Автор: Пашкова Галина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 9
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Как дошкольник становится школьником"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Тема: «Как дошкольник становится школьником?»
Казалось
бы
,
ответить
на
этот
вопрос
можно
просто
:
поступает
в
школу
.
Но
это
иллюзия
простоты
.
Есть
дети
,
которые
,
обучаясь
в
первом
и
даже
во
втором
,
третьем
классе
,
остаются
дошкольниками
.
А
есть
и
такие
,
что
,
поступив
в
школу
,
теряют
черты
дошкольника
,
но
по
-
настоящему
в
школьников
так
и
не
превращаются
.
Разница
между
дошкольником
и
школьником
-
не
внешняя
,
а
внутренняя
,
психологическая
.
И
определяется
она
тем
,
как
ребенок
относится
к
другим
людям
-
взрослым
,
сверстникам
,
к
заданиям
,
которые
он
выполняет
,
и
тем
,
насколько
развиты
у
него
психические
качества
,
необходимые
для
систематического
усвоения
знаний
.
Для
начала
попробуем
набросать
психологический
портрет
младшего
школьника
,
и
не
просто
школьника
,
а
,
так
сказать
,
идеального
школьника
,
то
есть
ребенка
,
который
любит
ходить
в
школу
,
успешно
учится
и
,
главное
,
под
влиянием
обучения
успешно
продвигается
в
своем
умственном
развитии
.
И
первое
,
что
нас
интересует
, -
это
отношение
ребенка
к
школе
,
учению
,
учителю
,
сверстникам
,
то
есть
так
называемая
"
позиция
школьника
",
по
определению
известного
психолога
Л
.
И
.
Божович
.
Школа
-
это
особое
место
,
где
учат
и
учатся
,
то
есть
делают
важное
,
необходимое
и
почетное
дело
.
Учиться
-
это
не
то
,
что
играть
.
Ты
все
время
узнаешь
что
-
то
новое
,
становишься
старше
и
умнее
.
И
все
понимают
,
что
твоя
учеба
-
это
как
папина
работа
,
к
ней
надо
относиться
всерьез
.
Поэтому
,
когда
тебе
задали
урок
,
ты
имеешь
право
попросить
,
чтобы
выключили
радио
,
телевизор
,
чтобы
тебе
не
мешали
работать
.
И
хорошо
,
когда
задают
уроки
потруднее
-
лучше
чувствуешь
,
что
к
тебе
относятся
всерьез
.
Учитель
-
самый
знающий
,
самый
уважаемый
человек
.
То
,
что
он
говорит
,
всегда
правильно
и
обязательно
для
всех
.
Он
справедливый
,
любит
всех
детей
одинаково
.
Отметку
ставит
за
то
,
что
ты
знаешь
и
как
стараешься
.
Очень
приятно
получать
пятерки
,
но
,
если
это
не
всегда,
получается,
значит
,
надо
стараться
больше
и
в
конце
концов
обязательно
получится
.
Самые
лучшие
дети
в
классе
-
это
те
,
кто
выполняет
школьные
правила
,
старательно
учится
и
помогает
товарищам
...
Чувствуете
,
что
у
нас
начал
вырисовываться
некий
эталон
"
ученика
",
на
которого
остается
только
молиться
учителям
и
родителям
...
Ничего
не
поделаешь
,
это
и
есть
позиция
школьника
в
ее
"
чистом
"
виде
.
Да
и
в
самом
деле
многие
младшие
школьники
достаточно
явно
ее
придерживаются
,
нередко
удивляя
родителей
своим
педантизмом
в
соблюдении
школьных
установлений
.
Но
пойдем
дальше
в
составлении
задуманного
портрета
.
Что
еще
должно
войти
в
психологический
портрет
воображаемого
отличника
?
Конечно
,
на
уроках
он
весь
внимание
.
Не
ерзает
,
не
болтает
с
соседом
по
парте
и
уж
во
всяком
случае
не
вскакивает
с
места
и
не
отправляется
гулять
по
классу
.
Нет
у
него
в
парте
и
любимого
зайчонка
или
маленькой
машинки
,
которую
время
от
времени
можно
потихоньку
покатать
взад
-
вперед
.
