Напоминание

Тропинки здоровья в логопедической работе


Автор: Болкунова Олеся Сергеевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МКОУ СКШ № 9
Населённый пункт: город Мыски Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Тропинки здоровья в логопедической работе
Раздел: среднее образование





Назад




1

Тропинки здоровья в логопедической работе

В процессе введения ФГТ и ФГОС учитель-логопед должен обладать

основными профессиональными компетенциями (в том числе владеть

информационно-коммуникативными технологиями), учитывать особенности

детей (в том числе и тендерные). Взаимодействие с ребёнком должно

основываться на субъективном отношении учителя-логопеда к ребёнку,

индивидуальном подходе, мотивационном подходе и доброжелательном

отношении.

В логопедической практике применяются технологии, которые

способствуют успешной реализации ФГТ в школе, а именно, успешной

коррекции речевых нарушений. Это такие технологии как: игровая,

коммуникативная, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая.

Насущными проблемами в логопедическом направлении современной

коррекционной педагогики являются:

сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением

речи;

нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;

коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной

стороны речи;

успешная социализация детей с дефектами речи.

В логопедической практике редко встречаются воспитанники, которых можно

назвать абсолютно здоровыми. Воспитанники с речевыми недостатками, как

правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и

нервно-психического развития.

Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:

нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного

аппарата;

нарушение дыхания и голосообразования;

нарушение общей и мелкой моторики;

расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

повышенная утомляемость;

2

заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы,

скорости, ловкости);

нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:

нарушение оптико - пространственного праксиса;

неустойчивость внимания;

расстройство памяти (особенно слуховой)

несформированность мышления;

задержка развития воображения.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной

образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для

обучающихся с нарушениями речи. В связи с этим в последние годы среди

логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика.

Изучая педагогический опыт коллег, я встретила различное описание системы

применения подобных технологий. Наиболее удобным считаю деление

здоровьесберегающих технологий на три категории:

технологии сохранения и стимулирования здоровья;

технологии обучения здоровому образу жизни;

коррекционные технологии.

Поэтому педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять

не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое

состояние ребёнка. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и

лечебной.

Здоровьесбережение тесно перекликается с целями и задачами каждой

НОД, каждого этапа коррекционной работы и применяется с максимально

индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. Кроме того, совместно с

учителями мы разрабатываем условия создания здоровьесберегающей среды для

обучающихся, занимающихся на логопедических занятиях. Так по

рекомендации логопеда, учителя в течение дня проводят с детьми пальчиковую,

артикуляционную, дыхательную гимнастику, логоритмические игры и

упражнения на релаксацию.

Опыт работы с данной категорией обучающихся показывает, что даже после

3

пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими

диагностическими показателями, имеются трудности, связанные со скоростью

актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им

требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

Плохо говорящие ученики, начиная осознавать свой недостаток, становятся

молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со

сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое

нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его

деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом.

На сегодняшний день имеется обширный практический материал,

применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Весь используемый материал можно условно разделить на две группы: во-

первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-

вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные

логопедические технологии.

К ним относятся кинезиология, различные виды логопедического массажа, су-

джок-терапия, гимнастика Стрельниковой, дыхательный тренажёр Фролова,

фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, сказкотерапия,

песочная терапия, различные модели и символы, активно внедряются в

коррекционно-развивающии процесс мультимедийные средства коррекции и

развития.

Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они

становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и

привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и

ребёнка. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального

фона, способствуют включению в работу сохранных и

активизации нарушенных психических функций.

Задачи:

обучитьдетей методам и приёмам сохранения здоровья и

восстановления сил;

4

обучить ориентировке в пространстве, в собственном теле;

обучить снятию напряжения, развитию переключаемости;

обучить правильному дыханию, длительному плавному выдоху;

обучить приёмам самомассажа кистей и пальцев рук;

обучить умению слушать и слышать звуки природы, музыку с целью

расслабления, создания благоприятного эмоционального фона.

На логопедических занятиях мною используются как традиционные, так и

нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий: мышечная

релаксация, дыхательная артикуляционная и пальчиковая гимнастика,

упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти,

мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения,

логоритмика.

У детей-логопатов при этом происходит:

улучшение памяти, внимания, мышления;

повышение способности к произвольному контролю;

улучшение общего эмоционального состояния;

повышается работоспособность, уверенность в себе;

стимулируются двигательные функции;

снижается утомляемость;

улучшаются пространственные представления;

развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

стимулируется речевая функция;

улучшается соматическое состояние.

Правильная организация учебной деятельности сохраняет

работоспособность, исключает переутомление обучающихся (занятия строятся с

учетом работоспособности воспитанников, используются средства наглядности,

благоприятный эмоциональный настрой).

Для занимательной деятельности с использованием технологий

здоровьесбережения характерны следующие моменты:

в организационный момент включаются релаксационные и

психофизические упражнения, психогимнастика;

в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные

5

и физические упражнения;

в каждом занятии ведется работа над усвоением лесико-

грамматического строя речи;

динамические паузы и физминутки, несут дополнительную речевую

нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на

словотворчество

детей;

предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

Опыт работы убедительно доказывает, что стойкость

результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при

наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью

интегративных связей, куда входят и педагоги, родители. Педагоги и родители

готовы активно участвовать в коррекционно-образовательном процессе своих

детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых логопедических знаний и

умений. В этом направлении широко используются информационно-обучающие

приемы, которые способствует повышению логопедической грамотности, как

педагогов, так и родителей.

Для педагогов систематически проводятся консультации, беседы, мастер-

классы, семинары-практикумы, открытые занятия. Осуществляя

преемственность в работе ,учителя также используют в своей работе элементы

здоровьесберегающих технологий.

При проведении работы по повышению педагогической культуры

родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная)

интереснее и важнее является обучение родителей практическим приёмам

работы. В гостиной Златоустия прошли практикумы «Научись правильно

дышать, малыш» и «Познакомимся с артикуляционной гимнастикой».

Интересно проходят занятия в семейном клубе «Умелые пальчики». При

обсуждении темы «Тренируем пальчики - развиваем речь» родители

познакомились с пальчиковыми играми и упражнениями, научились делать

самомассаж пальцев рук, изготовили интересные поделки.

В процессе коррекционной работы возрастает социальная и

педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Только комплексное

6

воздействие на ребенка даёт успешную динамику речевого развития.

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаю

важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и

чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на

коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его

здоровья.



В раздел образования