Автор: Шабаева Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 15"
Населённый пункт: город Березовский, Кемеровская область
Наименование материала: Дидактический материал
Тема: Работа с текстом как условие формирования читательской грамотности младших школьников.
Раздел: начальное образование
Е. С. Шабаева
Работа с текстом
как условие формирования читательской
грамотности младших школьников
Дидактический материал для 3 класса
2023г.
1
Содержание
Предисловие……………………………………………………….3
Работа №1…………………………………………………………..1
Работа №2…………………………………………………………..1
Работа №3…………………………………………………………..1
Работа №4…………………………………………………………..1
Работа №5…………………………………………………………..1
Работа №6…………………………………………………………..1
Работа №7…………………………………………………………..1
Работа №8…………………………………………………………..1
Работа №9…………………………………………………………..1
Работа №10…………………………………………………………1
Работа №11………………………………………………………..1
Работа №12………………………………………………………..1
2
Предисловие
В данной данном дидактическом материале представлены практические
работы для учеников 3 класса. Основная цель дидактического материала –
формирование у третьеклассников элементов читательской грамотности.
Задания практических работ помогут школьникам научиться понимать,
анализировать, сравнивать, видоизменять и озаглавливать текст, составлять
план для краткого и подробного пересказа, находить в тексте практическую
информацию и осмысливать её, работать с деформированным текстом, а
также создавать свой текст под определенные цели и задачи.
Работа с пособием будет способствовать развитию у детей произвольного
внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного
запаса, умению использовать различные средства коммуникации для
грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Дидактический материал полностью соответствует обновлённому ФГОС
НОО.
3
Работа 1.
Упражнения для работы с фразеологизмами.
1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую
группу в отдельный столбик. Какие это группы?
Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не
ударить, не покладая рук.
2. Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это
группы?
Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе,
поминай как звали.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении
фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.
Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
Мы дружно работали сложа руки.
Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
У лягушки дух захватило от страшной высоты.
Яшка сломя голову остановился.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4
Работа 2.
Упражнения для работы с текстом.
Прочитай текст и выполни задания.
Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в
больших чёрных очках на испещрённом синими отметинами лице, он каждый
день проходит по тротуару и тук - тук постукивает своей резной палочкой.
Человек в чёрных очках
—
бывший военный лётчик. От взрыва вражеского
снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению
прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он
держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У
перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он
обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.
«Джек, на остановку!» - и собака послушно ведёт своего хозяина к
автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место
слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом
ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно...
«В магазин!» - ведёт в гастроном.
- Джек теперь мне взамен глаз! - не нахвалится своим поводырём бывший
лётчик. (Г. Юрмин)
1.
Определите жанр произведения
1)
рассказ
2)
басня
3)
сказка
4)
стихотворение
2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?
1)
он отличался от всех внешним видом
2)
он всегда гулял с собакой
3)
он гулял в одном и том же месте
4)
он был в черных очках
3. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?
1)
лаял на молодого человека
2)
тыкался носом в колени пассажира
3)
молча смотрел на пассажира
4)
начинал рычать на пассажира
5
4. По какой причине ослеп летчик? Выпиши ответ из текста.
Ответ: _____________________________________________________________
5.
Как ты понимаешь значение слова «поводырь»? Напишите своими словами
определение слова.
Ответ: ______________________________________________________________
6. Кто стал верным другом бывшего летчика. Напиши ответ одним словом.
Ответ: ______________________________________________________________
7.
Как ты понимаешь выражение Джек теперь мне взамен глаз? Ответ запиши
одним предложением.
Ответ: ______________________________________________________________
8. Подбери синоним к слову выбоина. Напиши ответ одним словом.
Ответ: ______________________________________________________________
9. Восстанови последовательность событий рассказа. Ответ запиши цифрами.
1)Вместо палочки он держал за поводок собаку.
2)Джек ведёт к автобусу.
3)Каждый день проходил по тротуару, постукивая палочкой.
4)Он лишился одной руки и обоих глаз.
5)Бывший летчик доволен другом.
Ответ:
__________________________
10.
Определите основную мысль текста.
Ответ:_______________________________________________________________
6
Работа 3
Прочитай текст и выполни задания.
Кукушка
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались
дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать
–
суши, снегу натащат, а мать
–
убери. И рыбу мать на реке сама ловила.
Тяжко
ей было. А дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать.
Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички
».
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел
старший сын есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И
вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а
доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал.
Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
-
Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!
–
закричал старший
сын.
Тут побежали дети за матерью:
-
Мама, мы тебе водички принесли.
-
Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по
кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след остаётся.
Навсегда бросила детей мать
–
кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка
гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.
