Автор: Иосифиди Марина Ильинична
Должность: учитель начальных улассов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№7 им.П.Д.Стерняевой
Населённый пункт: г.Геленджик Краснодарский край
Наименование материала: разработка внеурочного занятия по кубановедению
Тема: "Традиции и быт кубанских казаков. Кубанская ярмарка."
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 имени П.Д.Стерняевой
муниципального образования город-курорт Геленджик
РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО
КУБАНОВЕДЕНИЮ
«Традиции и быт кубанских казаков.
Кубанская ярмарка».
Номинация: «Особенности организации внеклассной работы по
кубановедению».
Учитель начальных классов и кубановедения :
Иосифиди Марина Ильинична.
МБОУ СОШ №7 им.П.Д.Стерняевой
2017 год.
Предмет, класс
Внеурочное занятие по кубановедению «Традиции и быт
кубанских казаков. Кубанская ярмарка», 3 класс. Учитель:
Иосифиди М.И.
Тема урока
Традиции и быт кубанских казаков. Кубанская ярмарка.
Цель урока
Приобщение
учащихся
к
наследию
народной
культуры
на
примере знакомства с казачьим бытом.
Задачи урока
образовательные
Познакомить
с
характерными
особенностями
казачьей
ярмарки
развивающие
Формировать
умение
создавать
художественный
образ
в
декоративной
композиции,
закрепить
навыки
использования
техники аппликации цветной бумаги.
воспитательные
Воспитывать
эстетическое
отношение
к
произведениям
национальной культуры
Тип урока
Урок закрепления изученного материала
Средства
обучения,
оборудование
Выставка
декоративно-прикладного
искусства
«Кубанский
быт» школьного краеведческого музея, костюмы для творческой
работы учащихся, кубанские музыкальные инструменты.
Структура урока
Организационна
я часть урока
Проверка готовности к уроку народного творчества.
Актуализация
знаний
Сообщение темы урока.
Постановка проблемного вопроса.
Ребята, интересовались ли вы тем, как жили наши предки?
Как проходила кубанская ярмарка, когда был убран урожай с
полей и огородов? Какие традиции и обычаи соблюдали?
Ответы детей.
Изучение нового
Диалог.
материала
(Учащиеся казачьего класса встречают гостей караваем.)
Ученик 1:
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт.
Ученик 2:
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается –
Наша ярмарка открывается!
Ученик 3:
Добро пожаловать,
Гости званые и желанные!
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые!
Учитель:
Здравствуйте,
гости
дорогие!
Здравствуйте
люди
добрые!
В
старину, у нас на Кубани, когда был убран богатый урожай с полей,
с огородов, очень любили проводить народные ярмарки.
Ученик 4:
-Люди
веселились
и
пели,
и
плясали,
и
Кубань
–
матушку
прославляли.
Ученик 5:
Я девчонка молодая,
Я гуляния люблю,
Подходи честной народ,
Всех Вас ярмарка зовёт!
Ученик 6:
Дорогих гостей встречаем,
Круглым пышным караваем,
Он на блюдце расписном,
С белоснежным рушником.
Каравай мы Вам подносим,
Поклонясь
отведать
просим.(Мальчик
и
девочка
в
кубанских
костюмах кланяются, и подают каравай гостям).
Ученик 7:
Ярмарка считалась у казаков праздником, а народная мудрость
гласит: «Любая душа празднику рада».
Ученик 8:
Посмотрите вокруг:
Зачарует краса,
Нету края прекраснее нашего,
Золотятся хлеба, зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена.
Ученик 9:
А какие сады на Кубани у нас,
А какие девчата – красавицы!
Кубань – это житница нашей страны,
Стихами и песнями славится.
(Ученики казачьего класса исполняют песню «Казачата»).
Учитель:
Ярмарки в старину бывали разные – весенние, летние, осенние и
зимние.
Ученик 10:
А на ярмарке товару всякого навезли со всей округи. Тут тебе и
хлеб, и овощи, и фрукты. И чего тут только нет.
Ученик 11:
Одарила осень – гостья,
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов.
Ученик 12:
Осень – славная пора,
Любит очень детвора
Груши, сливы, виноград –
Всё поспело для ребят.
Ученик 13:
Сливы сладкие как мёд
Будет на зиму компот
И варенье, и желе
В каждом доме на столе.
Ученик 14:
Так давайте славить осень?1
Песней, пляской и игрой.
Будем радоваться вместе –
Это осень, праздник твой!
Ученик 15:
Птицы стаями летят,
Грустно: дождь и листопад.
Ветер тучи в небе носит,
Потому что это – осень!
(Учащиеся казачьего класса исполняют песню «Осенью»).
Ученик 16:
А на ярмарке народ прибавляется,
А на ярмарке веселье продолжается.
Ученик 17:
Есть на ярмарке нашей расписные погремушки!
Ученик 18:
Есть ватрушки, бублики, приготовьте рублики!
Ученик 19:
Как у нас ли, тары- бары,
Всяки – разные товары…
Ученик 20:
Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите.
Ученик 21:
Кому бусы?
Кому баранки?
Кому платки расписные?
Небольшой расход,
Подходи народ.
Ученик 22:
Здесь платочки расписные, посадские,
Можно даже сказать, царские!
Я б себе и подружкам купила,
А потом поплясать пригласила.
(Девочки
казачьего
класса
исполняют
танец
«платочки
–
цветочки»).
Ученик 23:
Хочу, чтоб музыка звенела!
А ну, беритесь ка за дело!
Пусть коробки загремят,
А мешочки зашуршат
Пусть оркестр играет наш
Развесёлый перепляс!
(Мальчики
казачьего
класса
исполняют
шумовой
оркестр
на
кубанских инструментах: деревянные ложки, трещотки, балайка,
бубенцы и др.)
Учитель:
Вот так на Кубани проходили весёлые ярмарки. Богат и красив наш
кубанский край осенью. Красив своей природою, тружениками –
людьми, богат урожаями и традициями.
Ученик 24:
Вот и солнце закатилось
Суета остановилась.
Наша ярмарка закрывается
Пляской завершается.
(Ученики казачьего класса исполняют русский народный танец в
парах).
Ученик 25:
Пряники медовые,
Конфетки,
Сладкие коврижки,
И всё для вас детишки!
Ученик 26:
Вы ребята лучше всех
Очень звонкий у вас смех.
Каждый из вас молодец,
Тут и ярмарке конец!
Закрепление
изученного
материала
Кубань и современность
-
на
выставке
народных
промыслов
школьного
краеведческого
музея учащиеся показывают изученные техники
декоративно – прикладного творчества казаков.
Творческое задание: используя шаблоны подсолнухов, создать
цветов
в
технике
аппликации
цветной
бумаги
и
семечек.
Проводится мастер
–
класс
по
созданию
подсолнуха
–
как
символа Кубани.
Подведение
итогов
Анализ работ учащихся
Рефлексия