Напоминание

" Обновленный ФГОС"


Автор: Бакиева Альбина Тагировна
Должность: учитель трудового обучения и ИЗО
Учебное заведение: Государственное казённое Серафимовское специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа
Населённый пункт: Туймазинский район, с.Серафимовский
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: " Обновленный ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Добрый день, уважаемые коллеги!

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (или - стандарты

3 поколения) утверждены 30 мая 2021 года.

С 1 сентября 2022 года начал действовать обновлённый ФГОС в каждой школе, а

обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022

году, будут учиться уже по обновленным ФГОС.

С 1 сентября работаем по старым учебникам, но по обновлённым стандартам!

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к

обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только

общие установки на формирование определённых компетенций. Предполагается,

что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по

каждой учебной дисциплине, что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и

что освоит.

Я остановлюсь на ключевых моментах.

Стандарты обеспечивают вариативность содержания ООП – закрепили три

способа, как этого достичь:

– сочетать

различные

учебные

единицы

предметы,

курсы,

модули;

– школа вправе вводить углубленное изучение предмета (если есть запросы от

родителей

и

учеников

и

необходимые

условия)

;

– разрабатывать ИУП (Школа может предлагать ИУП одаренным детям,

которые заняты спортивной, творческой и иной деятельностью вне школы, или,

наоборот, отстающим детям)

Вариативность

Новые

стандарты

НОО

требуют,

чтобы содержание ООП

НОО

было

вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться

на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках

одного уровня образования.

Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.

Первый – в структуре программ НОО

школа может предусмотреть учебные

предметы, учебные курсы и учебные модули.

Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного

изучения отдельных предметов.

Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные

учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами

учеников.

Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать

программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и

запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и

требования к предметным результатам.

ФГОС устанавливает вариативность сроков реализации образовательной

программы

Срок получения начального общего образования составляет не более 4 лет.

Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов при обучении по адаптированным

программам НОО, независимо от применяемых образовательных технологий, может

быть увеличен не более чем до 6 лет.

Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам освоения

программы НОО, срок получения образования может быть сокращен.

Оценка результатов освоения ООП

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в формах, определенных

в порядке, установленном Организацией.

Итоговой аттестации по уровню начального общего образования ФГОС НОО

не предусматривают.

Оценка личностных результатов освоения программы начального общего

образования не является предметом промежуточной аттестации.

Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне

НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования

экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Обновленный Фгос НОО не применяется для обучения обучающихся с ОВЗ и

обучающихся с умственной отсталостью(так как отсутствует ООП НОО Программа

коррекционной работы.

Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами

учебных модулей.

В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО

должен содержать:

рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной

деятельности, учебных модулей;

программу формирования УУД;

рабочую программу воспитания.

Рабочие

программы

учебных

предметов,

курсов

и

модулей

необходимо

формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом

планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать ЭОР.

Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для

рабочих программ внеурочной деятельности.

Произошли изменения в диапазоне часов для 5-дневной и 6-дневной учебных

недель.

Деление учеников на группы

Раньше таких норм ФГОС не устанавливал. Зафиксировали, что образовательную

деятельность можно организовать при помощи деления на группы. при этом

учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости,

образовательных потребностей и интересов, целей.

Это

позволит

учителям

реализовывать

дифференцированный

подход

(предусматривает

возможность

деления

на

группы,

но

все

зависит

от

финансирования!!!!)

Метапредметные и личностные результаты

Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они

конкретно

определяют требования

к

личностным

и

метапредметным

образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были

просто перечислены, то в новых

они описаны по группам

.

Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

гражданско-патриотическое;

духовно-нравственное;

эстетическое;

физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального

благополучия;

трудовое;

экологическое;

ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных

действий:

овладение

универсальными

учебными

познавательными

действиями

базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

овладение универсальными учебными коммуникативными действиями –

общение, совместная деятельность;

овладение

универсальными

учебными

регулятивными

действиями

самоорганизация, самоконтроль.

В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались

обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности.

Например,

один

из

критериев,

по

которому

нужно

будет

оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение

ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.

Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов

педагогам будет

проще

организовывать

на

уроках

систему

формирующего

оценивания. А заместителю директора – проконтролировать качество обучения.

Требования

к

метапредметным

результатам

сформулированы

в

категориях

системно-деятельностного подхода «Находить», «Выявлять», «Выбирать», (было

осуществлять ,формулировать, использовать)

Предметные результаты

1. Распределены по годам обучения и менять школа не может.

2. Определяют минимум содержания образования, изучение которого гарантирует

государство. («Ученик научится», и нет как в предыдущем ФГОМС «Ученик

получит возможность научиться», то что прописывали курсивом)

3.Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников

(сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому

подобное).

4. Формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение

знаний и конкретных умений.

5. Формулируются на основе документов стратегического планирования с учетом

ВПР, НИКО и т.д.

Требования к предметным результатам также сформулированы в категориях

системно-деятельностного

подхода

«осознавать,

владеть,

понимать,

использовать».

Информационно-образовательная среда

Согласно старым ФГОС у учеников в школьной библиотеке должен быть доступ к

информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов. Сейчас новые

ФГОС определяют, что доступ к информационно-образовательной среде должен

быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего

периода обучения.

Психолого-педагогические условия

В новых ФГОС требований к психолого-педагогическим условиям стало больше.

При этом акцент сделан на социально-психологической адаптации к школе. Также

описали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое

сопровождение участников образовательных отношений.

Повышение квалификации педагогов

Старые ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны

не реже чем раз в три года. Новые ФГОС эту норму исключили. В Законе об

образовании

по-прежнему

закреплено,

что

педагог

может проходить

дополнительное

профессиональное

образование

раз

в

три

года

и

обязан

систематически повышать квалификацию. Но указания, как часто он должен это

делать, теперь нет.

Резюме

Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания.

Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в

любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может

быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который

только перешёл из другой школы. Главным отличием новейших стандартов третьего

поколения становится их конкретизация и чёткость. Помимо реализации новых

ФГОС, образовательную систему ждут и другие обновления, так классы будут

оборудованы новейшей техникой.



В раздел образования