Автор: Пронина Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Новодевичье
Населённый пункт: с.Новодевичье Шигонский р-н
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Учебная игра по русскому языку "Я деловой человек"
Раздел: среднее образование
Учебная игра по русскому языку:
«Я деловой человек»
Цель: закрепить и обобщить знания об официально – деловом стиле речи,
повторить необходимые для грамотного делового общения сведения по
лексике и фразеологии, грамматике, орфографии, орфоэпии; активировать
интерес школьников к учебному предмету, расширить их кругозор,
воспитывать уважение к родному языку, к его богатству, желание соблюдать
его законы и правила.
Правила игры: учащиеся должны пройти по всем составляющим игру
станциям, сменив различные профессии. Станциям даны следующие
названия:
Станция 1. Культура общения.
Употребление формул речевого этикета
Станция 2. Служба безопасности.
1.
Коварные вопросы для самых внимательных.
Здесь «служба безопасности» должна быть начеку, т.к. проверяются
орфоэпические умения учащегося, а также умение употреблять в устной и
письменной речи производные предлоги.
2.
Осторожно! Штампы!
Служба безопасности борется с канцеляризмами, которые представляют
серьёзную опасность для литературного языка: обедняют, сушат язык,
порождают стилистический диссонанс.
Станция 3. Референты.
Проверяется умение составлять такие документы, как доверенность,
расписка, заявление, автобиография, деловое письмо. Учащимся
предлагается текст, в котором необходимо устранить стилистические ошибки.
Станция 4. Консультанты.
Консультанты разъясняют стилистическое значение предложенных слов и
определяют, как правильно написать слово.
Станция 5. «Подумай и отгадай».
Заполняется кроссворд.
Станция 6. «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера).
Ребята должны самостоятельно за определённое количество времени должны
продолжить, завершить начатое.
Станция 7. «Исправь ошибки»
Ход игры:
-Здравствуйте, ребята, гости! Сегодня мы проведём
учебную игру по
русскому языку «Я деловой человек». Для этого мы должны пройти по всем
составляющим игру станциям. Станциям даны следующие названия
(перечислить). Прежде чем начать игру, мы разделимся на две команды.
Команды должны придумать название, девиз
Станция 1
Культура речевого общения
Ребята показывают сценку.
- Ты сегодня собрался в кино?
- Ага.
-А билет ещё не купил?
-Ага.
- будешь покупать – купи и мне.
-Ага.
-Зайти за тобой?
-Ага.
Как вам нравиться такая речь? Правильна ли она?
Разыграйте несколько правильных диалогов.
Станция 2
Служба безопасности
I.
Коварные вопросы для самых внимательных
1.
Какую гласную вы напишите в окончании существительного? Могут ли
быть различные варианты? Почему? Составьте предложения, объясните
своё решение.
1. Благодаря фирм…
(1.благодаря фирме: Мы смогли получить кредит благодаря посреднической
фирме.
2.Мы прощаемся благодаря фирму за помощь в получении кредита)
2. Вы попросили своего заместителя пригласить на совещание
бухгалтершу и инженершу по технике безопасности.
Ваша просьба заставила его серьёзно задуматься. О чём? Объясните свой
ответ.
(Ваш заместитель понял, что вы не знаете норм литературного языка.
Правильно: инженер,бухгалтер.)
3. Какой вариант вам покажется предпочтительнее? Почему? Может быть
они абсолютно единоличны?
Предоставить отпуск ввиду болезни. Предоставить отпуск вследствие
болезни.
(Предлог ввиду предполагает что-то предстоящее, а предлог вследствие что-
то уже случившееся, поэтому правильным является 2-ое предложение)
4. Можно ли не деловую встречу одеть смокинг? А одержать поражение в
споре можно?
(смокинг можно только надеть на встречу, а одержать победу, потерпеть
поражение – устойчивые словосочетания. Одержать можно только победу,
поражение можно только потерпеть)
5.Поставьте ударение в выделенных словах:
Шофер, документ, премировать, баловать, цыган, торты, библиограф,
ветеринария, ходатайство, каталог, начата, занята, дремота, квартал,
бармен, творог.
II. Осторожно! Штампы!
1.Известно, что официально - деловой стиль предполагает использование
устойчивых сочетаний – клише.
