Авторы: Ямка Ирина Викторовна, Ирина Викторовна Ямка
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Петровская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: Московская область Наро-Фоминский район пос. Калининец
Наименование материала: презентация по окружающему миру для 2 класса
Тема: "Лес и человек"
Раздел: начальное образование
Загадка:
Загадка:
Дом со всех сторон открыт,
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём.
Чудеса увидишь в нём.
Тема учебного проекта:
Тема учебного проекта:
Что даёт лес человеку
Что даёт лес человеку
?
?
Автор:
Автор:
Ямка Ирина Викторовна
Ямка Ирина Викторовна
,
,
учитель начальных классов
учитель начальных классов
М
М
Б
Б
ОУ
ОУ
Петровской СОШ
Петровской СОШ
Наро - Фоминского района Московской области
Наро - Фоминского района Московской области
2 класс. Окружающий мир. Тема: «Берегите лес».
2 класс. Окружающий мир. Тема: «Берегите лес».
Паспорт проекта:
Паспорт проекта:
проект поможет учащимся понять необходимость
проект поможет учащимся понять необходимость
сохранения лесов России;
сохранения лесов России;
как деятельность человека влияет на экологию
как деятельность человека влияет на экологию
лесов, какую пользу приносит лес человеку.
лесов, какую пользу приносит лес человеку.
Учебный предмет, в рамках которого
Учебный предмет, в рамках которого
проводится работа:
проводится работа:
Окружающий мир
Окружающий мир
Состав учащихся:
Состав учащихся:
2 класс
2 класс
Тип проекта:
Тип проекта:
классный, практико-ориентированный,
классный, практико-ориентированный,
краткосрочный, творческий; по характеру
краткосрочный, творческий; по характеру
координации – со скрытой координацией
координации – со скрытой координацией
Цели проекта:
Цели проекта:
воспитание у учащихся
воспитание у учащихся
правильного отношения к элементам природы и
правильного отношения к элементам природы и
его целостной системы
его целостной системы
Задачи проекта:
Задачи проекта:
1)
1)
Активизировать у учащихся имеющиеся знания
Активизировать у учащихся имеющиеся знания
о лесе.
о лесе.
2)
2)
Обсудить значение леса для духовной
Обсудить значение леса для духовной
и
и
физической жизни людей.
физической жизни людей.
3)
3)
Выявить экологические проблемы, которые
Выявить экологические проблемы, которые
возникают по вине человека.
возникают по вине человека.
4)
4)
Развивать у детей познавательный интерес к
Развивать у детей познавательный интерес к
предмету, коммуникативные компетентности.
предмету, коммуникативные компетентности.
5)
5)
Научить
Научить
учащихся выбирать информацию из
учащихся выбирать информацию из
различных источников (в том числе из Интернета)
различных источников (в том числе из Интернета)
и систематизировать ее.
и систематизировать ее.
Дидактические принципы, используемые в работе над проектом:
Дидактические принципы, используемые в работе над проектом:
-
принцип детоцентризма;
принцип детоцентризма;
-
принцип кооперации;
принцип кооперации;
-
принцип опоры на субъективный опыт учащихся;
принцип опоры на субъективный опыт учащихся;
-
принцип связи с реальной жизнью.
принцип связи с реальной жизнью.
Учащиеся выполняли проект пол руководством учителя и при
Учащиеся выполняли проект пол руководством учителя и при
непосредственной помощи родителей.
непосредственной помощи родителей.
Самостоятельная деятельность учащихся в данном проекте:
Самостоятельная деятельность учащихся в данном проекте:
поиск информационного и иллюстративного материала, выполнение
поиск информационного и иллюстративного материала, выполнение
рисунков, плакатов.
рисунков, плакатов.
Роль учителя:
Роль учителя:
создание условий для развития познавате5льных и творческих
создание условий для развития познавате5льных и творческих
способностей учащихся, сопровождение их в процессе проектной
способностей учащихся, сопровождение их в процессе проектной
деятельности, обучение взаимодействию друг с другом, с
деятельности, обучение взаимодействию друг с другом, с
родителями, с учителем.
родителями, с учителем.
