Напоминание

Типичные ошибки, затруднения при решении задании ОГЭ по обществознанию


Автор: Гуатижева Ирина Арсеновна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "СОШ№1" с.п. Анзорей
Населённый пункт: КБР. Лескенский район. с.п. Анзорей
Наименование материала: статья
Тема: Типичные ошибки, затруднения при решении задании ОГЭ по обществознанию
Раздел: среднее образование





Назад




Типичные ошибки, затруднения при решении задании ОГЭ по обществознанию

В итоговой аттестации за курс основной школы по обществознанию особенно вы-

ражена практическая составляющая – проверяется комплекс умений, связанный с ис-

пользованием обществоведческих знаний при анализе и оценке фактов и процессов соци-

альной реальности. Поэтому одним из наиболее востребованных в ОГЭ видом деятельно-

сти является анализ текста, как источника социальной информации. Во 2-ой части экза-

менационной работы представлены задания, проверяющие сформированность этого вида

деятельности, причем как на уровне извлечения и интерпретации информации, так и на

уровне ее анализа с привлечением контекстных знаний и рефлексии.

Вторая часть экзаменационной работы представляет собой внутренне целостный раздел

– шесть заданий непосредственно связаны с подобранным по определенным критериям

текстом, общим объемом порядка 200–250 слов.

Коротко расскажу о типичных ошибках ребят в каждом из 6-ти заданий 2 ча-

сти.

Так, в любом варианте КИМ задание 26 предполагает составление плана текста, где оце-

нивается полнота, четкость, логическая последовательность представления содержания в

пунктах плана.

План может быть составлен в назывной форме (он состоит из тезисов номинативного

строя).

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту;

Тезисный план состоит из тезисов это кратко сформулированное основное положение аб-

заца текста.

Очень важно учитывать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизво-

дить отдельные фразы текста – основная идея каждого фрагмента должна быть кратко

сформулирована выпускником.

Они могут по иному формулировать пункты плана, но не искажать сути основной идеи

фрагмента, и выделять дополнительные смысловые блоки. План может быть простым и

сложным, но чтобы в дроблении текста присутствовала определенная логика. Коррект-

ность всех формулировок работы определяется экспертом.

Проверяется лояльно.

выделяем и формулируем следующие смысловые фрагменты:

1) Смысл понятия «средний класс»;

2) Группы населения, относящиеся к среднему классу;

3) Критерии выделения среднего класса;

4) Социальные функции среднего класса.

Это правильный ответ, выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия

отражают основную идею текста (2 балла – простой план)

( СЛОЖНЫЙ ПЛАН) ГДЕ ИДЕТ ДРОБЛЕНИЕ, ДОПОЛНЕНИЕ 4 ПУНКТА. 2 БАЛЛА

ЕЩЕ БОЛЬШЕЕ ДРОБЛЕНИЕ , ФОРМУЛИРУЮТ ПО ДРУГОМУ, НО С СОХРАНЕ-

НИЕМ ОСНОВНОЙ ИДЕИ (2 БАЛЛА)

ЭТО НЕПОЛНЫЙ ОТВЕТ, НЕТ ФУНКЦИЙ СРЕДНЕГО КЛАССА (1 БАЛЛ)

Это неправильный ответ. Школьник возможно увидел основные смысловые фрагменты,

но не смог сформулировать их основные идеи.

Ответ оценен 0 баллов.

ВЫВОД: в среднем по заданию 26, ребята получают 1 балл

Задание 27

Какие две группы критериев выделения среднего класса названы в тексте?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допус-

каются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Должны быть названы следующие группы критериев:

1) объективные;

2) субъективное восприятие человеком своего положения

Правильно названы две группы критериев

2

Правильно названа только одна группа критериев

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Это полный правильный ответ: приведены (из текста) две группы критериев (также при-

ведены примеры каждой группы). Ответ оценен 2 баллами.

Комментарий. Это полный правильный ответ.

В отличие от предыдущей работы, в данном примере приведены (из текста) две группы

критериев, без указания примеров.

Ответ оценен 2 баллами.

Комментарий. Это неправильный ответ. Ученик не понял смысла задания.

Ответ оценен 0 баллами.

Комментарий. Данный ответ содержит ошибку: в п.2) объективным критерием названо

субъективное восприятие человеком своего положения. При этом одна группа критериев

(объективные) в п.1) названо верно. Ответ оценен 1 баллом.

Комментарий. Неправильный ответ, так как ученик не даёт названия двух групп крите-

риев, ограничиваясь неполным перечислением примеров. Ответ оценен 0 баллов.

Вывод: в основном с 27 заданием справляются все, в среднем все 2 балл, находят

нужную информацию в тексте

28 задание

Какие четыре функции среднего класса рассмотрены автором текста?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допус-

каются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть названы следующие функции:

1) социальный стабилизатор;

2) экономический донор;

3) хранитель и распространитель ценностей культуры;

4) поставщик кадров чиновников и управленцев

Правильно названы четыре функции

2

Правильно названы две-три функции

1

Правильно названа только одна функция.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Комментарий. Это полный правильный ответ. Правильно названы четыре функции.

