Напоминание

Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников


Авторы: Кузнецова Светлана Викторовна, Неретина Татьяна Петровна
Должность: Воспитатель высшей категории, Воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МКДОУ - дс №171 "Черничка"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:

Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры

дошкольников

На современном этапе развития человеческого общества особое

значение приобретают такие универсальные ценности, как природа, жизнь и

здоровье человека. В Законе Российской Федерации «Об образовании»,

Федеральном

Законе

«Об

охране

окружающей

среды»,

и

других

государственных документах в качестве ведущих выделяются задачи

формирования

экологической

культуры

дошкольников

и

воспитания

бережного

отношения

к

миру

природы,

как

необходимых

условий

преодоления кризиса развития человеческой цивилизации, что возможно

только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и

природы, акцентирующееся на ценностном осмыслении объектов природы,

бережного к ним отношения.

В

профессиональном

стандарте

воспитателя

раскрывается

значение развития у обучающихся познавательной активности, творческих

способностей, самостоятельности, способности к труду и жизни в условиях

современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и

безопасного образа жизни.

Воспитатель как носитель экологической

культуры знакомит дошкольников со способами общения с природой,

формирует умение наблюдать за окружающим миром природы и вещами,

обучает устанавливать элементарные связи и зависимости, испытывать

радость от осознанного взаимодействия с растениями и животными,

находящиеся рядом, развивает желание в созидании и творчестве.

Существует проблема: каким образом использование экологической

тропы в детском саду будет влиять на экологическую культуру старших

дошкольников?

Понятие и сущность экологической культуры дошкольников

Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с

раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической

культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических

особенностях

дошкольников.

Среди

последних

важными

является

повышенная

эмоциональная

чувствительность,

несформированность

познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не

дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу

между

«человеческим»

и

«нечеловеческим»;

у

него

преобладает

познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус)

сравнительно с эмоционально-чувственным и практически-действенным.

Компетентность ребёнка в сфере «Природа» - необходимое условие

становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое

значение в формировании начинаний экологической культуры. Общими

подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности

«Природа»

является:

экологическое

направление,

воспитание

разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание

экологической

культуры

общества,

комплексный

подход,

который

предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного

круга знаний и овладения практическими умениями.

Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс

обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование

системы

научных

и

практических

знаний,

умений,

обеспечивающих

ответственное отношение ребенка к окружающей природной среде и

здоровью.

Сущность

понятия

«экологическая

культура»

рассматривается

разными исследователями и в разных аспектах. Одни ученые считают, что

экологическая культура должна быть связана с социально-нравственной

деятельностью, вызывая потребность в улучшении окружающей среды.

Другие

связывают

сущность

понятия

с

природоиспользованием,

с

осознанием

опасности,

недопустимости

хищнического

использования

ресурсов.

Третьи

говорят

о

необходимости

переориентации

нашего

мышления,

которое

в

центр

всего

ставило

человека

на

то,

чтобы

рассматривать

человека

наравне

с

природой.

Академик

Лихачев

рассматривает экологическую культуру как производное от экологического

сознания, поэтому она должна строится на экологических знаниях, глубокой

заинтересованности человека в природоохранной деятельности в грамотном

ее

осуществлении

и

богатстве

нравственно-эстетических

чувств

и

переживаний, порождаемых общением с природой.

Экологическая культура - это сложная категория, которая развивается

на протяжении всей жизни человека; начало оно берет в дошкольном детстве,

ее становление происходит при участии и под руководством взрослого.

Таким образом, в дошкольном возрасте экологическая культура

находит проявление в эмоционально-положительном отношении к миру

природы,

в

ответственном

отношении

к

экологической

ситуации

и

собственному здоровью, в соблюдении ряда конкретных моральных норм, а

также в существовании системы ценностных ориентаций. ФГОС ДО

устанавливает

обязательные

требования

к

дошкольному

воспитанию,

реализация которых поможет ребенку овладеть социальными нормами и

ценностями, поведенческими навыками в различных сферах жизни, в том

числе и в природе.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста

Природа – это огромный мир, который таит в себе большие

возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе,

дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное

отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Спланированная

организация

обучения,

прогулок,

специальных

наблюдений

развивает

мышление детей, способность видеть и чувствовать красочное многообразие

явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего

мира.

Одним из условий успешного воспитания, основ экологической

культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой

целью, кроме общепринятых форм работы с родителями можно привлекать

родителей

к

различным

видам

совместной

деятельности

с

детьми:

изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок,

сборку материала для коллекций, совместным праздникам.

Экологическая тропинка, созданная в ДОУ, позволяет воспитывать

ребёнка через общение с природой, формировать высокую экологическую

культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к

природе, формирует систему экологических знаний и представлений,

развивать эстетические чувства, участвовать в посильной деятельности по

уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Дошкольный возраст - самоценный этап в процессе развития основ

экологической культуры. В этот период происходит качественный скачок. В

значительной степени определяющий процесс развития экологической

культуры личности, в дальнейшем выражающийся в формировании у

ребенка осознанного отношения к окружающему миру.

Формирование экологической культуры осуществляется в детском саду

через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

Формирования экологической культуры включается в систему всех

занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе

становятся более продолжительными, летом можно использовать время,

отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной,

природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Особенность

формирования

экологической

культуры

состоит

в

большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому

воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание

уделяют

работе

с

родителями.

Здесь

необходимо

достичь

полного

взаимопонимания.

