Автор: Грузина Лариса Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 183
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Презентация
Тема: "Социализация. Важность игры в социализации дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Социализация.
Важность ИГРЫ
в социализации
дошкольников
Подготовила: воспитатель
МБДОУ детского сада №183
г. Ульяновска
Грузина Л. А.
Социализация (от лат. Socialis –
общественный) – это развитие и
самореализация человека на протяжении всей
жизни, в процессе усвоения и воспроизводства
культуры общества.
Понятие СОЦИАЛИЗАЦИИ
Первая ступень – дошкольный период, в котором
преобладает игровая деятельность;
Вторая ступень – период активного познания
ребёнком окружающей жизни, её законов и
требований;
Третья ступень – этап завершения её
формирования, - это процесс самообразования,
внешкольного и университетского образования.
Процесс социализации личности по С. И.
Гессену:
Социализация
детей
дошкольного
возраста
–
фундамент их успешного вхождения в дальнейшую
жизнь.
Недостаточность
социализации
влечет
за
собой
самые разнообразные негативные последствия для
личности, преодолевать которые тем сложнее, чем
больше было упущено на ранних стадиях развития.
ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Ранний возраст
Дети
до
1,5
лет
усваивают
основную
информацию
об
окружающем их мире, о возможности взаимоотношений;
В промежутке от года-полутора и примерно до трех лет
возникает
потребность
в
общении
со
сверстниками,
закладываются первые навыки существования в коллективе.
Основные этапы процесса социализации
детей дошкольного возраста
Ребенок все активнее
взаимодействует с окружающими,
усваивает понятия о социальных и
гендерных ролях.
Средний и старший дошкольный возраст
Жизнь семьи, взаимоотношения внутри нее;
отношение взрослых к детям;
отношение
к
посторонним,
демонстрируемое
старшими – из этого и
складывается понятие ребенка о нормах
поведения и правильных отношениях.
Роль семьи в социализации дошкольника
Родителям
не
стоит
пытаться
полностью
изолировать ребенка от стихийной социализации,
но -
необходимо
держать
это
под
контролем
и
корректировать
влияние
таких
факторов
во
избежание негативных последствий.
Задача детских дошкольных учреждений- компенсация
недостаточной интенсивности социализации детей и
придание ей большей гармоничности.
Решением
является
-
ненавязчиво
и
убедительно
помочь
ребенку
выбрать,
как
именно
он
будет
производить
впечатление
на
окружающих:
склонностью к конфликтам, дерзкими выходками или
конструктивными
поступками,
помощью,
дружелюбием, инициативностью и т.д.
Роль детского сада в процессе социализации
ребенка.
Решением
этой
задачи
является
-
ненавязчиво
и
убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он
будет производить впечатление на окружающих:
склонностью
к
конфликтам,
дерзкими
выходками
или
конструктивными
поступками,
помощью,
дружелюбием, инициативностью
и т.д.
Умения:
- войти в детское общество;
- действовать совместно с другими;
- следовать и уступать общественным нормам;
- контролировать свои желания и др.
социально-личностные качества дошкольников:
- интерес ребенка к себе;
- интерес к сверстникам;
- отношение ребенка к группе детского
сада и др.
Показатели успешного социального развития дошкольника в детском
саду:
.
«Игра—это первая школа общественного воспитания
ребёнка, арифметика социальных отношений».
Л.
С. Выготский
ИГРА – средство развития личности;
ИГРА – средство общения;
ИГРА – форма организации детского общества;
ИГРА – способ обучения и самообучения;
ИГРА – средство коррекции развития ребёнка;
ИГРА – диагностическое средство;
ИГРА – психотерапевтическое средство.
Значимость игры в социализации
дошкольников
Общая характеристика игры дошкольника:
ИГРА
самоценная
деятельность для
дошкольника;
деятельность
не обязательная,
не связанная с
достижением
выгодных для
ребенка целей;
деятельность,
доставляющая
удовольствие.
ИГРА – эта центральная деятельность ребёнка, имеющая
место во все времена и у всех народов;
ИГРА – служит средством реализации стремлений детей
участвовать в жизни взрослых ;
ИГРА – отражение конкретной эпохи и конкретного
периода развития общества;
ИГРА - часть общечеловеческой культуры (обогащает опыт,
развивает, обучает, воспитывает, социализирует);
ИГРА - специфический фактор всего, что окружает людей
в мире.
ДЕТСТВО – ПЕРИОД ИГРЫ
Изучение психологических основ игровой деятельности в нашей
стране в 20-е годы начал
Л. С. Выготский.
Его последователи: А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин.
Проблемам изучения игры большое внимание уделяли
К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко.
В настоящее время изучением игры, занимаются многие ученые
– А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, С. Л.
Новоселова, М. А. Васильева, А. А. Люблинская и многие другие.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
ИГРЫ
ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ –
СЮЖЕТНО-ОБРАЗНЫЕ
ИГРУШКИ
УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
детей в совместных
играх
ОСНОВНОЙ МОМЕНТ
ОРГАНИЗУЮЩЕГО
ИГРОВОГО
ВЗВАИМОДЕЙСТВИЯ –
ПРАВИЛА РОЛЕВОГО
ПОВЕДЕНИЯ
ПРЕДМЕТ ИГРОВОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ –
СОГЛАСОВАННОЕ
ПОСТРОЕНИЕ СЮЖЕТА
ИГРЫ
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ:
ИЗ-ЗА ИГРУШЕК
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
КОНФЛИКТОВ
в игровой деятельности
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ:
ЧАЩЕ ИЗ-ЗА
РОЛЕЙ
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ:
ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ ПО
ПОВОДУ ТОГО «БЫВАЕТ ТАК
ИЛИ НЕ БЫВАЕТ»
Дайте детству состояться!
Дайте детству наиграться!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!