Автор: Лебедева Светлана Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ- детский сад № 31
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Патриотическое воспитание дошкольников
Тема: Познавательно-творческий проект . Старшая группа. Тема «Русские богатыри в искусстве »
Раздел: дошкольное образование
Педагог: Лебедева Светлана Георгиевна -
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад № 31
ГОРОДСКОЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ
КОНКУРС «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ
РУССКОЙ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ТЕМА:
«РУССКИЕ БОГАТЫРИ В
ИССКУСТВЕ»
Паспорт проекта:
Название проекта: «Русские богатыри в искусстве».
Тип
проекта:
информационно-практико-
ориентированный, групповой, краткосрочный.
Продолжительность проекта: 09 – 31 января 2023 г.
Возрастная группа: 5-6 лет.
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Актуальность:
Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве
были
чертой
национального
характера.
Исторические
элементы
патриотизма
начали
формироваться
еще
в
древности.
Стержнем
всего
российского
воспитания
являлся
патриотизм.
Понятие
«патриотизм»
включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за
исторические свершения народа. На Руси в X –XIII веке воспитывали в
личность
веру
в
победу,
в
непобедимость
богатырей
русских,
которым
смерть в бою не писана. Духовный, творческий патриотизм надо прививать
с
раннего
детства.
К
сожалению,
в
последнее
время
в
обществе
утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность
проблемы очевидна. Известна истина: « Что заложено в человеке в начале
жизни, то остается навсегда»
Проблема
Недостаточная
информированность
детей
о
первых
защитниках
русской земли: Какими были первые защитники земли русской?
Дошкольники не испытывают чувство гордости за свой народ, Родину,
у них нет желания быть похожими на смелых и отважных воинов своей
страны
Цель:
Формирование духовности, воспитание любви к своей Родине и интереса к истории своей страны, чувства сопричастности к культуре собственного народа у дошкольников
Задачи:
Образовательные:
Расширять
кругозор
на
основе
материала,
доступного
пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины.
Вызвать у детей интерес к первым защитникам русской земли – богатырям;
Обучить дошкольников находить выход из проблемных ситуаций, поддерживать
доброжелательные отношения между собой
Развивающие:
Закрепить
названия
элементов
костюма
русского
богатыря:.
Развивать
познавательную
и
творческую
активность
детей,
вызвать
положительные
эмоции
и
чувства
детей
в
процессе
познания.
Дать
детям
элементарные знания о былинах как жанре народного творчества.
Воспитательные: Воспитывать интерес к национальной культуре, чувство
любви
и
гордости
за
своих
предков.
Воспитывать
личность
гражданина-
патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов
страны.
Формировать
у
родителей
активную
жизненную
позиции
по
вопросам
патриотического воспитания и вовлечение их в совместную деятельность с
ребенком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемые результаты:
Дети :
Дети
испытывают
гордость
за
свою
страну,
интересуются
историей
Родины.
У детей расширены и углублены знания о богатырях Древней Руси, их
жизни, быте, оружии.
Создание
развивающей
предметно-пространственной
среды,
способствующей
формированию
у
дошкольников
патриотических
ценностей, взглядов и убеждений и создающей возможность
для их
позитивной социализации и личностного развития.
Педагоги:
Повысится
уровень
профессионализма
педагогов
в
направлении
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей
детей
дошкольного
возраста
через
образы
реально
существовавших
исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.
Родители (законные представители):
Родители
понимают
важность
воспитания
патриотических
качеств
в
дошкольном
возрасте.
Вовлечение
родителей
в
совместную
с
ДОУ
деятельность, рост их заинтересованности в сотрудничестве с ним.
Использование современных образовательных
технологий:
•
технология проектного обучения Дж. Дьюи и А.И.Савенкова;
•
метод
проектов
объединяет
содержание
образования
из
различных
областей
знаний.
Стержнем
этого
метода
служат
детская
самостоятельность,
сотворчество
педагогов,
детей
и
родителей;
•
технология исследовательского обучения Н.Н. Поддьякова; метод
исследовательского
обучения
как
важнейший
источник
получения
ребенком
представлений
об
окружающем
мире
строится
на
основе
его
естественного
стремления
к
самостоятельному поисковому изучению;
•
игровые
технологии
А.В.
Коротковой.
В
их
основу
положена
игра-путешествие
(«Река времени») как основной вид детской
деятельности, направленный
на усвоение окружающего мира;
технология
деятельностного
подхода
для
установления
партнерских отношений со взрослыми.
Этапы реализации проекта:
I этап (подготовительный) . (Создание условий для реализации
проекта) Беседы воспитателей с детьми о богатырях(Что мы знаем о
богатырях? Что мы хотели бы узнать о богатырях? Где будем
добывать информацию?) Подборка программно-методического
обеспечения для реализации проекта, создание развивающей среды;
II этап (практический, основной) Реализация основных видов
деятельности по реализации проекта. (Продуктивная деятельность)
III
этап
(итоговый,
завершающий)
(Подготовка
презентации:
«Богатыри Земли русской»).
Изучение
методической
и
специальной литературы по теме проекта.
Оформление
в
группе
уголка
о
богатырях (портрет, биография, подвиги),
мини-музей
««Русские
народные
музыкальные инструменты»;
НОД
по
познавательному
развитию «Богатыри на Руси».
НОД
по
развитию
речи:
составление
описательного
рассказа
по
картине В.М. Васнецова «Три богатыря».
НОД по ИЗО « Богатыри»
Реализация проекта:
Реализация проекта:
Конструирование из различных видов
конструктора
«Крепость
для
богатыря»
Рассматривание
картин:
В.М.
Васнецов «Богатыри», В.М. Васнецов
«Витязь на распутье», Н.Рерих «Илья
Муромец»
Составление рассказов: по картине В.
Васнецова «Богатыри» «Если бы я
был богатырем».
Чтение русских народных сказок о
защитниках,
сказок
А.
С.
Пушкина
«Сказка
о
царе
Салтане»,
«Сказка
о
мертвой
царевне
и
семи
богатырях»,
чтение
былин
«Алеша
Попович
и
Тугарин
Змей»,
«Первый
бой
Ильи
Муромца»,
«Как
Илья
Муромец
богатырем
стал»,
«На
заставе
богатырской»,
«Сказка
о
русских
богатырях
и
нечистой
силе»,
«Илья
Муромец
и
Соловей
-
разбойник»,
«Добрыня Никитич» и др.
Дидактические игры: «Что нужно
богатырю
на
службе
и
в
бою»,
«Что
лишнее?»,
«Что
нужно
богатырю»,
«Собери богатыря в поход».
Познавательное развитие:
Беседы:
«Кто
такой
русский
богатырь?»,
«Богатырское
снаряжение»,
«Как
стать
богатырём?»,
«Подвиги
русских богатырей»; «Мои близкие», «Я
—
защитник»,
«Вооруженные
силы
России», «Военные профессии»;
Рассматривание
иллюстраций
и
картин
с
изображением
богатырей,
богатырских доспехов и оружия;
Знакомство детей с героями разных
поколений,
с
видами
вооруженных
сил,
рассматривание
портретов
военачальников
разного
времени
(обсуждение
сходства
и
различия
их
внешнего вида, определение характера);
Пластилинография
«Щит для богатыря».
Аппликация
«Богатырь»
Работа с родителями
Участие в выставке
«Богатыри Земли Русской»
Презентация: «Богатыри Земли русской