Автор: Сапежинская Екатерина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад N38
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Игра, терапия, материал
Тема: "Виды игровой терапии"
Раздел: дошкольное образование
Статья
"Виды игровой терапии"
Сапежинская Е.А.
Санкт-Петербург
2017 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….……..3
I. Понятие игровой терапии………………………………………………....……4
II. Виды игровой терапии………………………………………………..……….7
2.1. Игровая терапия в психоанализе…………………………………………….8
2.2. Игровая терапия, центрированная на клиенте……………………………..8
2.3. Игровая терапия отреагирования………………………………………….10
2.4. Игровая терапия построения отношений…………………………………10
2.5. Примитивная игровая терапия……………………………………………..11
2.6. Игровая терапия в отечественной психологической практике………….11
2.7. Директивная игровая терапия……………………………………………...13
2.8. Недирективная игровая терапия…………………………………………...14
2.9. Структурированные игры…………………………………………………..15
2.10. Неструктурированные игры………………………………………………15
2.11. Групповая игровая терапия………………………………………...……..15
2.12. Индивидуальная игровая терапия…………………………………….…..17
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………...……20
Введение
2
А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение
в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе,
когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде
всего в игре…»
Игра — это неотъемлемая часть жизни детей, которая представляет
собой средство обучения общественным правилам, а также установления
отношений с окружающими людьми.
Игра берет свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности
ребенка в период раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и
действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать,
что действует сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не
замечал этого. В дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на
человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка
образцом для подражания.
В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра
— это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается
ловкость, находчивость, выдержка, активность.
Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на
ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких
взрослых. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения
является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и
разнообразная деятельность.
I. Понятие игровой терапии
3
Игровая терапия — это метод психотерапевтического воздействия на
детей и взрослых с использованием игры.
Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность,
предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот
или иной предмет. Ребенок испытывает удовольствие от процесса игры; ее
результат не так важен. В игре физические, умственные, эмоциональные
качества ребенка включаются в творческий процесс, и ему могут
потребоваться социальные взаимодействия. Таким образом, когда ребенок
играет, можно сказать, что он присутствует в этом целиком. Термин «игровая
терапия» предполагает наличие некоторой деятельности, которую можно
считать игрой.
Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует
созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать
напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в
различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых
последствий.
В своём развитии игра проходит ряд этапов:
1. Манипулирование предметами (до 3 лет). Младенец играет всё
свободное от еды и сна время. С помощью игрушек он исследует
действительность, знакомится с цветом, формой, звуком и т.п. Позже
начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за
их перемещением. В процессе игры ребёнок развивает координацию
движений.
2. Сюжетная игра (3-4 года) – копирование действий и поведения
взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми
«играют» взрослые. Ребёнок в процессе игры воспроизводит действия
персонажей: изображая шофёра он воспроизводит действия, имитирующие
вождение машины, а не роль водителя. Игры по правилам ребёнок ещё не
понимает.
4
3. Ролевая игра (5-6 лет) Сюжет отходит на задний план, самым
главным становится ролевая идентификация. Смысл такой игры заключается
в том, что ребёнок получает возможность сыграть (а для него – значит,
прожить) ситуации «из жизни взрослых» так, как он это понимает.
Появляется возможность управлять процессом: выбрать себе
понравившуюся роль, отказаться от роли, а также проявить свои лидерские
качества – распределить роли между другими детьми.
4. Игра по правилам (6-7 лет). Ролевая идентификация утрачивает
привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Придумываются
правила. Которые требуют определённой дисциплины и гибкости, что
помогает развивать коммуникативность.
Игровая терапия даёт наилучшие результаты у детей 4-7 лет. В
младшем возрасте обычно применяются предметные и более подвижные
игры, у старших детей игра становится всё больше похожей на
драматическую постановку. После 12 лет кукла, как правило, заменяются
специально сделанными масками.