- Представьте, что жена обращается к мужу с такой речью:
Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой
площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобного
помещения общего пользования. В следующий период времени мною было
организовано посещение торговой точки, с целью приобретения
необходимых продовольственных товаров.
-Найдите в «речи» жены устойчивые выражения, подчеркните. Уместно ли в
данном случае их использование?
2.
Замените слово, которое вам кажется неуместном в данном случае
В поезде молодая женщина расхваливала свой дом: «Чуть выйдешь за
калитку, сейчас же зеленый массив.
Незнакомец подходит к человеку, который ловит рыбу, и спрашивает: «Какие
мероприятия предпринимаете для активизации клёва?»
Молодой человек увидел пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала, он
наклонился к ней и ласково спросил: «Ты по какому вопросу плачешь?»
Станция 3
Референты.
Вспомните структуру доверенности, расписки, делового письма.
Внимательно изучите образцы. Сохранив содержание, устраните
стилистические ошибки.
Доверенность
Дорогой почтальон Печкин! Я жду посылку от моего дяди. Он у сторожа
живет на гуталинном заводе. У него гуталина завались! Не знает куда его
девать! Вот и шлёт всем.
Я должен в поле уйти, корову доить. Мурку мою. Если меня дома не будет,
отдайте, пожалуйста, посылку Шарику. Очень вас прошу
Кот Матроскин.
Расписка
Спасибо вам, дорогие учёные! Ура! Наконец - то получили от вас солнце
домашнее. А то дядя Федор не велит природу на дрова пилить. Не понимает,
что замерзнем мы все, если печь дровами не топить.
А зима пройдёт, и солнце ваше мы вернём тут – же. Тогда уж настоящее
греть будет.
Только, пожалуйста, почтальону Печкину ничего не говорите. А то он с виду
только добренький, а сам вредный и любопытный.
Кот Матроскин.
Деловое письмо.
Когда двое мальчишек разговаривают между собой в школе ни кого не удивит
реплика: «Эх ты! То «пара», то «кол». Срежешься на экзамене – и выставят из
школы»
Но если вы увидите письмо директора школы к родителям ученика, в
котором говорится: «Уважаемый Александр Васильевич! Поскольку ваш сын
лпять хватанул «пару», а в дневнике у него то «пара», то «кол», он
несомненно срежется на экзамене, и я буду вынужден выставить его из
школы…» - вы решите, что даректор по меньшей мере странный человек.
- Сохранив содержание, устраните стилистические ошибки. Напишите
деловое письмо родителям ученика
Образцы
Доверенность
Я,_______________________________________________________________,
доверяю _________________________________________________________
получить причитающуюся мне за ____________________________________
19____ года зарплату
число подпись
Расписка
Я,_______________________________________________________________,
получил от _______________________________________________________
(что, в каком количестве)___________________________________________
_________________________________________________________________
обязуюсь вернуть_________________________________________________
число подпись.
Деловое письмо
Речевые стандарты:
Сообщаем (Вам о том), что__________________________________________
Доводим до вашего сведения, что ____________________________________
Ставим вас в известность (о том, что) _________________________________
Станция 4
Консультанты.
1)Объясните значение слов: авторитет, резолюция, профессия, должность,
привилегия, президент.
2) Докажите многозначность слова программа, составьте словосочетание
или предложение.
3)Орфографическая страничка.
..дм..н..страция, з..веду..щий, в..ст..н..вить, р..зо..люц..я,
уч..реждение,пр..зид..ум,пр..грем..,репутац..я,(в)т ..чени.., (в)виду,
следу..щее.
Станция 5
Заполните клеточки кроссворда наречиями. Как они пишутся с
приставками?
1.Уклониться в сторону
2.Запомнить надолго
3.Сделать что-то очень быстро
4.Прийти в нужный час
5.Бежать, догоняя кого-то
6.Разбить на мелкие кусочки
Ответы:
1.Вбок
2.Навек
3.Наспех
4.Вовремя
5.Вдогонку
6.Вдребезги
Станция 6
«Я начну, а ты продолжи…»
Вот он - светлый, добрый дом,
Мы сейчас в него войдём…
Станция 7
«Исправь ошибки»
окажусь
1) Я не думал, что очутюсь в такой темноте
лишние
2)На дорогу ушло полчаса времени
телохранитель
3)У папы есть телоохранник
высокие
4)Цены в этом магазине дорогие
5)Шёл дождь и два студента