Автор: Осокина Елена Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская музыкальная школа №3 "Доминанта"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа "Логоритмика для малышей от года до четырех лет"
Раздел: дополнительное образование
Программа «Логоритмика раннего возраста от года до 4 лет».
Программу разработали:
Учитель-логопед: М.Н. Гойнова
Музыкальный руководитель: Е.Н. Осокина
Пояснительная записка
1. Введение
Методическая разработка «логоритмики» — это программа направлена на
речевое развитие детей раннего возраста.
Программа предполагает подгрупповую работу до 5 ребят в возрасте от 1.5-
2.9 лет, а с 2,9-4 лет в группе от 7-10 детей.
Предложенные материалы адресованы учителям-логопедам и воспитателям,
родителям. При определенном обучении и под руководством учителя-
логопеда родители могут заниматься по этой программе со своими детьми
самостоятельно.
2. Актуальность
Ни для кого не секрет, что в последние годы в дошкольные учреждения
довольно часто поступают безречевые дети старше 2-х лет, которые
общаются с помощью жестов и отдельных звуков неопределенной
артикуляции, а иные вообще не имеют навыков общения.
В современной литературе представлен достаточно обширный материал по
коррекции недостатков речевого развития, адресованный детям старше 5-ти
лет (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.В. Нищева). И лишь немногие из
авторов (Е.Ф. Архипова, Г.М. Лямина) предлагают методические пособия по
формированию речи неговорящих детей до 3-х лет. Именно поэтому
возникла потребность в разработке и апробации данной программы «
логоритмики» детям раннего возраста.
3. Специфика программы
В основу программы «логоритмики» для малышей положена потребность
ребенка в общении и взаимодействии с окружающими людьми и предметами.
Обучение общению должно стать основной частью повседневной жизни с
первых недель появления малыша на свет.
Программа рассчитана на неговорящих детей от 1.5 до 2,9 лет, имеющих
сохранный слух и не имеющих грубых интеллектуальных и психических
расстройств, т.е. для детей с ЗРР, ЗПРР, а также с тяжелыми нарушениями
речи.
Программа состоит из двух блоков, каждый из которых предусматривает
решение своих задач по определенным разделам и в определенные сроки:
I блок — 30 занятий для детей первого года обучения
II блок- 30 занятий для детей второго года обучения.
Первый блок в свою очередь состоит из 30 занятий для детей от 1.5-2.9 лет.
Продолжительность занятия 40 минут-1 раз в неделю.
Второй блок состоит из 30 занятий для детей от 2,9-4 лет.
Продолжительность занятия 40 минут-1 раз в неделю.
В зависимости от исходного состояния психоречевого развития ребенка,
обучение по пpoгpaммe необходимо начинать с первого блока.
4. Структура программы
Программа «логоритмики» состоит из двух блоков, в каждом из которых
решаются свои задачи.
I блок для детей от года -2,5 лет состоит из 30 шагов по тематическому
плану:
1.Овощи.
2.Фрукты. Мы за столик сели, фартучки надели, будем есть мы фрукты
сладкие продукты.
3.Дятел. Дятел дерево долбит тук-тук, Клювом по нему стучит тук-тук.
4.Листья.Листопад, листья жёлтые летят.Листопад, и под ножками
шуршат шшшшшшшшшшшшшш.
5.Котёнок рыжий. К нам пришел котёнок рыженький котёнок мяу-мяу.С
детками играет.Песни распевает мяу-мяу.
5.Кукушка. Сидит кукушка на суку. Поёт ку-ку, ку-ку-ку.
6.Совенок. Я маленький совенок живу в густом лесу, и радостно летаю
и песенки пою у-ху,у-ху.
7.Паровозик. Едет, едет паравоз две трубы и сто колес чух-чух.
Машинистом рыжий пес.
8.Дождик. Кап-Кап. Дожик- дождик хватит лить, наших деточек мочить
кап-кап.
9.Машинка.Сидим с шофёром рядом би-би, помочь шофёру надо би-
би.Машинам все и людям бибикать громко будем би-би.
10.Гуси. га-га есть хотите да,да. Хлеба с маслом нет, нет, а чего же вам
конфет.
11.Цыплятки. Солнышко проснулось. Встали и цыплятки, маме
улыбнулись вышли на зарядку. Пик, пик. Вот какой весёлый крик.
12.Снежок.Снеговик, снеговик, беленький блестящий, к нам пришел
снеговик самый настоящий.
13.Волк. Воет волк в лесу глухом ууу, скучно волку одному у-ууу,
песенку споем ему, вместе с волком тянем уууууууу.
14.Ослик. Ослик ушки опустил и-а, и-а, Он немножко загрустил иа, иа.
15.На лошадке. Едем, едем на лошадке но-но, Рады, рады все ребятки
но-но,
Мы доехали до дома (губами пр-пр).Стой лошадка здесь спокойно пр,
пр,
16.Ёлка. (Маленькой елочке…..)
17.Бычок.
18.Лягушка. ква,ква
19.Жук. жу,жу.
20.Змейка. (ш-Ш..
21.Мишка с куклой. Мишка с куклой бойко топают,топ-топ. И в
ладошки громко хлопают хлоп-хлоп.