Ответ оценен 2 баллами.

Комментарий. Это полный правильный ответ. Правильно названы четыре функции.

Ответ оценен 2 баллами.

Комментарий. Это неполный правильный ответ. Правильно названы три функции. , хотя

многое и написано чего лишнего, но это не ошибка. Ответ оценен 1 баллом.

Комментарий. Это неправильный ответ. Выпускник не понял требование задания.

Ответ оценен 0 баллов.

Комментарий Правильно названа только одна функция (п 4). Ответ оценен 0 баллов.

ЗАДАНИЕ 29

Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социаль

ную

мобильность представителей среднего класса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допус-

каются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть приведены три примера, допу-

стим:

1) преподаватель университета переехал работать по контракту в

другую страну;

2) банковский служащий стал начальником отдела, а затем заведу-

ющим филиалом банка;

3) врач, защитив диссертацию, стал главврачом клиники.

Могут быть приведены другие примеры

Правильно приведены три примера

3

Правильно приведены два примера

2

Правильно приведён только один пример

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Комментарий. Это правильный ответ. Все приведённые примеры иллюстрируют соци-

альную мобильность представителей среднего класса. Ответ оценен 3 баллами.

Комментарий. Это правильный полный ответ. Приведены три примера, иллюстрирую-

щие социальную мобильность представителей среднего класса. Ответ оценен 3 баллами.

Комментарий. Это неполный правильный ответ. Правильно приведены один пример, ил-

люстрирующий социальную мобильность представителей среднего класса (п. 1); форму-

лировка п. 2) не позволяет сделать вывода о социальной мобильности (мы не имеем пра-

во додумывать за ребенка, как написал , так написал). Ответ оценен в 1 балл

Комментарий. Это неправильный ответ. Примеры мобильности представителей среднего

класса не приведены (общие фразы). Ответ оценен 0 баллов.

ЗАДАНИЕ 30

Автор отмечает ведущую роль среднего класса в деятельности гражданского общества. Выскажите два предпо-

ложения о причинах подобной активности среднего класса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допус-

каются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе могут быть высказаны такие предположения:

1) представители среднего класса достаточно образованны, чтобы

понимать значение гражданского общества;

2) представителям среднего класса необходимо защищать свою

собственность и положение в обществе;

3) представители среднего класса много путешествуют, могут срав-

нивать жизнь в разных странах, хотят привнести лучшее, что до-

стигнуто другими странами.

Могут быть высказаны другие предположения

Выказаны два уместных предположения

2

Высказано одно уместное предположение

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Комментарий. Это правильный полный ответ: выказаны два уместных предположения

Ответ оценен 2 баллами.

Комментарий. Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требова-

нию задания. Ответ оценен 0 баллов.

ЗАДАНИЕ 31

В тексте указано, что среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделе-

ния среднего класса. Используя обществоведческие знания и факты общественной жиз-

ни, сформулируйте любые два вопроса, которые мо

гут проиллюстрировать эти дебаты.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные

формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть сформулированы следующие вопросы:

1) может ли обеспеченный, но необразованный человек считаться представи-

телем среднего класса?

2) что важнее: объективные показатели богатства и успеха или субъективное

мнение о своей социальной принадлежности?

Могут быть сформулированы другие уместные вопросы

Сформулированы два уместных вопроса

2

Сформулирован один уместный вопрос

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию

задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Комментарий. Это неправильный ответ. Сформулированные вопросы никак не отража-

ют дебаты о критериях выделения среднего класса. Выпускник просто скопировал, мате-

рил предыдущих заданий. Ответ оценен 0 баллов.

Комментарий.. Сформулирован один вопрос (п.2) (одинаковые). Ответ оценен 1 бал-

лом.

Комментарий. Данный вопрос не является дискуссионным. Ответ оценен 0 баллов.

Комментарий. Сформулированы два уместных вопроса. Ответ оценен 2 баллами.

Комментарий.. Вопрос 1) по сути некорректен, так как сама ситуация (одинаковый уро-

вень образования и доходов всего общества) относится к мало реалистичным. Формули-

ровка вопроса 2) не позволяет понять его смысла. Ответ оценен 0 баллов.

Вывод: 30, 31 задания выполняют плохо по причине того, что необходимо выпуск-

никам самим формулировать и аргументировать собственную позицию, мнение, су-

ждение по актуальным вопросам общественной жизни.

Конечно, существуют и проблемы у экспертов. Многие из них связаны со специфи-

кой нашего предмета (невозможность во многих случаях однозначных оценок, сужде-

ний; наличие широкого спектра допустимых вариантов ответа).

Отдельные проблемы снимаются в ходе предварительных (до начала проверки ра-

бот выпускников) консультаций экспертов между собой, а также с председателем группы

экспертов и достигнутых в результате договоренностей по общим подходам к проверке и

оценке работ

выпускников.



В раздел образования