Автор: Валентина Ивановна Духовская
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад "Капелька"
Населённый пункт: НСО Новосибирский район с.Криводановка
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "В гостях у природы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области – детский сад «Капелька»
(МБДОУ - детский сад «Капелька»)
Экологический проект
«В гостях у природы»
Воспитатель: Духовская Валентина Ивановна
с.Криводановка 2022г.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребёнка,
его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период
закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к
себе и окружающим людям.
«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам,
людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие
к нашему общему Дому, к Природе». (В.А.Алексеев)
Вид проекта: познавательно – информационно исследовательский,
групповой, долгосрочный.
Возраст детей: 5 – 6 лет
Продолжительность: 01.09.2022г. – 30.11.2022г.
Участники проекта: дети старшей группы «Капелька», воспитатели группы,
музыкальный руководитель, родители.
Цель проекта:
- формирование представлений о многообразии природных явлений;
- расширение и систематизация знаний детей об осени как времени года, её
признаках и явлениях.
Задачи проекта:
- углубить представления об осенних изменениях в природе;
- формировать познавательные умения детей при овладении
исследовательскими методами познания природы.
- развивать умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой
природы, развивать умение видеть красоту окружающего природного мира,
разнообразия его красок и форм;
- учить отражать наблюдения и полученные знания в различных видах
деятельности;
- воспитывать умение любоваться осенней природой, чувствовать её
красоту, развивать желания и умения сохранять окружающий мир природы;
- вовлекать родителей в педагогический и творческий процесс работы
группы, обогащая детско – родительские отношения опытом совместной
творческой деятельности.
Актуальность:
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному»
направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и
любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо
помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение
детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов,
шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у
них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их,
общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем,
исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок
дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я
запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и
надолго, когда слышит, видит и делает сам. Каждый ребенок – маленький
исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя
окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не
дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет
развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Форма реализации:
- дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
- работа с мнемотаблицами и алгоритмами;
- непосредственно образовательная деятельность;
- беседы;
- рассматривание иллюстраций, открыток, тематических альбомов;
- использование DVD для просмотра презентации об осени;
- работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в
природе, об их причинах;
- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по
теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения,
составлять рассказы по предложенному материалу;
- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей
ответственного отношения к природе как к основе экологических условий
жизни;
- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного
эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи
и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной
деятельности;
- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического,
физического благополучия детей.
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительный:
- определить цели и задачи по теме проекта;
- составить план работы, определить формы и методы;
- подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор наглядно – дидактического материала, детской художественной
литературы, дидактических игр, репродукций художественных картин на
осеннюю тематику;
- организация развивающей среды;
- привлечение родителей к помощи в поиске необходимой информации, в
приобретении природного материала, интересных по форме плодов с
приусадебного участка.
2 этап – основной (практический):
- работа с детьми;
- взаимодействие с родителями.
3 этап – заключительный:
- подведение итогов проекта;
- оценка достигнутых результатов.
Методическое обеспечение проекта:
1.Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания
дошкольников.
2.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду:
Работа с детьми средних и старших групп детского сада.
3. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию»
4. Иванова А.И. Экологическое наблюдение и экспериментирование в
детском саду.
5. Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч»,
«Ребёнок в детском саду» по экологическому воспитанию детей.
6. Артемова Л.Н. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.
7. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей
дошкольного возраста.
8. Кобзева Т.Г., Холодова И.А. Организация деятельности детей на прогулке.
Формы работы с детьми:
чтение художественной литературы, презентации, беседы, непосредственная
образовательная деятельность, наблюдения, художественное творчество
( рисование, аппликация, лепка), дидактические игры, пальчиковые игры,
физкультминутки, инсценировки, подвижные и музыкальные игры.
Основные направления
1. Физическое развитие
Физическая культура:
-комплексы утренней гимнастики «Заячья зарядка», «Перелётные птицы»;
-пальчиковая гимнастика «Мы капустку рубим», «Паучок»;
-физкультминутки «Листопад», «Осенний дождь», «Ветер - ветерок»;
-подвижные игры «Огуречик», «Солнышко и дождик», «Совушка», «Птицы и дождь»,
«Перелёт птиц», «Коршун и наседка», «Белки на дереве».
Здоровье:
- беседы «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Съедобные, несъедобные
грибы», «Как правильно вести себя в лесу»;
- игровой тренинг «Полезно – не полезно»
2. Социально-личностное развитие
- сюжетно-ролевые игры «Везем с поля урожай», магазин «Овощи-фрукты», «Хозяйки
делают запасы», «Встречаем гостей»;
- драматизация сказки «Репка», «Под грибом»;
- настольные игры –домино «Овощи-фрукты», лото «Растительный мир», «Урожай»,
«Дары природы», «Во саду ли в огороде», «Что я видел в лесу»
Труд: уборка цветника от сухих стеблей, уборка участка от опавших листьев, сбор
семян на цветнике.
3. Познавательно-речевое развитие
Сенсорное развитие:
-дидактические игры «Собери грибы в корзинку», «С какого дерева плод?», «Узнай
дерево по листочку», «Собери: овощи – в корзинку, фрукты – в вазу, ягоды – в тарелку»,
«Найди отличия», «Составь листочек».
