Автор: Гамзатова Фатима Магдиловна
Должность: Учитель русского языка лицей 9
Учебное заведение: МБОУ многопрофильный лицей номер9
Населённый пункт: Город Махачкала,Лаптева,45
Наименование материала: Односоставные предложения
Тема: Безличные предложения
Раздел: полное образование
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного
предмета или явления другому (вой ветра, револьверный лай, высокие цены)
ЭПИТЕТ
– образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным
(мраморное небо)
СРАВНЕНИЕ – художественное описание объекта. Средства, с помощью которых выражается
сравнение:
Родительный падеж
Цвет морской волны
Творительный падеж
Пыль столбом
Сравнительный оборот
Как буйный хмель, неистова
Придаточное сравнения
Тихо прожил, тихо и умру,
как в свое время высохнет и
свалится лист вот с этого кустика
Отрицательное сравнение
Не лещи, а поросята – говорит наш хозяин.
ЗЕВГМА – одна из фигур нарочитого алогизма (Шел дождь и три студента, первый – в пальто,
второй – в университет, третий – в плохом настроении.)
Основой зевгмы часто является
многозначное слово (шел), либо слово, имеющее омонимы.
ОКСЮМОРОН -
сочетание прямо противоположных по смыслу слов с целью показать
противоречивость, сложность ситуации, явления, объекта (Есть тоска веселая в алостях зари.) В
отличие от антитезы,
которая противопоставляет разные объекты (Сам толст, его артисты
толсты), оксюморон приписывает противоположные качества одному предмету или явлению
(Нагло скромен дикий взор.)
ГИПЕРБОЛА – нарочитое преувеличение (сто лет не виделись)
ЛИТОТА – нарочитое преуменьшение (мальчик с пальчик, в двух шагах отсюда)
АЛЛИТЕРАЦИЯ – повтор согласных звуков (черный читает чтец)
АССОНАНС – повтор гласных звуков (Брожу ли я вдоль улиц шумных)
СЛОГОВОЙ ПОВТОР – Коло, коло, колокольчик!
КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ – повтор компонента или группы компонентов в начале и в конце
речевой единицы:
Ночь, улица, фонарь, аптека…
…
И повторится все, как встарь,
Ночь, медленная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
АНАФОРА – повтор начальной части речевых единиц:
Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой…
ТАВТОЛОГИЯ –
стилистически немотивированные повторы (Авторские слова – это слова
автора),
повторение в предложении однокоренных слов
(Следует отметить следующие
особенности произведения), а также неоправданная избыточность выражения (самые высочайшие
вершины)
МЕТОНИМИЯ – перенос названия с одного объекта на другой на основании реальных связей
между этими объектами, перенос по смежности (ходить в шелках)
ПЕРИФРАЗА
– описательный оборот, образуемый для замены какого-либо общепринятого
наименования (царица ночи – луна, холмогорский мужик – Ломоносов, блюститель порядка –
милиционер)
АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение предмета с целью наиболее наглядно показать его
существенные черты (лев – сила; власть, правосудие – женщина с весами)
ИНВЕРСИЯ – необычный порядок слов (На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна.)
ЭЛЛИПСИС – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения (Мужики – за топоры)
УМОЛЧАНИЕ – намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность речи (Нет, я
хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть.)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение признаков и свойств живого существа на неодушевленные
предметы (Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.)
РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ВОСКЛИЦАНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ – не требующие ответа
(Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?)
ГРАДАЦИЯ – последовательность, постепенность (обычно нарастающая) в расположении чего-
нибудь, при переходе к другому (телефон, телеграф, поезд, автомобиль)
СИНЕКДОХА – вид метонимии, название части вместо названия целого, частного вместо общего и
наоборот (голубые мундиры – жандармы)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
– экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка:
предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как
самостоятельные предложения (И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.)
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – сопоставление двух явлений путем параллельного их
изображения, которое подчеркивает сходство или различие явлений. Характерной чертой является
однородность построения фразы:
Раскудрявая березка,
Ветра нет, а ты шумишь;
Ретиво мое сердечко,
Горя нет, а ты болишь…
ПАРОНИМЫ – слова, сходные по своему звучанию или морфологической структуре (самолюбие –
себялюбие, эффектный - эффективный)
ОМОФОРМЫ – совпадение только отдельных форм слов: лечу (от лечить) – лечу (от летать)
ОМОФОНЫ
– фонетические омонимы (слова,
совпадающие по звучанию, но различные по
написанию и значению): Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
ОМОГРАФЫ – графические омонимы (пишутся одинаково, но произносятся по-разному, главным
образом в зависимости от ударения, иногда в связи с тем, что не всегда употребляются точки над ё):
поем – поём, полет – полёт
ЭПИФОРА - повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений (Мне бы
хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?)