику
пальцев рук, их тактильные ощущения.
3.
Учить
основным
приемам
пластилинографии
(надавливание,
размазывание, отщипывание, вдавливание).
1.3. Содержание программы.
1.3.1.
Учебный план. Содержание учебно-тематического плана.
№
Название
Формы
Содержание
Колич
7
раздела,
темы
проверки
реализаци
и
программ
ы
ество
часов
Практ
ика
1.
«Колокольч
ик»
Создание образа колокольчика пластическими
средствами. Отщипывание и примазывание
пластилина
пальчиками.
Вовлечение
в
сотворчество
с
воспитателем.
Создание
коллективной композиции.
1
2.
«Астры и
хризантемы
»
Способствовать
развитию
у
детей
эстетического
восприятия
окружающего
мира,
научить
замечать
и
любоваться
природными формами растений. Представить
осенний цветок астру. Продолжать осваивать
навыки работы с пластилином: скатывать
длинные колбаски и делить их стекой на
равные части, перекручивать пластилиновые
колбаски в жгутики, наносить рельефный
рисунок поверх пластилиновой основы.
1
3.
«Листик
кленовый»
Воспитание интереса к природным явлениям.
Закрепление техники рисования
пластилином.
Развитие чувства ритма и цвета. Поддержание
интереса к созданию коллективной работы.
1
4.
«Грибы-
грибочки
выросли
в
лесочке»
Формировать у детей обобщенное понятие о
грибах. Развивать умение находить связи
между формами настоящих и изображаемых
грибов, передавать их природные
особенности, цвет
1
5.
«Яблочки
румяные
в
нашем
саду»
Развитие образного восприятия, составление
композиции
яблонька
в
сотворчестве
с
воспитателем.
Практическое
освоение
приёмов
рисования
пластилином.
Отрабатывание
приёма
«скатывание».
Развитие мелкой моторики.
1
6.
«Листья
кружатся,
падают
в
лужицы»
Освоение техники рисования пластилином:
скатывание шарика, примазывание, нанесение
мазка. Создание красивой композиции в
сотворчестве с воспитателем. Воспитание
любви к природе. Развитие мелкой моторики,
1
8
ориентировки в пространстве.
7.
«Дерево
осеннее»
Воспитание интереса к наблюдениям в
природе, отражение впечатлений в доступной
изобразительной деятельности. Развитие
чувства прекрасного. Закрепление умения
рисовать пластилином: прикрепление
небольших шариков к основе, преобразование
их в круглую форму.
1
8.
«Веточка
рябины»
Оформление
развивающей
среды в
группе,
детскими
работами
Развитие чувства прекрасного. Закрепление
умения рисовать пластилином: прикрепление
небольших шариков к основе, преобразование
их в круглую форму.
1
9.
«Радуга»
Расширять представления детей о погодных
явлениях. Развивать практические умения и
навыки
при
создании
заданного
образа
посредством пластилинографии.
1
10.
«Дождь-
проказник»
Рисование капелек дождя путём
отщипывания и размазывания маленьких
комочков пластилина. Развитие чувства
ритма, цвета.
Отрабатывание
приёма
«скатывания».
Добавление в композицию дополнительных
изображений по желанию детей: травка, лужи,
опавшие
листья.
Воспитание
творческого
восприятия окружающего мира.
1
11.
«Мои
игрушки»
Самостоятельный выбор цвета. Развитие
творческих способностей. Создание яркого
эмоционального отклика на необычный
способ создания изображения - рисование
пластилином.
1
12.
«Цветы для
мамы»
Выставка
детских работ
в группе
Продолжать осваивать навыки работы с
пластилином: скатывать длинные колбаски и
делить их стекой на равные части,
перекручивать пластилиновые колбаски в
жгутики, наносить рельефный рисунок поверх
пластилиновой основы
Самостоятельный выбор цвета. Развитие
творческих способностей.
1
13.
Зимушка,
зима!
Снеговик
Развитие творческих способностей. Обучение
навыку нанесения ритмического мазка сверху
вниз. Внесение дополнений в рисунок по
1
9
предложению воспитателя: пуговки, шарфик
и т.д.
14.
Маленькой
елочке
холодно
зимой
Закрепление умения раскатывать комочки
пластилина кругообразными движениями.
Обучение преобразованию шарообразной
формы в овальную путём надавливания и
продвижения пальчика по вертикали вниз.
Воспитание чувства сопереживания и
совместной радости с игровым персонажем.
Развитие эстетического восприятия.