22.Щенок.
23.Цветок. Собираем мы цветочки мамочке, мамочке раз,два,три. Мы
букетик ей подарим с праздником мамочка.
24. Кораблик. Па гудит параход, па по речке плывёт, па ребят он зовёт
в далёкий поход.
25. Овечка. (бе-бе)
26.Ёжик.
27.Грибочек.Мухомор.
28. Корова.
29.Петушок. (Ку-ка-ре-ку)
30.Часы (тик-так).
Дети второй год обучаются по другому тематическому плану:
Игра зверей. Дети изображают зверей под музыку. Гусь, мишка, зайка,
котёнок.
Ежик-чудачок, машинка
2 блок программы
1. Семь цветов радуги. (ха-ха)
2.Песок. (с-С).Овощи на грядке.
3.Фрукты разной формы.(
4.Грибы. (
5.Ягоды лесные и садовые.
6.Божья коровка. (ж-ж)
7. Трактор. (тр-тр)
8.Лев. (р-р)
9.Курочка. (ко-ко)
10.Свинья. (хрю)
11.Уточка. (кря)
12.Воробышек. (чик-чирик)
13.Снегурочка, снеговик. (с-с)
14.Дед Мороз.
15.Мишка косолапый.
16.Мой дом. (большой-маленький дом из кубиков). У каждого
есть свой дом.
17.Цветок. (ц-Ц)
18.Жучок.(жу-жу)
19.Кузнечик. (цыка-цыка)
20.Неваляшки-матрёшки.(динь-динь).
21.Собака.(гав-гав)
22.Коза(ме-ме)
23.Оса (з-з)
24.Тигр.(р-р)
25.Лиса(са,сы, со,су)
26. Мышь (пи-пи).
27.Лес.Листья.(ш-ш)Весна.
28.Печка. (ча, чо, чу, чи)
29.Щётка.( щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока, щ-щ, щ-Щ)
30.Лодочка. (л, л). Я на лодочке плыву, сильно вёслами гребу, По
бокам пошла волна, ла-ла, ла-ла.
В каждом занятии присутствуют следующие упражнения:
-упражнения на развитие навыков общения довербального периода;
- упражнения на развитие навыков подражания;
- упражнения на активизацию движений пальцев рук;
- упражнения на активизацию звукоподражаний, слов и жестов;
- упражнения на обогащение пассивного словаря.
- игры на развитие физиологического и речевого дыхания, силы и высоты
голоса;
- игры на развитие слухового внимания и речевого слуха;
- упражнения на развитие тонкой моторики пальцев рук;
- игры и задания на поощрение и закрепление речевого импульса,
обогащение активного словаря;
- фрагменты занятий на развитие умения понимать и точно соотносить
слово с предметом, явлением, действием (на обогащение пассивного
словаря).
(На приобретение выше изложенных навыков и умений отводится в среднем
30 часов.)
В целом эти занятия связывают:
- игры и задания на воспитание основ регулятивной, а затем
коммуникативной функции речи;
- игры и упражнения на развитие движений органов артикуляционного
аппарата и формирование правильного звукопроизношения;
- упражнения на развитие тонких движений пальцев рук;
- фрагменты занятий на обогащение активного и пассивного словаря по
лексической теме;
- упражнения и игры на развитие понимания и на употребление в речи
грамматических форм и слов.
5. Ожидаемые результаты.
При соблюдении следующих условий:
- обеспечение физического здоровья малыша;
- регулярное посещение дошкольником детского клуба «Радуга»;
- обязательное участие родителей в формировании речи ребенка под
руководством учителя-логопеда;
- обязательное участие родителей в закреплении навыков правильной речи
малыша;
- обеспечение занятий необходимым дидактическим материалом и
пособиями;
- удовлетворение потребности ребенка в общении как со взрослыми, так и с
детьми разного возраста,
и полном прохождении данной программы предполагаются следующие
результаты:
- полное преодоление задержки речевого развития у детей старше 2-х лет;
- выход из моторной алалии на II или III уровень общего недоразвития речи
(в зависимости от личностных и физиологических качеств ребенка), что
позволит значительно снизить количество детей, нуждающихся в
специальных условиях образования как в ДОУ, так и в школе;
-постановка трудных звуков при индивидуальном подходе.
Содержание
Снежок
Дятел
Котёнок
Солнышко для цыплят
Ёлка
Паровоз
Мышка
Ослик
Тема: «Снежок»
1 этап Орг.момент. (муз.руководитель играет и поёт, а учитель-логопед показывает
движения, а дети повторяют)
Ну-ка все в ладоши хлоп.
Дружно хлоп.
Все за мною хлоп.
Ну-ка ножкой топ-да-топ.
Топ-да-топ, топ-да-топ.
Все за мною топ.
И головкой покивайте,
Покивайте, покивайте.
Дружно вместе наклоняйте.
Наклоняйте так.
2 этап Песочная терапия.
Сообщение темы и цели занятия. Отгадайте кто спрятался в песочке? (дети находят в
песке снежок). Мы сегодня поиграем в снежки, и узнаем какие снежки бывают.
