Автор: Агеева Елена Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "Школа №55"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА
УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Агеева Е. С. МАОУ «Школа №55», г. Нижний Новгород
В современном быстроменяющемся мире требуются новые подходы
к
обучению
детей.
Я
считаю,
что
модель
обучения
детей
должна
полностью
измениться.
Главная
цель
современного
образования
–
это
формирование
и
развитие
образованной,
творческой,
компетентной
и
конкурентоспособной
личности,
способной
жить
в
динамично
развивающейся
среде,
готовой
к
самоактуализации
как
в
своих
собственных
интересах,
так
и
в
интересах
общества.
Но
чтобы
воспитывать такую личность, учитель должен измениться сам.
Я – учитель английского языка в гимназии. Но что это за профессия
– учитель? Я всегда думала, что учитель – это человек, который даёт
знания,
учит
детей,
рассказывая
новые
темы,
показывая
схемы,
ставя
опыты и так далее. Но для новой модели образования данное определение
учителя совершенно не подходит, потому что не даёт возможности ребёнку
учиться мыслить, самостоятельно принимать нужные решения. На уроках
английского языка, я стараюсь перестраивать модель своего преподавания,
учитывая современные требования.
Главная функция учителя состоит не в том, чтобы только давать
знания
всеми
способами,
а
в
том,
чтобы
быть
гуманным
человеком,
любящим своих учеников. Роль учителя – это детовождение (Л. Выготский,
1978). То есть учитель должен направлять детей, вовлекать в учебный
процесс, создавать благоприятную среду, где ученики будут развивать свои
мыслительные процессы, учиться думать, развивать своё метапознание.
Многие ученики теряют интерес к учёбе в средних и старших классах
потому, что имеют только внешнюю мотивацию, то есть оценку. А ведь
гораздо
важнее
,
чтобы
ученики
имели
внутреннюю
мотивацию,
стремились
самостоятельно
найти
решения
проблем,
делали
выводы,
делали свои собственные умозаключения, пусть не совсем верные, не
боялись сделать ошибки, потому, что на ошибках учатся. Учитель должен
направлять ребёнка, помогать ему найти свои собственные стратегии для
решения проблем. Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы
помочь
ребёнку
развивать
его
метапознание,
то
есть
способность
отслеживать,
оценивать,
контролировать
и
изменять
то,
как
индивид
мыслит и учится . То есть обучающимся требуется научиться обучению. С
этой целью преподавателю необходимо создать образовательную среду,
благодаря
которой
учащиеся
будут
активно
участвовать
в
учебном
процессе,
а
не
пассивно
принимать
информацию.
Основная
мысль
заключается в том, что информация передаётся, но знание и понимание
формируются у самого обучающегося, и преподаватель должен оказывать
помощь
в
этом
процессе.
Учитель
может
использовать
свои
профессиональные качества и нравственные убеждения для воздействия на
окружающих
и
инициирования
изменений,
а
т акже
–
д л я
совершенствования
тактических
навыков
и
развития
стратегического
мышления. Учитель может и должен изменять свой урок таким образом,
чтобы он был для детей, чтобы развивать у учащихся самостоятельность,
саморегуляцию, учить детей сообща находить решения проблем, общаться
друг с другом, вести диалогическую и исследовательскую беседу.
Именно
на
таких
уроках
активно
развивается
коммуникативная
компетенция.
Коммуникативная
компетенция
предусматривает
знание
родного
и
других
языков,
обеспечивающее
владение
способами
взаимодействия и общения с людьми, в различных социальных группах,
исполнение различных социальных ролей в обществе, умение использовать
разнообразные
объекты
коммуникации
для
решения
конкретных
жизненных ситуаций, овладение навыками общения на иностранном языке,
в нашем случае английском.
Какие же методы учитель может использовать, чтобы достичь этих
целей, активно развивать на уроках коммуникативную компетенцию?
Самый главный метод – это групповая работа в классе, а также
диалоговое
обучение.
Это
очень
сложная
работа,
требующая
хорошей
подготовки , тщательного определения целей и задач учителем.
