Автор: Левченко Елена Павловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №16
Населённый пункт: пгт. Красносельский, Гулькевичский район, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Химическое действие света"
Раздел: полное образование
МБОУ СОШ№16 п.Красносельский,
Гулькевичский район, Краснодарский край
Раздел курса физики 11 класс
«КВАНТОВАЯ ФИЗИКА»
Интегрированный урок
«Химическое действие света»
(физика + биология)
Учитель физики: Левченко Е.П.
Цель урока: Раскрыть учащимся сущность химического действия света
Задачи:
обучающая:
Продолжить формирование знаний учащихся о природе света.
Представить ещё одно доказательство корпускулярной природы
света, используя межпредметные связи курсов физики и
биологии.
развивающая:
Развивать наблюдательность, воображение, память;
продолжить формировать умение обобщать теоретические
знания и делать выводы на их основе.
воспитывающая:
Воспитывать самостоятельность при решении проблем,
стремление познавать закономерности окружающей среды,
уважение к достижениям человечества;
расширить кругозор учащихся и мировоззрение.
Оборудование:
компьютер, красный фонарь, электр. лампа,
таблицы «Кванты», «Явление фотосинтеза»,
фотоплёнка с негативным изображением, фотографии.
Ход урока
I Вступление. Учитель физики:
Одним из интереснейших объектов изучения в курсе физики 11 класса яв-
ляется свет! Многое знаем! Мы рассмотрели как ведёт свет, что он представ-
ляет при распространении и что представляет собой свет при взаимодействии
с веществом, т.е. при излучении и поглощении.
Итак, вспомним
Какова же природа света?
Какие свойства света проявляются при распространении?
Какие свойства света проявляются при излучении и поглощении?
- Корпускулярно-волновой дуализм; т.е. свет – электромагнитные волны и по-
ток фотонов.
II Основное содержание
Итак, акцентируем внимание на том
Как ведёт себя свет при поглощении? (как поток частиц фотонов)
Какой энергией обладает фотон? ( Е = h
J
, где
J
– частота света)
Как эта энергия поглощается? ( Целиком).
В случае видимого и ультрафиолетового света этой энергии достаточно, что
бы расщепить многие молекулы. Часто после расщепления молекул → начи-
нается целая цепочка химических превращений. В этом и проявляется хими-
ческое действие света.
Свойства света
ВОЛНОВЫЕ
проявляюся при
распространении
КОРПУСКУЛЯРНЫЕ
проявляются при испу
скании и поглощении
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ
ДИФРАКЦИЯ
ПОЛЯРИЗАЦИЯ
ДИСПЕРСИЯ
ФОТОЭФФЕКТ
ДАВЛЕНИЕ СВЕТА
ХИМИЧЕСКОЕ
ДЕЙСТВИЕ СВЕТА
Расщепление молекул светом, при котором часто начинается целая цепочка
химических превращений – химич. действие света.
Рассмотрим некоторые примеры химического действия света в биологиче-
ских и физических процессах. Некоторые явления вы изучали в биологии, но
не знали о квантовой природе света. Сейчас я попрошу вас рассмотреть про-
цессы с квантовой точки зрения.
Учитель химии:
В результате действия света в некоторых веществах происходят химические
превращения – фотохимические реакции. При фотохимических реакциях мо-
лекулы
вещества
поглощают
фотоны
падающего
света,
в
результате
чего
происходят их химические превращения. Наиболее активными являются лучи,
обладающие короткой длины волны: синие, фиолетовые, ультрафиолетовые,
т.к. этим фотонам соответствует большая энергия.
1.
В некоторых случаях поглощение света вызывает разложение веще-
ства, например, при освещении паров брома молекула Вr
2
распадается
на два атома.
2.
Иногда свет инициирует процесс. Например, смесь водорода и хлора в
стеклянном сосуде в темноте может храниться долго без изменений.
Но стоит выставить сосуд на солнечный свет, как происходит не-
медленное соединение обоих газов в хлористый водород, сопровожда-
емое взрывом.
3.
Длительное химическое действие света мы наблюдаем при выцвета-
нии красок, которое состоит чаще всего в окислении красящего веще-
ства. Краски обесцвечиваются только в течении того времени, пока
они подвергаются воздействию света. (выцветают бумага, волосы).
4.
Реакции замещения у алканов с галогенами инициируются квантом
света в начале реакции, а затем взаимодействие идёт по цепному меха-
низму. Например, хлорирование метана идет в 4 стадии:
Сначала разрывается ковалентная связь в молекуле хлора …
СН
4
+ Сl
2
→ СН
3
Сl → СН
2
Сl
2
→ СНСl
3
→ ССl
4
5. Окисление кислородом воздуха раствора иодида калия.
( Опыт. В 2 одинаковых стаканчика наливаем раствор иодида ка-
лия подкисленный соляной кислотой. 1 – оставляем на свету, 2 – по-
мещаем в чёрный ящик. На свету раствор быстро желтеет)
4 КI + 2 Н
2
О + О
2
→ 4 КОН + 2 I
2
( можно составить электронный баланс)
Учитель биологии
1.
