Напоминание

Маленький экономист


Автор: Карасёва Маргарита Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №7 Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Проект по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Маленький экономист
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Проект по формированию

предпосылок финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста

«Маленький экономист»

с детьми старшей группы компенсирующей

направленности №16 «Чебурашка»

Составители проекта - воспитатели:

Карасёва Маргарита Валентиновна

Степаненко Людмила Ивановна

Участники проекта:

Дети старшей группы ( 5-6 лет)

Родители детей

Воспитатели

Вид проекта: Долгосрочный

Срок реализации: Октябрь 2021 г - май 2022 г.

2021

Актуальность и социальная значимость

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление

рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта

многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой.

Сегодняшним детям нашего государства выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми "выплывать"

из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний

экономики преодолеть это испытание невозможно. Бережливость, организованность, рачительность и

другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического

воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит

от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста,

создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов

детской деятельности;

Совершенствовать коммуникативные качества детей;

Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений

посредством игровых действий.

Сформировать первичные экономические понятия;

Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их

использованию;

Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине,

плата за проезд и т. д.).

Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: 01.10.2021 – 31.05.2022 г (долгосрочный)

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала

необходимого для реализации цели проекта.

информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький

экономист».

подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический:

реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это

использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий

для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы,

экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций,

сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в

работе по экономическому воспитанию детей.

3 этап – Заключительный:

Подведение итогов реализации проекта в форме игровой деятельности: театрализованная игра

«Муха-Цокотуха»

Предполагаемые результаты

Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые

отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

Взаимодействие с родителями:

1.Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье». Экскурсия родителя с ребенком

в магазин .

2.Совместная деятельность детей и родителей – рисование «Магазин».

3.Беседа «Как я коплю деньги». Экскурсия родителя с ребенком в банк .

Ожидаемые результаты

Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо

трудиться и честно зарабатывать деньги;

Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость

продукта зависит от его качества;

Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность,

трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие .

Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.

Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и

начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.

Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности

дошкольников.

2 этап – практический

План реализации второго этапа проекта:

Тема

Дата

Содержание

Методические

приёмы

Отметка о

выполнении

работы

Октябрь

«Что такое деньги и

какими они бывают?»

«Экономическое

воспитание

дошкольников»,стр.21

12.10.21

Объяснить детям, что

такое деньги и для чего

они нужны. Рассказать о

том, что деньги не всегда

выглядели так знакомо.

Беседа. Чтение

Т.В.Грекова

«Сказка о

монетках»

«Дом, в котором

живут деньги»

Сборник

методических

разработок

«Формирование основ

финансовой

грамотности у детей

дошкольного

возраста.Сценарии

образовательных

событий и занятий

для детей и их

родителей»

О.А.Блохина, О.В.

Терешевап

26.10.21

Показать детям

помещение банка и

рассказать о том, кто в

нем работает и чем

занимаются люди.

Экскурсия в

Отделение

Сбербанка РФ

( родители)

Ноябрь

«Откуда берутся

деньги и на что

тратятся?»

А.Д.Шатова,стр.2-3

09.11.21

Рассказать детям о

деньгах, о цене товара, о,

том какие они были

раньше, какие есть

сейчас.

Рассматривание

коллекции «Деньги

СССР».

Беседа.

Чтение сказки

«Хранители

бюджета»

Чтение и заучивание

пословиц и поговорок

о деньгах.

23.11.21

Познакомить детей с

художественным

творчеством о деньгах и

Чтение сказки «Кто

хорошо потрудился

- у того труд в

монету, да в рубль

Самоучитель

семейных финансов

для детей « Дети и

деньги»

Е.В.Блискавка

финансах.

превратился!»

Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевая

игра «Книжный

магазин».

Картотека сюжетно -

ролевых игр.

30.11.21

Содействовать

финансовому

просвещению и

воспитанию детей

дошкольного возраста,

создавать необходимую

мотивацию для

повышения их

финансовой

грамотности.

Беседа о труде

продавцов

книжного магазина,

открытие

«Книжной

мастерской» по

ремонту книг.

Декабрь

«Как раньше считали

деньги» (счеты,

калькулятор).

Самоучитель

семейных финансов

для детей « Дети и

деньги»

Е.В.Блискавка, стр.11

14.12.21

Рассказать детям как

считают деньги. О

способах и инструментах

счёта. Познакомить с

понятием «калькулятор».

Беседа.

Просмотр

мультфильма «Как

старик корову

продавал».