Но
польза
от
групповой
работы
просто
неоценима!
Она
даёт
ученикам
возможность
исследовать,
самостоятельно
изучить
материал,
«прощупать» все тонкости изучаемой темы, вникнуть в суть проблемы.
Когда
дети
защищают
свою
работу,
они
также
имеют
возможность
раскрыть свои возможности, высказать свою точку зрения, своё видение
проблемы,
не
боясь
быть
непонятыми.
Учитель
должен
предоставить
ученикам возможность рассмотреть материал по своему, принять его или
нет, объяснив свою позицию, защитив её. Также в групповой работе очень
важен тот факт, что ученики учатся слушать своих товарищей, учатся
понимать их, готовы прийти на помощь и вместе решить поставленную
проблему. Здесь развивается диалоговое обучение, учащиеся общаются
между
собой,
а
также
с
учителем
на
английском
языке.
Работать
по
ст арому
уже
нельзя!
Современный
мир
т ребует
от
д е т е й
самостоятельности,
саморегуляции,
самооценки,
а
значит
и
изменения
преподавания.
Для
эффективного
развития
коммуникативной
компетенции
на
своих
уроках
я
применяю
коллаборативное
(совместное)
обучение.
Коллаборативное
обучение
–
это
подход,
в
рамках
которого
обучение
построено на тесном взаимодействии между обучающимися, либо между
обучающимися и преподавателем. Участники процесса получают знания
через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание
смыслов.
Коллаборативное
обучение
включает
такие
форматы,
как
групповые проекты, совместные разработки и тому подобное. Я поняла,
что можно привлечь детей к работе и заинтересовать их самостоятельно
изучить материал, вызвать у детей желание запомнить и знать слова, чтобы
потом их использовать.
Используя данную модель обучения, даже слабые и неактивные
ученики вовлекаются в процесс обучения. Конечно не обходится и без
трудностей.
Сначала
учащиеся
боятся
активно
участвовать
в
работе,
высказывать свои мысли, общаться с одноклассниками, но в групповой
работе
каждый
находит
применение
своим
знаниям
и
способностям.
Например, кто-то составляет предложения, кто-то рисует, кто-то планирует
дальнейшие действия и так далее. И всё это дети делают сообща, общаясь
друг
с
другом,
помогая
друг
другу.
Здесь
прослеживается
активное
развитие коммуникативной компетенции.
Такие
уроки
имеют
огромное
значение
для
слабых
и
средних
учеников,
потому
что
именно
они
остаются
в
тени
и
обычно
просто
«отсиживаются»
на
уроках.
Хочу
показать,
как
коммуникативная
компетенция помогла раскрыться слабым ученикам 4-го класса на моих
уроках английского языка.
Моя
наблюдаемая
ученица
с
социальными
барьерами
сначала
испытывала трудности в общении с одноклассниками, боялась и сидела
тихо в своей группе. Но лидер
в её группе проявил настойчивость и
искреннее
желание
узнать
об
увлечениях
Дарьи.
Своим
ненавязчивым
диалогом, он способствовал тому, что девочка начала раскрывать свои
таланты
и
увлечения,
делиться
своим
опытом.
Незнание
некоторых
английских
слов
преодолевалось
как
будто
по
запланированному
сценарию: дети дружно помогали Даше, переводили нужные слова, вместе
строили предложения.
Парная работа способствовала созданию коллаборативной среды,
раскованности учеников. Каждый учащийся осознал, что его мнение очень
ценно, потому что его слушали,
иногда задавали вопросы, подвергали
сомнению
гипотезы,
давая
возможность
развивать
исследовательскую
беседу,
доказывать
и
отстаивать
свою
точку
зрения.
Уровни
ответов
учащихся были намного выше, думаю, это обусловлено тем, что у детей
постоянно
была
возможность
вести
исследовательскую
беседу
друг
с
другом,
совместно
находить
ответы
на
трудные
вопросы.
Учащиеся
постоянно как бы подталкивают друг друга на новые мысли, размышления,
совместно
ищут
решение
сложных
ситуаций.