1.
Определите жанр произведения
1) рассказ
2) басня
3) народная сказка
4) стихотворение
2.
Сколько детей было у матери?
1) трое
2) двое
3) четверо
4) один
3.
Почему заболела мать?
1) простыла
2) заразилась
3) от тяжелой жизни
7
4) от старости
8
4. Какой народ сочинил это произведение?
1)
русские
2)
азербайджанцы
3)
ненцы
4)
украинцы
5. Где происходят события?
1)
в степи
2)
в лесу
3)
в пустыне
4)
в тундре
6. О чем просила мать детей? Выпиши ответ из текста.
Ответ: ___________________________________________________________
7. В какую птицу превратилась мать. Напиши ответ одним словом.
Ответ: ____________________________________________________________
8. Подбери синоним к слову чум. Напиши ответ одним словом.
Ответ: ____________________________________________________________
9. Восстанови последовательность событий рассказа. Ответ запиши цифрами.
1)Превратилась в птицу.
2)Навсегда бросила детей мать-кукушка.
3)Мать просила пить.
4)Не слушались дети матери.
5)Тяжело заболела мать.
6)Мать улетела.
7)Дети просят вернуться.
Ответ: ________________________________________________________________
10.
Определите основную мысль текста.
Ответ: ________________________________________________________________
9
Работа 4
Прочитай текст и выполни задания.
Манька
В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я
решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на
деревянной полочке, где в тёплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и
организовал
«птичью
столовую».
Насыпал
семян,
зёрнышек
подсолнуха,
тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил… Отличное «меню»
получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные
снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни… И другие обитатели сада,
которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два… Что-то не
показываются
мои
гости.
Откочевали
в
другой
сад,
что-ли?
Где
хозяин
гостеприимней,
приветливей,
наверно.
Грустно
мне
стало
смотреть
на
замёрзшие свои гостинцы. Вроде как зря старался… А тут вдруг морозы ударили.
Прямо – таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи.
Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым
стеклом огонёк мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней ёлке.
Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым
зрением и
…
обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы.
Поднялась по стволу берёзки, а она рядом, рукой подать до веранды, - и прыг
в кормушку. Голод не тётка. Мигом опустошила «скатёрку». И смотрит
смородинками
глаз
в
окно.
Ждёт,
наверно,
не
подложит
ли
чего
ещё
сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку
«беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибочками –
хорошо, с осени осталась связка.
Теперь белка каждое утро
–
хоть сверяй по часам
–
поджидала меня
возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно
реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.
Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной,
когда
сосульки
стали
длинными
и
«плаксивыми»
и
солнце
слепило
глаза,
растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твёрдостью в голосе
сказала:
- Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет
попрошайкой и может погибнуть…
Хотя мне и было жалко Маньку, но я всё же послушался жену. Она была
биологом. И знала толк в своей науке. ( Н.Красильников)
10
1. Определи тему текста.
Ответ:
__________________________________
Где рассказчик устроил кормушку?
Ответ:
__________________________________________
2. Почему закончилась дружба с Манькой?
Ответ:
_____________________________________________
3. Как ты понимаешь значение слов и выражений рукой подать, реагировать,
смородинки глаз? Ответ запиши одним предложением.
Ответ:
__________________________________
4. Определите основную мысль текста.
Ответ:
__________________________________
11
Работа 5
Прочитай текст и выполни задания.
Подкидыш
Мальчишки
разорили
гнездо
каменки.
Разбили
её
яички.
Из
разбитых
скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне
удалось отобрать у мальчишек целым.
Я решил спасти спрятанного в нём птенчика.
Но как это сделать?
Кто выведет его из
яйца?
Кто
вскормит?
Я знал неподалёку гнездо другой птички
–
пеночки-пересмешники. Она
только что отложила своё четвёртое яичко.
Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки
–
чисто-голубое.
Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те - розовые с чёрными
точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из
яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать.
Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?
Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать
его рукой.
Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда.
Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно
умоляла не трогать её гнезда.
Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст.
Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда наконец подлетела, не сразу
уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое
яйцо.
Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал
приёмышем.
Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца? Когда
утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал
носик, с другой - хвост пересмешки.
Сидит!
Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и
рядом с ними
–
голый слепенький птенчик каменки.
Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в
клюве и сунула её в рот маленькой каменке.
12
Теперь
я
был
уже
почти
уверен,
что
пересмешка
выкормит
моего подкидыша.
13
Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел
торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как
она поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца.
Я скорей отходил прочь, чтобы не помешать ей в этом важном деле.
