Напоминание

ЕГЭ по истории 2023 года: сложные задания и способы для подготовки.


Автор: Гуатижева Ирина Арсеновна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ"СОШ1"
Населённый пункт: КБР. Лескенский район. с.п. Анзорей
Наименование материала: статья
Тема: ЕГЭ по истории 2023 года: сложные задания и способы для подготовки.
Раздел: полное образование





Назад




ЕГЭ по истории 2023 года: сложные задания и способы для подготовки.

Единый государственный экзамен по истории школьники традиционно считают

сложным: на нем проверяется знание большого количества дат, фактов, имен

исторических деятелей. Нужно справляться с заданиями по истории русской

культуры, работать с исторической картой и документами, уметь аргументировать

свою точку зрения.

В 2023 году структура экзамена несколько изменилась, но основные требования

остались теми же. В первой части добавилось задание 8, где необходимо

проанализировать изображение, связанное с историей Великой Отечественной

войны,

и дать ответ

в виде слова (к примеру,

написать название

месяца,

географическое название или фамилию).

Кроме задания 8, Великой Отечественной войне посвящено задание 17. В нем

предполагается анализ двух фрагментов исторических текстов и приведение

информации

в контексте

этих

документов.

Знания

по истории

Великой

Отечественной войны потребуются и при выполнении других заданий, которые

входят в программу ЕГЭ.

Еще одна новация — задание 20, на сравнения двух исторических объектов.

При его решении необходимо сформулировать тезис и привести два обоснования

этого тезиса, использовав при их построении исторические факты. Основная

трудность связана с тем, что многие участники экзамена приводят не оценочный

тезис, а просто исторический факт, по сути, начинают сравнивать, не объясняя,

какие именно черты или стороны исторических объектов они анализируют.

Я рекомендую при выполнении задания 20

пользоваться оценочными

конструкциями с использованием слов «более» или «менее». Например, оценивая

реформы Петра I и Екатерины II, можно написать, что реформы Екатерины носили

более либеральный характер по сравнению с Петровскими. Дальше — привести

в качестве доказательств то, что Петр I ввел обязательную службу для дворян,

а Екатерина II подтвердила Манифест о вольности дворянства в Жалованной

грамоте дворянству. Оба эти документа расширяли объем прав дворянства,

вводили для них свободу предпринимательства, снимали многие ограничения,

в том числе на выезд за границу. Какие-то действия (например, реформы) были

более

успешными,

какие-то

действия —

более

радикальными.

Конечно,

использование

таких

словесных

конструкций

не обязательно,

но в процессе

подготовки

можно

научиться

их употреблять

и на их основе

построить

собственный ответ. Главное — приводить исторические факты.

Большие трудности всегда возникают при выполнении заданий

по исторической карте (в 2023 году это задания 9–12)

Основная проблема — неверная работа с картой при выполнении задания 9,

когда

участник

экзамена

соотносит

представленное

изображение

с другой

исторической эпохой, а значит, и ответы на другие вопросы (задания 10–12),

скорее всего, окажутся неправильными. Рекомендация здесь только одна — при

подготовке к экзамену постоянно использовать исторические атласы и контурные

карты — они могут быть как в печатном, так и в электронном виде.

Определение подлинности исторического источника, исторической карты.

Существуют определенные приемы, которые позволяют правильно

определять, оценивать исторический источник — вне зависимости от того,

идет ли речь о письменном источнике, изображении или исторической карте.

Необходимо найти так называемые маркеры — определенные элементы, которые

могут соответствовать только одной исторической эпохе. Для письменного

источника это географические названия, фамилии, названия государственных

органов власти, термины. Например, если в тексте упоминаются дворяне, то это

означает, что документ написан не ранее 1175 года (именно тогда дворяне впервые

появляются в письменных источниках). А указание на существование Избранной

рады может относиться только к краткому с исторической точки зрения периоду

1549–1560 годов, когда действовало собрание приближенных Ивана Грозного.

Точно так же упоминание села Молоди напрямую указывает на 1572 год,

Бородино — на 1812 год, а Прохоровка — на события 1943 года.

Точно так же проводится изучение исторической карты. Первое, на что нужно

обратить внимание, — очертания границ. Необходимо установить, какие города

входят в состав изображенного государства, а какие — не входят. К примеру, если

территория государства с центром в Москве очень невелика и занимает маленькую

часть Восточно-Европейской равнины, то речь идет об эпохе возвышения Москвы.