Химические реакции под действием света происходят в зелёных листьях
деревьев и травы, в иглах хвои, во многих микроорганизмах. В зелёном
листе под действием Солнца происходят необходимый для всей жизни
на Земле процесс фотосинтеза. Он даёт нам пищу и кислород для дыха-
ния.
Реакция фотосинтеза протекает с образованием углеводов и выделением
кислорода. Происходит это, как установил русский биолог К.А.Тимирязев, в
молекулах хлорофилла под действием солнечного излучения определённой
(красной) области спектра.
СО
2
+ Н
2
О + h
J
→ 1/6 (С
6
Н
12
О
6
) +
О
2
↑
Механизм фотосинтеза не выяснен до конца. Классическая физика не могла
объяснить фотохимические реакции. В квантовой физике это получает чёткое
объяснение: атомы внутри молекулы удерживаются химическими связями, ко-
торые разрываются при поглощении молекулой фотона; в результате молекула
распадается. При малой энергии фотона фотохимическая реакция не происхо-
дит.
Фотосинтез – основа жизни на Земле. Это единственный процесс, в ре-
зультате которого органический мир за счёт энергии излучения Солнца попол-
няет свою внутреннюю энергию, расходуемую в процессе жизнедеятельности.
По одной из теорий, почти весь кислород в атмосфере Земли образовался и
поддерживается за счёт фотосинтеза.
2.
Энергия света → в энергию нервныхи мпульсов. В палочках и колбоч-
ках сетчатки глаза вследствие фотохимических реакций с участием зри-
тельных пигментов (пурпура) формируются нервные импульсы, переда-
ющиеся в головной мозг, где происходит их трансформация в зритель-
ные образы.
3.
Под действием ультрафиолетового излучения образуется озон.
Учитель физики
Сначала обратим внимание, что фотохимические реакции и фотосинтез
происходят за счёт энергии квантов света. Энергии кванта достаточно чтобы
вызвать превращение молекул вещества или расщепить молекулы на состав-
ные части. Причём масса прореагировавшего в реакции вещества ~ энергии
поглощённого света:
m = kE Е = h
J
Фотография
Квантовая природа света проявляется и в действии света на фотоплёнку и
фотобумагу. Фотопластинка покрыта чувствительным слоем из маленьких
кристаллов бромида серебра АgBr, вкраплённых в желатин. Под действием
кванта света электрон отрывается от отдельных ионов брома и захватывается
ионами серебра → образуется небольшое число нейтральных атомов серебра
(пластинка чернеет на свету).
Таким образом, при фотографировании на плёнке образуется скрытое изобра-
жение объекта.
Опыт
Процесс получения фотографии состоит из нескольких этапов:
1.
съемка – это получение с помощью объектива на светочувствительном
слое
фотоплёнки
действительного
изображения
фотографируемого
объекта. Под действием света небольшая часть засвеченных молекул
бромистого серебра распадается на атомы брома и серебра. Атомы се-
ребра образуют крошечные группки по 2-3 штуки, неразличимые даже в
микроскоп. При правильной экспозиции число таких группок пропорцио-
нально освещённости. Полученное изображение называют скрытым.
2.
проявление фотоплёнки – это химическая обработка. В процессе кото-
рой скрытое изображение превращается в явное. Суть в том, что под
действием реактивов (гидрохинон, метол) происходит дальнейшее вы-
деление серебра там, где оно уже началось, но теперь выпавшие атомы
серебра объединяются в крупные зёрна. После проявления на фотоплён-
ке получается хорошо заметное негативное изображение.
(промыть водой, чтобы проявитель не попал в закрепитель!)
3 . закрепление – процесс удаления из фотослоя всех непрореагировавших
светочувствительных зёрен бромида серебра, для чего плёнку опускают в
раствор гипосульфита. Если этого не сделать, то плёнка на свету почер-
неет. Закрепление завершается тщательной промывкой фотоматериала в
воде для удаления продуктов хим. реакций.
4.
копирование – процесс переноса изображения с фотоплёнки на фотобу-
магу, также покрытую фоточувствительным слоем. Процессы те же,
что и описанные выше. Получено позитивное изображение.
На столе фонарь красного света.
- Почему можно включать красный свет, не боясь засветить плёнку?
( h
J
мало)
-Беру негатив, кладу его на фотобумагу (слоем кверху бумага) и освещаю
лампой накаливания. Затем – в ванночки:
проявитель закрепитель вода
→ ф о т о г р а ф и я
Значение фотографии.
III Закрепление изученного материала
Беседа:
В чём состоит хим. действие света?
Доказательством какой природы света оно является?
В каких процессах проявляется хим. действие света?
Как проявляются квантовые свойства света в фотохимических реакциях?
Какие превращения энергии происходят в цепи реакций фотосинтеза?
Почему фотосинтез – основа жизни на Земле?
Почему фотосинтез не происходит ночью, хотя на листья падают инфра-
красные лучи?
Как проявляются квантовые свойства света в фотографии?
IV Задание на дом:
§ 93, Краткие итоги гл. 11; ОК
Подготовка к контрольной работе по теме «Квантовая физика».