3 этап Артикуляционная гимнастика «Снежный ком»
Щёчки надуваем,
В снежный ком их превращаем.
Снежный ком тает
И щёчки пропадают.
Язычком снежный ком достаем.
Снежный ком на носике,
И язычок тянется к носику.
Снежный ком на подбородке,
И язычок у подбородка.
Снежный ком на правой щёчке,
И язычок на правой щёчке.
Снежный ком на левой щёчке,
И снежный ком на левой щёчке.
4 этап. Изучение песенки.
Прокачусь-ка
Прокачусь-ка я по льду
Ни за что не упаду -
Хлоп и на лед,
Ах, не везет.
5 этап Дыхательная гимнастика «Снежинка» (снежинка из бумажного полотенца)
Снежинка попала на ладошку.
Её медленно сдуваем мы с ладошки.
Дышим ровно и легко.
Свободно и глубоко (выполняем до 3 раз).
Снежинка попала на ладошку.
Её медленно сдуваем мы с ладошки.
Дышим быстро и прерывисто. (выполняем до трёх раз)
6 этап Пальчиковая гимнастика «Снежинка», «Снежный ком»
Снежинку рвём на части:
Сначала на большие, а затем на маленькие.
Подержали снежинки в одной руке, а затем в другой.
Собрали из снежинок большой снежный ком, маленький снежный ком.
7 этап Аппликация «Снежинки»
Возьмём голубой картон, клей пва, вату или бумажное полотенце. Наносим клей точками
на картон и приклеиваем маленькие снежинки, большие снежинки.
Получилась красивая белая поляна из снежинок.
8 этап Итог работы.
Игра в «снежки». Берём из корзинки белые комочки и кидаем друг в друга.
2 занятие «Дятел»
1 этап Орг. момент.
Ну-ка все в ладоши хлоп.
Дружно хлоп.
Все за мною хлоп.
Ну-ка ножкой топ-да-топ.
Топ-да-топ, топ-да-топ.
Все за мною топ.
И головкой покивайте,
Покивайте, покивайте.
Дружно вместе наклоняйте.
Наклоняйте так.
2 этап Песочная терапия.
Сообщение темы и цели занятия. Отгадайте кто спрятался в песочке? (дети находят в
песке дятла). Мы сегодня узнаем кто такой дятел. Какой звук издаёт дятел?
3 этап Артикуляционная гимнастика сказка «Дятел»
Жил в лесу дятел с красным хохолком. Дятел - это язычок. Вылетел дятел (язычок), достал
носик, достал подбородок, достал правую щёчку, достал левую щёчку. Стал лечить
деревья: стучит по верхним зубам – д,д, д, д, д, д. (много раз). Вылечил деревья и полетел
дальше.
4 этап Изучение песенки
Дятел
Мы в лесу слыхали стук:
Тук, Тук, Тук, Тук, Тук, Тук, Тук.
Дятел клювои Тук, Тук, Тук,
Тук, Тук, Тук, Тук, Тук, Тук, Тук.
5этап Дыхательная гимнастика
Летал, летал и устал.
Присел на ветку дерева,
Вдохнул глубоко носиком
И выдохнул ртом. ( до трёх раз)
Дышит ровно и легко.
Свободно и глубоко.
Дышит быстро и отрывисто. (до 5 раз)
6 этап Пальчиковая гимнастика «Дятел»
Дятел дерево долбит тук-тук (обеими руками,ладошками).
Дятел дерево долбит тук-тук (одной рукой, ладошкой).
Дятел дерево долбит тук-тук (другой рукой, ладошкой).
Дятел дерево долбит тук-тук (кулачками обоих рук).
Дятел дерево долбит тук-тук (кулачок одной руки).
Дятел дерево долбит тук-тук (кулачок другой руки).
7 этап Работа с пластилином (на шаблоне нарисован дятел, красим красным
пластилином)
8 этап Итог занятия.
3 занятие «Котёнок»
1 этап Орг.момент.
Ну-ка все в ладоши хлоп.
Дружно хлоп.
Все за мною хлоп.
Ну-ка ножкой топ-да-топ.
Топ-да-топ, топ-да-топ.
Все за мною топ.
И головкой покивайте,
Покивайте, покивайте.
Дружно вместе наклоняйте.
Наклоняйте так.
2 этап Песочная терапия.
Сообщение темы и цели занятия. Отгадайте кто спрятался в песочке? (дети находят в
песке рыжего котёнка). Мы сегодня узнаем кто такой котёнок. Какой звук издаёт котёнок.
3этап Артикуляционная гимнастика сказка «Киса мяу-мяу»
Рано утром рыжая киса просыпается.(Язычок высовывается)
И лежит подтягивается:
Язычок потянулся, носик достал,
Подбородочек достал.
Встал, полакал он молочка (облизываем верхнюю губу, нижнюю губу язычком, облизал и
верхнюю губу, и нижнюю губу вместе.)
4этап Изучение песенки.
Рыжий котенок
К нам пришел котенок,
Рыженький котенок:
Мяу, мяу, мяу.
С детками играет,
Песни распевает:
Мяу, мяу, мяу.
5 этап Дыхательная гимнастика
Всё лежит, мурлычет киса
- Мур-мур-мур!