На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «
Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с
голоду». Но нет - в гнезде лежала живая каменка! Она спала и даже не тянула
вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти
дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички.
Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой
своего тельца он грел её яички - высиживал её птенцов.
Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её
птенцов.
Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах.
И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек.
Пересмешка
принялась
выкармливать
своих
родных
птенцов
–
и
выкормила их
на славу.
( В. Бианки)
1.
Определи жанр этого произведения.
Ответ:
_________________________________________
2.
С какого события началась эта история?
Ответ:
3.
Как подкидыш отблагодарил свою новую мать?
Ответ:
4.
Что испугало В. Бианки на седьмой день?
Ответ:
5.
Как ты понимаешь название рассказа?
Ответ:
14
Работа 6
Прочитай текст и выполни задания.
Весна–красна
Когда-то давным-давно собралась Весна-красна в гости в
северные края. Всю зиму она провела вместе с перелётными
птицами на тёплом юге, а как стало солнышко всё выше и выше на
небе подниматься, тут она и решила лететь.
Просит Весна перелётных птиц – гусей, лебедей: «Отнесите
меня подальше на север, там меня ждут – не дождутся и люди, и
звери, и птицы, и разные крохотные жучки-паучки». Но птицы
побоялись лететь на север:«Там, -говорят, - снег и лёд, холод и
голод, мы все замёрзнем и погибнем». Сколько Весна ни просила,
никто не хотел её в северные края отнести. Совсем она загрустила:
что же, видно, придётся всю жизнь на юге прожить.
Вдруг она слышит голос откуда-то с вышины: «Не печалься
Весна-красна, садись на меня, я тебя быстро на север доставлю».
Взглянула на верх, а по небу над ней плывёт белое, пушистое
Облако. Обрадовалась Весна, забралась на Облако и полетела с
Северные края. Летит да вниз, на землю, поглядывает. А там, на
земле, ей все радуются, все её встречают. В полях пестреют
проталинки, бегут ручьи, взламывают на речке лёд, а кусты и
деревья в лесах и садах покрываются крупными, готовыми вот-вот
уже раскрыться почками.
Полетела Весна-красна с юга на север на белом пушистом
Облаке. А следом за ней потянулись в родные края несметные стаи
перелётных птиц – гусей, лебедей, и всякой крылатой мелочи:
жаворонки, скворцы, дрозды, зяблики, пеночки, славки…
Так с той поры люди и заприметили: как покажется в небе
первое пушистое Облако, так, значит, на нём Весна-красна
прилетела. Жди теперь со дня на день тепла, полой воды, жди с юга
весёлых крылатых гостей…
(Г.А. Скребицкий)
15
1.
В какие края собралась Весна-красна в гости?
а)
в западные
б) в восточные
в) в южные
г) в северные
2.
С кем провела Весна-красна зиму?
а) с перелётными птицами
б) с оседлыми птицами
в) с кочующими птицами
3.
Когда Весна-красна решила лететь в гости в северные края? Ответ
выпиши:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4.
Кого просила Весна отнести её на север?
а) гусей
б) ласточек
в) соловьёв
г) лебедей
5.
Кто ждал Весну-красну на севере? Выпиши из текста:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6.
Почему птицы побоялись лететь на север? Восстанови с помощью
цифр последовательность их доводов:
а) замёрзнем
б) снег и лёд
в) погибнем
г) холод и лёд
7.
Отчего совсем загрустила Весна? Возможны два варианта ответа:
а)
Весна-красна обиделась на птиц;
б)
Ей не хочется лететь на север с тёплого юга;
в)
Никто не хочет её в северные края отнести;
г)
Видно, придётся всю жизнь на юге прожить.
8.
Кто предложил Весне доставить её на север?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
16
9.
Какие определения даны облаку в тексте?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Где происходят изменения с приходом весны? Продолжи ряд:
В полях,_____________________________________________________
__________________________________________________________________
11. Какие птицы потянулись в родные края вслед за Весной?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
______________________________________________________
12. По какой примете, указанной в тексте, можно судить о приходе
Весны?
Ответь одним предложением:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
___________________________________________________________
13.Почему слова Весна и Облако написаны с большой буквы? Ответь
кратко:
_________________________________________________________________
14.Почему Весну называют Весна-красна? Ответ оформи 3-5
предложениями.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
17
Работа 7
Мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, повесили
новые.
Наконец девятнадцатого марта вечером кто-то закричал: «Смотрите –
скворцы!»
И правда, они сидели высоко на ветках тополей... Мы стали их считать:
один, два, пять, десять, пятнадцать... В этот вечер у скворцов не было ни
шума, ни возни...Два дня скворцы точно набирались сил и все навещали и
осматривали прошлогодние знакомые места.
