Автор: Мачехина Марина Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБУ ДО Жуковский ЦДТ
Населённый пункт: г. Жуковка Брянская область
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальность развития графо-моторных навыков у детей
Раздел: дополнительное образование
Актуальность развития графо-моторных навыков у детей.
Одна из важных проблем, с которыми все чаще встречается современная
педагогика - рост числа детей, не готовых к школьному обучению. Это
явление
далеко
не
случайное,
потому
как
ежегодно
увеличивается
количество
дошкольников
имеющих
речевые
нарушения.
Неподготовленность детей к школьному обучению, к примеру, проявляется в
несформированности
некоторых
целевых
ориентиров:
проявления
любознательности, отсутствие волевых усилий, а также недостаточной
развитостью мелкой моторики рук (п.4.6.ФГОС ДО от 17.10.2013г. №1155)
Анализ отечественных и зарубежных исследований, показывает высокий
процент неуспеваемости в обучении, которые связаны с нарушением графо-
моторной деятельности.
Известно, что состояние речи, моторная сфера ребенка, в частности
мелкая моторика взаимосвязаны. Изучением роли речи в формировании
произвольных движений занимался А.Л. Лурия, утверждая, что речь ребенка,
сопровождает его двигательные реакции, упорядочивает их, преодолевает
их диффузный, импульсивный характер, делает их более организованными
и дифференцированными.[47, с.43]
Причиной общего недоразвития речи являются органические поражения
головного мозга, особенно речевых и моторных зон, следовательно, у детей
прослеживаются нарушения общей, мелкой, артикуляторной моторики. В
свою очередь, нарушения моторной сферы негативно влияют на овладении
графо-моторными навыками.
Графо-моторный навык многокомпонентен и требует сформированности
речевых и неречевых психических процессов:развитие зрительно-моторной
координации, оптико-пространственной ориентации и зрительного гнозиса,
тонкой
дифференцированной
моторики
кистей
и пальцев
рук,
межполушарного взаимодействия. [1; 14;35].
Как
отмечает
Т.Б.Филичева,
Г.Ф.
Чиркина,
детям
с
общим
недоразвитием речи присуще отставание в развитии двигательных навыков.
Как
правило,
двигательная
недостаточность
проявляется
при
плохой
координации сложных движений, в неуверенности при выполнении точных
движений,
снижения
скорости
выполнения.
У
детей
наблюдаются
особенности мелкой моторики пальцев рук, проявляющиеся в недостаточной
координации пальцев, кистей рук.
А.К.Аксенова [2], С.В. Галкина [21], Т.Б. Филичева [72], подчеркивают,
что дети дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи имеют
трудности при овладении графо-моторными навыками, что осложняет
начальный этап обучения их в школе.
Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речи раскрыта в
работах М.М. Кольцовой [30], М.Ф.Фомичевой [75]и др.
Известные авторы Н. Н. Волоскова, М. Г. Храковская, Г.Г. Мисаренко, О.
А. Карабанова, Т. С. Комарова, Б. Ф. Ломови др. занимались изучением
состояния графо-моторного навыка.
Изучением графической деятельности занимались как зарубежные, так и
отечественные психологи, такие как Ж. Пиаже, М. Фростиг, Б.Г. Ананьев, Т.
В.
Ахутина,Л.
А.
Венгер, П.
Я.
Гальперин, А.
В.
Запорожец, О.
А.
Карабанова, Т. С. Комарова, Н. С. и др.
Ребенку уже с раннего возраста необходимо создавать условия для
развития ручной умелости, а также для накопления двигательного и
практического опыта, чтобы постепенно готовить руку к письму.
Неподготовленность дошкольника к письму, недостаточное развитие
речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, формирует у
ребенка отрицательное отношение к учебе.
Ребенку уже с раннего возраста необходимо создавать условия для
развития ручной умелости, а также для накопления двигательного и
практического опыта, чтобы постепенно готовить руку к письму.
Таким образом, проблема развития графо-моторных навыков детей
достаточно широко освещена в логопедической литературе. Логопедия и
нейрофизиология
уже
дали
ряд
ответов
на
вопросы,
касающиеся
особенностей развития речи у детей в целом и развития графо-моторных
навыков в частности.