Охраняет в поле кур.
Дышит быстро и громко. (вдох носом, выдох ртом)
Уморилась киса вот.
Отдохнуть легла на чуток.
Спит и дышит спокойно и легко.
Пальчиковая гимнастика
Киса лапки вот сложила (обе руки обнимают голову)
Под головку положила.
Подержала под головкой
Опустила вот на щёчки ловко.
Подержала их на щёчках.
Хлопнула в ладоши громко, громко.
Хлопнула в ладоши тихо, тихо.
6 этап. Лепка кошки из теста
Лепим мы головку ловко:
Делаем мы кисе глазки, носик, ротик, но и ушки.
7 этап. Подведение итога
Подвижная игра «Кошки, мышки».
4 занятие «Солнышко для цыплят»
1 этап Орг.момент.
Ну-ка все в ладоши хлоп.
Дружно хлоп.
Все за мною хлоп.
Ну-ка ножкой топ-да-топ.
Топ-да-топ, топ-да-топ.
Все за мною топ.
И головкой покивайте,
Покивайте, покивайте.
Дружно вместе наклоняйте.
Наклоняйте так.
2 этап Песочная терапия.
Сообщение темы и цели занятия. Отгадайте кто спрятался в песочке? (дети находят в
песке солнышко).
3 этап Работа с фланелеграфом
Лучики у солнышка убежали, нужно лучики собрать и приставить к солнышку.
4 этап Артикуляционная гимнастика
Солнышко, проснись
Выгляни в окошко.
Окошко открывается
И солнышко появляется. (Язычок показывается)
Солнышко лучистое
Носик достаёт, к подбородку тянется
И щёчки достаёт то правую, то левую.
И в «качелю» превращается
В длинную и смелую.
5 этап Изучение песни
Веселые цыплята
Солнышко проснулось,
Встали и цыплятки,
Маме улыбнулись,
Вышли на зарядку.
Пик-пик-пик, пик-пик-пик!
Вот какой веселый крик.
6 этап Дыхательная гимнастика
Посмотрим мы на солнышко.
А солнышко в руках.
Подуем мы на солнышко.
И улетит оно.
Поднимем дружно, вместе мы
И вновь мы дуем на него,
Оно летит, летит. (до 5 раз)
7 этап Пальчиковая гимнастика
Солнце медленно всаёт (ладошки вместе, медленно пальчики открываются)
Всех ребят (Аню,Петю…) играть зовёт.
Едем, едем по дорожке (разводим руками)
Покрутимся на одной ножке.
И ляжет спать солнышко «понарошку». (две ладошки сварачиваются в бутончик.)
8 этап Аппликация из ценников.
9 этап Итог занятия. Игра в солнышко
5 занятие «Ёлка»
Артикуляционная гимнастика:
Наша ёлка высока (язык достаёт до носа, до верхней губы)
Достаёт до потолка,
А на ней висят игрушки (кружочки делаем ртом, поём а-а)
Шишки, шарики, хлопушки (закрываем медленно рот и открываем).
Дыхательная гимнастика:
Подуем мы на шарики,
Подуем и на шишки,
Подуем на хлопушки,
Подуем на игрушки (вдох носом, выдох ртом)
Пальчиковая гимнастика:
Ёлка наряжается (ладошки трём)
Праздник приближается (хлопаем в ладоши)
Новый год у ворот, (обнимаем ладошки)
Ребятишек ёлка ждёт (пальчики раскрываем и закрываем)
Аппликация:
Ёлку сделаем мы вместе,
Веточки наденем мы на месте.
Ёлка будет просто чудо.
И не будет нам вот худо (из ценников, делаем ёлочку)
Тема 6 «Паровозик»
Артикуляционная гимнастика (муз.руководитель поёт и играет, а учитель-логопед
называет тех имена детей)
На полянку,на лужок тихо выпал язычок,
Но подул вдруг ветерок закружился язычок.
На качели побежал вверх и вниз он поскакал
на часы он посмотрел
Песни разные запел (большие песни поём громко, маленькие тихо, показ песенок)
А-А-а-А-А
О-О-О-О-О
У-У-У-У-У
Ы-Ы-Ы-ы-Ы
Э-Э-Э-э-Э-Э
И-И-и-И-и
Изучение песни
Паровоз
Паровоз гудит ту-ту-ту
И везёт вот детвору
Паровоз гудит ту-ту-ту
И стремиться к брату
Паровоз гудит ту-ту-ту
Дыхательная гимнастика
На магнитной доске 6 картинок паровозиков и 6 магнитов, дети собирают магниты,
отдают либо логопеду, либо родителям. Начинают дуть на паровозики. Паровозик на
правую руку, сдувают картинку с правой руки. Паровозик на левую руку сдувают с левой
руки.
Определение пространства
Где голова? Паровик на голову.
Где правая рука? Паровозик наголову и киваем в правую сторону, паровозик слетает в
правую сторону.
Где левая рука? Паровозик на голову и киваем в левую сторону, паровозик слетает в
левую сторону.
Где спина? Паровозик на голову и наклоняем голову назад и картинка летит назад, туда
где спина.
Где правая нога? Паровозик прячется за правую ногу.