1
15
«Елочная
игрушка»
Создание сюжета. Рисование зимы путём
размазывания небольших шариков прямым
движением, в направлении вперёд к себе.
1
16
«Ёлочка-
красавица,
всем
ребяткам
нравится!»
фотовыставка
В группе
Создание образа ёлочки, ритмического
рисунка веточек, направленных книзу в
конусе. Обучение навыку нанесения
ритмического мазка сверху вниз. Внесение
дополнений в рисунок по предложению
воспитателя: разноцветные огоньки, флажки.
Самостоятельный выбор цвета. Развитие
мелкой моторики.
1
17
Хвост
с
узорами,
сапоги
со
шпорами.
Помощь и сопереживание игровому
персонажу. Создание яркого эмоционального
отклика на необычный способ создания
изображения - рисование пластилином.
Обучение рисованию длинных изогнутых
линий. Самостоятельный выбор цвета.
Развитие творческих способностей.
1
18
«Разноцвет
ные рыбки»
Создание выразительного образа.
Изображение рыбок в движении. Передача
характерных особенностей6 раздвоенный
хвостик. Обучение приёму «скатывания»
кругообразными движениями.
Стимулирование активной работы пальчиков.
Развитие пространственного восприятия.
Внесение дополнений: разноцветные
камушки, водоросли.
1
19
«Черепаха»
Освоение техники рисования пластилином:
скатывание шарика, примазывание,
нанесение мазка. Создание красивой
композиции в сотворчестве с воспитателем.
1
20
«Модница-
гусеница»
Освоение рисование пластилином прямых
вертикальных и изогнутых линий
1
10
(дорисовывание ножек гусенице). Создание
выразительного образа в сотворчестве с
педагогом, внесение дополнительных
деталей: улыбка, шляпка, глаза, щёчки,
серёжки, травка. Развитие мелкой моторики.
21
«Иголки
для ёжика»
Моделирование образа ёжика путём
изображения иголочек на спине ритмичными
короткими мазками. Обучение скатыванию и
примазыванию. Развитие эмоционального
отклика на переживания игрового персонажа.
Формирование интереса к созданию
коллективной композиции. Воспитание
любви к животным.
1
22
«Котенок»
Поддержание интереса к созданию
коллективной композиции. Создание яркого
эмоционального отклика на необычный
способ создания изображения - рисование
пластилином.
1
23
«В
мире
сказки»
Поддержание интереса к созданию
коллективной композиции. Создание яркого
эмоционального отклика на необычный
способ создания изображения - рисование
пластилином.
1
24
«У
солнышка в
гостях»
Создание образа солнышка. Рисование лучей
путём размазывания небольших шариков
прямым движением, в направлении вперёд к
себе. Развитие пространственного мышления,
восприятия, воспитание умения сопереживать
игровому персонажу, радоваться своим
успехам. Привитие интереса к рисованию
пластилином.
1
25
«Тюльпан»
Самостоятельный выбор цвета. Развитие
творческих способностей.
1
26
«Ромашков
ый луг»
Создание в сотворчестве с воспитателем
красивой композиции с цветами. Обучение
рисованию прямых линий
1
27
«Ромашков
ый луг»
Оформление сердцевины подручными
материалами (стеки, зубочистки, трубочки).
Развитие эстетического восприятия.
1
11
28
«Украсим
кукле
платье»
Учить детей самостоятельно отщипывать
маленькие кусочки пластилина от куска и
скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.
1
29
«Разноцвет
ные
букашки»
Знакомство с насекомыми.
Создание выразительных, эмоциональных
образов. Закрепление умения рисовать
округлые формы, преобразовывать их по
желанию в овальные.
1
30
«Самолет
летит»
Рисование прямых вертикальных линий.
Проявление творчества, самостоятельности.
Воспитание интереса к работе с
пластическими материалами.
1
31
«Звездное
небо»
Поддержание интереса к созданию
коллективной композиции «ночное небо».
1
32
«Салют»
Выставка в
группе
Поддержание интереса к созданию
коллективной композиции «вечерний город».
Рисование салютиков пластилином:
скатывание небольших комочков в шарики,
примазывание их к основе в хаотичных
направлениях. Прикладывание усилий при
работе с подручными материалами: стеки,
трубочки, колпачки. Внесение дополнений:
огоньки в окнах вечернего города. Отражение
красивых явлений из окружающей жизни.
1
33
«Весна»
Воспитание интереса к наблюдениям в
природе, отражение впечатлений в доступной
изобразительной деятельности. Развитие
чувства прекрасного (красивое дерево с
нежной весенней зеленью). Закрепление
умения рисовать пластилином: прикрепление
небольших шариков к основе,
преобразование их в овальную форму.
