Напоминание

Формирование и поддержка учебной мотивации детей


Автор: Виктория Александровна Гтоева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №11
Населённый пункт: г. Ардон, РСО-Алания
Наименование материала: Буклет
Тема: Формирование и поддержка учебной мотивации детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Памятка для родителей

ФОРМИРОВАНИЕ И

ПОДДЕРЖКА

УЧЕБНОЙ МОТИВА-

ЦИИ ДЕТЕЙ

(по материалам газеты «Школьный

психолог»)

«Современные дети не хотят учиться». Эта фраза

стала не просто расхожей, она превратилась в нечто

вроде присказки. Или глобального объяснительного

принципа неудач взрослых в трудном деле обучения

подрастающего поколения. Определенная доля прав-

ды в этом утверждении есть, но какое-то оно непол-

ное, чего-то в нем явно не хватает... Взрослых в нем и

не

хватает

их

доли

ответственности.

Помните знаменитую формулу революционной ситу-

ации по В.И. Ленину? «Низы не хотят, а верхи не мо-

гут...» Пожалуй, при небольшой косметической по-

правке она вполне годится для характеристики сего-

дняшнего положения в образовании: «Дети не хотят,

а

взрослые

не

могут

учить

их

по-старому».

И что же делать? Логика подсказывает два возмож-

ных пути изменения ситуации.

Путь первыйзаставить детей хотеть, тогда и

взрослые смогут их учить. Путь второй — научить-

ся учить по-другому, так, чтобы дети научились хо-

теть учиться. Оба пути возможны. «Заставить хо-

теть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в прин-

ципе возможно. Метод «кнута и пряника», социаль-

ное

давление,

поддержка

мощного

социального

«надо» в сознании ученика — все это методы старые,

проверенные, в том числе в российской педагогике.

На этом пути главное — неусыпный и постоянный

контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь ис-

чезнет.

Второй путь интереснее и приятнее, он предполага-

ет опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и

свои недостатки: его реализация невозможна без су-

щественного изменения педагогических средств, ис-

пользуемых для создания и поддержания учебной

мотивации. Здесь нужны таких педагогические сред-

ства, с помощью которых можно создавать внутрен-

нюю мотивацию, обучать детей непростому искус-

ству хотения учиться.

В последние годы в массовом психолого-педагогиче-

ском сознании происходит постепенное искажение

самого понятия «учебная мотивация». В портрете

идеального, «замотивированного» ученика начинают

все отчетливее проступать мрачные черты должен-

ствования: это ребенок, понимающий смысл учебы

для себя, осознающий, зачем и почему он должен

учиться, умеющий сознательно ставить учебные цели

и т.д. Осознанная учебная мотивация — это замеча-

тельно, но не на всех этапах обучения возможная и не

для всех детей подходящая. Для многих детей харак-

терна не осознанная учебная мотивация, а желание

учиться, установка на учебу, и это не менее ценно.

ТАК ГДЕ ЖЕ ИСТОКИ УЧЕБНОЙ

МОТИВАЦИИ?

На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким вну-

тренним источникам активности ребенка подклю-

чаться, для того чтобы побуждать его к учебному тру-

ду?

Ниже представлен перечень таких источников, не

претендующий на безусловную полноту, но тем не

менее весьма объемный.

Интерес к информации (познавательная потреб-

ность).

Интерес к способу действия.

Интерес к людям, организующим процесс или

участвующим в нем.

Потребность в самовыражении и (или) самопрезен-

тации.

Потребность в самопознании и (или) самовоспита-

нии.

Актуализация творческой позиции.

Осознание значимости происходящего для себя и

других.

Потребность в социальном признании.

Избегание наказания (физического или морально-

го).

Получение материальных выгод и преимуществ.

Внутренних

психологических

источников

учебной

мотивации существует очень много, и если все их гра-

мотно задействовать, проблем может стать значительно

меньше.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Поддерживать и формировать интерес к инфор-

мации

«Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова

психологическая природа этого источника учебной

мотивации. Роль взрослых – поощрять этот Интерес.

Большинство детей приходит в школу «почемучка-

ми», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть

туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду.

Конечно, в разные возрастные периоды содержание

познавательных

интересов

различно.

Младших

школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено,

младших подростков — эта же тема, а еще то, что все

работает, собирается и разбирается. Подростков по-

старше — как устроены они сами, старшеклассников

— как устроен мир и то, что находится за пределами

человеческого понимания. И конечно, во всех возрас-

тах притягательны тайны, загадки, интриги, которые

взрослые целенаправленно могут использовать в сво-

ей работе.