Таким образом, воспитание экологической культуры - долгий путь

формирования способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается

воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей,

существующих

в

природе,

чувство

сопереживания

всему

живому,

действенная

готовность

его

созидать,

восприятие

красоты

природы,

понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам

рукотворного

мира:

вот

составляющие

экологической

культуры,

формирование которых сопутствует полноценному развитию личности

маленького ребенка.

Сущность экологической тропы

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в

природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

На

этих

маршрутах

происходит

знакомство

детей

с

естественными

биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые

имеются между ними.

Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления

каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия

с природой ближайшего окружения.

Природа

своим

разнообразием,

красочностью

и

динамичностью

привлекает

детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной

природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в

разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться

увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы,

заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

Экологическая

тропа

открывает

возможность

формирования

собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и

интересов, развивает его как личность. Для правильного понимания проблем

экологии важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязи

живых организмов между собой и с окружающей средой.

Цель экологической тропы – создать условия для целенаправленного

формирования экологической культуры дошкольников. Организация работы

на экологической тропе с детьми дошкольного возраста позволяет решать

комплекс взаимосвязанных задач обучения, воспитания и развития:

-

формирование

системы

элементарных

научных

экологических

знаний, доступных пониманию ребенка - дошкольника прежде всего, как

средства становления осознанно-правильного отношения к природе;

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически

грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного,

заботливого отношения к миру природы; развитие чувства эмпатии к

объектам природы;

- формирование умений и навыков наблюдений за объектами и

явлениями;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;

восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы,

самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с

природой;

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе,

формирование навыков рационального природопользования в повседневной

жизни;

- формирование умения и желания сохранять природу и при

необходимости оказывать ей помощь – уход за живыми объектами, а также

навыков

элементарной

природоохранной

деятельности

в

ближайшем

окружении;

-формирование

элементарных

умений

предвидеть

последствия

некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Работа на экологической тропе тесно связана с развитием эмоций у

детей, умения удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах,

умении видеть красоту окружающего мира.

Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления

каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия

с природой ближайшего окружения.

Задачей

экологической

тропы

является

расширение

у

детей

элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей

природы. В конечном итоге главная задача учебных троп - способствовать

воспитанию экологической культуры поведения человеком, как части общей

культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения к природе.

Создание экологической тропы на территории детского сада возможно

при определенных условиях:

- наличии естественного ландшафта

-

организации

разнообразной

экологически

ориентированной

деятельности детей: познавательной, трудовой, художественной

- создании условий для экологического образования воспитателей и

родителей.

С помощью экологической тропы решаются многие педагогические и

психологические задачи, среди них можно выделить:

- сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний

- формирование умений и навыков по уходу за растениями и

животными

-

руководство

чувственно-эмоциональными,

интеллектуальными

реакциями на окружающую среду

- воспитание привычки заботиться о природе и ее обитателях

- при необходимости оказывать действенную помощь

- учить видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы

- воспитание эстетических чувств

- самовоспитание средствами природы

- воспитание любви к природе, Родине

- укрепление дружеских взаимоотношений между детьми

-

установление

взаимопонимания

и

взаимоуважения

между

воспитателем и детьми

- развитие творчества, воображения, мышления, внимания.

Создание экологической тропы следует начинать с организационной

работы по изготовлению карты-схемы территории детского сада, разработки

маршрута, подготовки стендов и указателей.

В

итоге

оформляется

обязательный

документ

паспорт,

где

указываются местонахождение экологической тропы, основные задачи,

дается краткое описание маршрута.

Объектами экологической тропы могут быть памятники природы,

редкие для данной местности растения или старые деревья, растущие на

территории детского сада, лекарственные травы, специально высаженные на

участке, уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в

природе, питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы древесно-

кустарниковых растений и цветов, участок для труда, это может быть

специально оборудованный уголок, где есть столы, скамейки с навесом от

солнца и дождя для труда детей по изготовлению сувениров из природного

материала,

скворечников,

кормушек,

зона

отдыха,

оборудованная

деревянными скамейками, пеньками, для этой цели подойдет и спортивная

площадка.

Экологическая

тропа

оформляется

информационными

щитами,

стендами

и

указателями

соответственно

возрасту

детей.

Главное

в

оформлении – образность и цветовое сочетание.

Для дошкольников изображения могут быть схематичными, не

обязательно цветными. Возможно использование знаков-символов и даже

небольших текстов, выполненных печатными буквами. В каждой возрастной

группе работа на экологической тропе предусматривает определенное

содержание и методические приемы.

Таким

образом,

экологические

тропы

позволяют

формировать

экологическое воспитание дошкольников, начала экологической культуры.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные

прогулки с детьми для экологических знаний и одновременно для

оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропы дают

большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения

систематических наблюдений, экологических праздников, игр, в частности

формирования чувства близости к природе и сопереживания живым

организмам. Экологическая тропа – это сквозной механизм формирования

экологической культуры дошкольников.

Список использованных источников

1.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об

охране окружающей среды». - Гл. VIII, ст.71, 74 – Доступ из справ. -правовой

системы «Консультант Плюс»

2.

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» в

Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

3.

Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,

основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н. //Управление ДОУ. – 2014. -

№4.

4.

Козлова С.А. Я Человек: Программа приобщения ребенка к

социальному миру //Теория и методика ознакомления дошкольников с

социальной действительностью. - М.: Академия, 1996.

5.

Лаврентьева, Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного

возраста: Учеб.-метод. Пособие/ Н.Г Лаврентьева. Чита: Издательство

ЗабГПУ, 2002.

6.

С. Н. Николаева «Приобщение дошкольников к природе в

детском саду и дома» / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.



В раздел образования