Напоминание

Актуальность развития графо-моторных навыков у детей


Автор: Мачехина Марина Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБУ ДО Жуковский ЦДТ
Населённый пункт: г. Жуковка Брянская область
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальность развития графо-моторных навыков у детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Актуальность развития графо-моторных навыков у детей.

Одна из важных проблем, с которыми все чаще встречается современная

педагогика - рост числа детей, не готовых к школьному обучению. Это

явление

далеко

не

случайное,

потому

как

ежегодно

увеличивается

количество

дошкольников

имеющих

речевые

нарушения.

Неподготовленность детей к школьному обучению, к примеру, проявляется в

несформированности

некоторых

целевых

ориентиров:

проявления

любознательности, отсутствие волевых усилий, а также недостаточной

развитостью мелкой моторики рук (п.4.6.ФГОС ДО от 17.10.2013г. №1155)

Анализ отечественных и зарубежных исследований, показывает высокий

процент неуспеваемости в обучении, которые связаны с нарушением графо-

моторной деятельности.

Известно, что состояние речи, моторная сфера ребенка, в частности

мелкая моторика взаимосвязаны. Изучением роли речи в формировании

произвольных движений занимался А.Л. Лурия, утверждая, что речь ребенка,

сопровождает его двигательные реакции, упорядочивает их, преодолевает

их диффузный, импульсивный характер, делает их более организованными

и дифференцированными.[47, с.43]

Причиной общего недоразвития речи являются органические поражения

головного мозга, особенно речевых и моторных зон, следовательно, у детей

прослеживаются нарушения общей, мелкой, артикуляторной моторики. В

свою очередь, нарушения моторной сферы негативно влияют на овладении

графо-моторными навыками.

Графо-моторный навык многокомпонентен и требует сформированности

речевых и неречевых психических процессов:развитие зрительно-моторной

координации, оптико-пространственной ориентации и зрительного гнозиса,

тонкой

дифференцированной

моторики

кистей

и пальцев

рук,

межполушарного взаимодействия. [1; 14;35].

Как

отмечает

Т.Б.Филичева,

Г.Ф.

Чиркина,

детям

с

общим

недоразвитием речи присуще отставание в развитии двигательных навыков.

Как

правило,

двигательная

недостаточность

проявляется

при

плохой

координации сложных движений, в неуверенности при выполнении точных

движений,

снижения

скорости

выполнения.

У

детей

наблюдаются

особенности мелкой моторики пальцев рук, проявляющиеся в недостаточной

координации пальцев, кистей рук.

А.К.Аксенова [2], С.В. Галкина [21], Т.Б. Филичева [72], подчеркивают,

что дети дошкольного возраста с

общим недоразвитием речи имеют

трудности при овладении графо-моторными навыками, что осложняет

начальный этап обучения их в школе.

Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речи раскрыта в

работах М.М. Кольцовой [30], М.Ф.Фомичевой [75]и др.

Известные авторы Н. Н. Волоскова, М. Г. Храковская, Г.Г. Мисаренко, О.

А. Карабанова, Т. С. Комарова, Б. Ф. Ломови др. занимались изучением

состояния графо-моторного навыка.

Изучением графической деятельности занимались как зарубежные, так и

отечественные психологи, такие как Ж. Пиаже, М. Фростиг, Б.Г. Ананьев, Т.

В.

Ахутина,Л.

А.

Венгер, П.

Я.

Гальперин, А.

В.

Запорожец, О.

А.

Карабанова, Т. С. Комарова, Н. С. и др.

Ребенку уже с раннего возраста необходимо создавать условия для

развития ручной умелости, а также для накопления двигательного и

практического опыта, чтобы постепенно готовить руку к письму.

Неподготовленность дошкольника к письму, недостаточное развитие

речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, формирует у

ребенка отрицательное отношение к учебе.

Ребенку уже с раннего возраста необходимо создавать условия для

развития ручной умелости, а также для накопления двигательного и

практического опыта, чтобы постепенно готовить руку к письму.

Таким образом, проблема развития графо-моторных навыков детей

достаточно широко освещена в логопедической литературе. Логопедия и

нейрофизиология

уже

дали

ряд

ответов

на

вопросы,

касающиеся

особенностей развития речи у детей в целом и развития графо-моторных

навыков в частности.



В раздел образования