В соответствии с определением игры, игровая терапия определяется
как динамическая система межличностных отношений между ребенком и
терапевтом, обученным процедурам игровой терапии, который обеспечивает
ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений
для того, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать
собственное Я (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры –
естественного для ребенка средства коммуникации.
Игровую терапию можно описать как опыт, чувства, мысли и желания
человека, проецируемые на игрушки и на различные вещества, такие как
песок, краска или вода.
Характерные особенности игры
1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление чего
требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто
нестандартных задач.
5
2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что
позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и
многочисленными привходящими обстоятельствами.
3. Отличительными признаками развертывания игры являются быстро
меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним,
и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.
Игровая деятельность осуществляет три функции, которые важны для
успешной работы специалиста с дошкольником в детском саду:
1. Диагностика. Игровая терапия способствует уточнению
особенностей личности малыша, его взаимоотношений с окружающим
миром и людьми в частности. Просто разговаривая с ребенком, который
замыкается по разным причинам, сложно что-то уяснить, тогда как в
неформальной обстановке малыш на сенсомоторном уровне показывает то,
что им было испытано когда-либо. Спонтанное действие позволит
дошкольнику наиболее полно, при этом совершенно непроизвольно, выразить
себя.
2. Обучение. Игровая терапия позволяет в течение одного или
нескольких занятий научиться перестраивать взаимоотношения, расширить
свой кругозор. Благодаря ей малыш проходит безболезненно процесс
реадаптации и социализации, узнает о том, как все организовано в мире
вокруг него.
3. Терапевтическая функция. Дошкольнику пока еще не интересен
результат игры, ему намного важнее сам процесс, во время которого он
проигрывает свои переживания, страхи, неловкость в общении с другими,
находит решение своих конфликтов и проблем. В итоге у него не только
развиваются, но и значительно укрепляются необходимые психические
процессы, постепенно формируется толерантность и адекватное
реагирование на происходящее вокруг.
Игровая терапия основана на естественной потребности детей. Игра
даёт ребёнку необходимый жизненный опыт и развивает его психические
6
процессы, воображение, самостоятельность, навыки общения и пр. Она
имеет важное значение и для эмоционального развития детей, помогая
справиться со страхами, порождёнными травмирующими ситуациями
(жестокость родителей, долгое пребывание в больнице, ночные кошмары и
т.п.).
Л. С. Выготский считал игру ведущей деятельностью детей
дошкольного возраста, характер которой меняется вместе с взрослением
ребёнка.
II. Виды игровой терапии
Существует несколько критериев, по которым классифицируется
игровая терапия. Наиболее часто выделяют следующие виды и формы этой
деятельности:
1. Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то
можно выделить виды:
а) игровая терапия в психоанализе;
б) игровая терапия, центрированная на клиенте;
в) игровая терапия отреагирования;
г) игровая терапия построения отношений;
д) примитивная игровая терапия;
е) игровая терапия в отечественной психологической практике.
2. В зависимости от роли в игре взрослого:
а) директивная – направленный процесс, где взрослый является
организатором для ребенка, которому предлагаются готовые варианты
решения той или иной проблемы, во время игры малыш сам приходит к
пониманию себя и собственных конфликтов.
б) недирективная – ненаправленная игровая терапия проводится во
время игровой деятельности дошкольников, куда взрослый старается не
вмешиваться, создавая вокруг малышей уютную, теплую атмосферу
надежности и доверия.
3. По структуре материалов для игры:
7
а) структурированные игры – применяются при работе с детьми от 4
до 12 лет, провоцируют открытое выражение агрессии (игрушечное оружие),
выражение непосредственного желания (с фигурами людей), развивают
коммуникативные навыки (забавы с поездами, машинами, в телефон);
б) неструктурированные игры – подвижные занятия и спортивные
упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые
способствуют косвенному выражению ребенком своих чувств и появлению
ощущения победы.
3. По форме организации процесса:
а) групповая;
б) индивидуальная.
