Автор: Тринеева Ольга Валентиновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад №124 "Василёк"г.Орска"
Населённый пункт: г.Орск
Наименование материала: Педсовет
Тема: "Система работы ДОУ по развитию логического мышления у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Педсовет
«Система работы с детьми
дошкольного возраста по развитию логического мышления».
Предварительная работа.
1.Разработка памяток для родителей «Способы развития детей.»
«Как развить мыслительные способности детей»
2. Разработка вопросника для воспитателей по теме логического мышления.
3. Самоанализ РППС по формированию мыслительных процессов у дошкольников.
План проведения.
1.
Актуальность
проблемы
развития
логического
мышления
у
детей
дошкольного возраста. Заведующий МДОАУ
2.
Сообщение ст.воспитателя об итогах тематического контроля по проведению
работы Ст.воспитатель
3. Анализ уровня развития мышления детей МДОУ №124 и пути повышения уровня
мышления детей.
Педагог-психолог
3.
Методический ринг «Мы -мыслители»
4.
Рефлексия
Ход педсовета.
1. Вступительное слово предоставляется заведующей д\у .
Актуальность.
Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное
преобразование
характера
человеческого
труда
и
взаимоотношений.
Наиболее
актуальной
сейчас
становится
проблема
человека
мыслящего,
творчески
думающего,
ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.
Воспитывать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения
и
нести
за
них
ответственность,
таков
новый
социальный
заказ
государства.
Согласно требованиям ФГОС одним из условий развития творческой активности
самостоятельности
–
это
возможность
выбора
детьми
материалов,
видов
активности,
участников
совместной
деятельности
и
общения,
поддержка
инициативы и самостоятельности детей.
Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом
для получения знаний и развития способностей, в более старшем возрасте. Важнейшим
среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать
в уме».
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится
мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы,
убедить других в своей правоте.
Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для
всех!
Мышление ребенка дошкольного возраста формируется в педагогическом процессе.
Своеобразие
развития
заключается
в
активном
овладении
ребенком
способами
практической
и
познавательной
деятельности,
имеющими
социальное
происхождение.
Развитием умственных способностей заниматься необходимо так же регулярно, как
тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств.
Если ребенок решает посильные и интересные головоломки постоянно, он не теряется
при
столкновении с
трудными
задачами,
действует
активно,
самостоятельно
находит верные решения.
Как
известно,
неспособных
детей
нет,
нужно
просто
помочь
ребенку развить его
способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Начиная уже с 1-го класса, основная нагрузка в усвоении программы переносится на
высшие формы мышления.
Высшая
форма
мышления
-
это
мышление
в
понятиях
-
так
как
оно
в
состоянии
обеспечить
освоение
человеком
научных
знаний
и
формирование
системных
представлений о мире. Сензитивный период развития мышления с 6 лет до 8 лет. Поэтому
развитию
мышления,
особенно
логического
мышления,
необходимо
уделить
пристальное внимание в условиях детского сада.
2.Сообщение
об
итогах
тематического
контроля
по
проведению
работы
(Ст.воспитатель
3. Анализ уровня развития мышления детей МДОУ №124 за 2022-2023 учебный год и
пути повышения уровня мышления детей(приложение №1)
Вывод: причинами низкого уровня развития мышления являются:
1) низкий уровень кругозора детей;
2) низкий уровень развития памяти, восприятия, внимания;
3) недостаточный уровень развития в свободной деятельности продуктивных видов
деятельности, практической (экспериментальной) и игровой деятельности детей;
4) интеллектуальные нарушения (задержка, отставание), индивидуальные особенности
(импульсивность, невнимательность, недостаточная интериоризованность мыслительных
операций);
5)
проблемы
обучения
ребенка:
использование
учебно-дисциплинарной
модели
обучения, низкий уровень организации учебной активности ребенка, недостаточная
предметная
среда
учебных
занятий,
псевдоигра
на
занятиях
(суррогат
игровой
деятельности), дрессура в обучении детей, неправильные педагогические приемы в
обучении
детей
(отрицательные
последствия
для
развития
личности
постоянная
соревновательность в учебной деятельности), проблемы дисциплины на занятиях и т.п.
Рекомендации: для повышения уровня мышления детей необходимо:
1. Повысить компетентность педагогов по данному вопросу.
2.Создать оптимальные условия для личностного развития детей в учебном
процессе.
3.Личностно-ориентированная
модель
педагогического
взаимодействия
и
образования детей дошкольного возраста;
4.Все виды деятельности должны носит игровой характер
5. Пересмотр традиционных взглядов на создание условий для развития мыслительной
деятельности детей дошкольного возраста в процессе обучения в детском саду.
• Необходимо рассматривать развитие мышления ребенка в учебной деятельности во
взаимосвязи всех его видов, в их взаимопереходах и взаимовлияниях, а не ставить изо-
лированные
задачи,
например,
развития
только
творческого
мышления
ребенка,
игнорируя условия развития других видов мышления.
Создание условий в обучении дошкольников для развития предпосылок или может быть,
первичного
уровня
развития
теоретического
мышления
т.к.
