Напоминание

"Как дошкольник становится школьником"


Автор: Пашкова Галина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 9
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Как дошкольник становится школьником"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Тема: «Как дошкольник становится школьником?»

Казалось

бы

,

ответить

на

этот

вопрос

можно

просто

:

поступает

в

школу

.

Но

это

иллюзия

простоты

.

Есть

дети

,

которые

,

обучаясь

в

первом

и

даже

во

втором

,

третьем

классе

,

остаются

дошкольниками

.

А

есть

и

такие

,

что

,

поступив

в

школу

,

теряют

черты

дошкольника

,

но

по

-

настоящему

в

школьников

так

и

не

превращаются

.

Разница

между

дошкольником

и

школьником

-

не

внешняя

,

а

внутренняя

,

психологическая

.

И

определяется

она

тем

,

как

ребенок

относится

к

другим

людям

-

взрослым

,

сверстникам

,

к

заданиям

,

которые

он

выполняет

,

и

тем

,

насколько

развиты

у

него

психические

качества

,

необходимые

для

систематического

усвоения

знаний

.

Для

начала

попробуем

набросать

психологический

портрет

младшего

школьника

,

и

не

просто

школьника

,

а

,

так

сказать

,

идеального

школьника

,

то

есть

ребенка

,

который

любит

ходить

в

школу

,

успешно

учится

и

,

главное

,

под

влиянием

обучения

успешно

продвигается

в

своем

умственном

развитии

.

И

первое

,

что

нас

интересует

, -

это

отношение

ребенка

к

школе

,

учению

,

учителю

,

сверстникам

,

то

есть

так

называемая

"

позиция

школьника

",

по

определению

известного

психолога

Л

.

И

.

Божович

.

Школа

-

это

особое

место

,

где

учат

и

учатся

,

то

есть

делают

важное

,

необходимое

и

почетное

дело

.

Учиться

-

это

не

то

,

что

играть

.

Ты

все

время

узнаешь

что

-

то

новое

,

становишься

старше

и

умнее

.

И

все

понимают

,

что

твоя

учеба

-

это

как

папина

работа

,

к

ней

надо

относиться

всерьез

.

Поэтому

,

когда

тебе

задали

урок

,

ты

имеешь

право

попросить

,

чтобы

выключили

радио

,

телевизор

,

чтобы

тебе

не

мешали

работать

.

И

хорошо

,

когда

задают

уроки

потруднее

-

лучше

чувствуешь

,

что

к

тебе

относятся

всерьез

.

Учитель

-

самый

знающий

,

самый

уважаемый

человек

.

То

,

что

он

говорит

,

всегда

правильно

и

обязательно

для

всех

.

Он

справедливый

,

любит

всех

детей

одинаково

.

Отметку

ставит

за

то

,

что

ты

знаешь

и

как

стараешься

.

Очень

приятно

получать

пятерки

,

но

,

если

это

не

всегда,

получается,

значит

,

надо

стараться

больше

и

в

конце

концов

обязательно

получится

.

Самые

лучшие

дети

в

классе

-

это

те

,

кто

выполняет

школьные

правила

,

старательно

учится

и

помогает

товарищам

...

Чувствуете

,

что

у

нас

начал

вырисовываться

некий

эталон

"

ученика

",

на

которого

остается

только

молиться

учителям

и

родителям

...

Ничего

не

поделаешь

,

это

и

есть

позиция

школьника

в

ее

"

чистом

"

виде

.

Да

и

в

самом

деле

многие

младшие

школьники

достаточно

явно

ее

придерживаются

,

нередко

удивляя

родителей

своим

педантизмом

в

соблюдении

школьных

установлений

.

Но

пойдем

дальше

в

составлении

задуманного

портрета

.

Что

еще

должно

войти

в

психологический

портрет

воображаемого

отличника

?

Конечно

,

на

уроках

он

весь

внимание

.

Не

ерзает

,

не

болтает

с

соседом

по

парте

и

уж

во

всяком

случае

не

вскакивает

с

места

и

не

отправляется

гулять

по

классу

.

Нет

у

него

в

парте

и

любимого

зайчонка

или

маленькой

машинки

,

которую

время

от

времени

можно

потихоньку

покатать

взад

-

вперед

.

