Автор: Долинцева Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия № 59"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Средства связи предложений в тексте ЕГЭ-2017
Раздел: среднее образование
Средства связи предложений в тексте ЕГЭ-2017
Задание 24 ЕГЭ по русскому языку 2017 года проверяет умение
анализировать строение текста и определять лексико-грамматические связи
между предложениями в нем. Неумение найти средства связи предложений в
тексте
приводит
к
неспособности
строить
собственное
высказывание
на
заданную тему, чему посвящено задание части С.
Вспомним, что основное свойство текста - это неразрывное единство
формы
и
содержания.
Нарушение
формы,
то
есть
отсутствие
связности
предложений, может привести к обессмысливанию текста.
Связь предложений в тексте осуществляют следующие средства:
слова-заместители: местоимения (девушка - она), наречия (в лесу -
там), синонимы (быстро, стремительно), антонимы
имя собственное - имя нарицательное (офицер - Соболевский);
лексические повторы: ...рядом стоял дед. Дед был очень старый.
повтор
грамматической
формы,
связывающей
два
предложения:
Пашка попил из бачка. Еще раз перечитал расписание (В. Белов)
Сказуемые попил и перечитал выражены одинаковыми формами
глагола (прошедшее вр., сов. вид, ед.ч.) и поэтому могли бы быть
однородными сказуемыми одного предложения.
синтаксический
параллелизм: ...что знаешь в детстве -знаешь на
всю жизнь... чего не знаешь в детстве — не знаешь на всю жизнь.
(М. Цветаева);
противопоставление: Хотел было двинуться дальше. Но не мог;
вопросительные
предложения (Да разве найдутся на свете такие
силы"?);
союзы; союзные слова, частицы, вводное слова;
порядок слов в предложениях (прямой, обратный);
слова-организаторы
логических
связей: вот
почему,
из
этого
следует;
вводные
слова,
организующие
порядок
высказывания:
итак,
наконец, в заключение разговора.
Напоминаем, что предложение в тексте может быть связано не только с
предшествующим предложением или последующим, но и с несколькими,
стоящими в некотором отдалении.
Разберем задания
-Какое
из
предложений
связано
с
предыдущим
с
помощью
союза
и
наречия?
(1)Спустя много лет я уяснил для себя совершенно определенно, что
путешествие – не только романтика, но и тяжелое испытание духа. (2)Это
изнурительная работа, если хотите – ремесло. (3)А еще — целая наука,
включающая в себя много составляющих, в том числе искусство выживания.
(По В. Сундакову)
-Какое из предложений связано с предыдущим с помощью союза?
(1)Я шел напрямик, через предгорья, вдали от дорог и селений. (2)Можно
было в Крымске сесть на автобус и через два часа оказаться у теплого моря.
(3)Но я решил идти пешком по бездорожью, чтобы через несколько дней
увидеть с вершины горы море. (4)Ради этого необыкновенного мгновения я
мучил себя спусками и подъемами, переходил вброд горные речки.
- Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с
помощью
союза
и
лексического
повтора.
Напишите
номер
этого
предложения.
(1) Нахожусь во власти странного ощущения. (2) Идя по луговой тропинке,
по лесной
опушке, по всякой земной дороге, временами воображаю себя пришельцем из
далёкой
галактики и с первозданным удивлением разглядываю конструкции и модели,
называемые
здесь
то
деревом,
то
травой,
то
лютиком,
то
ромашкой,
то
подсолнухом, то берёзой.
(3) В каждой из этих моделей я готов увидеть великое чудо. (4) Но в чудеса я
не верю, и
тогда мне остаётся только одно: согласиться с воображаемыми космонавтами
из книги В.Н. Комарова и предположить, что здесь, в этих сложных зелёных
сооружениях, а вернее, в зелёных живых существах, действительно побывал
разум, а если по науке – природа, эволюция, жизнь.
-Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с
помощью
союза,
указательного
местоимения
и
однокоренного
слова.
Напишите номер этого предложения.