Где левая нога? Паровозик прячется за левую ногу.
Подвижная игра
«Зайка»
Зайка, двигайся по кругу (дети идут вокруг обруча)
Зайка, прыгай на ногах… (дети прыгают на двух ножках)
Под кусток ты забегай (приседают дети)
И свой домик занимай. (забегают в обруч) музыка не играет
Зайка, двигайся по кругу (дети идут вокруг обруча, играет музыка, логопед
Зайка, прыгай на ногах показывает движения)
Под куток ты забегай
И свой коврик занимай.
Зайка, двигайся по кругу (дети идут вокруг обруча)
Зайка, прыгай на ногах… (дети прыгают на двух ножках)
Под кусток ты забегай (приседают дети)
И свой столик занимай. (дети садятся за стол)
Звучит определенная музыка, которая детей зовёт за стол.
Дети усаживаются за столы.
Раскрась-ка (дети берут карандаши-тренажёры и раскрашивают двумя руками) Левая
рука Правая рука
Заклей-ка
Дети из ценников клеят на этой же картине колёса паровозу.
Залепи-ка (работа с тестом)
Дети получают тесто разного цвета. Правой рукой жмем тесто желтого цвета, левой рукой
жмем тесто красного цвета.
Жмем,жмем правой ручкой мы пожмем
Жмем,жмем левой ручкой мы пожмем.
Жмем,жмем обе ручки мы зажмём.
(Катаем колобки двумя руками)
Колобок,колобок,
Мы скатаем комок
Колобок,колобок,
Мы помнем тебе бок
Колобок,колобок,
Покажи-ка,дружок
Где живёт у тебя
Правый локоток… (дети по тесту ударяют под ритм музыки правым локтем)
Левый локоток… (дети под музыку ударяют под ритм левым локтем)
Правый кулачок… (дети под музыку ударяют под ритм левым кулачком)
Левый кулачок… (дети под музыку ударяют под ритм левым кулачком)
Дети отщипывают тесто и делают несколько кружочков и лепят эти кружочки на
паровозик. (В это время слышат новую песенку про паровозик)
Пошуми-ка (коробочки,наполненные разными крупами)
Дети получают по две коробочки в правую, в левую руки. Играют под музыку громко-
тихо.
Вывод делает логопед: Кто попался? (Петя,Вася…)
Тишина… (никто не попался)
Укрась-ка
Укрась паровоз. Дети достают украшения из коробочек и накладывают на тесто
украшения. При этом проговаривают ту-ту (или пытаются сказать, или пытаются
изобразить жестами, повторяя за логопедом.
Умывалочка (под музыку моют руки и повторяют все за логопедом)
Дети получают влажные салфетки и моют руки, слушая песенку.
Мы намылим наши руки (мылим руки)
Раз-два-три, раз-два-три (растираем руки)
А над ручками как тучки (отпускаем салфетку и изображаем руками тучки)
Пузыри,пузыри. (хлопаем руками, ловим пузыри)
Звучит музыка…Куда нас музыка зовёт? (на ковёр),дети выходят из-за столов
Работа на ковре
Вот ребятки поплясали (дети идут по ортопедическим коврикам)
И ногами зашагали (шагают по коврикам)
Вы по коврикам гуляйте
Красный вагон, занимайте (дети встают на красный вагон-коврик).
И так продолжается игра 3-5 раз по цветам: желтый, синий, коричневый и т.д.
Прощание
Ну-ка все встали в круг (дети встают в круг)
За руки все взялись вдруг (за руки пытаются взяться)
Будем рядом стоять
Ручками махать (руками машут пока)
Все мы дружно занимались
И немножко баловались,
А теперь детвора все домой пора
ДО-СВИ-ДА – НИ-Я (машем руками и поем, если дети молчат, то жестом учим их
показывать по-ка)
Тема 6 «Мышка»
Артикуляционная гимнастика (муз.руководитель поёт и играет, а учитель-логопед
называет тех имена детей)
На полянку,на лужок тихо выпал язычок,
Но подул вдруг ветерок закружился язычок.
На качели побежал вверх и вниз он поскакал
на часы он посмотрел
Песни разные запел (большие песни поём громко, маленькие тихо, показ песенок)
А-А-а-А-А
О-О-О-О-О
У-У-У-У-У
Ы-Ы-Ы-ы-Ы
Э-Э-Э-э-Э-Э
И-И-и-И-и
Изучение песни
Мышка
Весёлая мышка по улице шла
Весёлая мышка конфетку нашла
От радости мышка сказала пи-пи
Схватила конфетку, пропела пи-пи
Вдруг мышке встречается серенький кот
Подходит он к мышке, за лапку берёт
А мышка со страху пищит пи-пи
Возьми, кот, конфетку в домик иди.
Дыхательная гимнастика
На магнитной доске 6 картинок мышей и 6 магнитов, дети собирают магниты, отдают
либо логопеду, либо родителям. Начинают дуть на мышат. Мышку на правую руку,
сдувают картинку с правой руки. Мышку на левую руку сдувают с левой руки.
Определение пространства
Где голова? Мышку на голову.
Где правая рука? Мышку на голову и киваем в правую сторону, мышка слетает в правую
сторону.