А потом началось выселение воробьев из скворечен.
Обыкновенно скворцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-
видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом,
искоса, пристально взглядывают вниз.
Воробью жутко и трудно. Нет-нет – высунет он свой острый хитрый нос из
круглой дырочки и – назад.
Наконец голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать... И
только успеет воробей отлететь на сажень, как скворец камнем вниз – и уже у
себя дома. Теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству.
Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит – другой летает по
делам...Скворец таскает в гнездо всякий строительный вздор: мох, вату,
перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо он устраивает очень
глубоко, для того чтобы туда не пролезла лапой кошка или не просунула
свой длинный хищный клюв ворона. Дальше им не проникнуть: входное
отверстие довольно мало – не более пяти сантиметров.
А тут скоро и земля обсохла, душистые березовые почки распустились.
Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает
18
разных червяков, жучков и личинок! То-то скворцу раздолье!.. Его корм и на
земле, и в земле.
И знаете, сколько истребляет в течение лета скворец всяких вредных для
сада и огорода насекомых, если считать на вес? В тысячу раз больше
собственного веса! Если вы по утрам будете сидеть тихо, без резких
движений, где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к
вам и будут подходить совсем близко...
1.Озаглавь текст____________________________________________________
2. О ком или о чем рассказывается в этом произведении?
__________________________________________________________________
3. Когда впервые люди увидели вернувшихся скворцов3. Сколько дней
скворцы набирались сил после прилета?
__________________________________________________________________
4. Как происходит выселение воробьев из скворечников?
__________________________________________________________________
6. Из чего скворцы делают гнездо?
__________________________________________________________________
7. Объясни выражение: «скворец камнем вниз».
_________________________________________________________________
8. Какую новую информацию ты получил, прочитав этот текст?
__________________________________________________________________
19
Работа 8
Прочитай текст.
Зимой холодно. Надеваем тёплую рубашку, свитер, шубу. Мороз за нос
щиплет и пальцы леденит. Значит, мороз – наш враг? Зимой и машину
трудно завести, и пароходы вмёрзли в лёд. А если бы не было мороза? Не
кататься тогда на санках, и в снежки не играть, и на лыжах не бегать! Без
холода
и
мороженого
не
попробовать.
Значит,
мороз
–
друг?
Прежде люди только
прятались
от
холода,
а
потом
люди
научились дружить с холодом и заставили его работать на себя. Вот и не
скажешь сразу: друг или враг холод.
Выполни задания:
1.Найди в тексте и спиши последнее предложение. Проверь. Если надо,
исправь.____________________________________________________
__________________________________________________________
2. Выпиши предложение, в котором говорится о зимних подвижных
играх._______________________________________________________
_____________________________________________________________
3. Как ты думаешь, мороз – друг или враг? Почему? Напиши свой ответ:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
4.Какие предметы тёплой одежды в этом рассказе оденем зимой? Допиши в
ответе слова.
Ответ:
Надеваем
тёплую________________
,
_____________,
______________.
Соедини начало пословицы с ее окончанием.
Делано наспех- боится.
Дело мастера нет и науки.
Глаза боятся, а человек умением.
Без муки сделано на смех.
Красна птица пением а руки делают.
20
Работа 9
Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала сова старику, но перестала у
него на лугу мышей ловить. Старик это поначалу не заметил, но мыши
обнаглели. Стали они гнёзда мышей разорять. Улетели шмели, перестали
клевер опылять. Но и тут ничего не понял старик. А клевер перестал расти на
лугу. Голодно стало корове, и она перестала давать молоко. Вот как всё в
природе связано между собой! Теперь понял это старик и пошёл скорее к
сове прощение просить.
Выполни задания:
1. Найди и выпиши последние два предложения. Проверь.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.
Как
ты
думаешь,
чем
обидел
старик
сову?
Запиши
одним
предложением._____________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________
3. Как, какими словами, ты бы извинился перед совой, если бы ты был на
месте
старика?
Напиши:______________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________
Соедини начало пословицы с ее окончанием.
Доброе слово дом построит,
… лучше богатства.
Худо тому, кто …
… злое слово дом разрушит.
Доброе сердце …
… при матушке добро.
Добро не умрёт, …
… добра не делает никому.
При солнышке тепло,
… а зло пропадёт.
Работа 10
21
1.Прочитай текст.
После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая
осень.
По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики,
зеленоватые и розоватые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики.
На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонкие опёнки.
На моховых болотах ожерельем рассыпана по клочкам румяная клюква. На
освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. На дне лесного ручья виден каждый камешек,
каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут
облака.
В осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки,
быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В
шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В
дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота
длинноногие журавли.