« Деньги в нашей

жизни»

А.Д.Шатова,стр.4

28.12.21

Рассказать детям, что

деньги люди

зарабатывают. Труд –

источник заработка,

источник честных денег.

Дидактическая игра

«Назови

профессию»

Январь

Богатые и бедные

А.Д.Шатова,стр.14

18.01.22

Порассуждать вместе с

детьми о том, кого

называют бедным, а кого

богатым. Рассказать

детям о меценатах.

Просмотр

мультфильма:

«Смешарики.

Азбука финансовой

грамотности».

Февраль

«Как проверить

настоящие ли

деньги?»

Самоучитель

семейных финансов

08.02.22

Рассказать детям, что

настоящие деньги может

печатать только

Центральный Банк

Российской Федерации

Демонстрация

презентации

«История денег»

для детей « Дети и

деньги»

Е.В.Блискавка, стр.15

НОД «Дом, в котором

«живут» деньги»

Картотека конспектов

по финансовой

грамотности, стр.6

22.02.22

Задачи: дать

первоначальные знания о

банке (банк принимает

деньги на хранение,

выдает деньги

вкладчикам,

предоставляет деньги в

долг).

Продуктивная

деятельность

«Изготовление

кошелёчков»

Март

«Купи другу подарок»

Сборник

методических

разработок

«Формирование основ

финансовой

грамотности у детей

дошкольного

возраста.Сценарии

образовательных

событий и занятий

для детей и их

родителей»

О.А.Блохина, О.В.

Терешевап, стр.4

22.03.22

Цель: научить подбирать

монеты разного

достоинства, в сумме

составляющих цену

подарка.

Проблемная

ситуация «Какой

подарок выбрать?»

НОД «Доход семьи»

Самоучитель

семейных финансов

для детей « Дети и

деньги»

Е.В.Блискавка, стр.23

29.03.22

Задачи: познакомить

детей с отдельными

составляющими

семейного дохода:

зарплата, пенсия,

стипендия; уточнить

представление

воспитанников о

динамике доходов,

расходов; развивать

память, мышление,

логику, внимание;

воспитывать уважение к

людям, которые

зарабатывают деньги.

Продуктивная

деятельность:

изготовление чеков,

банковских карточек для

4.с/р игры

«Супермаркет».

Беседа.

Продуктивная

деятельность

«Изготовление

макета денег»

Апрель

« Юные

финансисты»

Сборник

методических

разработок

«Формирование основ

финансовой

грамотности у детей

дошкольного

возраста.Сценарии

образовательных

событий и занятий

для детей и их

родителей»

О.А.Блохина, О.В.

Терешева, стр.15

12.04.22

Воспитывать умение

определять и различать

потребности человека;

Уметь различать товар и

не товар, понимать от

чего зависит цена товара.

Деловая игра

«Хочу и надо»

«Кто трудится, кто

играет»

Самоучитель

семейных финансов

для детей « Дети и

деньги»

Е.В.Блискавка, стр.32

26.04.22

Цель: закрепить

представления детей о

различии трудовой и

игровой деятельности

(трудовой – нетрудовой)

Проблемная

ситуация.

Дидактическая игра

Май

Театрализованная

игра «Муха-

Цокотуха»

Картотека конспектов

по финансовой

грамотности, стр.30

31.05.22

Цель: « учить

устанавливать

собственную цену

стараясь продать «товар»

по собственной цене».

Просмотр мультфильма

«Барбоскины и реклама».

Заучивание ролей

Изготовление

атрибутов к

постановке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бокарев А. А. « Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской

Федерации» Финансы. 2010

2. Жуйкова Т.П., Кокухина А.А. «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного

возраста» Молодой ученый.2016

3. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности

«Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Калининград, 2013

4. Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное

планирование, конспекты занятий» ТЦ Сфера, 2002.

5. Смоленцева, А.А. «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» Учебное

пособие: СПб, 2001.

6. Шатова, А.Д. «Экономическое воспитание дошкольников». Учебно-методическое пособие.

Педагогическое общество России, 2005.

7. Шорыгина, Т.А. «Беседы об экономике» Методические рекомендации. ТЦ Сфера, 2009

8.Самоучитель семейных финансов для детей « Дети и деньги» Е.В.Блискавка,

9.Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей

дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей»

О.А.Блохина, О.В. Терешева.

Заключение

Далее будем продолжать осуществлять мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности

дошкольников.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность,

трудолюбие



В раздел образования