Автор: Зубко Ирина Владимировна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад №3"
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: Роль речи воспитателя в развитии речи дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Роль речи воспитателя в развитии речи дошкольника
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.»
Плутарх.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит овладение родным языком
как средством и способом общения.
Речь
ребенка
развивается
во
многом
в
результате
подражания
речи
окружающих.
Особое
значение
здесь
имеет
речь
воспитателя,
который
большую часть времени находится с детьми, поэтому она должна быть:
- правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного
языка,
- выдержана в определенном темпе, громкости,
- интонационно выразительной,
- правильно оформленной грамматически, связной, доступной для
понимания,
- с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Как правило, в последнее время заметна тенденция среди воспитателей
дошкольных учреждений не обращать внимание на недостатки своей речи,
так как в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не
на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать).
Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость,
невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность
произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства.
Какие же требования должен предъявить педагог к своей речи, с тем чтобы
предупредить появление аналогичных недостатков у своих воспитанников?
Требования к звуковой стороне речи
Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с
внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и
каждый звук в отдельности, т. е. у педагога с хорошей дикцией. Чаще всего
речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда
звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь
зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки,
невнятно произносятся согласные.
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения,
устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров,
правильно ставить ударения в словах.
В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это
достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря
правильному использованию интонационных средств выразительности: силы
голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии.
Литературные произведения, прочитанные или рассказанные воспитателем с
использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание,
почувствовать силу и красоту родного языка.
Монотонная речь педагога утомляет детей, снижает интерес к содержанию
текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, а затем и
совсем перестают слушать.
Речь воспитателя должна быть эмоциональной, интонационно
выраженной, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи так же
недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков.
Речь воспринимается лучше, в слегка замедленном темпе, и, наоборот,
ускоренный темп делает ее трудной для восприятия. Замедленную речь детям
легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст.
Однако, следует помнить, что при чтении художественных произведений
ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемым в
данный момент содержанием, являться средством художественной
выразительности.
Голос — это профессиональный инструмент воспитателя, и им
необходимо правильно пользоваться. Неверное использование голоса может
проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в
группе).
Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления
громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует,
несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при
этом темп речи.
Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и
укреплять специальными упражнениями.
Требования к связной речи и ее лексико-грамматическому оформлению
Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и
четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные
наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать
выводы.
Умение интересно, в доступной форме донести до детей то или иное
передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи
педагога.
Воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными для детей
словами, сложными оборотами, длинными фразами.
Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз,
поскольку при употреблении длинных, сложно построенных фраз детям
трудно установить связь между частями, и понять содержание речи.
Но следует не забывать - нельзя ограничиваться употреблением только
простых предложений. Необходимо шире использовать сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения.
Беседуя с детьми о проведенном мероприятии, празднике, прогулке,
занятии и т.д. необходимо выделять только главное, т. е. то, что относится к
данной теме, отодвигая все второстепенное и малозначащее. Многословие,
наслоение лишних фраз делают речь воспитателя трудной для восприятия
ребенка.
Доступность, понятность речи воспитателя достигается прежде всего
благодаря правильному и точному использованию слов. Словарный запас
русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают
слова, вышедшие из употребления.
В общении с детьми воспитателю необходимо использовать лексическое
богатство русского языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и
употреблять слова, доступные для понимания воспитанников.
Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его
речь, тем больше слов могут усвоить дети.
В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое
употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Ванечка,
возьми в ручку карандашик; Настенька, достань шапочку с полочки и т. п.),
засоренность лишними словами, словами-паразитами (э, так, ну, вот,
короче, типа, все такое и т.д.), неуместное использование звукоподража-
тельных слов (Где ав-ав?).
Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность,
ясность и выразительность речи воспитателя.
К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С
одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова,
доступные для их понимания, а с другой — постоянно вводить новые,
расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение.
В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно
подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен,
между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. При
рассказывании необходимо использовать синонимы, метафоры, эпитеты,
использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки),
фразеологические обороты, ведь это делает речь более выразительной,
разнообразной.
Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, уравновешенной,
вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем участникам
образовательного процесса – родителям и сотрудникам дошкольного
учреждения.
Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на
следующее:
1. Правильно произносить все звуки русского языка, стараться устранять
имеющиеся дефекты речи.
2. Иметь хорошую дикцию.
3. Использовать в своей речи литературное произношение, т. е.
придерживаться орфоэпических норм.
4. Стремиться правильно использовать интонационные средства
выразительности с учетом содержания высказывания.
5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа,
умеренной громкостью голоса.
6. Связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно
используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту
воспитанников).
7. Не допускать в разговоре с детьми и другими участниками
педагогического процесса повышенного тона, грубых выражений.
Развивающий потенциал речевой среды в дошкольном учреждении целиком
зависит от качества речи воспитателя. Владение образцовой речью – это
показатель профессиональной подготовленности любого педагога.
Список использованной литературы
1.
«Методика развития речи детей дошкольного возраста» Федоренко
Л.П.
,
Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1977г.
2.
«Методика развития речи детей» Бородич А.М., Москва,
«ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1974г.
3.
«Развитие речи детей дошкольного возраста» под редакцией Сохиной
Ф.А., Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1984г.