Развитие мелкой моторики. Знакомство с
новым подручным материалом: расчёской.
1
34
«Улитка»
Фотовыставка
детских работ
Закрепление умения рисовать пластилином:
прикрепление небольших шариков к основе,
преобразование их в овальную форму.
Развитие мелкой моторики.
1
35
«Вышла
курочка
гулять»
Поддержание интереса к созданию
коллективной композиции «В деревне у
бабушки». Учить детей самостоятельно
1
12
отщипывать маленькие кусочки пластилина
от куска и скатывать из них шарики.
36
Изображени
е
по
замыслу.
Итог.
Экспериментирование с платилином,
изображение на основе детской фантазии и
интереса ребенка. Рисование по замыслу.
Приемы снятия эмоционального
напряжения.
1
итого
36
1.4. Планируемые результаты
В результате освоения программы воспитанники будут уметь применять в своей
работе приёмы пластилинографии. При работе с пластилином (чередование приемов
пластилинографии: мазайка, прямая, контурная, отшипывание, вдавливание…и т.д.)
у детей сформируется мелкая моторика пальцев, координация движения обеих рук.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
13
2.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет на 2021-2022
учебный год.
№
п/п
Месяц
Число
Время
проведения
занятия
Форма
занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Место
провед
ения
Форма
контро
ля
1.
Сентябрь
9.09
16.00
НОД
1
«Колокольчик»
В
группе
2.
Сентябрь
15.09
16.00
НОД
1
«Астры
и
хризантемы»
В
группе
Выстав
ка в
группе.
3.
Сентябрь
23.09
16.00
НОД
1
«Листик
кленовый»
В
группе
4.
Сентябрь
29.09
16.00
НОД
1
«Грибы-грибочки
выросли
в
лесочке»
В
группе
5.
Октябрь
6.10
16.00
НОД
1
«Яблочки
румяные в нашем
саду»
В
группе
6.
Октябрь
14.10
16.00
НОД
1
«Листья
кружатся, падают
в лужицы»
В
группе
7.
Октябрь
20.10
16.00
НОД
1
«Дерево осеннее»
В
группе
8.
Октябрь
28.10
16.00
НОД
1
«Веточка
рябины»
В
группе
Оформ
ление
развив
ающей
среды
в
группе,
детски
ми
работа
ми.
9.
Ноябрь
3.11
16.00
НОД
1
«Радуга»
В
группе
10.
Ноябрь
11.11
16.00
НОД
1
«Дождь-
проказник»
В
группе
11.
Ноябрь
17.11
16.00
НОД
1
«Мои игрушки»
В
группе
12.
Ноябрь
25.11
16.00
НОД
1
«Цветы
для
мамы»
В
группе
Выстав
ка
детски
х работ
в
группе
13.
Декабрь
2.12
16.00
НОД
1
Зимушка,
зима!
Снеговик
В
группе
14.
Декабрь
8.12
16.00
НОД
1
Маленькой
елочке
холодно
зимой
В
группе
14
15.
Декабрь
16.12
16.00
НОД
1
«Ёлочная
игрушка»
В
группе
Темати
ческая
онлайн
фотовы
ставка
«Подар
ок для
мамы»
на
сайте
ДОО
16.
Декабрь
22.12
16.00
НОД
1
«Елочка
красавица,
всем
ребятам
нравится!»
В
группе
фотовы
ставка
В
группе
17.
Январь
Каникулы!
18.
Январь
13.01
16.00
«Разноцветные
рыбки»
19.
Январь
19.01
16.00
НОД
1
«Черепаха»
В
группе
20.
Январь
27.01
16.00
НОД
1
«Модница-
гусеница»
В
группе
21.
Февраль
3.02
16.00
НОД
1
Иголки
для
ёжика»
В
группе
22.
Февраль
9.02
16.00
НОД
1
«Котенок»
В
группе
23.
Февраль
17.02
16.00
НОД
1
«В мире сказки»
В
группе
выстав
ка
«Подар
ок для
папы»
24.
Февраль
23.02
16.00
НОД
1
«У солнышка в
гостях»
В
группе
25.
Март
3.03
16.00
НОД
1
«Тюльпан»
В
группе
26.
Март
17.03
16.00
НОД
1
«Ромашковый
луг»
В
группе
27.
Март
23.03
16.00
НОД
1
«Ромашковый
луг»
В
группе
28.
Март
31.03
16.00
НОД
1
«Украсим
кукле
платье»
В
группе
29.