Где левая рука? Мышку на голову и киваем в левую сторону, мышка слетает в левую
сторону.
Где спина? Мышка на голову и наклоняем голову назад и картинка летит назад, туда где
спина.
Где правая нога? Мышка прячется за правую ногу.
Где левая нога? Мышка прячется за левую ногу.
Подвижная игра
«Мышка»
Мышка, двигайся по кругу (дети идут вокруг обруча)
Мышка, встань на правую ногу (дети прыгают на правой ноге)
Мышка, встань на левую ногу (дети прыгают на левой ноге)
Мышка, обе ножки подключай (дети прыгают на двух ногах)
И в кружочек забегай! Дети забегают в обруч)
Мышка, двигайся по кругу (дети идут вокруг обруча)
Мышка, встань на правую ногу (дети прыгают на правой ноге)
Мышка, встань на левую ногу (дети прыгают на левой ноге)
Мышка, обе ножки подключай (дети прыгают на двух ногах)
И на коврик забегай! (Дети забегают наковрик)
Мышка, двигайся по кругу (дети идут вокруг обруча)
Мышка, встань на правую ногу (дети прыгают на правой ноге)
Мышка, встань на левую ногу (дети прыгают на левой ноге)
Мышка, обе ножки подключай (дети прыгают на двух ногах)
И за стол ты забегай! (Дети идут за столы)
Звучит определенная музыка, которая детей зовёт за стол.
Дети усаживаются за столы.
Раскрась-ка (дети берут карандаши-тренажёры и раскрашивают двумя руками) Левая
рука Правая рука
Заклей-ка
Дети из ценников клеят на этой же картинке туловище мышки.
Спой-ка
На обратной стороне рабочего листа, песня
Мышка,мышка, попищи
Пи-пи-пи-пи
Мышка,мышка, сыр ищи
Пи-пи-пи-пи-пи
Мышка,мышка, в дом тащи
Пи-пи-пи-пи-пи
Мышка,мышка, где же щи?
Залепи-ка (работа с тестом)
Дети получают тесто разного цвета. Правой рукой жмем тесто желтого цвета, левой рукой
жмем тесто красного цвета.
Жмем, жмем правой ручкой мы пожмем
Жмем, жмем левой ручкой мы пожмем.
Жмем,жмем обе ручки мы зажмём.
(Катаем колобки двумя руками)
Колобок,колобок,
Мы скатаем комок
Колобок,колобок,
Мы помнем тебе бок
Колобок,колобок,
Покажи-ка,дружок
Где живёт у тебя
Правый локоток… (дети по тесту ударяют под ритм музыки правым локтем)
Левый локоток… (дети под музыку ударяют под ритм левым локтем)
Правый кулачок… (дети под музыку ударяют под ритм левым кулачком)
Левый кулачок… (дети под музыку ударяют под ритм левым кулачком)
Дети отщипывают тесто и делают несколько кружочков и лепят эти кружочки на мышку.
(В это время слышат новую песенку про паровозик)
Пошуми-ка (коробочки,наполненные разными крупами)
Дети получают по две коробочки в правую, в левую руки. Играют под музыку громко-
тихо.
Вывод делает логопед: Кто попался? (Петя,Вася…)
Тишина… (никто не попался)
Укрась-ка
Укрась мышку. Дети достают украшения из коробочек и накладывают на тесто
украшения. При этом проговаривают пи-пи (или пытаются сказать, или пытаются
изобразить жестами, повторяя за логопедом)
Умывалочка (под музыку моют руки и повторяют все за логопедом)
Дети получают влажные салфетки и моют руки, слушая песенку.
Мы намылим наши руки (мылим руки)
Раз-два-три, раз-два-три (растираем руки)
А над ручками как тучки (отпускаем салфетку и изображаем руками тучки)
Пузыри, пузыри. (хлопаем руками, ловим пузыри)
Звучит музыка…Куда нас музыка зовёт? (на ковёр), дети выходят из-за столов на ковёр.
Работа на ковре
Вот ребятки поплясали (дети идут по ортопедическим коврикам)
И ногами зашагали (шагают по коврикам)
Вы по коврикам гуляйте
Красную мышку, занимайте (дети встают на красный вагон-коврик).
И так продолжается игра 3-5 раз по цветам: желтый, синий, коричневый и т.д.
Прощание
Ну-ка все встали в круг (дети встают в круг)
За руки все взялись вдруг (за руки пытаются взяться)
Будем рядом стоять
Ручками махать (руками машут пока)
Все мы дружно занимались
И немножко баловались,
А теперь детвора все домой пора
ДО-СВИ-ДА – НИ-Я (машем руками и поем, если дети молчат, то жестом учим их
показывать по-ка)
Игра «Ладошки»
Папины ладошки
Большие ладошки
Медленно стучат
Бом-Бом-Бом
Мамины ладошки
Чуть быстрей стучат
Всех нас веселят
Бим-бим-бим-бим
Наши шустрые ладошки
Очень весело гремят
Удивляют всех ребят
Бам-бам-бам-бам-бам
Игра «Ползание»
Я вперёд ползу,ползу
И за другом я слежу
И вперёд,вперёд смотрю
И уверенно ползу
Я назад ползу,ползу
И за другом не слежу
И назад я не смотрю
Но уверенно ползу
Игра «Ускорение» (медленно- побыстрей, быстро)
Мы на месте все шагаем
Ноги дружно поднимаем
Повернись,вокруг себя
Ах, забавная игра.
