Напоминание

Безличные предложения


Автор: Гамзатова Фатима Магдиловна
Должность: Учитель русского языка лицей 9
Учебное заведение: МБОУ многопрофильный лицей номер9
Населённый пункт: Город Махачкала,Лаптева,45
Наименование материала: Односоставные предложения
Тема: Безличные предложения
Раздел: полное образование





Назад




ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного

предмета или явления другому (вой ветра, револьверный лай, высокие цены)

ЭПИТЕТ

– образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным

(мраморное небо)

СРАВНЕНИЕ – художественное описание объекта. Средства, с помощью которых выражается

сравнение:

Родительный падеж

Цвет морской волны

Творительный падеж

Пыль столбом

Сравнительный оборот

Как буйный хмель, неистова

Придаточное сравнения

Тихо прожил, тихо и умру,

как в свое время высохнет и

свалится лист вот с этого кустика

Отрицательное сравнение

Не лещи, а поросята – говорит наш хозяин.

ЗЕВГМА – одна из фигур нарочитого алогизма (Шел дождь и три студента, первый – в пальто,

второй – в университет, третий – в плохом настроении.)

Основой зевгмы часто является

многозначное слово (шел), либо слово, имеющее омонимы.

ОКСЮМОРОН -

сочетание прямо противоположных по смыслу слов с целью показать

противоречивость, сложность ситуации, явления, объекта (Есть тоска веселая в алостях зари.) В

отличие от антитезы,

которая противопоставляет разные объекты (Сам толст, его артисты

толсты), оксюморон приписывает противоположные качества одному предмету или явлению

(Нагло скромен дикий взор.)

ГИПЕРБОЛА – нарочитое преувеличение (сто лет не виделись)

ЛИТОТА – нарочитое преуменьшение (мальчик с пальчик, в двух шагах отсюда)

АЛЛИТЕРАЦИЯ – повтор согласных звуков (черный читает чтец)

АССОНАНС – повтор гласных звуков (Брожу ли я вдоль улиц шумных)

СЛОГОВОЙ ПОВТОР – Коло, коло, колокольчик!

КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ – повтор компонента или группы компонентов в начале и в конце

речевой единицы:

Ночь, улица, фонарь, аптека…

И повторится все, как встарь,

Ночь, медленная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

АНАФОРА – повтор начальной части речевых единиц:

Клянусь четой и нечетой,

Клянусь мечом и правой битой,

Клянуся утренней звездой,

Клянусь вечернею молитвой…

ТАВТОЛОГИЯ –

стилистически немотивированные повторы (Авторские слова – это слова

автора),

повторение в предложении однокоренных слов

(Следует отметить следующие

особенности произведения), а также неоправданная избыточность выражения (самые высочайшие

вершины)

МЕТОНИМИЯ – перенос названия с одного объекта на другой на основании реальных связей

между этими объектами, перенос по смежности (ходить в шелках)

ПЕРИФРАЗА

– описательный оборот, образуемый для замены какого-либо общепринятого

наименования (царица ночи – луна, холмогорский мужик – Ломоносов, блюститель порядка –

милиционер)

АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение предмета с целью наиболее наглядно показать его

существенные черты (лев – сила; власть, правосудие – женщина с весами)

ИНВЕРСИЯ – необычный порядок слов (На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна.)

ЭЛЛИПСИС – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения (Мужики – за топоры)

УМОЛЧАНИЕ – намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность речи (Нет, я

хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть.)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение признаков и свойств живого существа на неодушевленные

предметы (Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.)

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ВОСКЛИЦАНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ – не требующие ответа

(Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?)

ГРАДАЦИЯ – последовательность, постепенность (обычно нарастающая) в расположении чего-

нибудь, при переходе к другому (телефон, телеграф, поезд, автомобиль)

СИНЕКДОХА – вид метонимии, название части вместо названия целого, частного вместо общего и

наоборот (голубые мундиры – жандармы)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ

– экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка:

предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как

самостоятельные предложения (И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – сопоставление двух явлений путем параллельного их

изображения, которое подчеркивает сходство или различие явлений. Характерной чертой является

однородность построения фразы:

Раскудрявая березка,

Ветра нет, а ты шумишь;

Ретиво мое сердечко,

Горя нет, а ты болишь…

ПАРОНИМЫ – слова, сходные по своему звучанию или морфологической структуре (самолюбие –

себялюбие, эффектный - эффективный)

ОМОФОРМЫ – совпадение только отдельных форм слов: лечу (от лечить) – лечу (от летать)

ОМОФОНЫ

– фонетические омонимы (слова,

совпадающие по звучанию, но различные по

написанию и значению): Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

ОМОГРАФЫ – графические омонимы (пишутся одинаково, но произносятся по-разному, главным

образом в зависимости от ударения, иногда в связи с тем, что не всегда употребляются точки над ё):

поем – поём, полет – полёт

ЭПИФОРА - повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений (Мне бы

хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?)



В раздел образования