Автор: Куликова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филиал МБДОУ детского сада "Светлячок" с. Поселки - детский сад "Колосок" с.Никольское
Населённый пункт: с.Никольское, Кузнецкого района, Пензенской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированное занятие "Деревья - наши друзья"
Раздел: дошкольное образование
Итоговое занятие по НОД «Знакомство с окружающим (экологическое)».
Тема: «Деревья – наши друзья»
Цель:
систематизация и углубление представлений детей о живой природе - деревьях.
Программное содержание:
закреплять представления о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе;
учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения
дерева, их зависимости от времен года;
развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление,
умение анализировать, обобщать;
воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать
природу.
Словарная работа:
береста, крона, хвоинки, размножается, древесина, листопад, окраска, аромат,
исполин.
Предварительная работа:
беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия
в осенний парк, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной
литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание аудиозаписи.
Ход занятия:
Под музыку "Звуки леса" дети входят в группу. На доске - картина "Лес". Появляется
ёжик.
- Ой, куда я попал? Да это же мой лес!
- Ёжик отгадай нашу загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки (дерево)
- Дети скажите Ёжику, как называются деревья, которые носят листочки (лиственные), а у
которых иголки, хвоя (хвойные). Дети показывают деревья. - А без чего дерево не может
существовать? (без корня).
- Зачем дереву корень? (брать воду из земли).
- А что есть у дерева? (ветки, ствол, листья).
- Ёжик, а если много листочков на дереве, как называется? (крона)
- Все вы говорили правильно, но послушайте рассказ.
Воспитатель читает произведение А.Лопатиной "Мудрость дерева".
Вопросы:
Какой была жизнь на Земле в древние времена?
Назови дерево, которое первым вырастила матушка Земля?
Что делает это дерево?
Что люди стали изготавливать из березы?
Какое дерево названо могучим мудрым исполином?
Для чего пригодна древесина дуба?
Почему липу называют добрым деревом?
Какой аромат разносится по округе, когда цветет липа?
Как называют рябину? Объясните почему?
Назовите другие деревья, которые вырастила матушка Земля.
Воспитатель: - А теперь мы с вами превратимся в листочки и закружимся в листопаде.
Физкультминутка "Листопад"
Мы листики осенние,
На веточках сидим.
Дунул ветер, полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял –
Завертел нас, закружил
И на землю опустил.
Воспитатель: - Дети, посмотрите на картинку. Это игра - "Какие листья спрятались на
картинке?". Вы должны отгадать, листья каких деревьев и сколько их здесь видите. Ребята
выходят к доске и цветными карандашами обводят контур листьев.
Воспитатель: - Послушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопросы.
Проводится игра "Решаем веселые задачи".
Ёжик по лесу шёл.
На обед грибы нашел.
Два – под березой,
Один – у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине?
Семь листьев Вася собрал.
Два листика Алеша взял.
Скажите, сколько у него
Осенних листиков всего?
Шесть лисят в лесу гуляли.
Землянику собирали.
А один улегся спать.
Сколько их гуляет?
Воспитатель: - Кто из героев задач в стихах может повстречаться со снежинками? Дети
делятся мыслями о том, какая это будет встреча.
Воспитатель: - А теперь игра "Дополни предложения":
У человека – туловище, а у дерева -…(ствол).
У человека – кожа, а у дерева - …(кора).
У человека – руки, а у дерева - …(ветки).
У человека – ноги, а у дерева - …(корни).
Воспитатель: - А сейчас откроем тетради и выполним штриховку дерева.
Предложить детям поводить хоровод «Во поле березонька стояла».
Воспитатель: - Вот и закончилось наше занятие.
«Не грустите, ёжик! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас белым
снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!»