Игра «Стенка» (проделываем сначала правой рукой затем левой рукой)
К стенке все мы подбежали
Лицом к ней ребятки встали
Правой ручкой застучали
Тук-тук-тук-тук
Кверху руку поднимаем
Гвозди дружно забиваем
Тук-тук-тук-тук
Раздаётся звонкий стук
Игра ритм «А»
Мы на коврике стоим (ребенок стоит на ортопедическом коврике)
И пока что все молчим
С правой ножки начинаем (правую ногу вытянул вперед_
Клювик дружно открываем (клюв изображает рукой)
И по коврикам шагаем
Песню А мы распеваем
а-а А-А и т.д (под ритм, ортопедические коврики расположены первые 2 коврика очень
близко друг к другу, вторые 2 коврика подальше расположены друг от друга, ребят видят
ассоциативные картинки с а, шагают-рукой клювик открывают- а проговаривают –
одновременно)
Тема: «Ослик»
Приветствие
Утро веселое настает… (слов не знаю)
Подвижная игра (начало)
Топотушки,топотушки топ-топ
И в ладошки мы хлопошки хлоп-хлоп
Потягушки-растягушки(тянемся выше всех) вот-так-вот
Носик всем мы показушки так-вот-так.
Игра «Кто на занятие пришел»
Кто на занятие пришел?
Это, я, это, я
Кто же взрослого привел?
Это я,это я
Кто лукавит и шалит?
Это я,это я
Кто руками мастерит?
Это я,это я
Это все мои друзья.
Подвижная игра (вставка)
«Ослик»
Ослик, двигайся по кругу (дети идут вокруг обруча)
Ослик, встань на правую ногу (дети прыгают на правой ноге)
Ослик, встань на левую ногу (дети прыгают на левой ноге)
Ослик, обе ножки подключай (дети прыгают на двух ногах)
И к доске ты прибегай! Дети добегают до магнитной доски и усаживаются в
круг
Дыхательная гимнастика (магнитная доска)
На магнитной доске 6 картинок осликов и 6 магнитов, дети собирают магниты, отдают
либо логопеду, либо родителям. Начинают дуть на осликов. Ослика на правую руку,
сдувают картинку с правой руки. Ослика на левую руку сдувают с левой руки.
Сдувают одновременно с обеих рук осликов.
Определение пространства
Где голова? Ослика на голову.
Где правая рука? Ослика на голову и киваем в правую сторону, ослик слетает в правую
сторону.
Где левая рука? Ослика на голову и киваем в левую сторону, ослик слетает в левую
сторону.
Где спина? Ослика на голову и наклоняем голову назад и картинка летит назад, туда где
спина.
Где правая нога? Ослик прячется за правую ногу.
Где левая нога? Ослик прячется за левую ногу.
Таким образом находим все части тела у родителей и прячем ослика.
Игра «Папины ладошки, мамины ладошки, мои ладошки» (слова надо исправить)
Папины ладошки
Большие ладошки
Медленно стучат
Бом-Бом-Бом
Мамины ладошки
Чуть быстрей стучат
Всех нас веселят
Бим-бим-бим-бим
Наши шустрые ладошки
Очень весело гремят
Удивляют всех ребят
Бам-бам-бам-бам-бам
«Счет»
Картинки осликов считаем и показываем пальчики: 1 ослик (один пальчик, ….)
2 ослика, три ослика, четыре ослика,пять осликов и т.д.,закрепляем на доску.
Ребята просят магнит:»Дай,магнит» (если у ребенка получается говорить фразу,то
подключаем цвет магнита)
Ослик
Ослик ушки опустил ИА,ИА
Он немножко загрустил ИА,ИА
Ножками потапаем: ТОП-ТОП
В ладошечки похлопаем: ХЛОП-ХЛОП
Стало весело вокруг
Засмеялся ослик вдруг:
ИА,ИА,ИА,ИА
Подвижная игра (вставка)
«Ослик»
Ослик, двигайся по кругу (дети идут вокруг обруча)
Ослик, встань на правую ногу (дети прыгают на правой ноге)
Ослик, встань на левую ногу (дети прыгают на левой ноге)
Ослик, обе ножки подключай (дети прыгают на двух ногах)
И под стол ты забегай! Дети забегают в обруч)
Игра «Ползаю»
Я вперёд ползу,ползу
И за другом я слежу
И вперёд,вперёд смотрю
И уверенно ползу
Я назад ползу,ползу
И за другом не слежу
И назад я не смотрю
Но уверенно ползу
Все картинки назову:
ОСЛИК,ОСЛИК
И на мячик заползу (гимнастические мячи)
Артикуляционная гимнастика (муз.руководитель поёт и играет, а учитель-логопед
называет тех имена детей)
На полянку,на лужок тихо выпал язычок,
Но подул вдруг ветерок закружился язычок.