Прогнозируемый результат:
Прогнозируемый результат:
-
написание реферата, оформление его;
написание реферата, оформление его;
-
формирование исследовательских, творческих форм мышления;
формирование исследовательских, творческих форм мышления;
-
развитие познавательных способностей, навыков самостоятельной
развитие познавательных способностей, навыков самостоятельной
деятельности, умения публично выступать и представлять проект.
деятельности, умения публично выступать и представлять проект.
Этапы и сроки проведения проекта:
Этапы и сроки проведения проекта:
Подготовительный
Подготовительный
«Мозговой штурм» (формирование тем
«Мозговой штурм» (формирование тем
исследований учеников) – 1урок, 15 минут.
исследований учеников) – 1урок, 15 минут.
Формирование групп для проведения
Формирование групп для проведения
исследований, выдвижение гипотез решения
исследований, выдвижение гипотез решения
проблем – 1урок, 20 минут.
проблем – 1урок, 20 минут.
Операционный
Операционный
Выбор творческого названия проекта(совместно
Выбор творческого названия проекта(совместно
с учащимися) -2 урок,10 минут.
с учащимися) -2 урок,10 минут.
Обсуждение плана работы учащихся
Обсуждение плана работы учащихся
индивидуально или в группе – 2 урок, 15 минут.
индивидуально или в группе – 2 урок, 15 минут.
Обсуждение со школьниками возможных
Обсуждение со школьниками возможных
источников информации – 3 урок, 20 минут.
источников информации – 3 урок, 20 минут.
Самостоятельная работа учащихся по
Самостоятельная работа учащихся по
обсуждению задания каждого в группе – 3 урок,
обсуждению задания каждого в группе – 3 урок,
10 минут.
10 минут.
Самостоятельная работа групп по выполнению
Самостоятельная работа групп по выполнению
заданий – 4, 5, 6 уроки.
заданий – 4, 5, 6 уроки.
Подготовка школьниками презентации по отчёту
Подготовка школьниками презентации по отчёту
о проделанной работе – 7 урок, 20 минут.
о проделанной работе – 7 урок, 20 минут.
Защита полученных результатов и выводов –
Защита полученных результатов и выводов –
8 урок, 20 минут.
8 урок, 20 минут.
Этапы и сроки проведения проекта:
Этапы и сроки проведения проекта:
Тема учебного проекта:
Тема учебного проекта:
Что даёт лес человеку?
Что даёт лес человеку?
Основополагающий вопрос:
Основополагающий вопрос:
Что даёт лес человеку?
Что даёт лес человеку?
Проблемные вопросы:
Проблемные вопросы:
Какие бывают леса?
Какие бывают леса?
В чём значение леса в жизни человека?
В чём значение леса в жизни человека?
Откуда возникают экологические проблемы леса?
Откуда возникают экологические проблемы леса?
Человек – друг или враг леса?
Человек – друг или враг леса?
Учебные предметы:
Учебные предметы:
окружающий мир, литературное
окружающий мир, литературное
чтение.
чтение.
Участники: учащиеся 2 класса.
Участники: учащиеся 2 класса.
Проблемы(темы) самостоятельных
Проблемы(темы) самостоятельных
исследований учащихся:
исследований учащихся:
Какие бывают леса? -
Какие бывают леса? -
Воробьёв Семён.
Воробьёв Семён.
Что дает нам лес?
Что дает нам лес?
–
–
Асатрян Гегам.
Асатрян Гегам.
Экологические проблемы леса.
Экологические проблемы леса.
-
-
Самарцева Олеся.
Самарцева Олеся.
Животные и растения леса.
Животные и растения леса.
–
–
Фаткуллина
Фаткуллина
Дарина.
Дарина.
Результаты представления
Результаты представления
исследований:
исследований:
Экологическая компетентность
Экологическая компетентность
учащихся по теме защиты леса.
учащихся по теме защиты леса.
Умение работать с информацией из
Умение работать с информацией из
разных источников, иллюстрировать
разных источников, иллюстрировать
её.
её.
Развивать наблюдательность.
Развивать наблюдательность.
Формировать навыки
Формировать навыки
исследовательской деятельности.
исследовательской деятельности.
Гипотеза:
Гипотеза:
Жизнь человека и леса взаимосвязаны.
Жизнь человека и леса взаимосвязаны.
Методы исследования:
Методы исследования:
наблюдение,
наблюдение,
эксперимент,
эксперимент,
анализ,
анализ,
обобщение,
обобщение,
экскурсия.