Апрель
7.04
16.00
НОД
1
«Разноцветные
букашки»
В
группе
30.
Апрель
13.04
16.00
НОД
1
«Самолет летит»
В
группе
31.
Апрель
21.04
16.00
НОД
1
«Звездное небо»
В
15
группе
32.
Апрель
28.04
16.00
НОД
1
«Салют»
В
группе
Выстав
ка в
группе
33.
Май
5.05
16.00
НОД
1
«Весна»
В
группе
34.
Май
12.05
16.00
НОД
1
«Улитка»
В
группе
Фотов
ыставк
а
детски
х работ
35
май
19.05
16.00
НОД
1
«Вышла курочка
гулять»
В
группе
36
май
26.05
16.00
НОД
1
Изображение
по
замыслу. Итог.
В
группе
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
36
2.2. Условия реализации программы
16
2.2.1.
Материально-техническое
обеспечение:
помещение
(группа),
пластилин 10 цветов в количестве 10 пачек, 10 шт. дощечек для пластилина,
салфетки, 1 уп. зубочисток, 10 шт трубочек, 2 уп. мелкого декоративного
камня, 1 уп. цветных паеток, бумага разной фактуры и размера, мольберт с
иллюстрациями по теме,
карточки с художественным словом, бросовый и природный материалы,
подручные материалы: колпачки, стеки и т. д.
2.2.2. Информационное обеспечение:
Фотоаппаратура, компьютер с выходом в интернет (в методическом
кабинете), магнотофон, музыкальные диски.
2.2.3. Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие воспитатель старшей группы
Петлина Оксана Васильевна, первая квалификационная категория.
2.3.
Формы
аттестации (способы проверки результатов освоения
программы.
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
анализ продуктов творчества детей, заполнение листов наблюдений, онлайн фотовыставка
на сайте ДОО, журнал посещаемости, грамоты (при наличии конкурсов в образовательной
среде).
2.3.2.
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов: онлайн фотовыставка на сайте ДОО, тематическое открытое
занятие – ежегодно 2 раз в год (декабрь, апрель), выставки
в группе,
конкурсы (при наличии в образовательной среде). фотоотчет для родителей
по Whatsapp.
2.4. Оценочные материалы
Наблюдение, критерии освоения программы [11, С.69-79]
2.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы и приемы обучения:
Наглядные:
показ иллюстраций, фотографий, графических изображений,
готовой работы; метод демонстрации (наблюдение за процессом рисования),
просмотр презентаций.
Словесные: слушание, пояснение, объяснения, ситуативный разговор,
беседа, рассказ;
Практические: игровые, упражнения, соавторство, экспонирование (фото и
видео выставки работ), элементы театрализации; пальчиковая гимнастика
[11, С. 98-99], рисование с ребенком «рука в руке».
Форма организации образовательного процесса:
групповая в количестве не
более 10, воспитанники в возрасте 5-6 лет.
Формы организации НОД: групповая форма.
17
Формы организации учебного занятия: НОД, онлайн фотовыставка.
2.6. Список литературы и интернет-источников
Список литературы для педагога:
1.
Анищенкова
Е.С.
Пальчиковая
гимнастика
для
развития
речи
дошкольников/ Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2006
2.
Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего возраста/
З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991
3.
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду/ А.К. Бондаренко. –
М.: Просвещение, 1997
4.
Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.
Популярное пособие для родителей и педагогов/ В.С.
5.
Доронова Т. Н., С.Г. Якобсон «Обучение детей 3-4 лет рисованию,
лепке, аппликации в игре» Москва, «Просвещение», 1992
6.
Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев/ О.А. Новиковская. – М.:
АСТ; СПб: Сова, 2006
7.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском
саду/ Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991
8.
«От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт-
Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.
9.
Рузина М.С. Страна пальчиковых игр/ М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. –
СПб: КРИСТАЛЛ, 1997
10.Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина/ Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. –
Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2003
11.Узорова О.В. Физкультурные минутки/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. –
М.: Асрель – АСТ – Ермак, 2004
12.Шабельникова Е.И., Каминская Е.А. Поделки из пластилина
13.Шорыгина Т.А. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим
миром. Развитие речи»/ Т.А. Шорыгина. – М.: «Издательство ГНОМ и
Д», 2004
Литература для родителей
1.
Г.Н.
Давыдова
«Детский
дизайн.
Пластилинография.»
Москва,
«Скрипторий 2003», 2006.
2.
«От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт-
Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.
3.
Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.
Популярное пособие для родителей и педагогов/ В.С.
4.
Шабельникова Е.И., Каминская Е.А. Поделки из пластилина.
18