Автор: Бондаренко Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №37 " Колокольчик"
Населённый пункт: город Сургут,ХМАО-Югра
Наименование материала: Проект по безопасности
Тема: " Осторожен будь всегда!"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 37 «Колокольчик»
Проект по безопасности
«Осторожен будь всегда!»
Реализовала воспитатель:
Бондаренко Н.В.
Сургут 2022г
Основные ориентиры проекта:
Участники: Дети, родители, педагоги.
Срок реализации: ноябрь 2022г.
Тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий.
Актуальность: Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется
личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового
образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может
самостоятельно определить всю меру опасности. Желание выглядеть взрослее
приводит к тому, что ребенок пробует взять на себя новые обязанности, нарушает
выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых.
Дети не способны запомнить или предвидеть все возможные риски техногенной,
природной и социальной среды. Ребенок не видит потенциальную опасность, не
знает реальных свойств предметов, не различает жизненные и игровые ситуации. А
его повышенная двигательная активность в сочетании с эмоциональностью и
любопытством могут стать причиной попадания в опасные ситуации. К тому же
старших
дошкольников
часто
оставляют
дома
одних.
Таким
образом,
с
уверенностью
можно
сказать,
что
проблема безопасности
детей
старшего
дошкольного возраста особенно актуальна.
Цель: углубить знания детей по правилам дорожного движения, пожарной
безопасности, закрепить представления детей об опасностях, которые могут
возникнуть в быту, на улице, в природе, учить находить выход из сложившейся
опасной ситуации.
Задачи:
образовательные:
- Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным
для человека ситуациям;
- Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении
предметов, о правилах безопасного использования;
- Познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами
дома и на улице.
- Познакомить с ситуациями, угрожающими здоровью.
-Познакомить с телефонами экстренных служб.
развивающие:
- Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая
общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной
деятельности.
- Развивать умение передавать своё отношение от общений с пожарными в
рисунках и аппликации
- Развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений
- Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях,
предметах и явлениях окружающего мира.
- Развивать у детей самостоятельность, способствовать овладению разнообразными
способами действий, приобретению навыков игровой деятельности и общения.
воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающему
миру.
- Формировать навыки осмысленного и безопасного поведения.
Планируемые результаты реализации проекта:
- Сформированы представления о способах безопасного поведения в быту, на
улице, в природе.
- Дети знают номера телефонов экстренных служб.
Имеют представления о безопасных способах общения со знакомыми предметами.
- Сформированы умения соблюдать правила безопасного общения с незнакомыми
людьми, безопасного поведения в общественных местах, в природе и осмысленно
выполняют эти правила.
- У детей повысятся любознательность и познавательная активность.
-
Расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.
- Родители получат необходимые теоретические знания, необходимые для развития
в детях основ безопасности в окружающей жизни.
- У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка в его
деятельности и творчестве.
Этапы работы над проектом:
I этап. Подготовительный: разработка проекта.
- Заинтересовать участников изучением данной темы;
- Изучить методическую и научно-популярную литературу;
- Подобрать иллюстрационный материал и видеоматериал по теме;
- Подобрать материал для игровой и продуктивной деятельности;
- Составить план работы (занятий, мероприятий);
- Создать условия для взаимодействия с семьями воспитанников, укрепление связи
дошкольного учреждения с семьей.
II этап. Практический (основной)
Мероприятия, проводимые по данной теме.
Старшая группа.
День 1. Тема: «Безопасность в быту»
- Рассматривание альбома «Безопасность». Авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева и
другие. Задачи: побуждать детей к самостоятельному формулированию некоторых
правил безопасности.
- Беседы «Что такое безопасность?», «Такие разные опасности». Задачи: введение
детей в тему проекта.
- Пальчиковая гимнастика «Ножницы». Задачи: развивать мелкую моторику рук
детей и память.
- Театрализация сказки «Волк и семеро козлят»
- Чтение художественной литературы. О. Корнеева «Осторожным надо быть!»
- Домашнее задание – отметить вместе с родителями красными кружочками все
опасные предметы и места в своем доме. Задачи: предупреждение опасности,
побуждение к поисковой деятельности.
День 2. Тема: «Один дома»
- Беседа «Незнакомец стучится в дверь»
- Рассматривание альбома «Один дома»
- Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам…» Задачи: развивать мелкую
моторику рук детей и память.
- Чтение стихотворения С. Черного «Когда никого нет дома». Задачи: Познакомить
детей с произведением, учить понимать эмоции и чувства, испытываемые героем
стихотворения. Актуализировать и систематизировать представления детей о
правилах поведения дома.
- Дидактическая игра «Безопасный дом». Задачи: углубить представления детей о
домашних опасностях, развитие логики и мышления.
- Рисование правил по теме «Опасности в быту» и презентация их младшим
дошкольникам
3
группы.
Задачи:
закрепить
знание
темы
старшими
дошкольниками, способствовать развитию их монологической речи и познакомить
малышей-дошколят с правилами безопасного поведения дома.
- Чтение художественной литературы. В. Волков «Как избежать беды. Советы
подполковника милиции».
День 3. Тема: «Безопасность в природе»
- Беседа «Где в природе прячутся опасности?».
Задачи:
закрепить правила
безопасного поведения в природе, расширять представления детей о правильном
поведении на природе, во время грозы, о ядовитых растениях и грибах, закрепить
знания о них.
- Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо
голубое…» Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение дидактической книги о безопасности в природе «Непоседа-ветерок» И.А.
Лыковой и др.
- Для самостоятельной деятельности – дидактическая игра-ходилка «Полное
лукошко». Задачи: расширение знаний детей о съедобных и несъедобных грибах.
