Автор: Гуатижева Ирина Арсеновна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ"СОШ1"
Населённый пункт: КБР. Лескенский район. с.п. Анзорей
Наименование материала: статья
Тема: ЕГЭ по истории 2023 года: сложные задания и способы для подготовки.
Раздел: полное образование
ЕГЭ по истории 2023 года: сложные задания и способы для подготовки.
Единый государственный экзамен по истории школьники традиционно считают
сложным: на нем проверяется знание большого количества дат, фактов, имен
исторических деятелей. Нужно справляться с заданиями по истории русской
культуры, работать с исторической картой и документами, уметь аргументировать
свою точку зрения.
В 2023 году структура экзамена несколько изменилась, но основные требования
остались теми же. В первой части добавилось задание 8, где необходимо
проанализировать изображение, связанное с историей Великой Отечественной
войны,
и дать ответ
в виде слова (к примеру,
написать название
месяца,
географическое название или фамилию).
Кроме задания 8, Великой Отечественной войне посвящено задание 17. В нем
предполагается анализ двух фрагментов исторических текстов и приведение
информации
в контексте
этих
документов.
Знания
по истории
Великой
Отечественной войны потребуются и при выполнении других заданий, которые
входят в программу ЕГЭ.
Еще одна новация — задание 20, на сравнения двух исторических объектов.
При его решении необходимо сформулировать тезис и привести два обоснования
этого тезиса, использовав при их построении исторические факты. Основная
трудность связана с тем, что многие участники экзамена приводят не оценочный
тезис, а просто исторический факт, по сути, начинают сравнивать, не объясняя,
какие именно черты или стороны исторических объектов они анализируют.
Я рекомендую при выполнении задания 20
пользоваться оценочными
конструкциями с использованием слов «более» или «менее». Например, оценивая
реформы Петра I и Екатерины II, можно написать, что реформы Екатерины носили
более либеральный характер по сравнению с Петровскими. Дальше — привести
в качестве доказательств то, что Петр I ввел обязательную службу для дворян,
а Екатерина II подтвердила Манифест о вольности дворянства в Жалованной
грамоте дворянству. Оба эти документа расширяли объем прав дворянства,
вводили для них свободу предпринимательства, снимали многие ограничения,
в том числе на выезд за границу. Какие-то действия (например, реформы) были
более
успешными,
какие-то
действия —
более
радикальными.
Конечно,
использование
таких
словесных
конструкций
не обязательно,
но в процессе
подготовки
можно
научиться
их употреблять
и на их основе
построить
собственный ответ. Главное — приводить исторические факты.
Большие трудности всегда возникают при выполнении заданий
по исторической карте (в 2023 году это задания 9–12)
Основная проблема — неверная работа с картой при выполнении задания 9,
когда
участник
экзамена
соотносит
представленное
изображение
с другой
исторической эпохой, а значит, и ответы на другие вопросы (задания 10–12),
скорее всего, окажутся неправильными. Рекомендация здесь только одна — при
подготовке к экзамену постоянно использовать исторические атласы и контурные
карты — они могут быть как в печатном, так и в электронном виде.
Определение подлинности исторического источника, исторической карты.
Существуют определенные приемы, которые позволяют правильно
определять, оценивать исторический источник — вне зависимости от того,
идет ли речь о письменном источнике, изображении или исторической карте.
Необходимо найти так называемые маркеры — определенные элементы, которые
могут соответствовать только одной исторической эпохе. Для письменного
источника это географические названия, фамилии, названия государственных
органов власти, термины. Например, если в тексте упоминаются дворяне, то это
означает, что документ написан не ранее 1175 года (именно тогда дворяне впервые
появляются в письменных источниках). А указание на существование Избранной
рады может относиться только к краткому с исторической точки зрения периоду
1549–1560 годов, когда действовало собрание приближенных Ивана Грозного.
Точно так же упоминание села Молоди напрямую указывает на 1572 год,
Бородино — на 1812 год, а Прохоровка — на события 1943 года.
Точно так же проводится изучение исторической карты. Первое, на что нужно
обратить внимание, — очертания границ. Необходимо установить, какие города
входят в состав изображенного государства, а какие — не входят. К примеру, если
территория государства с центром в Москве очень невелика и занимает маленькую
часть Восточно-Европейской равнины, то речь идет об эпохе возвышения Москвы.
