Автор: Бакиева Альбина Тагировна
Должность: учитель трудового обучения и ИЗО
Учебное заведение: Государственное казённое Серафимовское специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа
Населённый пункт: Туймазинский район, с.Серафимовский
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: " Обновленный ФГОС"
Раздел: среднее образование
Добрый день, уважаемые коллеги!
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (или - стандарты
3 поколения) утверждены 30 мая 2021 года.
С 1 сентября 2022 года начал действовать обновлённый ФГОС в каждой школе, а
обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022
году, будут учиться уже по обновленным ФГОС.
С 1 сентября работаем по старым учебникам, но по обновлённым стандартам!
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к
обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только
общие установки на формирование определённых компетенций. Предполагается,
что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по
каждой учебной дисциплине, что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и
что освоит.
Я остановлюсь на ключевых моментах.
Стандарты обеспечивают вариативность содержания ООП – закрепили три
способа, как этого достичь:
– сочетать
различные
учебные
единицы
–
предметы,
курсы,
модули;
– школа вправе вводить углубленное изучение предмета (если есть запросы от
родителей
и
учеников
и
необходимые
условия)
;
– разрабатывать ИУП (Школа может предлагать ИУП одаренным детям,
которые заняты спортивной, творческой и иной деятельностью вне школы, или,
наоборот, отстающим детям)
Вариативность
Новые
стандарты
НОО
требуют,
чтобы содержание ООП
НОО
было
вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться
на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках
одного уровня образования.
Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.
Первый – в структуре программ НОО
школа может предусмотреть учебные
предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного
изучения отдельных предметов.
Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные
учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами
учеников.
Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать
программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и
запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и
требования к предметным результатам.
ФГОС устанавливает вариативность сроков реализации образовательной
программы
•
Срок получения начального общего образования составляет не более 4 лет.
•
Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов при обучении по адаптированным
программам НОО, независимо от применяемых образовательных технологий, может
быть увеличен не более чем до 6 лет.
•
Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам освоения
программы НОО, срок получения образования может быть сокращен.
Оценка результатов освоения ООП
•
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в формах, определенных
в порядке, установленном Организацией.
•
Итоговой аттестации по уровню начального общего образования ФГОС НОО
не предусматривают.
•
Оценка личностных результатов освоения программы начального общего
образования не является предметом промежуточной аттестации.
•
Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне
НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Обновленный Фгос НОО не применяется для обучения обучающихся с ОВЗ и
обучающихся с умственной отсталостью(так как отсутствует ООП НОО Программа
коррекционной работы.
Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами
учебных модулей.
•
В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО
должен содержать:
•
рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной
деятельности, учебных модулей;
•
программу формирования УУД;
•
рабочую программу воспитания.
Рабочие
программы
учебных
предметов,
курсов
и
модулей
необходимо
формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом
планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать ЭОР.
Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для
рабочих программ внеурочной деятельности.
•
Произошли изменения в диапазоне часов для 5-дневной и 6-дневной учебных
недель.
Деление учеников на группы
Раньше таких норм ФГОС не устанавливал. Зафиксировали, что образовательную
деятельность можно организовать при помощи деления на группы. при этом
учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости,
образовательных потребностей и интересов, целей.
Это
позволит
учителям
реализовывать
дифференцированный
подход
(предусматривает
возможность
деления
на
группы,
но
все
зависит
от
финансирования!!!!)
Метапредметные и личностные результаты
Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они
конкретно
определяют требования
к
личностным
и
метапредметным
образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были
просто перечислены, то в новых
они описаны по группам
.
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
гражданско-патриотическое;
духовно-нравственное;
эстетическое;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия;
трудовое;
экологическое;
ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных
действий:
овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями
–
базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями –
общение, совместная деятельность;
овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями
–
самоорганизация, самоконтроль.
В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались
обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности.
Например,
один
из
критериев,
по
которому
нужно
будет
оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение
ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.
Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов
педагогам будет
проще
организовывать
на
уроках
систему
формирующего
оценивания. А заместителю директора – проконтролировать качество обучения.
Требования
к
метапредметным
результатам
сформулированы
в
категориях
системно-деятельностного подхода «Находить», «Выявлять», «Выбирать», (было
осуществлять ,формулировать, использовать)
Предметные результаты
1. Распределены по годам обучения и менять школа не может.
2. Определяют минимум содержания образования, изучение которого гарантирует
государство. («Ученик научится», и нет как в предыдущем ФГОМС «Ученик
получит возможность научиться», то что прописывали курсивом)
3.Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников
(сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому
подобное).
4. Формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение
знаний и конкретных умений.
5. Формулируются на основе документов стратегического планирования с учетом
ВПР, НИКО и т.д.
Требования к предметным результатам также сформулированы в категориях
системно-деятельностного
подхода
«осознавать,
владеть,
понимать,
использовать».
Информационно-образовательная среда
Согласно старым ФГОС у учеников в школьной библиотеке должен быть доступ к
информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов. Сейчас новые
ФГОС определяют, что доступ к информационно-образовательной среде должен
быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего
периода обучения.
Психолого-педагогические условия
В новых ФГОС требований к психолого-педагогическим условиям стало больше.
При этом акцент сделан на социально-психологической адаптации к школе. Также
описали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое
сопровождение участников образовательных отношений.
Повышение квалификации педагогов
Старые ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны
не реже чем раз в три года. Новые ФГОС эту норму исключили. В Законе об
образовании
по-прежнему
закреплено,
что
педагог
может проходить
дополнительное
профессиональное
образование
раз
в
три
года
и
обязан
систематически повышать квалификацию. Но указания, как часто он должен это
делать, теперь нет.
Резюме
Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания.
Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в
любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может
быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который
только перешёл из другой школы. Главным отличием новейших стандартов третьего
поколения становится их конкретизация и чёткость. Помимо реализации новых
ФГОС, образовательную систему ждут и другие обновления, так классы будут
оборудованы новейшей техникой.