именно
ребенок
четырехлетнего возраста так много задает вопросов о происхождении вещей и о том,
почему то или иное явление возникло и ребенка интересует поиск внутренних свойств
предметов и явлений.
6.
Составление
индивидуальной
карты
развития
ребенка
с
целью
психолого-
педагогического
сопровождения
и
оказания
своевременной
психолого-педагогической
коррекции интеллектуального и личностного развития детей дошкольного возраста.
7.Создавать условия для практической деятельности вне занятий.
8.Обеспечить достаточным количеством дидактического материала согласно адекватно
возрасту детей учитывая зону «ближайшего развития».
9. Динамичность развивающей предметной среды.
4. Методический ринг «Мы – мыслители».
Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для
всех!
Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нам нужно пройти все
туры методического ринга.
Предложить педагогам разбиться на пары по признаку «Мы с тобой
похожи, потому что….» (любим вязать, одного роста и т.п.)-это
Тур I. О какой основной операции логического мышления идет речь в
данном высказывании.
….—
это
отражение
отдельных
свойств
предметов,
непосредственно
воздействующих на наши органы чувств. (Ощущения)
….
—
это
целостное
отражение
внешнего
материального
предмета,
непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Каждый из нас, не
видя перед собой яблоко, уже имеет представление о нем. А образ примерно
такой: это съедобный предмет, фрукт, кислый или сладкий на вкус, округлой
формы, зеленого, желтого или красного цвета, твердый.(Восприятие)
…… — это чувственный образ предмета, в данный момент нами не
воспринимаемого, но воспринятого ранее в той
или иной форме.
(Представление)
….. — форма мышления, в которой отражаются существенные признаки
отдельного предмета или класса однородных предметов. (Понятие )
…..— мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от
других.
Часто
задача
состоит
в
выделении
существенных
признаков
и
отвлечении от несущественных, второстепенных. (Абстрагирование)
….—
мысленное
расчленение
предметов
на
их
составные
части,
мысленное выделение в них признаков. (Анализ)
…..— мысленное соединение в единое целое частей предмета или его
признаков, полученных в процессе анализа. (Синтез)
…..—
мысленное
установление
сходства
или
различия
предметов
по
существенным или несущественным признакам. (Сравнение)
….. — мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии
на основании похожих существенных признаков. (Обобщение)
……— это распределение предметов по группам,
где каждая группа,
каждый класс имеет свое постоянное место. Очень важен выбор основания
классификации.
Под
основанием
классификации
понимается
признак,
с
точки
зрения
которого
данное
множество
делится
на
классы.
(Классификация)
Чтобы ответить на следующие вопросы, мы отправимся на логическом поезде в
путешествие.
(играет музыка и педагоги, двигаясь друг за другом берут сигнальные флажки(по-одному,
разного цвета) 3 команды по 3-5 человек.
Тур II.
Задание
1.
Ст.
воспитатель
предлагает
представителям
каждой
команды
подойти
за
заданиями:
«Прочитайте
задачу
и
подумайте
-
какие
основные
операции
логического
мышления
(анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение,
классификация, причинно- следственные связи, умозаключение) формирует данное
задание.
Кроме
основных
операций
логического
мышления
что
они
формируют,
развивают, воспитывают у детей».
1.Задания для первой подгруппы
Оглянись вокруг
Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть предметы, находящиеся вокруг них
(в групповой комнате, на участке детского сада, на полянке или в лесу во время прогулки,
экскурсии
и
т.д.),
и
соединить
их
в
разные
группы,
включая
в
каждую
группу
одинаковое, похожее, то, что отличает одну группу предметов от другой. Выигрывает тот,
чья группа будет объединять максимальное количество предметов.
(наблюдение,
классификация
по
самостоятельно
найденному
и
заданному
основанию, самоконтроль.)
Поиск по признакам
Педагог задает детям
сразу два признака, например, «легкий
и резиновый». Они
должны назвать как можно больше предметов, обладающих этими признаками. Могут
быть
названы
такие
предметы,
обладающие
этими
признаками,
как,
например,
«воздушный шар», «резиновые перчатки», «мяч», «резиновые сапоги», «камера от колеса»
и др. Выигрывает тот, кто назовет большее количество вариантов.
Игровое задание можно усложнить, если увеличить количество задаваемых признаков (до
трех или четырех). Например, попросить игроков назвать предметы «светлые, которые
издают звуки и передвигаются» (белые мыши, кошки, самолеты, автомобили и др.);
Кому что нужно?
«Давайте вспомним, что нужно для работы представителям разных профессий», —
предлагает детям педагог. — «Я буду называть профессию, а вы скажете, что нужно для
этой работы». «Сапожник», — говорит педагог. «Гвозди, молоток, кожа, игла, швейная
машинка...» — отвечают дети.
Ведущий
называет
далее
профессии,
хорошо
знакомые
детям,
например:
врач,
медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик, повар и игра продолжается.
Выигравшим считается тот, кто называет последнее слово.
( слушание, классификация по самостоятельно найденному и заданному основанию,
самоконтроль.)
2.Задания для второй подгруппы
Что лишнее?