2. Поддерживать и стимулировать интерес к

способу действия

Нормальная и очень ценная человеческая потреб-

ность — понять, как что-то делается, и сделать это

еще лучше. Дойти до эффективного способа решения

задачи самому — это удовольствие. Удовольствие ис-

следователя, первооткрывателя, творца. Передавая

готовые способы действия и «натаскивая» учеников

на

их

автоматическое

стопроцентное

воспроиз-

водство, мы лишаем их истинно человеческого насла-

ждения. А значит, взрослым необходимо развивать

самостоятельность мышление детей.

3. Использовать детский интерес к людям, органи-

зующим процесс обучения

В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-

то результат, а кого-то — возможность общения, по-

строения отношений. Возможность общаться в ходе

учебного процесса для многих школьников — огром-

ный стимул. Естественно, что общение в этом случае

должно быть встроено в учебный процесс, надо не

мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать.

Другой аспект — это общение с педагогом. Если уче-

ние построено таким образом, что у ребенка есть воз-

можность выстраивать ценные для него отношения с

педагогом, для целой группы учеников это может

быть стимулом.

4. Создавать условия для реализации потребности

в самовыражении и самопрезентации

Если человеку присуща такая черта, как демонстра-

тивность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь.

Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально,

когда демонстративные дети лишены возможности

проявлять эту свою особенность «законным» путем, а

вынуждены устраивать представления, кривляться,

нарушать ход урока, в общем — выступать в роли

шутов и хулиганов. Но не только демонстративным

детям нужны учебные ситуации, позволяющие пре-

зентировать себя, свои таланты и возможности. Они

нужны всем, а следовательно — стимулируют к уче-

бе.

5. Помогать детям удовлетворить потребность в

самопознании и самовоспитании

Она актуализируется у большинства учащихся в под-

ростковый период. Отсюда — огромный интерес к

психологическим тестам, урокам психологии: там

ведь идет разговор о них самих. Между тем совре-

менные курсы литературы, истории, биологии и мно-

гих других школьных дисциплин могут быть поданы

таким образом, чтобы опираться на эту потребность и

тем самым повышать интерес учеников к предмету.

Ресурс для актуализации потребности в самовоспита-

нии — это разнообразные ситуации преодоления, ко-

торые необходимо создавать для школьников в учеб-

ном процессе.

6. Актуализировать творческую позицию детей

С этой целью необходимо использовать ситуации,

предполагающие проявление нестандартности, твор-

ческости,

создания

абсолютно

нового

продукта

(пусть даже чисто учебного по своей сути). Данный

способ повышения интереса к учебе один из самых

оптимальных.

7. Создавать условия для осознания значимости

происходящего для себя и для других

Взрослым необходимо стимулировать ту самую «осо-

знанную» учебную мотивацию: «Я учусь потому, что

мне это надо». Осознанная мотивация — удел стар-

шеклассников. До нее нужно дорасти. И очень хоро-

шо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмо-

циональным интересом. Иначе учеба становится про-

дуктивным, но очень энергозатратным процессом для

ребенка: постоянно нужно объяснять себе значимость

совершаемых усилий на рациональном уровне.

8. Создавать ситуацию успеха и социального при-

знания

Эту естественную потребность для детей, которые го-

товы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их

любили, уважали значимые взрослые, так же следует

целенаправленно использовать. Этот источник учеб-

ной активности мощно используется в сегодняшней

педагогической практике и родителями и учителями.

9. Использование мотивов избегание наказания,

получение материальных выгод и преимуществ

Весьма

распространенный

и

часто

действенный

способ стимуляции активности. Более того, для мно-

гих школьников младшего и среднего школьного воз-

раста практически незаменимый: если внутренние ис-

точники познавательной активности слабы, желание

проявить себя и заявить о себе не развито, без них

трудно обойтись. Но нужно понимать, что такого

рода гедонистические стимулы исчерпаемы и для

своей подпитки требуют постоянного увеличения

«габаритов» как наказания, так и поощрения. Если

они — единственный источник активности, вряд ли

мы можем ожидать от ребенка хороших учебных ре-

зультатов.

Научиться грамотно сочетать все возможные

способы побуждения ребенка к учебной активно-

сти, вовремя переходить от одного способа к дру-

гому, подбирая к каждому отдельному человеку его

личную, индивидуальную «кнопочку» — это хоро-

ший шанс поддержания учебной мотивации.



В раздел образования