На занятиях в детском саду психологами используется игровая
терапия той формы, которая оптимальна для достижения целей и задач,
стоящих перед ними.
2.1. Игровая терапия в психоанализе
Использование игры в коррекционной практике исторически связано с
теоретическими традициями психоанализа. Начало игровой терапии было
положено в 20-е годы нашего века в работах М. Кляйн (1922),
А. Фрейд (1921), Г.Гуг-Гельмут (1926).
Игра в психоаналитической практике рассматривалась как
символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от
давления и запретов со стороны социального окружения с помощью игрушек,
игровых действий с ними и ролей, выражает в особой символической форме
бессознательные импульсы и влечения.
2.2. Игровая терапия, центрированная на клиенте
Развитие идей терапевтов в этом направлении изучено и расширено
К. Роджерсом и В. Экслайн. Цель такой терапии - не менять и не
переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим
навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Игровой терапевт не
пытается вырастить ребенка, а каждому создает оптимальные условия для
8
роста и развития. В основе игровой терапии лежит представление о
спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними
источниками саморазвития и потенциальными возможностями
самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Развитие идей
терапевтов в этом направлении изучено и расширено К. Роджерсом и В.
Экслайн.
Цель такой терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить
его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность
быть самим собой. Игровой терапевт не пытается вырастить ребенка, а
каждому создает оптимальные условия для роста и развития. Он полностью
вовлечен в игру ребенка, ему интересно быть с ним, что бы тот ни делал. Он
концентрирует все свое внимание и профессиональное мастерство, слышит,
чувствует и понимает любые эмоциональные состояния ребенка и отражает
их, т.е. раскрывает ребенку понятно и коротко эти эмоциональные состояния.
В основе игровой терапии, центрированной на ребенке, лежит
представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего
внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями
самостоятельного разрешения проблем личностного роста.
Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении
значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации
личностного роста и развития.
Основными показаниями для проведения этого вида игротерапии
выступают:
• нарушение роста "Я", отражающееся в нарушениях поведения и
дисгармоничности "Я-концепции";
• низкая степень самопринятия, сомнение и неуверенность в возможностях
собственного личностного роста;
• высокая социальная тревожность и враждебность по отношению к
окружающему миру;
• эмоциональная лабильность и неустойчивость.
9
Цели игровой терапии, центрированной на клиенте. Когда мы говорим
о целях игровой терапии, центрированной на ребенке, скорее всего имеются в
виду терапевтические цели в широком смысле, а не индивидуализированные
перспективные цели для каждого отдельного ребенка.
2.3. Игровая терапия отреагирования
Другое крупное направление в развитии игровой терапии возникло в
30-е годы с появлением работы Д. Леви (1938), в которой развивалась идея
терапии отреагирования, структурированной игровой терапии для работы с
детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие.
В рамках этого подхода игротерапевт воссоздает такую обстановку,
чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот
опыт, который вызвал у него реакцию тревоги.
В игровой комнате возможны три формы игровой активности:
1. Освобождение агрессивного поведения: ребенок швыряет
предметы, взрывает воздушные шары или проявляет формы инфантильного
поведения (например, сосет соску).
2. Освобождение чувств стандартизированных ситуаций: стимулирует
чувства ревности к сиблингу, прикладывая куклу к груди матери.
3. Освобождения чувств путем воссоздания в игре специфического
стрессового опыта из жизни ребенка.
2.4. Игровая терапия построения отношений
С появлением исследований Д. Тафты (1933) и Ф. Аллена (1934),
названных терапией отношений, возникло следующее значительное
направление в игровой терапии. В игровой терапии отношений основное
внимание уделяется лечебной силе эмоциональных отношений между
терапевтом и клиентом. Не прилагается никаких усилий для того, чтобы
объяснить или интерпретировать прошлый опыт. В фокусе внимания
находятся, прежде всего, сиюминутные чувства и реакции. Детям
предоставляется свобода выбора - играть или не играть и возможность
управлять собственной деятельностью. Гипотеза состояла в том, что дети
10
постепенно приходят к пониманию того, что они являются отдельными
личностями со своими желаниями и могут существовать в системе
отношений с другими людьми, обладающими своими специфическими
качествами. Цель - помочь ребенку утвердить свое «Я», чувство собственной
ценности.