экскурсия.
« Лес – дом, и всем уютно в нём».
« Лес – дом, и всем уютно в нём».
В чём значение леса в жизни человека?
В чём значение леса в жизни человека?
Нет ничего милее Нас ждут в лесу рябинка,
Нет ничего милее Нас ждут в лесу рябинка,
Бродить и думать здесь, Орехи и цветы.
Бродить и думать здесь, Орехи и цветы.
Излечит, обогреет, Душистая малина
Излечит, обогреет, Душистая малина
Накормит русский лес. На кустиках густых.
Накормит русский лес. На кустиках густых.
А будет жажда мучить – Жизнь кажется иною,
А будет жажда мучить – Жизнь кажется иною,
То мне лесовичок И сердце не болит,
То мне лесовичок И сердце не болит,
Средь зарослей колючих Когда над головою,
Средь зарослей колючих Когда над головою,
Покажет родничок. Как вечность, лес шумит.
Покажет родничок. Как вечность, лес шумит.
Значение леса:
Значение леса:
аптека
аптека
источник чистой воды и пищи
источник чистой воды и пищи
источник древесины
источник древесины
источник топлива
источник топлива
дом для растений, животных, грибов
дом для растений, животных, грибов
защитник воздуха, водоёмов, почв
защитник воздуха, водоёмов, почв
место отдыха
место отдыха
Экологические проблемы леса.
Экологические проблемы леса.
Откуда возникают экологические проблемы леса?
Откуда возникают экологические проблемы леса?
Мы приехали на речку
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
Воскресенье провести,
А свободного местечка
А свободного местечка
Возле речки не найти.
Возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят:
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки.
Тут и там – пустые банки.
И, как будто нам назло,
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Даже битое стекло!
Проблемы леса:
Проблемы леса:
Широколиственные леса люди стараются сохранять – их очень мало.
Широколиственные леса люди стараются сохранять – их очень мало.
Ещё в
Ещё в
Х
Х
V
V
ІІІ в. по указу Петра І в России была запрещена рубка
ІІІ в. по указу Петра І в России была запрещена рубка
дубовых рощ.
дубовых рощ.
В лесной зоне развиты промысел пушного зверя и рыболовство на
В лесной зоне развиты промысел пушного зверя и рыболовство на
реках и озёрах.
реках и озёрах.
Однако бесконтрольная охота на пушных зверей привела к
Однако бесконтрольная охота на пушных зверей привела к
сокращению их численности.
сокращению их численности.
Поэтому сейчас охота на многих зверей ограничена или запрещена
Поэтому сейчас охота на многих зверей ограничена или запрещена
совсем.
совсем.
Главная беда лесной зоны – лесные пожары. Пожар в лесу очень
Главная беда лесной зоны – лесные пожары. Пожар в лесу очень
трудно потушить, особенно в ветреную погоду. После пожара лес
трудно потушить, особенно в ветреную погоду. После пожара лес
начинает медленно вымирать.
начинает медленно вымирать.
Детская забава с поджиганием сухой травы очень часто оборачивается
Детская забава с поджиганием сухой травы очень часто оборачивается
трагедией для леса.
трагедией для леса.
Внимание! Лесу вредят:
Внимание! Лесу вредят:
Загрязнение леса людьми отходами от пищевых продуктов
Загрязнение леса людьми отходами от пищевых продуктов
Вырубка леса
Вырубка леса
Незаконная охота
Незаконная охота
Пожары
Пожары
Выводы:
Выводы:
1.
1.
Леса в России растут в благоприятных для них
Леса в России растут в благоприятных для них
условиях, которые зависят от тепла, количества
условиях, которые зависят от тепла, количества
влаги, климатических условий, свойств почвы и
влаги, климатических условий, свойств почвы и
т.д.
т.д.
2.
2.
Лес важен для человека как источник здоровья,
Лес важен для человека как источник здоровья,
чистого воздуха, место обитания животных.
чистого воздуха, место обитания животных.
3. Уничтожение человеком леса в хозяйственных
3. Уничтожение человеком леса в хозяйственных
нуждах и по неосторожности может привести к
нуждах и по неосторожности может привести к
экологической катастрофе на Земле.
экологической катастрофе на Земле.
Берегите лес!
Берегите лес!
Спасибо
Спасибо
за внимание!
за внимание!