Авторы: Познякова Ирина Петровна, Ирина Петровна Познякова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Радуга"
Населённый пункт: ЯНАО, п. Тазовский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: НОД "Ориентировка на листе бумаги в клетку" для детей подготовительной к школе группы
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
НОД по ФЭМП
«Ориентировка на листе бумаги в клетку»
для детей подготовительной группы
Познякова Ирина Петровна, воспитатель
Тазовский
2023
Задачи:
Учить размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа:
вверху, внизу, посередине, слева, справа.
Словесно обозначать месторасположение объектов на
плоскости листа и направления пространства.
Развивать умение выделять углы на листе бумаги.
Выполнять задание под диктовку.
Развитие мелкой моторики посредством выполнения практической
работы.
Развивать внимание, память, мышление.
Воспитывать интерес к математике, умение слушать указания
взрослых.
Ход занятия.
- Ребята, я хочу вам открыть секрет, чтобы целый день у вас было хорошее
настроение, надо каждое утро начинать с улыбки.
Мотивационно-побудительный момент (Дети вместе с воспитателем
становятся в круг и повторяют слова.)
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем.
- Давайте улыбнемся друг другу и хорошо начнем наш день.
Воспитатель. Ребята, сегодня мне на телефон пришло сообщение от лесных
жителей. (Рассказ о том, как решали где строить школу)
- В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери
построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали
думать, в каком месте ее построить.
Заяц предложил построить в левом нижнем углу.
Лиса хотела, чтобы школа была в правом верхнем углу, рядом со своей
норой.
Медведь настаивал на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу,
Волк просит построить в правом нижнем углу.
В разговор вмешалась мышка. Она сказала: «Школу нужно построить
посередине». Прислушались звери к совету мыши и решили строить школу
на лесной поляне посередине. Так будет всем удобно.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, правильно прислушались звери к
совету мышки? Но для того, чтобы это определить, нам самим надо
научиться ориентироваться на листе бумаги. Давайте присядем за столы и
попробуем в этом разобраться.
Обучение ориентировке на листе бумаги.
Воспитатель: Давайте представим, что мы фокусники. Мы научимся
проводить на листе бумаги невидимые линии. Положите перед собой вот
так лист бумаги. (горизонтально)
Поднимите правую руку и положите на правую сторону листа, потом - левую
руку положите на левую сторону как я. Сложите лист бумаги пополам,
уголок к уголку. Переверните лист бумаги и еще раз сложите пополам.
Разверните лист бумаги и что вы видите? (ответы детей).
- Где линии пересеклись - это середина листа. Покажите середину листа.
У листа есть края. Я вам покажу. Это правый, а это левый. Ближе к вам
нижний, а дальше от вас - верхний. Покажите края листа.
Посмотрите, еще есть углы, сколько их, посчитаем.
- Найдите правую сторону листа. На правой стороне - один и другой правый
угол. Угол вверху листа - это правый верхний угол, а внизу листа - это
правый нижний угол. Покажите, как я сначала верхний, а потом нижний
угол.
- Найдите левую сторону листа. На левой стороне - один и другой левый
угол. Угол вверху листа - это левый верхний угол, а внизу листа - это левый
нижний угол. Покажите, как я, сначала верхний, а потом нижний угол
- повторяйте за мной названия и показывайте.
Физкультминутка «Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали Выпрямиться.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямиться и сесть
Выкладывание по инструкции - картины.
Перед детьми лежит лист бумаги и на тарелочке раздаточный материал.
Воспитатель: на листе нужно выложить то, что я сейчас скажу, а где
выкладывать, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать.
1. Наступила зима. В небе светит солнышко. Разместите солнце в левом
верхнем углу.
2. Плывет по небу облако. Разместите его в правом верхнем углу.
3. Вдруг подул ветер. Снежинки начали падать на дерево. Разместите дерево
по середине листа.
4. И на елку. Разместите елку в нижнем левом углу.
5. Снеговик стоял в сугробе снега. Разместите снеговика в нижнем правом
углу.
А сейчас проверьте сами, все ли верно вы сделали!
- Вот какие красивые у нас получились картины.
Пальчиковая гимнастика
В школу осенью пойду.
(«Шагают» пальчиками по столу.)
Там друзей себе найду.
(Соединяют пальчики рук в замок.)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
(Загибают большие пальчики, затем загибают по два пальчика
одновременно на обеих руках.)
Я таким учёным буду!
(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)
Но свой садик не забуду.
(Двигают указательным пальчиком влево-вправо.)
Воспитатель. Мы с вами и очутились в стране клеток. Посмотрите, как
красиво здесь. Много всего интересного. Чтобы стать достойными
гражданами этой страны, мы должны выполнить некоторые задания, которые
жители страны нам приготовили.
Жители страны клеток начали составлять проекты домов, устали и не
закончили. Давайте поможем им закончить начатую работу.
Задание 1. Дорисуй вторую половину домика (у каждого ребенка свой
домик).
Воспитатель. Какие красивые дома у всех получились. Я думаю, жителям
страны клеток они понравятся.
Но чтобы попасть в дом, его нужно открыть. А чем?
Воспитаель
: Отгадайте загадку:
Замочек в дверях,
А двери в сенях,
Чтоб в избу войти —
Чем нужно крутить? (Ключом)
Графический диктант «Ключик»
Возьмите листок в клетку. Начинаем диктант от точки:
8 клеток вправо, 2 вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз, 1
влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.
А сейчас давайте дадим нашим пальчикам немного отдохнуть (с
карандашом)
Физкультминутка.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
А теперь мы отдохнем.
И опять писать начнем.
В стране клеток жители очень любят рисовать. Давайте тоже порисуем с
вами.
Задание «Нарисуй также»
Заключительная часть.
Рефлексия.
- Молодцы ребята! Ну, а сейчас скажите, что мы сегодня делали в стране
клеток?
- А что вам понравилось?
- Вам нравится писать графический диктант?
- Вы знаете где находится левая и правая сторона?
Я уверена в школе вы будете стараться и будете получать хорошие оценки!
Молодцы ребята!