2.5. Примитивная игровая терапия
Появление в 60-х годах в США программ психологической помощи
детям в начальной школе открыло путь для развития еще одного направления
- применения метода игровой терапии в работе школьного психолога для
того, чтобы удовлетворить потребности, возникающие в жизни любого
ребенка, а не только ребенка с дефектом психического развития. Основная
цель начальной школы - помочь детям в их интеллектуальном,
эмоциональном, физическом и социальном развитии, предоставив им
соответствующие возможности обучения.
2.6. Игровая терапия в отечественной психологической практике
К использованию игры непосредственно в психокоррекционных целях
обращались многие отечественные исследователи-практики Л. Абрамян
(1986), А. Варга (1989), И. Выгодская (1984), А.Захаров (1986-1988), А.
Спиваковская (1988) и др.
Основным принципом игровой коррекции терапии, по мнению А.С.
Спиваковской, является воздействие на ребенка с учетом специфичности
обстановки и контакта. Суть этого принципа заключается в следующем:
чтобы включить в действие механизм перестройки поведения робких в
общении детей, следует изменить условия, т.е. вывести их из той среды, в
которой у них появились нежелательные формы поведения.
Л.А. Абрамян, исследуя способы преодоления негативных
эмоциональных состояний детей средствами игры, подробно раскрывает
процесс перевоплощения как важного условия перестройки эмоциональной
личностной сферы. В игре-драматизации ребенок испытывает двойственное
переживание: он "лепит образ", преобразуя самого себя и, глядя на это как бы
11
со стороны, радуется изменению в игре, вместе с тем обнаруживая
определенные отношения к своему персонажу.
Целям коррекции, по мнению Б.Д. Карвасарского и А.И. Захарова,
служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ.
Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями,
чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют
им неприятности.
Все три связаны между собой и реализуются как в начальном этапе, в
спонтанной игре, так и в направленной игре, которая обычно представляет
собой импровизацию какого-либо сюжета.
1. Диагностическая функция заключается в уточнении
психопатологии, особенностей характера ребенка и взаимоотношений с
окружающими.
2. Терапевтическая функция игры состоит в предоставлении ребенку
эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения,
страхов и фантазий.
3. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений,
расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и
социализации.
А.И. Захаров выделяет ряд правил, соблюдение которых является
необходимым в игровой терапии:
игра применяется как средство диагностики, коррекции и
обучения;
выбор игровых тем отражает их значимость для психолога и
интерес для клиента;
руководство игрой способствует развитию самостоятельной
инициативы детей;
спонтанные и направленные игры - две взаимодополняющие
фазы единого игрового процесса, в котором главное -
возможность импровизации;
12
соотношение спонтанного и направленного компонентов
зависит не столько от возраста детей, сколько от их клинических
особенностей;
игра не комментируется взрослым;
2.7. Директивная игровая терапия
Директивная игровая терапия – это форма, в которой психотерапевт
выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического
процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей
психотерапии.
Как правило, процесс игровой терапии данного типа базируется на
теории социального научения, при которой основной задачей является
обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания
(эталону, другим детям, психологу). При этом аффективной стороне детской
игры не уделяется большого внимания.
Поведение терапевта может устойчиво или динамически проявляться
в ходе сихотерапевтического процесса в виде директивного ролевого
поведения. При данном виде поведения психолог прежде всего использует
общепризнанный, социально обусловленный авторитет педагога при
формировании отношений с ребенком по типу руководства. В этом случае
терапевт должен осознавать, что «этот авторитет не является выражением
превосходства его личности, а усиливает его возможности по оказанию
помощи».
