Автор: Болкунова Олеся Сергеевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МКОУ СКШ № 9
Населённый пункт: город Мыски Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Тропинки здоровья в логопедической работе
Раздел: среднее образование
1
Тропинки здоровья в логопедической работе
В процессе введения ФГТ и ФГОС учитель-логопед должен обладать
основными профессиональными компетенциями (в том числе владеть
информационно-коммуникативными технологиями), учитывать особенности
детей (в том числе и тендерные). Взаимодействие с ребёнком должно
основываться на субъективном отношении учителя-логопеда к ребёнку,
индивидуальном подходе, мотивационном подходе и доброжелательном
отношении.
В логопедической практике применяются технологии, которые
способствуют успешной реализации ФГТ в школе, а именно, успешной
коррекции речевых нарушений. Это такие технологии как: игровая,
коммуникативная, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая.
Насущными проблемами в логопедическом направлении современной
коррекционной педагогики являются:
сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением
речи;
нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;
коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной
стороны речи;
успешная социализация детей с дефектами речи.
В логопедической практике редко встречаются воспитанники, которых можно
назвать абсолютно здоровыми. Воспитанники с речевыми недостатками, как
правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и
нервно-психического развития.
Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного
аппарата;
нарушение дыхания и голосообразования;
нарушение общей и мелкой моторики;
расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
повышенная утомляемость;
2
заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы,
скорости, ловкости);
нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:
нарушение оптико - пространственного праксиса;
неустойчивость внимания;
расстройство памяти (особенно слуховой)
несформированность мышления;
задержка развития воображения.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной
образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для
обучающихся с нарушениями речи. В связи с этим в последние годы среди
логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика.
Изучая педагогический опыт коллег, я встретила различное описание системы
применения подобных технологий. Наиболее удобным считаю деление
здоровьесберегающих технологий на три категории:
технологии сохранения и стимулирования здоровья;
технологии обучения здоровому образу жизни;
коррекционные технологии.
Поэтому педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять
не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое
состояние ребёнка. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и
лечебной.
Здоровьесбережение тесно перекликается с целями и задачами каждой
НОД, каждого этапа коррекционной работы и применяется с максимально
индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. Кроме того, совместно с
учителями мы разрабатываем условия создания здоровьесберегающей среды для
обучающихся, занимающихся на логопедических занятиях. Так по
рекомендации логопеда, учителя в течение дня проводят с детьми пальчиковую,
артикуляционную, дыхательную гимнастику, логоритмические игры и
упражнения на релаксацию.
Опыт работы с данной категорией обучающихся показывает, что даже после
3
пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими
диагностическими показателями, имеются трудности, связанные со скоростью
актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им
требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.
Плохо говорящие ученики, начиная осознавать свой недостаток, становятся
молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со
сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое
нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его
деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом.
На сегодняшний день имеется обширный практический материал,
применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
Весь используемый материал можно условно разделить на две группы: во-
первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-
вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные
логопедические технологии.
К ним относятся кинезиология, различные виды логопедического массажа, су-
джок-терапия, гимнастика Стрельниковой, дыхательный тренажёр Фролова,
фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, сказкотерапия,
песочная терапия, различные модели и символы, активно внедряются в
коррекционно-развивающии процесс мультимедийные средства коррекции и
развития.
Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они
становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и
привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и
ребёнка. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального
фона, способствуют включению в работу сохранных и
активизации нарушенных психических функций.
Задачи:
обучитьдетей методам и приёмам сохранения здоровья и
восстановления сил;
4
обучить ориентировке в пространстве, в собственном теле;
обучить снятию напряжения, развитию переключаемости;
обучить правильному дыханию, длительному плавному выдоху;
обучить приёмам самомассажа кистей и пальцев рук;
обучить умению слушать и слышать звуки природы, музыку с целью
расслабления, создания благоприятного эмоционального фона.
На логопедических занятиях мною используются как традиционные, так и
нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий: мышечная
релаксация, дыхательная артикуляционная и пальчиковая гимнастика,
упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти,
мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения,
логоритмика.
У детей-логопатов при этом происходит:
улучшение памяти, внимания, мышления;
повышение способности к произвольному контролю;
улучшение общего эмоционального состояния;
повышается работоспособность, уверенность в себе;
стимулируются двигательные функции;
снижается утомляемость;
улучшаются пространственные представления;
развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
стимулируется речевая функция;
улучшается соматическое состояние.
Правильная организация учебной деятельности сохраняет
работоспособность, исключает переутомление обучающихся (занятия строятся с
учетом работоспособности воспитанников, используются средства наглядности,
благоприятный эмоциональный настрой).
Для занимательной деятельности с использованием технологий
здоровьесбережения характерны следующие моменты:
в организационный момент включаются релаксационные и
психофизические упражнения, психогимнастика;
в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные
5
и физические упражнения;
в каждом занятии ведется работа над усвоением лесико-
грамматического строя речи;
динамические паузы и физминутки, несут дополнительную речевую
нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на
словотворчество
детей;
предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.
Опыт работы убедительно доказывает, что стойкость
результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при
наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью
интегративных связей, куда входят и педагоги, родители. Педагоги и родители
готовы активно участвовать в коррекционно-образовательном процессе своих
детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых логопедических знаний и
умений. В этом направлении широко используются информационно-обучающие
приемы, которые способствует повышению логопедической грамотности, как
педагогов, так и родителей.
Для педагогов систематически проводятся консультации, беседы, мастер-
классы, семинары-практикумы, открытые занятия. Осуществляя
преемственность в работе ,учителя также используют в своей работе элементы
здоровьесберегающих технологий.
При проведении работы по повышению педагогической культуры
родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная)
интереснее и важнее является обучение родителей практическим приёмам
работы. В гостиной Златоустия прошли практикумы «Научись правильно
дышать, малыш» и «Познакомимся с артикуляционной гимнастикой».
Интересно проходят занятия в семейном клубе «Умелые пальчики». При
обсуждении темы «Тренируем пальчики - развиваем речь» родители
познакомились с пальчиковыми играми и упражнениями, научились делать
самомассаж пальцев рук, изготовили интересные поделки.
В процессе коррекционной работы возрастает социальная и
педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Только комплексное
6
воздействие на ребенка даёт успешную динамику речевого развития.
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаю
важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и
чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на
коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его
здоровья.