- Лепка «Эти я грибы беру и в корзиночку кладу». Задачи: продолжать знакомить
детей со съедобными и несъедобными грибами, учиться их различать, развивать
конструктивные
умения
в
лепке,
закреплять
знакомые
приемы
лепки
и
воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к природе и своему
здоровью.
- Дидактическая игра по экологии «На лесной тропинке». Задачи:
развивать
лексико-грамматический строй речи детей, логику, мышление, воспитывать
любовь к природе.
- Обучение рассказыванию по мнемотаблице «Правила поведения в лесу».
Задачи:
развивать
монологическую
речь
дошкольников,
умение
составлять
связный рассказ, экологическое воспитание детей.
- Аппликация из осенних листьев «Моё любимое животное (птица)»
- Самостоятельные экологические игры детей в уголке природы.
- Выполнение поделок из природного и бросового материала дома с родителями «Я
люблю нашу природу».
День 4. Тема: « Безопасность на улице»
- Рассматривание плаката «Правила безопасности на улице».
- Чтение художественной литературы. «Уроки безопасности на улице» из серии
«Первые уроки дошколят».
- Пальчиковая гимнастика «У собачки острый носик…» Задачи: развивать мелкую
моторику рук детей и память.
- Рисование «Уличные опасности».
- Работа в раскрасках «Будь осторожен!».
День 5. Тема: «Дорожная безопасность»
- Рассматривание плаката «Правила дорожного движения».
- Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много…» Задачи: развивать
мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение. С.Михалков «Дядя Степа»
- ООД по познавательному развитию «Осторожно, улица!». Задачи: знакомство с
профессией инспектора ГАИ, ДПС, побуждение детей соблюдать ПДД.
- Развитие речи «Разгадай загадку» (Дорожные знаки и транспорт).
Задачи:
развитие логического мышления детей, памяти через заучивание новых загадок.
- Подвижная игра «Светофор».
Задачи:
закреплять представление детей о
назначении светофора, о его сигналах, учить двигаться по сигналу воспитателя.
- Дидактическая игра - самоделка «Законы улиц и дорог».
- Сюжетно-ролевая игра «Мы – водители».
День 6. Тема: « Дорожная безопасность» (продолжение)
- Пальчиковая гимнастика «Я построю самолет».
Задачи:
развивать мелкую
моторику рук детей и память.
- Чтение. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу». Задачи: закрепить знания
ПДД, развитие внимания и речи детей.
- Дидактическая игра «Подбери знак».
Задачи: расширение представлений
дошкольников о дорожных знаках и правилах дорожного движения.
- Подвижная игра «Будь внимателен!». Задачи: совершенствование навыков и
умений
двигаться
в
непрерывно
изменяющихся
условиях,
развитие
внимательности и осторожности.
- Изготовление атрибутов к играм.
День 7. Тема: «Дорожная безопасность» (завершение)
- Пальчиковая гимнастика «У него два колеса…» Задачи развивать мелкую
моторику рук детей и память.
- Чтение. А. Шалобаев «Посмотри налево, посмотри направо». Задачи: закрепить
знания ПДД, развитие внимания и речи детей.
- Изготовление макета дороги – проезжей части
- Дидактическая игра по макету дороги «Найди дорогу в детский сад».
Задачи:
развитие пространственных представлений детей, закрепление правил
дорожного движения на практике.
- Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый"
- Самостоятельные игры с «Азбукой пешехода».
День 8. Тема: «Пожарная безопасность»
-Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Кошкин дом», К. И.
Чуковский «Путаница»
-Беседа «Как происходят пожары»
- Пальчиковая гимнастика «Если же стряслась беда…» Задачи: развивать мелкую
моторику рук детей и память.
- Дидактическая игра «Огонь - друг, огонь-враг»
- Игровая ситуация «Если в доме случился пожар»
- Силуэтная аппликация «Пожарные спешат на помощь».
- Самостоятельные сюжетные игры с пожарной станцией (макет).
День 9. Тема: «Пожарная безопасность» (продолжение)
- Чтение художественной литературы: Б. Жидков «Пожар»
- Беседа «Спички - не игра, огонь - не забава»
- Пальчиковая гимнастика «Свеча». Задачи: развивать мелкую моторику рук детей
и память.
- Заучивание пословиц по теме («Топор обрубит, а огонь с корнем спалит», «На
воре и шапка горит», «Огонь маслом не тушат» и других). Задачи: знакомство
детей с народной мудростью, развитие логики мышления и памяти.
- Рисование «Отважные пожарные». Задачи: закрепить знания детей о пожарной
безопасности, развитие творчества детей.
- Выставка работ по теме «Пожарная безопасность» и отбор лучших из них в
подарок пожарной части.
- Самостоятельное конструирование из лего «Пожарная станция».
День 10. Тема: «Пожарная безопасность» (завершение)
- Чтение художественной литературы: Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»
- Пальчиковая гимнастика «На дворе растет трава». Задачи: развивать мелкую
моторику рук детей и память.
- Дидактическая игра «Доскажи словечко» (Буриме). Задачи: развитие чувства
рифмы, логического мышления, закрепление правил пожарной безопасности.
- Сюжетно-ролевая игра «МЧС». Задачи: развитие умения быстро и правильно
действовать в чрезвычайной ситуации, оказывать первую помощь.
III этап. Заключительный: подведение итогов и презентация проекта.
ВЫВОД:
Задачи
проекта
были
реализованы.
Повысилась
познавательная
активность детей в вопросах безопасности. Проект оказался интересным для всех
его участников. Проектная деятельность позволила родителям активно участвовать
в образовательно-воспитательном процессе и способствовала укреплению детско-
родительских отношений.