При директивном поведении психолог структурирует ход
психотерапии, определяет поведение ребенка, требования сотрудничества в
терапии. Психологический механизм идентификации позволяет ребенку
усвоить необходимые конструктивные позиции и способы поведения в
различных жизненных ситуациях.
К преимуществам директивной игровой терапии также следует
отнести то, что психотерапевт может с высокой вероятностью прогнозировать
время и качество терапевтических изменений у ребенка, более
13
структурированно и планомерно реализовывать и контролировать их, а также
работать с ребенком в более интенсивном и краткосрочном режиме.
В социальном плане данный тип игровой терапии наиболее близок
тому общественному строю и тем общепринятым формам взаимодействия
ребенок–взрослый, которые присутствуют в отечественной системе
воспитания и образования.
Для коррекции тревожности у детей методом директивной игровой
терапии проводится цикл занятий по программам, которые наполнены
содержательными играми, предлагаемыми взрослым ребенку, со стандартным
ролевым способом взаимодействия между ними.
2.8. Недирективная игровая терапия
Недирективная игровая терапия — это целенаправленная
терапевтическая система, центром которой является ребенок как
самостоятельная личность, способная к саморазвитию.
Цели недирективной игротерапии в общем смысле согласуются с
внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Так как данный вид
игровой терапии сосредоточивается на личности ребенка, а не на его
проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал
более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем.
При использовании недирективной игротерапии в работе с
тревожными дошкольниками принцип естественности может стать одним из
единственно возможных способов построения отношений между ребенком и
психологом. Связано это, на наш взгляд, с тем, что высокотревожные дети с
нежеланием вступают в новую ситуацию взаимодействия. Причем практика
показала, что даже при условии, что ребенок будет знаком с психологом и с
самим процессом игры, это не снизит его уровень тревожности при
посещении игровой комнаты в первый раз. Поэтому дети с высокой
тревожностью либо начинают играть в безопасные, знакомые для них игры,
либо действуют осторожно и хаотично, четко ориентируясь на реакцию
психолога.
14
2.9. Структурированные игры
К структурированным играм относятся игры в семью (людей и
животных), агрессивные, с марионетками (кукольный театр), строительные,
выражающие конструктивные и деструктивные намерения.
Структурированный материал провоцирует выражение агрессии
(огнестрельное, холодное оружие), прямое выражение желаний
(человеческие фигуры), а также коммуникативных действий (игры в телефон,
телеграф, поезда, машины). Предполагается, что возраст детей от 4 до 12 лет
является оптимальным для применения этого метода.
2.10. Неструктурированные игры
К неструктурированным играм относятся двигательные игры и
упражнения (прыганье, лазание), игры с водой, песком, глиной, группа игр,
принадлежащих к фонду арт-терапии (рисование пальцами, кистью,
пастелью, цветными карандашами).
К неструктурированному материалу относятся вода, песок, глина,
пластилин, с его помощью ребенок может косвенно выражать свои желания.
Этот материал способствует также развитию сублимации. В частности,
занятия с неструктурированным материалом особенно важны на ранних
фазах игровой терапии, когда чувства ребенка еще не выделены и не
осознаны им. В частности, игры с водой, красками, глиной дают возможность
выразить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство
достижения.
2.11. Групповая игровая терапия
Игровая терапия используется как в индивидуальной, так и в
групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игровой
терапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении,
формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии
у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех
проведения групповой терапии, выносится на основании анализа истории
каждого случая.
15
Если для индивидуальной игровой терапии противопоказанием может
выступать сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка, то для
групповой игровой терапии круг противопоказаний расширяется. Таковыми
могут быть:
ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме
конкуренции с сибсами;
явно выраженное асоциальное поведение, представляющее
угрозу для безопасности партнеров по группе;
ускоренное сексуальное развитие;
крайняя агрессивность;
актуальное стрессовое состояние.
