Автор: Бекиш Ирина Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ШИ №133
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы
Раздел: среднее образование
Формы и методы обучения по ФГОС
ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь
отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты
для построения уроков в контексте ФГОС?
Многие путают термины "методы" и "приемы", употребляя их как синонимы. Между
тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием — лишь
составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.
Форма урока — это формат, в котором построен весь урок. В структуре ФГОС
предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются
свободно.
Типы уроков по ФГОС
Тип "урок усвоения новых знаний".
Тип "урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление)".
Тип "урок актуализации знания и умений (урок-повторение).
Тип "урок обобщения и систематизации".
Тип "урок контрольного учета и оценки ЗУН".
Тип "урок коррекции ЗУН".
Тип "комбинированный урок" — может сочетать в себе несколько типов уроков,
соответственно — и форм проведения.
Классификация форм уроков
Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер,
урок мудрости, творческий отчет.
Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар,
брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
Уроки,
имитирующие
деятельность:
деловые
игры,
урок-следствие,
ученый
совет, суд.
Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
Интегрированные уроки.
Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Четких
правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного
урока.
Классификация методов
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в
рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных
уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов —
лекция.
Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники
урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики
взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик
= ученик.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как
более действенных и эффективных.
Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к
реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее
разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение
находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские,
поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации,
проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных
ситуаций (вопросов, явлений).
Метод развития критического мышления через чтение и письмо
(РКМЧП) —
метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого,
логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая
из этапов вызова, осмысления и размышления.
Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме
конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только
здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать
исследовательскую работу по изучению проблемы.
Метод
модульного
обучения —
содержание
обучения
распределяется
в
дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями
обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
Выбор метода зависит от многих условий:
цели обучения;
уровня подготовленности учащихся;
возраста учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
оснащенности школы;
теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают
наиболее эффективно реализовать метод на практике.