Автор: Виктория Александровна Гтоева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №11
Населённый пункт: г. Ардон, РСО-Алания
Наименование материала: Буклет
Тема: Формирование и поддержка учебной мотивации детей
Раздел: дошкольное образование
Памятка для родителей
ФОРМИРОВАНИЕ И
ПОДДЕРЖКА
УЧЕБНОЙ МОТИВА-
ЦИИ ДЕТЕЙ
(по материалам газеты «Школьный
психолог»)
«Современные дети не хотят учиться». Эта фраза
стала не просто расхожей, она превратилась в нечто
вроде присказки. Или глобального объяснительного
принципа неудач взрослых в трудном деле обучения
подрастающего поколения. Определенная доля прав-
ды в этом утверждении есть, но какое-то оно непол-
ное, чего-то в нем явно не хватает... Взрослых в нем и
не
хватает
—
их
доли
ответственности.
Помните знаменитую формулу революционной ситу-
ации по В.И. Ленину? «Низы не хотят, а верхи не мо-
гут...» Пожалуй, при небольшой косметической по-
правке она вполне годится для характеристики сего-
дняшнего положения в образовании: «Дети не хотят,
а
взрослые
не
могут
учить
их
по-старому».
И что же делать? Логика подсказывает два возмож-
ных пути изменения ситуации.
Путь первый — заставить детей хотеть, тогда и
взрослые смогут их учить. Путь второй — научить-
ся учить по-другому, так, чтобы дети научились хо-
теть учиться. Оба пути возможны. «Заставить хо-
теть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в прин-
ципе возможно. Метод «кнута и пряника», социаль-
ное
давление,
поддержка
мощного
социального
«надо» в сознании ученика — все это методы старые,
проверенные, в том числе в российской педагогике.
На этом пути главное — неусыпный и постоянный
контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь ис-
чезнет.
Второй путь интереснее и приятнее, он предполага-
ет опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и
свои недостатки: его реализация невозможна без су-
щественного изменения педагогических средств, ис-
пользуемых для создания и поддержания учебной
мотивации. Здесь нужны таких педагогические сред-
ства, с помощью которых можно создавать внутрен-
нюю мотивацию, обучать детей непростому искус-
ству хотения учиться.
В последние годы в массовом психолого-педагогиче-
ском сознании происходит постепенное искажение
самого понятия «учебная мотивация». В портрете
идеального, «замотивированного» ученика начинают
все отчетливее проступать мрачные черты должен-
ствования: это ребенок, понимающий смысл учебы
для себя, осознающий, зачем и почему он должен
учиться, умеющий сознательно ставить учебные цели
и т.д. Осознанная учебная мотивация — это замеча-
тельно, но не на всех этапах обучения возможная и не
для всех детей подходящая. Для многих детей харак-
терна не осознанная учебная мотивация, а желание
учиться, установка на учебу, и это не менее ценно.
ТАК ГДЕ ЖЕ ИСТОКИ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ?
На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким вну-
тренним источникам активности ребенка подклю-
чаться, для того чтобы побуждать его к учебному тру-
ду?
Ниже представлен перечень таких источников, не
претендующий на безусловную полноту, но тем не
менее весьма объемный.
Интерес к информации (познавательная потреб-
ность).
Интерес к способу действия.
Интерес к людям, организующим процесс или
участвующим в нем.
Потребность в самовыражении и (или) самопрезен-
тации.
Потребность в самопознании и (или) самовоспита-
нии.
Актуализация творческой позиции.
Осознание значимости происходящего для себя и
других.
Потребность в социальном признании.
Избегание наказания (физического или морально-
го).
Получение материальных выгод и преимуществ.
Внутренних
психологических
источников
учебной
мотивации существует очень много, и если все их гра-
мотно задействовать, проблем может стать значительно
меньше.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Поддерживать и формировать интерес к инфор-
мации
«Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова
психологическая природа этого источника учебной
мотивации. Роль взрослых – поощрять этот Интерес.
Большинство детей приходит в школу «почемучка-
ми», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть
туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду.
Конечно, в разные возрастные периоды содержание
познавательных
интересов
различно.
Младших
школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено,
младших подростков — эта же тема, а еще то, что все
работает, собирается и разбирается. Подростков по-
старше — как устроены они сами, старшеклассников
— как устроен мир и то, что находится за пределами
человеческого понимания. И конечно, во всех возрас-
тах притягательны тайны, загадки, интриги, которые
взрослые целенаправленно могут использовать в сво-
ей работе.