Во всех этих случаях проведению групповой игровой терапии должна
предшествовать ее индивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой
симптоматики и подготовку ребенка к работе в группе.
Групповая игровая терапия - это психологический и социальный
процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с
другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе.
Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и является
эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических
расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики.
Групповая игровая терапия призвана: помочь ребенку осознать свое
реальное "Я", повысить его самооценку и развить потенциальные
возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные
тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.
В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя
ответственность за построение межличностных отношений, приобрести опыт
построения отношений с другими людьми во взаимно удовлетворяющей
манере Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для
того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется.
16
Большое значение для успеха работы коррекционной группы имеет
также состав группы, представляющий собой мощный интегративный или
дезинтегративный фактор. Подбор кандидатов в группу должен
осуществляться по принципу дополнения и включать детей с
разнообразными нарушениями, что обеспечивало бы возможность
идентификации с альтернативными образцами поведения.
Каждый ребенок в группе должен получить возможность свободного
самовыражения, без угроз и насмешек, неуспеха и отвержения. В группе не
должно быть более 5 человек, причем в одной группе нежелательно
присутствие детей, контактирующих вне игротерапевтической ситуации.
Группа не должна включать более одного ребенка деликвентного
поведения, уравновешенного, по крайней мере, одним нейтрализатором.
Разница в возрасте детей (имеется в виду психологический возраст) в группе
не должна превышать 12 мес. Группа дошкольного и младшего школьного
возраста должна включать детей разных полов (и мальчиков, и девочек).
При наборе группы руководствуются следующим: группа должна
состоять из детей с разными нарушениями; детей следует помещать в такую
группу, где они не получат дополнительную психическую травму; члены
группы не должны быть знакомы до начала игровой терапии; разница в
возрасте не должна превышать 1 года. В таких группах могут участвовать
дети в возрасте от 5 до 12 лет.
2.12. Индивидуальная игровая терапия
В случае, когда социальная потребность у ребенка отсутствует, встает
особая задача формирования потребности в социальном общении, которая
может быть оптимально решена в форме индивидуальной игровая терапии.
Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой
коррекции личностных нарушений общения будет групповая игровая
терапия.
Заключение
17
Таким образом, обобщая вышесказанное отметим, что игровая
терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с
использованием игры.
Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует
созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать
напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в
различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых
последствий.
Общие показания к проведению игротерапии: социальный
инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические
реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и
вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков. ъ
Выделяют следующие основные виды и формы игротерапии:
1. Теоретический подход
а) игровая терапия в психоанализе;
б) игровая терапия, центрированная на клиенте;
в) игровая терапия отреагирования;
г) игровая терапия построения отношений;
д) примитивная игровая терапия;
е) игровая терапия в отечественной психологической практике.
2. Роль в игре взрослого:
а) директивная;
б) недирективная;
3. По структуре материалов для игры:
а) структурированные игры;
б) неструктурированные;
3. По форме организации процесса:
а) групповая;
б) индивидуальная.
18
Формы и виды игровой терапии определяются особенностями
конкретного ребенка или группы детей, специфическими задачами работы и
ее продолжительностью
19
Список использованной литературы:
1.
Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских
психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с
детьми / М.В. Киселева. –СПб.: Речь, 2007
2.
Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и
младшего школьного возраста: Учебное пособие / Г.Н. Лаврова. –
Челябинск: ЮУрГУ, 2005
3.
Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с
англ./Предисл. А. Я. Варга. – М.: Международная педагогическая
академия, 1994.
4.
Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное
пособие / А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002
5.
Психологическая коррекция: учеб. пособие / сост. Я.А. Мазуренко. –
Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007
6.
Слюсарева Е.С. Методы психологической коррекции: Учебно-
методическое пособие / Е.С. Слюсарева, Г.Ю. Козловская. –
Ставрополь: СГПУ, 2008
7.
Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: “Педагогика”, 1978
20