Ведь
,
во
-
первых
,
что
может
быть
для
него
важнее
,
чем
рассказ
учительницы
,
а
во
-
вторых
,
он
уже
научился
управлять
собой
,
быть
внимательным
,
не
отвлекаться
,
даже
если
рядом
происходит
что
-
то
необычное
(
например
,
сосед
лезет
под
парту
искать
укатившуюся
ручку
).
Это
-
произвольность
поведения
.
Она
сказывается
во
всем
-
в
сосредоточенности
внимания
,
в
умении
следить
за
ходом
рассуждений
учителя
и
других
детей
,
своевременно
выполнять
указания
,
действовать
в
соответствии
с
правилами
,
целенаправленно
заучивать
заданное
.
Но
одной
произвольности
недостаточно
.
Ведь
нужно
не
только
слушать
,
но
и
понимать
то
,
что
рассказывает
учитель
,
не
только
внимательно
читать
учебник
,
но
и
представлять
себе
то
,
о
чем
в
нем
написано
,
не
только
запоминать
правила
,
но
и
соображать
,
как
их
можно
применить
в
том
или
другом
случае
.
А
значит
-
не
обойтись
без
развитого
восприятия
,
мышления
,
воображения
,
обеспечивающих
сознательное
усвоение
и
применение
школьных
знаний
.
Их
тоже
необходимо
включить
в
портрет
,
особо
подчеркнув
логическое
мышление
-
умение
сопоставлять
факты
,
последовательно
рассуждать
,
делать
выводы
.
Пожалуй
,
на
этом
можно
было
бы
и
закончить
,
если
бы
ребенок
мог
продержаться
только
на
сознательности
и
произвольности
.
Практически
это
невозможно
,
и
на
помощь
приходит
интерес
к
самому
учебному
материалу
-
к
тому
,
как
жили
люди
в
старину
,
как
они
живут
в
разных
странах
,
к
миру
животных
,
к
причинам
,
порождающим
явления
природы
,
и
к
тайнам
математических
вычислений
.
А
теперь
обратимся
к
типичному
дошкольнику
и
посмотрим
,
в
какой
мере
он
соответствует
требованиям
,
предъявляемым
к
"
идеальному
"
ученику
.
Позиция
дошкольника
основана
на
совсем
ином
отношении
к
окружающим
людям
и
своим
собственным
занятиям
,
чем
позиция
школьника
.
Мама
и
папа
тебя
любят
,
прощают
тебе
шалости
и
капризы
и
уж
во
всяком
случае
не
будут
ругать
,
если
ты
нечаянно
разбил
чашку
.
Конечно
,
бывает
,
что
они
сердятся
и
даже
наказывают
,
потому
что
обижаются
на
тебя
,
но
все
это
легко
исправить
:
стоит
только
,
даже
если
ты
всерьез
набезобразничал
,
сказать
: "
Я
больше
не
буду
",
чтобы
тебя
простили
.
Конечно
,
им
,
взрослым
,
хорошо
:
им
все
можно
,
а
вот
тебе
почему
-
то
многое
запрещается
.
Детский
сад
-
место
,
где
играют
.
Занятия
-
это
тоже
игра
:
приходит
Петрушка
и
просит
помочь
ему
посчитать
,
сколько
нужно
чашечек
,
чтобы
напоить
чаем
всех
кукол
.
А
если
ты
чего
-
нибудь
не
понял
,
сделал
не
так
,
тебя
все
равно
похвалят
-
ведь
ты
старался
.
Елена
Петровна
,
воспитательница
, -
как
мама
,
только
ей
труднее
:
детей
много
,
а
она
одна
.
За
всеми
не
уследишь
.
Поэтому
ей
надо
сочувствовать
,
слушаться
,
не
слишком
шуметь
.
Вместе
с
тем
,
вполне
возможно
,
что
жизнь
заготовила
для
этих
детей
немало
чудесных
сюрпризов
,
и
потому
было
бы
несправедливо
обрекать
их
на
скучное
,
ограниченное
существование
.
В
то
время
как
совсем
небольшие
усилия
со
стороны
родителей
,
несложные
специальные
занятия
,
неожиданный
подход
к
делу
,
могут
сделать
ребенка
многогранной
личностью
,
что
в
будущем
откроет
перед
ним
все
возможные
двери
.