На качели побежал вверх и вниз он поскакал,
На часы он посмотрел
Песни разные запел (большие песни поём громко, маленькие тихо, показ песенок)
А-А-а-А-А
О-О-О-О-О
У-У-У-У-У
Ы-Ы-Ы-ы-Ы
Э-Э-Э-э-Э-Э
И-И-и-И-и
«Лошадка» (быстро-медленно, звонко-тихо)
«Ослик» всатвка
Ослик, двигайся по кругу (дети идут вокруг обруча)
Олслик, встань на правую ногу (дети прыгают на правой ноге)
Ослик, встань на левую ногу (дети прыгают на левой ноге)
Ослик, обе ножки подключай (дети прыгают на двух ногах)
И за стол ты забегай! (Дети идут за столы)
Звучит определенная музыка, которая детей зовёт за стол.
Дети усаживаются за столы.
Раскрась-ка (дети берут карандаши-тренажёры и раскрашивают двумя руками) Левая
рука Правая рука
Заклей-ка
Дети из ценников клеят на этой же картинке туловище ослика.
Спой-ка
На обратной стороне рабочего листа, песня
Ослик ушки опустил ИА,ИА
Он немножко загрустил ИА,ИА
Ножками потапаем: ТОП-ТОП
В ладошечки похлопаем: ХЛОП-ХЛОП
Стало весело вокруг
Засмеялся ослик вдруг:
ИА,ИА,ИА,ИА
Залепи-ка (работа с тестом)
Вот как пальчики шагают
Указательный, большой,
Средний пальчик, безымянный
И мизинчик удалой.
Пошуми-ка (коробочки,наполненные разными крупами)
Дети получают по две коробочки в правую, в левую руки. Играют под музыку громко-
тихо.
Вывод делает логопед: Кто попался? (Петя,Вася…)
Тишина… (никто не попался)
Укрась-ка
Укрась ослика. Дети достают украшения из коробочек и накладывают на тесто
украшения. При этом проговаривают иа-иа (или пытаются сказать, или пытаются
изобразить жестами, повторяя за логопедом)
Умывалочка (под музыку моют руки и повторяют все за логопедом)
Дети получают влажные салфетки и моют руки, слушая песенку.
Мы намылим наши руки (мылим руки)
Раз-два-три, раз-два-три (растираем руки)
А над ручками как тучки (отпускаем салфетку и изображаем руками тучки)
Пузыри, пузыри. (хлопаем руками, ловим пузыри)
Звучит музыка…Куда нас музыка зовёт? (на ковёр), дети выходят из-за столов на ковёр.
Работа на ковре
Игра «Ускорение» (медленно- побыстрей, быстро)
Мы на месте все шагаем
Ноги дружно поднимаем
Повернись,вокруг себя
Ах, забавная игра.
И так продолжается игра 3-5 раз по цветам: желтый, синий, коричневый и т.д.
«Ослик»
Ослик, двигайся по кругу (дети идут вокруг обруча)
Ослик, встань на правую ногу (дети прыгают на правой ноге)
Ослик, встань на левую ногу (дети прыгают на левой ноге)
Ослик, обе ножки подключай (дети прыгают на двух ногах)
И на коврик забегай! (Дети забегают на коврик)
Игра ритм «ИА»
Мы на коврике стоим (ребенок стоит на ортопедическом коврике)
И пока что все молчим
С правой ножки начинаем (правую ногу вытянул вперед_
Клювик дружно открываем (клюв изображает рукой)
И по коврикам шагаем
Песню ИА мы распеваем
и-и А-А-ИА и т.д (под ритм, ортопедические коврики расположены первые 2 коврика
очень близко друг к другу, вторые 2 коврика подальше расположены друг от друга, ребят
видят ассоциативные картинки с а, шагают-рукой клювик открывают- а проговаривают –
одновременно)
Прощание
Ну-ка все встали в круг (дети встают в круг)
За руки все взялись вдруг (за руки пытаются взяться)
Будем рядом стоять
Ручками махать (руками машут пока)
Все мы дружно занимались
И немножко баловались,
А теперь детвора все домой пора
ДО-СВИ-ДА – НИ-Я (машем руками и поем, если дети молчат, то жестом учим их
показывать по-ка)
Список использованной литературы
1. Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.Ш., Шкадаревич Е.В. Программа
ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до
трех лет // Дефектология. 2002, № 5.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. — М.:
«Астрель», 2005.
3. Григорьева Г.Г., Кочеткова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами: игры и
упражнения для детей раннего возраста. — М.: «Просвещение», 2003.
4. Громова О.Е. Новые подходы к раннему выявлению детей с задержкой
развития // Логопед. 2004, № 4.
5. Дженни Силберг. Занимательные игры с малышами от 2 до 3 лет. — М.:
«ЭкопросИздатцентр», 2000.
6. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. — М: «Айрис-
Пресс», 2005.
7. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с
отклонениями в развитии. Университет Маккуэри, Сидней. Научная
редакция Е.М. Мастюковой. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
8. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: «Детство-Пресс», 2003.
9. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство:
познавательное развитие (1-3 года). — М.: Мозаика-Синтез, 2000.
10. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления (1-3 года). —
М.: Мозаика-Синтез, 2000.