2.Определи главную тему текста.
__________________________________________________________________
3.Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение.
__________________________________________________________________
4.Допиши недостающие пункты плана:
1).Осень наступила.
2).
3).
4).
5).Птицы готовятся к отлёту.
5.Восстанови предложение. Впиши пропущенные слова.
22
По опушкам лесов ещё растут _______________________________:
красноголовые
, зеленоватые и розоватые __________________, скользкие и
душистые _______________ .
6.Допиши предложения, используя слова из текста.
Тонкие опёнки (что делают?)________________________________
Гроздья рябины (что делают?) _______________________________
Золотая осень (что сделала?)__________________________________
7.Определи границы предложений. Спиши, вставляя пропущенные
буквы.
З…ленной л…ствою одеты д…ревья пахнет гр…бамии и спелой з…мл…
никой громко п…ют птицы под д…ревьями в л…су рыщ… звери.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8.Объясни выражение.
«Ожерельем рассыпана клюква»-______________________________________
Работа 11
23
1.Прочитай текст.
Ливень.
Земля долго ждала дождя. Дождь начался на рассвете.
Ветер волной пробежал по ниве, пригнул одинокую берёзку у оврага и
вдруг взметнул столбы пыли, расстелил до земли колосья ржи. Упали первые
крупные, тяжёлые капли. Они падали всё чаще и чаще, пошли мелкой
дробью, потом разом хлынул неукротимый ливень.
Ливень шумел по косогорам, земля набухла и почернела. После долгих
засушливых дней она задышала и ожила. Живительная влага напоила поле.
Дождь кончился внезапно. С неба брызнули солнечные лучи. Солнце и
тёплый ветерок подсушили колосья, рожь поднялась, в небо глянули синие
глаза васильков.
2.Озоглавь части текста.
1)
2)
3)
3.Определи главную тему текста.
_________________________________________________________________
4.Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение.
_________________________________________________________________
5.Что сделал ветер? Выпиши глаголы из текста.
__________________________________ по ниве.
Ветер ______________________________столбы пыли.
Ветер________________________________ берёзку.
____________________________________ колосья ржи.
6.Выпиши из второго абзаца предложение, которое соответствует схеме.
Какая? Что? Что сделала? Что?
_________________________________________________________________
7.Выдели корни в однокоренных словах. Подчеркни лишнее слово.
24
Поле, полевой, полочка, полюшко.
Соринка, сорняк, сорвал, насорил.
8. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.
По…вилась в небе клякса- ( )
Уд…вительная плакса! ( )
Если клякса зар…вет- ( )
Разб…жится весь народ! ( )
Только ветер был х…тёр: ( )
Нал…тел и кляксу стёр! ( )
Что это?
9.Вставь пропущенные буквы. Спиши предложения, дополняя каждое
именем прилагательным.
Св…ркнула молния. Прок…тился удар грома. Прибл…жалась гроза. Полил
дождь. Капли стучали по стеклу.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Работа 12
25
1.Прочитай текст.
Солнечный день в самом начале лета.
Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто
купается, плещется в золотых волнах тепла и света. Надо мной струятся
ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно – зелёными, то совсем
золотыми. А внизу под берёзами на траве тоже, как волны, бегут и струятся
лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражение солнца в воде,
бегут один за другим по траве, по дорожке.
Солнце и в небе, и на земле… И становится так хорошо, так весело. Что
хочется убежать куда – то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и
сверкают своей ослепительной белизной. И вдруг из этой солнечной дали
мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку –ку, ку – ку!...»
2.Определи стиль текста: научный, художественный, публицистический.
_________________________________________________________________
3.Определи главную тему текста.
_________________________________________________________________
4.Объясни выражение «струятся ветви берёз».
_________________________________________________________________
5.Запиши, с чем сравнивает автор синеватые тени под берёзами.
_________________________________________________________________
6.Вставь слова, используя текст, чтобы предложения имели смысл.
Вся природа _________________________ в золотых волнах тепла и света.
Стволы молодых берёз сверкают _________________________ .
7.Укажи главное слово в словосочетании.
26
Светлые зайчики, сверкает белизна, бежать вдаль, отражение солнца.
Солнечное отражение, молодые берёзки.
8.Разбери слова по составу.
В перелеске, под берёзками, по дорожке.
Послышался, брожу, убегает.
9.Спиши, раскрывая скобки.
Дорога (с)вернула (в)берёзовый (пере)лесок. Мы (с)товарищами зашли
(в)густую чащу. Вдруг (по)слышался голос кукушки. Совсем рядом
(за)стрекотал кузнечик. Как здесь хорошо!
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
27