В
дискуссии
учащиеся
иногда
не
соглашались
с
ответами
других
пар,
что
способствовало
развитию критического мышления
и диалогической беседы на более
высоком
уровне.
Я
формировала
пары,
в
которые
входили
сильный
и
слабый
ученики.
Моя
наблюдаемая
ученица
была
очень
активна
и
принимала
участие
в
диалоге
со
своей
напарницей.
Таким
образом,
способный ученик мог на своём уровне объяснить товарищу сложный
вопрос,
а
в
свою
очередь,
учащийся,
который
что-то
недопонял,
мог
спросить
у
своего
напарника,
попросить
ещё
раз
объяснить
трудные
моменты.
Проводя данные уроки, я многое узнала о своих учениках, об их
интересах,
увлечениях.
В
моём
классе
очень
комфортная
и
доброжелательная атмосфера, где дети чувствуют себя непринуждённо и
свободно.
Цель
данных
уроков
была
достигнута
–
дети
практически
постоянно развивали навыки разговорной речи, развивали саморегуляцию,
были вовлечены в учебный процесс,
пытались выразить свою точку
зрения
на
английском
языке,
рассказывали
о
себе,
то
есть
всё
время
работали и говорили сами, а не учитель.
Атмосфера
в
классе
была
действительно
комфортной,
у
детей
развивалась
самостоятельность,
активное
участие
в
диалоге,
и
как
следствие, развитие коммуникативной компетенции.
Но моя практика не обошлась и без трудностей. Прежде всего – это
формирование групп, вовлечение каждого ученика в учебный процесс,
отказ ребёнка работать в группе.
На своих уроках я попыталась преодолевать трудности следующим
образом:
Формирование
групп
сменного
состава,
использование
парной
работы;
Использование формативного оценивания;
Система поощрений;
Возможность
у
учащихся
самостоятельного
выбора
заданий
(дифференцированные задания);
Использование ИКТ;
Проведение рефлексии, заполнение экрана настроения, «корзина
идей и пожеланий».
Анализируя свои уроки, я узнавала своих учеников с разных сторон,
следила
за
изменениями,
происходящими
с
моими
наблюдаемыми
учениками, что позволило мне сделать следующий вывод:
использование новых подходов даёт большие возможности для развития
саморегуляции учащихся, возможности эксперементировать и развивать
коммуникативную
компетенцию.
Дети
чувствуют,
что
они
–
индивидуальность, что их мнение – важно для общего дела, что к ним
прислушиваются.
Учащиеся
видят
свой
вклад
в
общее
дело,
у
них
поднимается
настроение
и
даже
слабые
ученики
(двое
из
моих
наблюдаемых) включаются в работу, не боятся участвовать в дискуссиях,
дебатах,
находят
области,
в
которых
их
талант
проявляется
и
даже
превосходит
умения
хорошо
успевающих
учеников.
Например,
моя
наблюдаемая
девочка
Дарья
показала
всем
свой
талант
рисовать,
она
раскрылась и без страха стала принимать участие в дисскусиях.
Я рада, что новые подходы были восприняты детьми очень хорошо,
я увидела, что ученики раскрывают свои возможности, учатся рассуждать,
задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, приводя аргументы и
доводы,
основываясь
на
своём
опыте.
Дети
чувствовали
себя
очень
комфортно, им было интересно, они сообща приходили к одному решению,
чувствовали
ответственность,
чувствовали
свою
значимо сть,
значительность своего собственного мнения. Дети осознали, что они будут
услышаны, что они имеют возможность высказать свою точку зрения, своё
мнение, и поэтому ученики пытались использовать все имеющиеся у них
знания, опыт и ресурсы, чтобы донести свою точку зрения до остальных, и,
в случае необходимости, доказать её.
Если учитель смог создать коллаборативную среду, то в групповой
работе дети будут учить друг друга, учиться метапознанию, вступать в
диалоговое обучение, критически мыслить, не бояться высказывать свою
точку
зрения
и
отстаивать
её,
а
также
самостоятельно
добывать
информацию.
Использованная
литература:
«руководство
для
учителя»,
третий
уровень, страницы 138, 192.