- рассматривание и сравнение овощей, фруктов (по цвету, форме, размеру, вкусу);
- тематические занятия на темы «Листопад», «Белочкины запасы», «Овощной магазин» ?
- ознакомление с окружающим миром- беседы «Что нам осень принесла», «У медведя во
бору», «От грядки до обеденного стола»
Ознакомление с природой
- беседы: «Осень золотая», «Как звери и птицы к зиме готовятся», «Что нам осень
принесла»;
- цикл наблюдений «Насекомые», «Листопад листопад», «Пернатые друзья», «Мы-
синоптики»;
- решение проблемных ситуаций «Найди, где ветер спрятался», «Почему исчезли
мухи», «Дождь-это хорошо или плохо?», «Чем отличается ель от других деревьев
осенью».
Развитие речи
- рассматривание сюжетных картин «Уборка урожая» (сад, огород), «Дети собирают
грибы»;
- творческое рассказывание « Мой любимый фрукт и овощ»;
- дидактические игры: «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?», «С какого
дерева листок?», «Дерево, кустик, цветок», «Детки с какой ветки?»;
- чтение и заучивание стихотворений – И.А.Бунин «Листопад», А.К. Толстой «Осень»,
Г.М. Новицкая «Летний сад», Е.Благинина «Здравствуй, осень!»;
- чтение: украинская сказка «Колосок», «Три поросенка» (англ. перевод С.Михалкова),
В.Сутеев «Мешок яблок», «Под грибом», Ю. Тувим «Овощи, А.А.Блок «Зайчик»,
«Храбрый опенок» Э. Шим, «Грибная аптека А.Лопатина, «Осень» Т. Скребицкий
М. Пришвин «Листопад», «Осенние листочки» , О. Иваненко «Спокойной ночи»
И. Соколов – Микитов «Листопадничек»
Художественно-эстетическое развитие
- рисование: «Золотая осень», «На яблоне поспели яблоки», «Овощи созрели: пора
собирать и на стол подавать»;
- аппликация: «Косынка для осени», «Украшаем шарфики для зверят», «Узоры из
осенних листьев»;
- лепка «Огурец, помидор», «Грибы для белочки», «Фрукты для магазина»; «Ежиная
семейка», «Осеннее дерево» (пластилинопластика),
- ручной труд «Астры-осенние цветы»
Наблюдения на прогулке:
за туманом и насекомыми, за сезонными изменения в природе и погодой, за
деревьями и птицами, как одеты люди осенью, за изменениями в лужах, за
небом и дождем, за утренними заморозками, инеем и первым снегом.
Наблюдения на прогулке за явлениями неживой природы (туман, воздух,
дождь, иней, утренний заморозок, мокрый снег, ветер, небо) способствовали
обогащению словаря, развитию у детей наблюдательности, умения различать
изменения в характере погоды, способности объяснять сезонные изменения.
Наблюдения за цветами, деревьями, птицами, насекомыми
способствовали обогащению словаря, развитию воспитанности,
отзывчивости, доброты, интереса к живому миру природы, учили
устанавливать связь между погодой и поведением птиц, животных и
насекомых.
Исследовательская деятельность на прогулке :
- куда и как прячутся насекомые;
- сколько дождевой воды в стакане?
- есть ли в почве воздух, вода, глина и песок, перегной?
- определить, когда замёрзнут руки (в перчатках или без них);
- рассматривание льдинок: они прозрачные, тают в руках быстрее, чем на
рукавице;
- разноцветное небо: доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в
разноцветные стёкла;
- дождь смывает грязь и песок с предметов ( под дождь положить несколько
формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с
водой);
- «музыка дождя». Дети кладут под дождь дном кверху: алюминиевую
кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по
различной поверхности.
Продуктивная деятельность на прогулке:
- «Нарисуй картинку» - рисование на мокром песке;
- «Выложи картинку» - выкладывание насекомых из листочков;
- «Печём пироги с капустой, картофелем, морковью»- игры с песком;
- «Выложи узор» - из мелких веточек, из семян;
- «Составь узор из опавших листьев».
Взаимодействие с родителями:
- ширма - раскладушка «К нам осень пришла»;
- консультации «Одежда для прогулок», «Развивающие игры на прогулке
осенью», «Что нам дарит листопад?»;
- родительское собрание (деловая игра) «Природа глазами ребёнка»;
- сбор природного материала;
- участие в выставке поделок из овощей «Необычное из обычного»;
- участие в выставке поделок из природного и бросового материала «Картина
из мусорной корзины»;
- участие в фотовыставке «Природа родного края»;
- совместное рисование с детьми на тему проекта.
Итог проекта:
- музыкальное развлечение «В гостях у Осени».
- оформление лэпбука «Осень»;
Лэпбук – это исследовательская и творческая работа одновременно. Все
материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе
познавательную и развивающую функции.
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все
этапы проекта:
1.целеполагание (выбор темы);
2. разработка (составление плана);
3.выполнение (практическая часть);
4. подведение итогов.
Оценка результатов проекта.
В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:
- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости
бережного отношения к ней, углубились знания об осени и её признаках;
- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную
деятельность;
- у детей создано радостное настроение;
- сформирован интерес к совместному творчеству, к изготовлению поделок
из природного материала;
- благодаря совместной деятельности установились партнерские отношения
между детьми и родителями, повысился уровень экологической компетенции
родителей, повысилась роль семьи в воспитании у детей любви к природе.