Если в состав этого государства входит Новгород — то это как минимум эпоха
Ивана III; если Смоленск, Псков и Рязань — как минимум время правления
Василия III; если же в составе этого государства мы видим Казань и Астрахань —
речь идет о времени правления Ивана Грозного или еще более поздних эпохах.
Работая
с изображениями
в
заданиях
15
и 16,
тоже
нужно
проводить
их оценивание и определение.
Если речь идет о марке, плакате или афише, то на изображении представлена
словесная информация; это может быть лозунг, название или год выпуска.
Допустим, если марка содержит надпись «600-летие Куликовской битвы»,
то несложно догадаться, что она выпущена в 1980 году. Такие изображения обычно
многослойны, в них присутствует несколько исторических пластов. У марок,
которые используются для составления заданий, всегда есть год выпуска, тема
и сюжет .
Архитектурные сооружения
можно определять по особенностям стиля.
Выделите время и разберитесь, чем барокко отличается от классицизма или
модерна, и вам станет ясно, что собор Василия Блаженного и храм Спаса на Крови,
которые так часто путают выпускники, — это совершенно разные сооружения,
отличающиеся
друг
от друга
и пропорциями,
и декором,
и даже
цветовым
решением. При составлении заданий используются фотографии сооружений,
занимающих
особое
место
в истории
русской
культуры,
знать
которые,
в принципе, должен каждый человек, а не только сдающий ЕГЭ. Почитайте про
историю
этих
зданий,
про
события,
свидетелем
которых
они
стали,
и архитектурные памятники в вашем сознании приобретут собственное лицо, так
что их невозможно будет перепутать на экзамене.
С выполнением заданий по истории культуры часто возникают проблемы.
Действительно, нужно знать основные архитектурные сооружения, памятники
скульптуры, литературные произведения. Лучше всего, на мой взгляд, иметь папку
на
компьютере
своеобразную
«базу
данных»,
в которой
будет
собрана
информация о наиболее значимых произведениях культуры каждой конкретной
эпохи, и время от времени просматривать ее. Тогда сформируется своеобразное
художественное представление об эпохе, и вы, например, почти автоматически
будете связывать здания, построенные в шатровом стиле, с событиями XVI–XVII
веков. Прочитайте литературные произведения, которые чаще всего попадаются
на ЕГЭ; тогда их содержание и авторов можно будет быстрее запомнить.
При выполнении задания 18 потребуется указать три причины или следствия
заданного события. Если они носят очевидный характер, достаточно указать само
событие-причину
или
событие-следствие,
а не прописывать
всю
причинно-
следственную связь. Например, практически в любом учебнике можно прочитать,
что опричнина и Ливонская война были предпосылками, т.е. причинами Смуты.
Важно, что при выполнении и проверке этого задания в качестве причин можно
указывать как непосредственно причины, так и предпосылки, и даже поводы.
Бывает, что причинно-следственная связь неочевидна и нуждается
в пояснениях, и тогда лучше привести всю логическую цепочку. Учитывайте, что
между событием-причиной и событием-следствием может пройти значительное
время, и тогда уж точно потребуется объяснить механизм воздействия.
Задание 19
предполагает, что участники экзамена приведут определение
заданного исторического понятия. Основной вопрос — где именно можно
ознакомиться со списком таких понятий. Советуем обратиться к Историко-
культурному стандарту, на основе которого разрабатывается ЕГЭ по истории.
Он содержит все основные факты, списки исторических деятелей и терминов,
проверка знания которых входит в задачи Единого государственного экзамена.
Каждый термин имеет уникальные признаки, которые необходимо указать
в определении.
Помните,
что
у понятий
существует
хронологическая
«привязка» — есть момент, когда они возникают (например, титул «царь»
применительно к русским правителям — в 1547 году), и момент, когда они
выходят из употребления (названия сословий и всех государственных органов
Российской империи перестали быть исторически актуальными в 1917 году, когда
Россия была провозглашена республикой, а все сословия отменены).
Всеобщая история
Особый вопрос — наличие в контрольных измерительных материалах (КИМ)
ЕГЭ по истории фактов всеобщей истории. Они используются только в двух
заданиях —
достаточно
несложном
задании
2,
где
нужно
установить
хронологическую
последовательность
событий,
и задании 21.