Ведь

,

во

-

первых

,

что

может

быть

для

него

важнее

,

чем

рассказ

учительницы

,

а

во

-

вторых

,

он

уже

научился

управлять

собой

,

быть

внимательным

,

не

отвлекаться

,

даже

если

рядом

происходит

что

-

то

необычное

(

например

,

сосед

лезет

под

парту

искать

укатившуюся

ручку

).

Это

-

произвольность

поведения

.

Она

сказывается

во

всем

-

в

сосредоточенности

внимания

,

в

умении

следить

за

ходом

рассуждений

учителя

и

других

детей

,

своевременно

выполнять

указания

,

действовать

в

соответствии

с

правилами

,

целенаправленно

заучивать

заданное

.

Но

одной

произвольности

недостаточно

.

Ведь

нужно

не

только

слушать

,

но

и

понимать

то

,

что

рассказывает

учитель

,

не

только

внимательно

читать

учебник

,

но

и

представлять

себе

то

,

о

чем

в

нем

написано

,

не

только

запоминать

правила

,

но

и

соображать

,

как

их

можно

применить

в

том

или

другом

случае

.

А

значит

-

не

обойтись

без

развитого

восприятия

,

мышления

,

воображения

,

обеспечивающих

сознательное

усвоение

и

применение

школьных

знаний

.

Их

тоже

необходимо

включить

в

портрет

,

особо

подчеркнув

логическое

мышление

-

умение

сопоставлять

факты

,

последовательно

рассуждать

,

делать

выводы

.

Пожалуй

,

на

этом

можно

было

бы

и

закончить

,

если

бы

ребенок

мог

продержаться

только

на

сознательности

и

произвольности

.

Практически

это

невозможно

,

и

на

помощь

приходит

интерес

к

самому

учебному

материалу

-

к

тому

,

как

жили

люди

в

старину

,

как

они

живут

в

разных

странах

,

к

миру

животных

,

к

причинам

,

порождающим

явления

природы

,

и

к

тайнам

математических

вычислений

.

А

теперь

обратимся

к

типичному

дошкольнику

и

посмотрим

,

в

какой

мере

он

соответствует

требованиям

,

предъявляемым

к

"

идеальному

"

ученику

.

Позиция

дошкольника

основана

на

совсем

ином

отношении

к

окружающим

людям

и

своим

собственным

занятиям

,

чем

позиция

школьника

.

Мама

и

папа

тебя

любят

,

прощают

тебе

шалости

и

капризы

и

уж

во

всяком

случае

не

будут

ругать

,

если

ты

нечаянно

разбил

чашку

.

Конечно

,

бывает

,

что

они

сердятся

и

даже

наказывают

,

потому

что

обижаются

на

тебя

,

но

все

это

легко

исправить

:

стоит

только

,

даже

если

ты

всерьез

набезобразничал

,

сказать

: "

Я

больше

не

буду

",

чтобы

тебя

простили

.

Конечно

,

им

,

взрослым

,

хорошо

:

им

все

можно

,

а

вот

тебе

почему

-

то

многое

запрещается

.

Детский

сад

-

место

,

где

играют

.

Занятия

-

это

тоже

игра

:

приходит

Петрушка

и

просит

помочь

ему

посчитать

,

сколько

нужно

чашечек

,

чтобы

напоить

чаем

всех

кукол

.

А

если

ты

чего

-

нибудь

не

понял

,

сделал

не

так

,

тебя

все

равно

похвалят

-

ведь

ты

старался

.

Елена

Петровна

,

воспитательница

, -

как

мама

,

только

ей

труднее

:

детей

много

,

а

она

одна

.

За

всеми

не

уследишь

.

Поэтому

ей

надо

сочувствовать

,

слушаться

,

не

слишком

шуметь

.

Вместе

с

тем

,

вполне

возможно

,

что

жизнь

заготовила

для

этих

детей

немало

чудесных

сюрпризов

,

и

потому

было

бы

несправедливо

обрекать

их

на

скучное

,

ограниченное

существование

.

В

то

время

как

совсем

небольшие

усилия

со

стороны

родителей

,

несложные

специальные

занятия

,

неожиданный

подход

к

делу

,

могут

сделать

ребенка

многогранной

личностью

,

что

в

будущем

откроет

перед

ним

все

возможные

двери

.



В раздел образования