Автор: Заяц Инна Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Чухломский детский сад "Колосок" Чухломского муниципального района Костромской области
Населённый пункт: г.Чухлома
Наименование материала: Конспект
Тема: Тема: «Старание и терпение»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Чухломский детский сад «Колосок» Чухломского муниципального района
Костромской области
Конспект НОД в подготовительной к школе группе
по программе «Социокультурные истоки»
Тема: «Старание и терпение»
Подготовила и провела воспитатель
первой квалификационной категории
Заяц Инна Алексеевна
2021 г
Задачи:
1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции дела»
2.Развитие управленческих навыков.
3.Развитие единого контекста в группе.
Подготовительная работа: чтение русских народных
сказок «Морозко», «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо», «Крошечка
Хаврошечка», «Марья Моревна», работа с пословицами и поговорками
о старании и терпении.
Материал для занятия: выставка работ «Мастера и рукодельницы»,
иллюстрация к сказке «Морозко», задания для работы в парах, аудио запись
игры «Золотые ворота».
Ход занятия
.
I.
Подготовительный этап
Дети входят в группу под музыку «К нам гости пришли»
Воспитатель: Рады гостям,
Ребенок 1.Как добрым вестям!
Ребенок 2.Всех привечаем,
Ребенок 3 Душевно встречаем!
Все вместе: Доброго всем утра!
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в «Город мастеров».
Посмотрите на выставку.
Вам нравятся эти вещи,? А почему?
Дети: Мне нравятся эти вещи, потому что они …. (сделаны с душой, с
любовью старались, красивые, радуют глаз и т. д.) по кругу дети
высказываются (можно использовать волшебный клубок, передавая его из
рук в руки)
Воспитатель: Как одним словом назвать людей, умеющих делать такие
красивые вещи?
Дети: мастера, рукодельницы.
Воспитатель: А как вы думаете, какие качества нужно было проявить
мастерам, рукодельницам?
Дети: выдержку, усердие, трудолюбие, настойчивость, стремление, упорство,
Прилежание.
Воспитатель: Почему?
Дети: Это очень кропотливая работа.
Воспитатель: Старание и терпение высоко ценили люди с давних времен.
Понимали, что это великий труд души, который дает человеку возможность
учиться, укрепляться в добре, достигать мастерства и внутренней красоты.
Наши предки прививали своим детям любовь к терпению и старанию с
малых лет.
Воспитатель: Но каждый ли умеет быть терпеливым, а как научиться
терпению? Наши предки дали бы такой совет: «Научишься терпеть в малом,
вытерпишь и в большом». Давайте будем учиться. Ребята, я приглашаю вас
сесть на стульчики!
II. Работа в круге.
Воспитатель: Мы без сказки жить не можем
Сказка в гости к нам пришла.
Своих сказочных героев
Нам с собою привела.
Воспитатель: Посидим рядком, да поговорим ладком. Ой, посмотрите и
правда сказка к нам в гости пришла. Ребята, скажите, пожалуйста, как
называется эта сказка?
Дети: Эта сказка называется «Морозко».
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Здесь изображен зимний лес, девушка сидит на пеньке, а рядом с ней
Морозко.
Воспитатель: Что помогло стариковой дочке выполнить задание Морозко?
Дети: Стариковой дочке помогло старание, терпение, усердие, трудолюбие.
Воспитатель: Правильно, ребята, успех в любом деле достигается благодаря
старанию, терпению, усердию, трудолюбию. А какую награду получила
старикова дочь?
Дети: Сундук золота.
Воспитатель: Какова работа, такова и награда.
Воспитатель: А сейчас, послушайте отрывок из сказки.
…На другую ночь отправился в дозор средний брат. Прошел он по берегу.
Тихо на реке Смородине. Лег средний брат под куст и заснул крепко. Как
пошло время за полночь, взял Иван свой острый меч и пошел к реке
Смородине. Спрятался под Калинов мост и стал караулить…
Воспитатель: Ребята, из какой сказки этот отрывок?
Дети: Этот отрывок из сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».
Воспитатель: Правильно. Ребята, а давайте подумаем, что помогло Ивану –
крестьянскому сыну одолеть чудо-юдо?
Дети: Ивану – крестьянскому сыну помогло одолеть чудо-юдо любовь к
родной земле, терпение, трудолюбие, умение стойко переносить трудности.
Воспитатель: Конечно, ребята, Ивану – крестьянскому сыну одолеть чудо-
юдо помогло и любовь к родной земле, и терпение, и трудолюбие, и умение
стойко переносить трудности. Иван проявил лучшие черты русского
крестьянина-землепашца: силу, храбрость, верность своему Отечеству и
готовность постоять за него, любовь к труду на земле.
Воспитатель: А теперь, ребята, вспомните какие сказки о старании и
терпении вы знаете?
Дети: «Морозко», «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо», «Марья Моревна»,
«Крошечка Хаврошечка», «Серая шейка», «Золушка».
Воспитатель. Молодцы, хорошо потрудились! Старание и терпение
рождают умение. Вы со мной согласны? А какие еще пословицы и поговорки
о старании и терпении вы знаете?
1. «С терпением в работе не пропадешь».
2. «К большому терпенью придет и уменье».
3. «Терпение и труд все перетрут».
4. «Без терпения нет и умения».
5. «Дело мастера боится».
6. «Всякое дело терпеньем одолеть можно».
Делу время – потехе час. И нам пришло время немного отдохнуть. Я
предлагаю нам поиграть в игру «Золотые ворота».
Физминутка
Игра «Золотые ворота».
Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки
– это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается
цепочка.
Все дети говорят стишок и цепочкой быстро проходят между ними.
Все дети говорят:
Золотые ворота
Проходите господа.
Первой мать пройдет
И детей проведет
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые
оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота"
побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Правила игры: Опускать руки надо быстро, но аккуратно.
III. Работа в паре.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю вам разделится на пары.
Воспитатель: На ваших столах лежат листы бумаги с иллюстрациями. Вы
должны внимательно их рассмотреть и отметить знаком «+» те из них, на
которых изображены занятия, требующие старания и терпения.
Воспитатель: А теперь поработаем в паре. На середине стола лежит еще
один листок с такими же иллюстрациями. А теперь Вы должны вместе с кем
сидите посоветоваться, выслушать друг друга и придти к совместному
решению, отметить знаком «+» те иллюстрации, которые вы выбрали вместе.
Воспитатель: Свой ответ начнете со слов «Мы с Катей или Кириллом
посоветовались и решили…..»
Дети: Мы с Настей посоветовались и решили отметить знаком «+» все
картинки, кроме одной, потому что занятие, где девочка смотрит телевизор,
не требует ни старания, ни терпения.
Воспитатель: Поднимите руки те пары, которые выполнили это задание по-
другому. А теперь поднимите руки те, кто выполнил так же.
Экспертная оценка
IV. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, а в каких делах вы
проявляли старание и терпение?
Дети:
Воспитатель: Ребята, а что вы почувствовали, когда благодаря старанию и
терпению, вам что-то удалось сделать?
Воспитатель: Я хочу, ребята, чтобы вы запомнили, что старание и терпение
нужно каждому человеку, чтоб достичь мастерства в любом деле – учится в
школе, лечить больных, строить дома и в любых других делах.
Вы сегодня хорошо постарались, терпеливо отнеслись ко всем заданиям.
Спасибо вам за работу дружную. Поблагодарите друг друга за работу.
Давайте обнимемся, улыбнемся друг другу.