В последнем
необходимо привести аргументы в подтверждение заданной точки зрения, причем
один из них должен быть построен на материале всеобщей истории.
Рекомендую обратиться к последним страницам Кодификатора ЕГЭ, который
можно найти на сайте ФИПИ. Там перечислены основные события всеобщей
истории, знание которых проверяется на экзамене. В отличие от событий истории
России, знать точные даты здесь не обязательно, достаточно привязки факта
к десятилетию или даже веку. Нужно иметь общее представление о том, что
происходило в рамках этих событий, к истории, какой страны они относятся, кто
был
их инициатором,
какими
причинами
они
вызывались
и каковы
были
их последствия. Требования к записи ответа здесь не очень жесткие: необходимо
использовать исторические факты и объяснить, как именно они подтверждают
изложенную в задании точку зрения.
Успешность подготовки к экзамену зависит не только от количества
потраченного времени, но и от того, как именно человек изучает предмет. Если
воспринимать историю только как бессвязный список дат, имен и терминов —
ничего хорошего не выйдет. Так историю учить долго и скучно. Помните, что
история как наука в первую очередь предполагает историю как рассказ. События
очень часто напрямую связаны друг с другом, и если запомнить эту связь, то учить
что-то специально уже не нужно.
Например, мы знаем, что при Екатерине II Россия провела две войны
с Османской империей, и первая из этих войн шла с 1768 по 1774 год. Когда война
началась, Екатерина II распустила созванную незадолго до этого Уложенную
комиссию под предлогом того, что ее участникам необходимо ехать к месту
службы. Получается, что Уложенная комиссия была созвана накануне, в 1767 году.
А в следующем, 1769 году Екатерина II ввела бумажные деньги — ассигнации,
и тоже под предлогом военной необходимости (в казне не хватало серебра). В свою
очередь, окончание войны можно связать с восстанием Пугачева, которое
начинается в 1773 году, когда война еще идет (Пугачев участвовал в войне,
но по болезни решил просить о выходе в отставку), а заканчивается в 1775 году —
уже после подписания Кючук-Кайнарджийского мира. Так к одной выученной дате
сами собой добавляются еще три.
Как ни странно, но даты в истории — не главное, чтобы человек понимал связь
между событиями и соотносил конкретные действия с эпохами. Бывают случаи,
когда для правильного ответа на экзаменационные вопросы знание точных дат
вообще
не нужно.
Например,
задание
на установление
правильной
хронологической
последовательности
событий
можно
выполнить,
имея
представления только о веках, когда эти события происходили. Факты из истории
культуры чаще всего связываются либо также с веком, либо с правителем, при
котором было построено то или иное здание (например, Успенский собор
в Москве — при Иване III, и этого знания будет достаточно) или написано то или
иное литературное произведение (радищевское «Путешествие из Петербурга
в Москву» — при Екатерине II). Конкретные даты нужно знать при выполнении
заданий по истории ХХ века, но и здесь зачастую можно обойтись десятилетиями
или соотнесением фактов с конкретными темами
При подготовке стоит вооружиться сразу несколькими источниками —
учебником, хрестоматией, (при выполнении заданий 13–14), атласами, а если
вы оцениваете свое знание географии как слабое — еще и контурными картами.
Важно сопоставлять материал учебника с данными хрестоматий и атласов. И,
разумеется, лучше сверить список дат, имен и терминов, которые вы собираетесь
учить, с историко-культурным стандартом.
Не стоит бояться экзамена. Можно добавить уверенности в своих знаниях, если
регулярно решать задания открытого банка заданий ЕГЭ. Стоит очень внимательно
изучить материалы на сайте ФИПИ. Это не только демоверсия, спецификация
и кодификатор, но и методические рекомендации, в которых описано, как лучше
готовиться к экзамену, и по каким правилам проверяются задания с развернутым
ответом. Еще советую поработать с навигатором самостоятельной подготовки
к ЕГЭ.
Чем
лучше
вы будете
знать,
какие
требования
предъявляются
к выпускникам, тем более высоким будет ваш результат. Найдите и прочитайте
интересную
книжку
по истории —
пусть
даже
художественную, —
чтобы
не забывать, что история — это не только даты и термины, но и живые образы
прошлого нашей с вами страны.
Для полномерной подготовки к экзамену проводятся
вебинары
по особенностям ЕГЭ 2023 года.