2. Поддерживать и стимулировать интерес к
способу действия
Нормальная и очень ценная человеческая потреб-
ность — понять, как что-то делается, и сделать это
еще лучше. Дойти до эффективного способа решения
задачи самому — это удовольствие. Удовольствие ис-
следователя, первооткрывателя, творца. Передавая
готовые способы действия и «натаскивая» учеников
на
их
автоматическое
стопроцентное
воспроиз-
водство, мы лишаем их истинно человеческого насла-
ждения. А значит, взрослым необходимо развивать
самостоятельность мышление детей.
3. Использовать детский интерес к людям, органи-
зующим процесс обучения
В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-
то результат, а кого-то — возможность общения, по-
строения отношений. Возможность общаться в ходе
учебного процесса для многих школьников — огром-
ный стимул. Естественно, что общение в этом случае
должно быть встроено в учебный процесс, надо не
мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать.
Другой аспект — это общение с педагогом. Если уче-
ние построено таким образом, что у ребенка есть воз-
можность выстраивать ценные для него отношения с
педагогом, для целой группы учеников это может
быть стимулом.
4. Создавать условия для реализации потребности
в самовыражении и самопрезентации
Если человеку присуща такая черта, как демонстра-
тивность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь.
Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально,
когда демонстративные дети лишены возможности
проявлять эту свою особенность «законным» путем, а
вынуждены устраивать представления, кривляться,
нарушать ход урока, в общем — выступать в роли
шутов и хулиганов. Но не только демонстративным
детям нужны учебные ситуации, позволяющие пре-
зентировать себя, свои таланты и возможности. Они
нужны всем, а следовательно — стимулируют к уче-
бе.
5. Помогать детям удовлетворить потребность в
самопознании и самовоспитании
Она актуализируется у большинства учащихся в под-
ростковый период. Отсюда — огромный интерес к
психологическим тестам, урокам психологии: там
ведь идет разговор о них самих. Между тем совре-
менные курсы литературы, истории, биологии и мно-
гих других школьных дисциплин могут быть поданы
таким образом, чтобы опираться на эту потребность и
тем самым повышать интерес учеников к предмету.
Ресурс для актуализации потребности в самовоспита-
нии — это разнообразные ситуации преодоления, ко-
торые необходимо создавать для школьников в учеб-
ном процессе.
6. Актуализировать творческую позицию детей
С этой целью необходимо использовать ситуации,
предполагающие проявление нестандартности, твор-
ческости,
создания
абсолютно
нового
продукта
(пусть даже чисто учебного по своей сути). Данный
способ повышения интереса к учебе один из самых
оптимальных.
7. Создавать условия для осознания значимости
происходящего для себя и для других
Взрослым необходимо стимулировать ту самую «осо-
знанную» учебную мотивацию: «Я учусь потому, что
мне это надо». Осознанная мотивация — удел стар-
шеклассников. До нее нужно дорасти. И очень хоро-
шо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмо-
циональным интересом. Иначе учеба становится про-
дуктивным, но очень энергозатратным процессом для
ребенка: постоянно нужно объяснять себе значимость
совершаемых усилий на рациональном уровне.
8. Создавать ситуацию успеха и социального при-
знания
Эту естественную потребность для детей, которые го-
товы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их
любили, уважали значимые взрослые, так же следует
целенаправленно использовать. Этот источник учеб-
ной активности мощно используется в сегодняшней
педагогической практике и родителями и учителями.
9. Использование мотивов избегание наказания,
получение материальных выгод и преимуществ
Весьма
распространенный
и
часто
действенный
способ стимуляции активности. Более того, для мно-
гих школьников младшего и среднего школьного воз-
раста практически незаменимый: если внутренние ис-
точники познавательной активности слабы, желание
проявить себя и заявить о себе не развито, без них
трудно обойтись. Но нужно понимать, что такого
рода гедонистические стимулы исчерпаемы и для
своей подпитки требуют постоянного увеличения
«габаритов» как наказания, так и поощрения. Если
они — единственный источник активности, вряд ли
мы можем ожидать от ребенка хороших учебных ре-
зультатов.
Научиться грамотно сочетать все возможные
способы побуждения ребенка к учебной активно-
сти, вовремя переходить от одного способа к дру-
гому, подбирая к каждому отдельному человеку его
личную, индивидуальную «кнопочку» — это хоро-
ший шанс поддержания учебной мотивации.