Автор: Зубова Анна Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №14 г.Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР "Звук и буква А"
Раздел: дошкольное образование
Звук и буква А
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Научить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» на
себе и сидящем напротив человеке.
3. Научить четко произносить звук [А].
4. Научить выделять звук [А] в ударной позиции в начале и в конце
слова.
З а д а н и е
1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме
собственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая рука,
правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо,
правый глаз, левая бровь и т. д.
Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок
должен рукой указать, откуда слышен звук.
З а д а н и е 3. Знакомство со звуком [А].
Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов.
При этом голосом выделяет звук [А] во всех этих словах и просит
ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый звук слышится в начале
всех этих слов?»:
август, аист, адрес.
Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] — гласный (его можно петь,
т. к. воздух на своем пути не встречает преграду),
З а д а н и е 4. Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:
— показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа...
— что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А...
— самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз
взрослый хлопнет в ладоши.
З а д а н и е 5. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду,
(то, которое не начинается на звук [А]):
апельсин, артист, суп, астроном.
З а д а н и е 6. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови
первый звук в слове».
Он большой,
Руки — полукругом перед собой.
как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны. Поглаживает правой рукой животик.
Так приятен он на вкус,
И зовут его — ... (арбуз)
Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках.
Стою на крыше
Всех труб выше. (Антенна)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
З а д а н и е 8. Взрослый называет ребенку слово, просит определить и
обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова), используя
красный кружок и карточку.
Август, аист...; рука, лиса, пила.
З а д а н и е 9. Фонематические Рассказы
З а д а н и е 11. Выучить чистоговорки:
А-а-а — шире ротик, детвора.
А-а-а — у меня болит нога.
З а д а н и е
12. Взрослый читает стихотворение и просит ребенка
ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвать все
слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А].
— Что везешь, Автомашина?
— Все, что есть на букву А:
Вот арбузы, апельсины,
Абрикосы и айва.
При перечислении фруктов ребенок правой рукой последовательно загибает
пальчики левой руки.
З а д а н и е 13. Упражнение для пальчиков:
Мы делили апельсин;
Много нас, а он один. На каждое слово сжимают пальцы рук в
кулачок.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
З а д а н и е
14.
Упражнение
для
развития
координации
речи
с
движениями(ПРО БУКВУ А)
Сделать букву А из палочек
На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)
Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо
печатными буквами в тетради (списывание и письмо по памяти с
предварительным звуковым анализом).