Если в состав этого государства входит Новгород — то это как минимум эпоха

Ивана III; если Смоленск, Псков и Рязань — как минимум время правления

Василия III; если же в составе этого государства мы видим Казань и Астрахань —

речь идет о времени правления Ивана Грозного или еще более поздних эпохах.

Работая

с изображениями

в

заданиях

15

и 16,

тоже

нужно

проводить

их оценивание и определение.

Если речь идет о марке, плакате или афише, то на изображении представлена

словесная информация; это может быть лозунг, название или год выпуска.

Допустим, если марка содержит надпись «600-летие Куликовской битвы»,

то несложно догадаться, что она выпущена в 1980 году. Такие изображения обычно

многослойны, в них присутствует несколько исторических пластов. У марок,

которые используются для составления заданий, всегда есть год выпуска, тема

и сюжет .

Архитектурные сооружения

можно определять по особенностям стиля.

Выделите время и разберитесь, чем барокко отличается от классицизма или

модерна, и вам станет ясно, что собор Василия Блаженного и храм Спаса на Крови,

которые так часто путают выпускники, — это совершенно разные сооружения,

отличающиеся

друг

от друга

и пропорциями,

и декором,

и даже

цветовым

решением. При составлении заданий используются фотографии сооружений,

занимающих

особое

место

в истории

русской

культуры,

знать

которые,

в принципе, должен каждый человек, а не только сдающий ЕГЭ. Почитайте про

историю

этих

зданий,

про

события,

свидетелем

которых

они

стали,

и архитектурные памятники в вашем сознании приобретут собственное лицо, так

что их невозможно будет перепутать на экзамене.

С выполнением заданий по истории культуры часто возникают проблемы.

Действительно, нужно знать основные архитектурные сооружения, памятники

скульптуры, литературные произведения. Лучше всего, на мой взгляд, иметь папку

на

компьютере

своеобразную

«базу

данных»,

в которой

будет

собрана

информация о наиболее значимых произведениях культуры каждой конкретной

эпохи, и время от времени просматривать ее. Тогда сформируется своеобразное

художественное представление об эпохе, и вы, например, почти автоматически

будете связывать здания, построенные в шатровом стиле, с событиями XVI–XVII

веков. Прочитайте литературные произведения, которые чаще всего попадаются

на ЕГЭ; тогда их содержание и авторов можно будет быстрее запомнить.

При выполнении задания 18 потребуется указать три причины или следствия

заданного события. Если они носят очевидный характер, достаточно указать само

событие-причину

или

событие-следствие,

а не прописывать

всю

причинно-

следственную связь. Например, практически в любом учебнике можно прочитать,

что опричнина и Ливонская война были предпосылками, т.е. причинами Смуты.

Важно, что при выполнении и проверке этого задания в качестве причин можно

указывать как непосредственно причины, так и предпосылки, и даже поводы.

Бывает, что причинно-следственная связь неочевидна и нуждается

в пояснениях, и тогда лучше привести всю логическую цепочку. Учитывайте, что

между событием-причиной и событием-следствием может пройти значительное

время, и тогда уж точно потребуется объяснить механизм воздействия.

Задание 19

предполагает, что участники экзамена приведут определение

заданного исторического понятия. Основной вопрос — где именно можно

ознакомиться со списком таких понятий. Советуем обратиться к Историко-

культурному стандарту, на основе которого разрабатывается ЕГЭ по истории.

Он содержит все основные факты, списки исторических деятелей и терминов,

проверка знания которых входит в задачи Единого государственного экзамена.

Каждый термин имеет уникальные признаки, которые необходимо указать

в определении.

Помните,

что

у понятий

существует

хронологическая

«привязка» — есть момент, когда они возникают (например, титул «царь»

применительно к русским правителям — в 1547 году), и момент, когда они

выходят из употребления (названия сословий и всех государственных органов

Российской империи перестали быть исторически актуальными в 1917 году, когда

Россия была провозглашена республикой, а все сословия отменены).

Всеобщая история

Особый вопрос — наличие в контрольных измерительных материалах (КИМ)

ЕГЭ по истории фактов всеобщей истории. Они используются только в двух

заданиях —

достаточно

несложном

задании

2,

где

нужно

установить

хронологическую

последовательность

событий,

и задании 21.