Педагог демонстрирует детям заранее подготовленные комплекты предметов и
просит в каждом из комплектов выделить лишний, не подходящий к остальным
предмет и объяснить, почему он лишний. В комплект могут входить, например,
учебные принадлежности и какая-либо игрушка, предметы одежды и головной
убор и т.д.
(НАБЛЮДЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, САМОКОНТРОЛЬ)
Угадай задуманный предмет
Педагог перечисляет ряд характерных для задуманного
предмета действий. Дети
должны назвать этот предмет. За правильный ответ играющий получает фишку.
Угадай!
Начиная игру, педагог предлагает детям отгадать, о каком предмете он будет говорить,
например:
■
Белоствольная, высокая, стройная
■
Вкусный, алый, сахарный
■
Желтые, красные, осенние
■
Белый, пушистый, легкий
■
Новая, интересная, библиотечная
■
Ветвистая, зеленая, колючая
■
Красное, спелое, сладкое
■
Бурый, косолапый, неуклюжий
■
Хитрая, рыжая, хищная
■
Серый, злой, голодный
■
Новый, высокий, многоэтажный.
Затем игроки делятся на две группы — мальчики и девочки. Представитель одной
группы
говорит:
«Я
задумал
предмет.
Он
такой-то (называет признаки задуманного
предмета). Какой предмет я задумал?».
Представитель другой группы должен угадать задуманное. Затем соперники меняются
ролями. Выигрывает та группа, которая дала больше правильных ответов и более
удачно характеризовала предмет.
( СЛУШАНИЕ , ОБОБЩЕНИЕ, САМОКОНТРОЛЬ)
3.Задания для третьей подгруппы.
«Составим загадку»
Ребенку предлагается составить загадку о зонтике.
На что предмет похож? Чем отличается?
на гриб несъедобный
на волчок не крутится
на колокольчик укрывает от дождя
Загадка: Как гриб, но съесть нельзя,
Как волчок, но не крутится,
Как колокольчик, но от дождя укроет.
(сравнение, воображение)
«Что изменилось у девочки?» (см. приложение)
(сравнение, внимание, восприятие, память).
Ст.воспитатель проводит беседу о других операциях логического мышления.
Какими
упражнениями
можно
развить
умение
устанавливать
причинно-
следственные связи? Приведите примеры.
Тур III. мы отправимся на логическом поезде в дальнейшее путешествие(звучит
музыка, педагоги двигаются друг за другом(каждый берёт карточку с признаками
времён года)
Предложить разбиться на 4 команды по временам года(лето, весна, осень,
зима.)
Задание 1. Решить предлагаемые задачи устно. Нельзя пользоваться бумагой,
ручкой.
1.Четверо друзей проводили свободное время по-разному: один читал книгу, другой слушал
радио, двое смотрели телевизор. Как проводил свободное время Игорь, если Витя читал
книгу, а Дима с Игорем и Леша с Димой проводили свободное время по-разному?
2.Две девочки любили ходить в кино, а две—ходить на дискотеки. Их звали Света,
Маша, Рита и Марина. Кто любил ходить в кино и на дискотеку, если Света с Машей и
Маша с Ритой любили отдыхать по-разному, а Маша любила ходить в кино?
3.У Миши, Сережи, Игоря и Коли были три удочки и один спиннинг. Что было у каждого
мальчика, если у Сережи с Колей и у Коли с Мишей были разные средства для рыбной
ловли?
4.
Катя, Маша, Лена и Зина занимались легкой атлетикой: трое из них прыгали в
длину, а одна—в высоту. Кто каким спортом занимался, если Маша и Лена, Лена и Зина
прыгали по-разному?
Задание 2. Решить задачи, но можно пользоваться бумагой, ручкой, схемой.
1.Волк, Лиса и Медведь жили в трех домиках: первый—белый и с большим окном, второй—
зеленый и с большим окном, третий—зеленый и с маленьким окном. У Волка и Лисы-домик
с большим окном, у Волка и Медведя—зеленые домики. У кого какой домик?
2.У Миши, Сережи и Вовы было по одной тетради. Одна тетрадь была тонкая в линейку,
другая—толстая в линейку, третья—толстая в клетку. У Миши и Вовы была толстая тет-
радь, у Вовы и Сережи—тетрадь в линейку. У кого какая тетрадь?
3.Три дня в августе была разная погода: 2, 5 и 10. В один день было холодно и дождливо, в
другой—тепло и дождливо, в третий—тепло и сухо. 2 и 10 августа было тепло, 5 и 10 авгу-
ста—дождливо. Какая погода была в каждый из трех дней?
4.Катя, Маша, Нина и Лиза читали разные книги. В одной книге были стихи о природе, в
другой—рассказы о спорте, в третьей—фантастический роман, в четвертой—рассказы о при
роде. Нина и Катя читали о природе, Нина и Лиза—рассказы. Кто какие книги читал
Предложить педагогам порассуждать в каком случае было легче решать.
Почему?
4.Рефлексия Составить синквейн к понятию
«Логика»
Последовательная, закономерная
Анализирует, обосновывает, рассуждает
Наука
Что ценного и полезного вы извлекли из занятия?
На какие мысли вас натолкнул наш педагогический ринг?