В последнем

необходимо привести аргументы в подтверждение заданной точки зрения, причем

один из них должен быть построен на материале всеобщей истории.

Рекомендую обратиться к последним страницам Кодификатора ЕГЭ, который

можно найти на сайте ФИПИ. Там перечислены основные события всеобщей

истории, знание которых проверяется на экзамене. В отличие от событий истории

России, знать точные даты здесь не обязательно, достаточно привязки факта

к десятилетию или даже веку. Нужно иметь общее представление о том, что

происходило в рамках этих событий, к истории, какой страны они относятся, кто

был

их инициатором,

какими

причинами

они

вызывались

и каковы

были

их последствия. Требования к записи ответа здесь не очень жесткие: необходимо

использовать исторические факты и объяснить, как именно они подтверждают

изложенную в задании точку зрения.

Успешность подготовки к экзамену зависит не только от количества

потраченного времени, но и от того, как именно человек изучает предмет. Если

воспринимать историю только как бессвязный список дат, имен и терминов —

ничего хорошего не выйдет. Так историю учить долго и скучно. Помните, что

история как наука в первую очередь предполагает историю как рассказ. События

очень часто напрямую связаны друг с другом, и если запомнить эту связь, то учить

что-то специально уже не нужно.

Например, мы знаем, что при Екатерине II Россия провела две войны

с Османской империей, и первая из этих войн шла с 1768 по 1774 год. Когда война

началась, Екатерина II распустила созванную незадолго до этого Уложенную

комиссию под предлогом того, что ее участникам необходимо ехать к месту

службы. Получается, что Уложенная комиссия была созвана накануне, в 1767 году.

А в следующем, 1769 году Екатерина II ввела бумажные деньги — ассигнации,

и тоже под предлогом военной необходимости (в казне не хватало серебра). В свою

очередь, окончание войны можно связать с восстанием Пугачева, которое

начинается в 1773 году, когда война еще идет (Пугачев участвовал в войне,

но по болезни решил просить о выходе в отставку), а заканчивается в 1775 году —

уже после подписания Кючук-Кайнарджийского мира. Так к одной выученной дате

сами собой добавляются еще три.

Как ни странно, но даты в истории — не главное, чтобы человек понимал связь

между событиями и соотносил конкретные действия с эпохами. Бывают случаи,

когда для правильного ответа на экзаменационные вопросы знание точных дат

вообще

не нужно.

Например,

задание

на установление

правильной

хронологической

последовательности

событий

можно

выполнить,

имея

представления только о веках, когда эти события происходили. Факты из истории

культуры чаще всего связываются либо также с веком, либо с правителем, при

котором было построено то или иное здание (например, Успенский собор

в Москве — при Иване III, и этого знания будет достаточно) или написано то или

иное литературное произведение (радищевское «Путешествие из Петербурга

в Москву» — при Екатерине II). Конкретные даты нужно знать при выполнении

заданий по истории ХХ века, но и здесь зачастую можно обойтись десятилетиями

или соотнесением фактов с конкретными темами

При подготовке стоит вооружиться сразу несколькими источниками —

учебником, хрестоматией, (при выполнении заданий 13–14), атласами, а если

вы оцениваете свое знание географии как слабое — еще и контурными картами.

Важно сопоставлять материал учебника с данными хрестоматий и атласов. И,

разумеется, лучше сверить список дат, имен и терминов, которые вы собираетесь

учить, с историко-культурным стандартом.

Не стоит бояться экзамена. Можно добавить уверенности в своих знаниях, если

регулярно решать задания открытого банка заданий ЕГЭ. Стоит очень внимательно

изучить материалы на сайте ФИПИ. Это не только демоверсия, спецификация

и кодификатор, но и методические рекомендации, в которых описано, как лучше

готовиться к экзамену, и по каким правилам проверяются задания с развернутым

ответом. Еще советую поработать с навигатором самостоятельной подготовки

к ЕГЭ.

Чем

лучше

вы будете

знать,

какие

требования

предъявляются

к выпускникам, тем более высоким будет ваш результат. Найдите и прочитайте

интересную

книжку

по истории —

пусть

даже

художественную, —

чтобы

не забывать, что история — это не только даты и термины, но и живые образы

прошлого нашей с вами страны.

Для полномерной подготовки к экзамену проводятся

вебинары

по особенностям ЕГЭ 2023 года.



В раздел образования